Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки обучающихся; нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку; перечень учебно-методического обеспечения.
Структура данной рабочей программы соответствует 1 виду «Положения о рабочей программе».
Общая характеристика учебного предмета.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку, 6 класс»
Аннотация к рабочей программе по русскому языку
Класс: 6
Уровень изучения учебного материала: базовый
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 (ред. от 01. 02. 2013г.) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
Закон РФ «Об образовании» от 29. 12. 2012г. № 273 - ФЗ: (статьи 7, 9, 32)
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях от 27.12. 2011 №2885
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
Приказ «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов общеобразовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования».
Приказ Минобразования России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования»
Учебный план МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» на 2015 – 2016 учебный год.
Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 06.10.2010 г.
Положение о рабочей программе МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» приказ № _______________2015г.
Учебник. Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.). – М.: Просвещение, 2010.
Количество часов для изучения: 204
Основные разделы (темы) содержания:
Русский язык – один из развитых языков мира
Повторение пройденного в 5 классе
Лексика и фразеология. Культура речи
Словообразование. Орфография. Культура речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол
Повторение и систематизация пройденного в 6 классе
Цель: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся.
Задачи:
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);
овладение нормами русского литературного языка;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Требования к уровню подготовки обучающихся за курс русского языка 6 класса.
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По развитию речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
Пояснительная записка
Статус документа.
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 (ред. от 01. 02. 2013г.) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
Закон РФ «Об образовании» от 29. 12. 2012г. № 273 - ФЗ: (статьи 7, 9, 32)
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях от 27.12. 2011 №2885
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
Приказ «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов общеобразовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования».
Приказ Минобразования России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования»
Учебный план МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» на 2015 – 2016 учебный год.
Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 06.10.2010 г.
Положение о рабочей программе МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» приказ № _______________2015г.
Структура документа.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки обучающихся; нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку; перечень учебно-методического обеспечения.
Структура данной рабочей программы соответствует 1 виду «Положения о рабочей программе».
Общая характеристика учебного предмета.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VI классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VI класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Основная цель программы: учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно – практическую направленность, т.е. даёт обучающимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.
Общепредметными задачами работы по русскому языку являются:
обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
развитие их логического мышления;
воспитание учащихся средствами данного предмета.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (БУП-2004) предусматривает на изучение русского (родного) языка в 6 классе – 204 часа, из расчета 6 часов в неделю. Авторская программа основного общего образования по русскому языку М. Баранова, Т. Ладыженской (составители учебника русского языка для 6 класса), Москва «Просвещение», 2006г. рассчитана на 5часов в неделю, 170 часов в год. Данного количества недостаточно для успешного освоения учебного материала. В Рабочей программе добавлено 3ч из регионального компонента. Увеличено количество часов на изучение отдельных (проблемных) тем, на развитие речи обучающихся, на повторение в конце года, чтобы активизировать изученный в течение года материал.
Структура курса русского языка в 6 классе
Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности, преемственности и перспективности между различнымиразделами курса. Уроки систематизированы с учётом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в предыдущем классе.
Рабочая программа содержит:
- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики, морфемики, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении;
- сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий, пунктуационных правил. Материал в программе построен с учетом возрастных возможностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем русского языка проводится в 2 этапа. Так, темы «Лексика», «Словообразование», «Глагол» даются в 5, 6 классах, сведения по стилистике и речеведению – в 5 и 9 классах. Продолжается работа по культуре речи.
В рабочей программе для 6 класса предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Эти уроки дают учителю большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.
Значительное место в программе отводится повторению изученного материала в начале и конце года, что призвано способствовать прочному усвоению материала. С этой же целью каждая тема завершается повторением пройденного.
В рабочей программе специально выделены часы на развитие речи. Основные направления работы по русскому языку в 6 классе:
- Организация работы по овладению обучающимися прочными и осознанными знаниями. - Усвоение теоретических сведений.
- Осуществление практической деятельности учащихся на уроках при проведении фонетического разбора, морфологического, синтаксического и других видов работы.
- Формирование навыков грамотного письма(через понимание и запоминание правил, иллюстрацию их своими примерами.
- Контроль за классными и домашними заданиями(особенно слабоуспевающих учащихся).
- Развитие логического мышления и речи учащихся.
- Овладение нормами литературного языка.
- Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи.
- Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
- Предупреждение и устранение различных речевых ошибок.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русской язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Требования к уровню подготовки обучающихся
по русскому языку за курс 6 класса.
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По развитию речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Русский язык - один из развитых языков мира.
Повторение пройденного в 5 классе.
Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
Лексика и фразеология. Культура речи .
I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологическими словарями.
III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.
Словообразование. Орфография. Культура речи.
I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в-' корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное .
I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.
Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
III. Различные сферы употребления устной публичной речи.
Имя прилагательное .
I. Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Имя числительное .
I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).
III. Публичное выступление - призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимениею)
I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква и в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.
III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Глагол .
I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 6 классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).
II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
Повторение и систематизация пройденного в 6 классе . Сочинение на выбранную тему.
Учебно – тематический план
№
п/п
Тема
Количество часов
Программа под ред. Баранова, Ладыженской
Рабочая программа
Развитие речи
Контр. дикт.
Проверочные работы
1
Русский язык – один из развитых языков мира
1
1
2
Повторение пройденного в 5 классе
10
14/2
2
1
3
Лексика и фразеология. Культура речи
13
12/3
3
1
4
Словообразование. Орфография. Культура речи
28
24/4
4
1
5
Имя существительное
21
21/3
3
1
6
Имя прилагательное
21
23/3
3
1
1
7
Имя числительное
14
16/3
3
1
8
Местоимение
22
21/5
5
1
9
Глагол
30
27/6
6
1
1
10
Повторение и систематизация пройденного в 6 классе
Р.р. Сочинение на тему «Памятный день летних каникул».
1
9
Словосочетание.
1
10
Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения.
1
11
Сложное предложение. Запятые в сложном предложение.
1
12
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.
1
13
Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.
1
14
Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.
1
15
Входная контрольная работа №1 «теме «Повторение пройденного в 5 классе».
1
16
Анализ входной контрольной работы.
1
17
Р.р. Текст. Официально-деловой стиль. Его языковые особенности.
1
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ.
КУЛЬТУРА РЕЧИ.
12
3
18
Повторение изученного в 5 классе.
1
19
Р.р. Собирание материалов к сочинению по картине А.М. Герасимова «После дождя».
1
20
Общеупотребительные слова. Профессионализмы.
1
21
Диалектизмы.
1
22
Р.р. Сжатое изложение по упр. 75.
1
23
Жаргонизмы.
1
24
Эмоционально окрашенные слова.
1
25
Устаревшие слова.
1
26
Новые слова (неологизмы).
1
27
Исконно русские и заимствованные слова.
1
28
Фразеологизмы.
1
29
Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
1
30
Р.р. Работа со словарями.
1
31
Повторение по теме «Лексика и фразеология».
1
32
Проверочная работа №1 по теме «Лексика. Фразеология».
1
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.
24
4
33
Повторение изученного в 5 классе.
1
34
Повторение изученного в 5 классе.
1
35
Р.р. Описание помещения.
1
36
Основные способы образования слов в русском языке.
1
37
Основные способы образования слов в русском языке.
1
38
Этимология слов. Этимологические словари.
1
39
P.p. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.
1
40
P.p. Сочинение-описание помещения по упр. 136.
1
41
Буквы о и а в корне -кос-, - кас-.
1
42
Буквы о и а в корне -кос-, - кас-.
1
43
Буквы о и а в корне -гор-, -гар-.
1
44
Буквы о и а в корне –гор- - -гар-.
1
45
Обобщение по теме «Корни с чередованием».
1
46
Контрольный диктант №2 по теме «Корни с чередованием».
1
47
Анализ контрольного диктанта.
1
48
Буквы ы и и после приставок.
1
49
Гласные в приставках пре- и при-.
1
50
Гласные в приставках пре- и при-.
1
51
Гласные в приставках пре- и при-.
1
52
Соединительные о и е в сложных словах.
1
53
Сложносокращенные слова.
1
54
Сложносокращенные слова.
1
55
Р.р. Контрольное сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро» (упр.177).
1
56
Морфемный и словообразовательный разбор слова.
1
57
Морфемный и словообразовательный разбор слова.
1
58
Обобщающее повторение по теме «Словообразование».
1
59
Обобщающее повторение по теме «Словообразование».
1
60
Проверочная работа №2 по теме «Словообразование. Орфография».
1
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
21
3
61
Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное».
1
62
Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное».
1
63
Разносклоняемые имена существительные.
1
64
Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя.
1
65
Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя.
1
66
Несклоняемые имена существительные.
1
67
Несклоняемые имена существительные.
1
68
Род несклоняемых имен существительных.
1
69
Род несклоняемых имен существительных.
1
70
Имена существительные общего рода.
1
71
Морфологический разбор имени существительного.
1
72
Р.р. Сочинение по картине А.М. Герасимова «После дождя».
1
73
Не с существительными.
1
74
Не с существительными.
1
75
Буквы ч и щ в суффиксах –чик (-щик).
1
76
Буквы ч и щ в суффиксах –чик (-щик).
1
77
Гласные в суффиксах существительных -ек, -ик.
1
78
Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.
1
79
Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.
1
80
Повторение изученного по теме «Имя существительное».
1
81
Контрольный диктант №3 по теме «Имя существительное».
1
82
Анализ контрольного диктанта.
1
83
Р. р. Устная публичная речь.
1
84
P.p. Сферы употребления устной публичной речи.
1
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
23
3
85
Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное».
1
86
Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное».
1
87
Р.р. Описание природы.
1
88
Степени сравнения имен прилагательных.
1
89
Степени сравнения имен прилагательных.
1
90
Степени сравнения имен прилагательных.
1
91
Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные.
1
92
Относительные прилагательные.
1
93
Р.р. Выборочное изложение по повести А.С. Пушкина «Дубровский».
1
94
Притяжательные прилагательные.
1
95
Морфологический разбор имен прилагательных.
1
96
Проверочная работа №3 по теме «Разряды имен прилагательных по значению».
1
97
Не с прилагательными.
1
98
Не с прилагательными.
1
99
Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.
1
100
P.p. Устное сочинение по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер» (упр. 315)
1
101
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.
1
102
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.
1
103
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.
1
104
Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-.
1
105
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
1
106
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
1
107
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
1
108
Повторение по теме «Имя прилагательное».
1
109
Контрольный диктант №4 по теме «Имя прилагательное».
1
110
Анализ контрольного диктанта.
1
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.
16
3
111
Имя существительное как часть речи.
1
112
Имя существительное как часть речи.
1
113
Простые и составные числительные.
1
114
Мягкий знак на конце и в середине числительных.
1
115
Разряды количественных числительных.
1
116
Числительные, обозначающие целые числа.
1
117
Числительные, обозначающие целые числа.
1
118
Р.р. Подготовка к выборочному изложению по повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
1
119
Р.р. Контрольное выборочное изложение по повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
1
120
Дробные числительные.
1
121
Собирательные числительные.
1
122
Порядковые числительные.
1
123
Порядковые числительные.
1
124
Морфологический разбор имени числительного.
1
125
Склонение имен числительных.
1
126
Повторение изученного по теме «Имя числительное».
1
127
Контрольный диктант №5 по теме «Имя числительное».
1
128
Анализ контрольного диктанта.
1
129
Р.р.Публичное выступление на тему «Берегите природу!»
1
МЕСТОИМЕНИЕ.
21
5
130
Местоимение как часть речи.
1
131
Личные местоимения.
1
132
Личные местоимения.
1
133
Возвратное местоимение себя.
1
134
Р.р. Рассказ по сюжетным картинкам на тему «Как я однажды помогал маме».
1
135
Вопросительные местоимения.
1
136
Относительные местоимения.
1
137
Неопределенные местоимения.
1
138
Неопределенные местоимения.
1
139
Отрицательные местоимения.
1
140
Отрицательные местоимения.
1
141
Притяжательные местоимения.
1
141
Притяжательные местоимения.
1
143
Р.р. Рассуждение.
1
144
Р.р. Сочинение-рассуждение по упр. 436.
1
145
Указательные местоимения.
1
146
Указательные местоимения.
1
147
Определительные местоимения.
1
148
Определительные местоимения.
1
149
Морфологический разбор местоимения.
1
150
Повторение по теме «Местоимение».
1
151
Обобщающее повторение по теме «Местоимение».
1
152
Контрольный диктант №6 по теме «Местоимение».
1
153
Анализ контрольного диктанта.
1
154
P. p. Подготовка к сочинению.
1
155
P.p. Контрольное сочинение по картине Е. В. Сыромятниковой «Первые зрители» (упр. 450)
1
ГЛАГОЛ.
27
6
156
Повторение изученного в 5 классе по теме «Глагол».
1
157
Повторение изученного в 5 классе по теме «Глагол».
1
158
Р.р. Сочинение-рассказ на тему «Стёпа дрова колет».
1
159
Разноспрягаемые глаголы.
1
160
Разноспрягаемые глаголы.
1
161
Глаголы переходные и непереходные.
1
162
Глаголы переходные и непереходные.
1
163
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.
1
164
Изъявительное наклонение.
1
165
Р.р. Контрольное изложение «Витькина гайка».
1
166
Условное наклонение.
1
167
Условное наклонение.
1
168
Повелительное наклонение.
1
169
Повелительное наклонение.
1
170
Повелительное наклонение.
1
171
Р.р. Составление рассказа по рисункам.
1
172
Употребление наклонений.
1
173
Употребление наклонений.
1
174
Безличные глаголы.
1
175
Безличные глаголы.
1
176
Безличные глаголы.
1
177
Морфологический разбор глагола.
1
178
Проверочная работа №4 по теме «Наклонения глаголов».
1
179
Р.р. Рассказ на основе услышанного.
1
180
Р.р. Сочинение на тему «Когда моя мама (сестра, бабушка) начинала работать (училась в школе, отдыхала…)
1
181
Правописание гласных в суффиксах глагола.
1
182
Правописание гласных в суффиксах глагола.
1
183
Правописание гласных в суффиксах глагола.
1
184
Р.р. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев.
1
185
Повторение изученного по теме «Глагол».
1
186
Повторение изученного по теме «Глагол».
1
187
Контрольный диктант №7 по теме «Глагол».
1
188
Анализ контрольного диктанта.
1
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 6 КЛАССЕ.
14
2
189
Разделы науки о языке.
1
190
Орфография. Орфографический разбор.
1
191
Орфография. Орфографический разбор.
1
192
Пунктуация. Пунктуационный разбор.
1
193
Итоговый контрольный диктант.
1
194
Анализ диктанта.
1
195
Р.р. Подготовка к сочинению «Почему весна – лучшее время года».
1
196
Р.р. Сочинение «Почему весна – лучшее время года»
1
197
Лексика и фразеология.
1
198
Словообразование.
1
199
Морфемный и словообразовательный разбор.
1
200
Морфология. Морфологический разбор слова.
1
201
Морфология. Морфологический разбор слова.
1
201
Синтаксис. Синтаксический разбор слова.
1
203
Проверочная работа №5 по теме «Повторение изученного в 6 классе».
1
204
Анализ проверочной работы.
1
Учебно – методическое обеспечение
Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. Авторы программы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2008.
Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.). – М.: Просвещение, 2008.
Т.В. Шклярова Планы грамматических разборов. М.: Грамотей, 2007.
Диктанты и изложения для учащихся 5 – 8 классов / сост. Л.Н. Ситникова. – Волгоград : Учитель, 2009.
Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.А. Тростенцова, А.И. Запорожец./ - М.: Просвещение, 2010.
Научно-методический журнал «Русский язык в школе» и др.
Комплект таблиц по русскому языку.
Образовательные электронные ресурсы:
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp
Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/
Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/
Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/
Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/
Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/
Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/
Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm
Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2
Критерии оценивания
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка "3"ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка "2"ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
2. Оценка диктантов
Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объём диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110 слов, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 класса – 150-170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).
К о н т р о л ь н ы й с л о в а р н ы й д и к т а н т проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25, для 7 класса – 25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков.
И т о г о в ы е д и к т а н т ы, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для к о н т р о л ь н ы х д и к т а н т о в следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные, они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе – 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 6 классе – 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограмм, в 7 классе – 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе – 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).
В диктантах должно быть: в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо работает), "дулпо" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной, как; ничто иное не, не что иное,как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.
Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне одно-коренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (однокоренное) слово или его форму (вода - воды, плоты - плот, грустный - грустить, резкий - резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
П р и м е ч а н и е. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.
Диктант оценивается одной отметкой.
О т м е т к а "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.
О т м е т к а "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.
О т м е т к а "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок.
О т м е т к а "2"выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1" .
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.
О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
О т м е т к а "1" ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.
При оценке контрольного с л о в а р н о г о диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
О т м е т к а "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок.
О т м е т к а "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.
О т м е т к а "3"ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
О т м е т к а "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1".
Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта
1. Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.
К неверным написаниям относятся:
описка (искажение звукобуквенного состава слова: чапля вместо цапля);
ошибка на правило, не изучаемое в школе;
ошибка в переносе слова;
ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);
ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.
2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая). К негрубым орфографическим относятся ошибки:
• в исключениях из правил;
в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;
в написании ы и и после приставок;
в случаях трудного различения не и ни;
в собственных именах нерусского происхождения.
К негрубым пунктуационным относятся ошибки:
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).
При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. пол-ошибки.
3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.
Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: выращенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая - как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.
Критерии оценки сочинений и изложений
Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
умение раскрывать тему;
умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
соблюдение языковых норм и правил правописания.
Требования к объему изложений и сочинений представлены в таблице.
Класс
Объем текста
Подробное изложение (слова)
Классное сочинение (страницы)
5
100 - 150
0,5 – 1,0
6
150 - 200
1,0 – 1,5
7
200 - 250
1,5 – 2,0
8
250 - 300
2,0 – 3,0
9
350 - 450
3,0 – 4,0
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда работа проверяет знания учащихся по литературе.
Критерии оценивания сочинений и изложений представлены в таблице.
Содержание
Речевое оформление
Грамотность
— соответствие содержания работы заявленной теме;
— полнота раскрытия темы;
— наличие фактических ошибок; — последовательность изложения
— разнообразие лексики и грамматического строя речи; — стилевое единство и выразительность речи;
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними.
4. Лексика крайне бедна, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.
5. Нарушено стилевое единство текста.
6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;
8 и более пунктуационных ошибок независимо от количества орфографических. Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставится только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктанта для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления.
Первая и вторая работа, как классная , так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Выведение итоговых отметок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом "2" и «1» с учетом работы над ошибками.