kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая  программа по русскому языку разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 года, Примерной программы основного общего образования, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./ Автор-составитель Т.А.Ладыженская.- М.:         « Просвещение», 2010 г.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы»



КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25



УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от «28» августа 2015 года протокол № 1

Председатель________Микляев А.А.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




По русскому языку

Уровень образования (класс) основное общее образование, 5- 9 классы

Количество часов 782

Учитель Мнацаканян Диана Имрановна


Программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 года, Примерной программы основного общего образования, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./ Автор-составитель Т.А.Ладыженская.- М.: « Просвещение», 2010 г.




  1. Пояснительная записка



Данная рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 года, Примерной программы основного общего образования, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./ Автор-составитель Т.А.Ладыженская.- М.: « Просвещение», 2010 г.

В настоящую программу внесены изменения: изменено распределение количества часов на изучаемые разделы в соответствии с учебным планом образовательного учреждения.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.


  1. Общая характеристика учебного предмета


Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Метапредметныеобразовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.


Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку:

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.



ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС V КЛАССА

I. Учащиеся должны знать определения основных изучае­мых в V классе языковых явлений, речеведческих понятий, ор­фографических и пунктуационных правил, обосновывать свои от­веты и приводить нужные примеры.

II. К концу V класса учащиеся должны о в л а д е т ь следую­щими умениямиинавыками:

разбирать слова фонетически, по составу и морфологиче­ски, а предложения (с двумя главными членами) — синтаксиче­ски. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

разъяснять значения известных слов и правильно упо­треблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми сло­варями;

соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

Поорфографии. Находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправ­лять их.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в V классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

Посвязнойречи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, живот­ных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать от­дельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по кар­тине.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материа­лом).

Правильно в смысловом и стилистическом отношении исполь­зовать языковые средства в текстах разного содержания.

Грамотно пользоваться известными лексическими и грамма­тическими средствами в устной и письменной речи.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материа­лом).

Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфем­ными и толковыми словарями.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

В результате изучения русского языка в 6классе ученик должен:

Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в VI классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу VI класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

– производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в VI классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

– с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

– соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии.

Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе.

По пунктуации.

Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи.

Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.


Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

В результате изучения русского языка в 7 классе ученик должен:

знать/понимать:

- определения изученных в 7 классе основных языковых единиц, речеведческих понятий;

- орфографические, пунктуационные правила;

уметь:

Речевая деятельность:

аудирование:

  • адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

  • выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;

  • составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ (устный или письменный);

  • обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания.

чтение:

  • дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста;

  • выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию;

  • находить в тексте ключевые слова и объяснять их значение;

  • проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова, обозначать орфограммы);

  • оставлять тезисный план исходного текста;

  • владеть ознакомительным, изучающим, просмотровым видами чтения;

  • прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передать авторское отношение к предмету речи при чтении вслух.

говорение:

  • сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные средства языка;

  • создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности , выразительности речи;

  • строить небольшое по объему устное высказывание на основе плана;

  • формулировать выводы по итогам урока;

  • размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания;

  • уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении.

письмо:

  • сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные и языковые речевые средства;

  • создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;

  • соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского языка;

  • писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы дискуссионного характера;

  • уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова, фразеологизмы в связном тексте;

  • использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании работы;

  • редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной и грамматической синонимии.

текст:

  • анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи;

  • рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению текста;

  • устанавливать в текст е ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с типовым значением;

  • определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов.

Фонетика и орфоэпия:

  • проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;

  • правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;

  • анализировать собственную речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

Морфемика и словообразование:

  • по типичным суффиксам и окончанию определять части речи и их формы;

  • объяснять значение слова, опираясь на словообразовательный анализ и морфемы;

  • определять способы образования различных частей речи;

  • анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;

  • составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов;

  • с помощью этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова.

Лексикология и фразеология:

  • пользоваться разными способами толкования лексического значения слова

  • употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;

  • толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;

  • пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов,эпитетов и др.);

  • использовать синонимы как средство связи в предложении в тексте;


Морфология:

  • различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и производить морфологический разбор всех частей речи;

  • уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

  • использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа произведения.

Орфография:

  • владеть правильными способами применения орфографических правил;

  • учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе орфограммы.

Синтаксис и пунктуация:

  • составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания из предложения по схеме;

  • анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи)

  • определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;

  • правильно применять изученные пунктуационные правила;

  • устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные условные обозначения;

  • строить пунктуационные схемы предложений;

  • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования

В 7 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.


Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 8 класса:

Учащиеся должны знать, понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий.

К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

• производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;

• составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложнённые однородными и обособленными членами, вводными словами и предложениями, обращениями;

• пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

• соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации:

• находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания;

• обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;

•ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях.

•ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.

По орфографии:

• находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор;

• правильно писать слова с изученными орфограммами;

• правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи:

• определять тип и стиль текста;

• подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников;

• писать сочинения - описания;

• сочинения – рассуждения на морально – этические темы ;

• совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем;

• находить и исправлять различные языковые ошибки;

• уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.


Требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по русскому языку

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать и понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peчевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

речевая деятельность ,аудирование:

  • фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

  • формулировать вопросы по содержанию текста;

- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
чтение:

  • понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим органи­зовывать процесс чтения;

  • составлять конспект прочитанного текста;

  • оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

  • прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

говорение:

  • создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

  • владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, после­довательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;

письмо:

  • владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактическо­го материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, пра­вильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тек­сте, владение нормами правописания);

  • писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя компо­зиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

  • вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повество­вание);

  • писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

  • составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);

текст:

- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений,
строение текста);

Фонетика и орфоэпия:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

Морфология и словообразование:

  • владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образова­ния к морфемной структуре;

  • пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологиче­ских словарей;

  • опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и оп­ределении грамматических признаков слов;

Лексикология и фразеология:

- разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики, пользоваться разными видами толковых словарей;

  • правильно использовать термины в текстах научного стиля;

  • оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;

  • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

Морфология:

  • распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

  • правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

  • определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

  • опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

Орфография:

  • применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;

  • пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

  • проводить орфографический анализ текста;

Синтаксис и пунктуация:

  • различать изученные виды простых и сложных предложений;

  • интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

  • составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;

  • уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

  • правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;

  • проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

  • устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;

  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

  • применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические о" значения;

  • строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

  • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

  • проводить пунктуационный анализ текста;

  • аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

С целью увеличения эффективности обучения школьников в 5 – 9 классе необходимо соблюдать следующие рекомендации.

  1. Сокращать разрыв между изучением теории и практикой в обучении русскому языку.

  2. Формировать системные представления учащихся о языковых явлениях и их многофункциональности.

  3. Добиваться овладения учащимися основными функциональными стилями, типами и формами речи, необходимыми для коммуникации в современном мире.

  4. Обучать свёртыванию и развёртыванию информации небольшого объёма (конспектированию, реферированию, составлению планов и отзывов, подготовке докладов и пр.).

  5. Решать проблему повышения уровня орфографической грамотности на основе таких разделов русского языка, как морфемика, словообразование и лексика.

  6. Формировать умение распознавать разнообразные синтаксические структуры в живой речи, прежде всего в тексте, и применять полученные знания в продуктивной речевой деятельности.

Основная цель изучения русского языка – эффективная подготовка учащихся к ОГЭ.


  1. Описание места учебного предмета в учебном плане


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объеме 714 часов. В том числе: в V классе – 204 ч.( 6 ч. – в неделю), в VI классе – 170 ч. ( 5 ч – в неделю), в VII – 170 час (5 ч. в неделю), в VШ классе – 102 ч.(3ч в неделю), в IХ классе –68 ч. ( 2 ч)


Класс

Авторская программа

Рабочая программа

5 класс

204 ч

204 ч

6 класс

170 ч

204 ч

7 класс

170 ч

170 ч

8 класс

102 ч

102 ч

9 класс

68 ч

102 ч


Такое распределение учебных часов направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

-воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

-совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Эти цели обусловливают следующиезадачи:

- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности, обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

-развивать речь учащихся, обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи;

-формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации общения;

-формировать умение анализировать и составлять тексты разных стилей и жанров.

В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, оценивание и классификация),

  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку).



  1. Содержание учебного предмета


V класс (204 ч)

Язык — важнейшее средство общения

(2 ч + 1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В I—IV КЛАССАХ

(17 ч + 3 ч)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах.
Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и соглас-
ных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих.
Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существитель­ных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание глас­ных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); пра­вописание гласных в личных окончаниях наиболее употребитель­ных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственно­го числа глаголов. Правописание -тсяи -ться; раздельное напи­сание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II. Текст. Тема текста. Стили.



СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(29 ч + 7 ч)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочета­ние, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слово в словосоче­тании.

Предложение. Простое предложение; виды простых пред­ложений по цели высказывания: повествовательные, вопроси­тельные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предло­жения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными члена­ми, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед одно­родными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении.

Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматиче­ских основ как признак сложного предложения. Сложные пред­ложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предло­жении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препина­ния при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологиче-
ская. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как
одна из разновидностей текста.



ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

(15 ч + 3 ч)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в сло­ве. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие соглас­ные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова.

Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости со­гласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных слова­рях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), от-
бор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата вы-
сказывания.

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(8 ч + 2 ч)

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и одно­значные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов
и др. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

III. Создание текста на основе исходного (подробное изложе-
ние), членение его на части. Описание изображенного на карти-
не с использованием необходимых языковых средств.

МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(22 ч + 4 ч)

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как мини мальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование глас­ных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов: Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с
на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а
в корнях -лож лаг-, -рос раст-. Буквы е w о после шипя-
щих в корне. Буквы ы и ипосле ц.

Умение употреблять слова с разными приставками и суффикса­ми. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структу-
ра и разновидности.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ



Самостоятельные и служебные части речи

(1 ч)

Место причастия, деепричастия, категории состояния в систе­ме частей речи.

Имя существительное

(20 ч + 4 ч)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторе­ние). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площа­дей, в названиях исторических событий. Большая буква в назва­ниях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих на­званий кавычками. Род существительных. Три склонения имен су­ществительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов.

Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существи­тельных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

П. Умение согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными, род которых может быть определен не­верно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного падежей множественного числа (чулок, мест и т. д.).

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданных повторе­ний одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное

(12 ч + 4 ч)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные.

Правописание гласных в надежных окончаниях прила­гательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и чис­лам, а кратких — по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для бо­лее точного выражения мысли и для устранения неоправданных повто­рений одних и тех же слов

III. Описание животного. Структура текста данного жанра.
Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол

(36 ч + 6 ч)

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти(-тись), -чь(-чься). Правописание -тьсяи -чь (-чься) в не­определенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и ив корнях глаго-
лов -бер бир-, -дер дир-, -мер- мир-, -пер -пир-,

-тер тир-, -стел - стил-. Правописание не с глаголами.

Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произноше­нии которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; нача­ла, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собира­тельным существительным. Умение употреблять при глаголах имена су­ществительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со зна­чением высказывания, перемещения, нахождения) для более точно­го выражения мысли, для устранения неоправданного повторения слов.

III. Понятие о рассказе, особенностях его структуры и стиля. Не-
выдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО

В V КЛАССЕ

(6 ч + 2 ч)


VI КЛАСС (170 ч)

Русский язык — один из развитых языков мира

(1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V КЛАССЕ

(8 ч + 2 ч)

Деление текста на части; официально-деловой стиль, его язы­ковые особенности.

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(10 ч + 3 ч)

  1. Повторение пройденного по лексике в V классе.

Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотре­бительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргониз­мы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устарев­шие слова. Неологизмы.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеоло­гизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологиз­мы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

  1. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заим­ствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или про­фессиональным словам.

Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.

III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие мате-
риалы. Сжатый пересказ исходного текста.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(24 ч + 4 ч)

I. Повторение пройденного по морфемике в V классе.

Основные способы образования слов в русском языке: с по­мощью морфем (морфологический) — приставочный, суффик­сальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново-и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббре­виация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Эти­мологические словари.

Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -гор

-гар-, -кос кас-. Правописание гласных в приставках пре- и

при-, буквы ы и ипосле приставок на согласные. Правописание соединительных гласных owe.

II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.

III. Описание помещения, структура этого текста, языковые
особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный
план. Выборочный пересказ исходного текста.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Имя существительное

(18 ч + 3 ч)

  1. Повторение сведений об имени существительном, получен­ных в V классе.

Склонение существительных на -мя. Несклоняемые сущест­вительные. Текстообразующая роль существительных. Словооб­разование имен существительных.

Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик, буквы окепосле шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

  1. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей су­ществительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые су­ществительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме про­шедшего времени с существительными общего рода (например, бело­ручка, сирота и др.).

Умение определять значения суффиксов имен существительных (уве­личительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).

III. Различные сферы употребления устной публичной речи.

Имя прилагательное

(18 ч + 3 ч)

I. Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе.

Качественные, относительные и притяжательные прилага­тельные. Степени сравнения прилагательных; образование сте­пеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.

Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и со­гласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.

Публичное выступление о произведении народного промысла.


Имя числительное

(12 ч + 2 ч)

  1. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количествен­ные и порядковые. Числительные простые и составные. Тексто­образующая роль числительных.

Склонение количественных числительных. Правописание глас­ных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце чис­лительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

  1. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правиль­но употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.

Умение выражать приблизительное количество с помощью сочета­ния количественного числительного и существительного (например, ми­нут пять, километров десять).

III. Публичное выступление — призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

Местоимение

(19 ч + 3 ч)

I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль место­имений в предложении. Разряды местоимений. Склонение место­имений. Текстообразующая роль местоимений.

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных место­имениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после пристав­ки кое-.

Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.

III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.

Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.

Глагол

(24 ч + 6 ч)

  1. Повторение пройденного о глаголе в V классе.

Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, услов­ное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы нивглаго­лах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словооб­разование глаголов.

Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).

  1. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.

III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые
особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.


ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО

В VI КЛАССЕ

(8 ч + 2 ч)

Сочинение на выбранную тему.


VII КЛАСС (170 ч)

Русский язык как развивающееся явление

(1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI КЛАССАХ

(12 ч-2 ч)

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.


МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ


Причастие

(25 ч + 6 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причас­тия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страда­тельные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в па­дежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах дей­ствительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.

III. Описание внешности человека: структура текста, языко-
вые особенности (в том числе специальные «портретные» слова).
Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.


Деепричастие

(10 ч + 2 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричас­тия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Тексто­образующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совер­шенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

П. Умение правильно строить предложение с деепричастным обо­ротом.

III. Рассказ по картине.

Наречие

(28 ч + 6 ч)

I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание не с наречиями на -о и -е; не-и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на и -е.

Буквы окепосле шипящих на конце наречий. Суффиксы и на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипя­щих на конце наречий.

II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния

(4 ч + 2 ч)

I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наре­чий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

П. Выборочное изложение текста с описанием состояния че­ловека или природы.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)

Предлог

(11 ч + 2 ч)

  1. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предло­ги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

  1. Умение правильно употреблять предлоги ви на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рас-
сказ на основе увиденного на картине.

Наречие

(28 ч + 6 ч)

I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.


Союз

(16 ч + 2 ч)

  1. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соеди­нительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; упо­требление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частица­ми и союза также от наречия так с частицей же,

  1. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица

(18 ч + 4 ч)

I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль
частиц в предложении. Формообразующие и смысловые части-
цы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

III. Рассказ по данному сюжету.


Междометие. Звукоподражательные слова

(4 ч)

  1. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междо­метий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междоме­тий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

  1. Умение выразительно читать предложения с междометиями.


ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ

(12 ч + 2 ч)

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.



VIII КЛАСС (102 ч)

Функции русского языка в современном мире

(1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VII КЛАССАХ

(6 ч + 2 ч)

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Словосочетание

(2 ч)

  1. Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примы­кание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

  2. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при со­гласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.


Простое предложение

(3 ч + 1 ч)

  1. Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

  1. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

III. Описание архитектурных памятников как вид текста;
структура текста, его языковые особенности.


Простые двусоставные предложения

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(6 ч + 2 ч)

I. Повторение пройденного о подлежащем.

Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выраже­ния подлежащего и сказуемого.

III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(6 ч + 2 ч)

  1. Повторение изученного о второстепенных членах предло­жения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несо­гласованное определение. Приложение как разновидность опре­деления; знаки препинания при приложении. Виды обстоя­тельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

  1. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

III. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Простые односоставные предложения

(9 ч + 2 ч)

  1. Группы односоставных предложений. Односоставные пред­ложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не­определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

  1. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предло­жениями как синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

III. Рассказ на свободную тему.

Неполные предложения

(2 ч)

Понятие о неполных предложениях.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения

(12 ч + 2 ч)

I. Повторение изученного об однородных членах предложе­ния. Однородные члены предложения, связанные союзами (соеди­нительными, противительными, разделительными) и интона­-цией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однород­ных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однород­ных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предло­жениях.

Вариативность постановки знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с
обобщающими словами при однородных членах.

III. Рассуждение на основе литературного произведения
(в том числе дискуссионного характера).

Обращения, вводные слова и междометия

(9 ч + 2 ч)

  1. Повторение изученного об обращении.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препи­нания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Вы­делительные знаки препинания при вводных словах и пред­ложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препи­нания.

Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междо­метий.

  1. Умение интонационно правильно произносить предложения с об­ращениями, вводными словами и вводными предложениями, междоме­тиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными слова­ми; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

III. Публичное выступление на общественно значимую тему.

Обособленные члены предложения

(18 ч + 2 ч)

  1. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточ­нение как вид обособленного члена предложения. Выделитель­ные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточ­няющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложе­ния, их текстообразующая роль.

  1. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предло­жения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

  2. Характеристика человека как вид текста; строение дан-
    ного текста, его языковые особенности.


Прямая и косвенная речь

(6 ч + 1 ч)

  1. Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выдели­тельные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Кос­венная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

  1. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заме­нять прямую речь косвенной.

III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VIII КЛАССЕ

(5 ч + 1 ч)

Сочинение повествовательного характера с элементами опи­сания (рассуждения).




IX КЛАСС (68 ч)


Международное значение русского языка

(1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VIII КЛАССАХ

(5 ч + 2 ч)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Сложные предложения

(1 ч)

СОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (6 ч)

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(3 ч + 2 ч)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Слож­носочиненные предложения с союзами (соединительными, проти­вительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(19 ч + 5 ч)

  1. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Глав­ное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по от­ношению к главному. Разделительные знаки препинания меж­ду главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточ­ными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

  1. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтакси­ческие синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(6 ч + 2 ч)

  1. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного слож­ного предложения. Разделительные знаки препинания в бес­союзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложе­ний, их текстообразующая роль.

  1. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

(5 ч + 2 ч)

  1. Различные виды сложных предложений с союзной и бес­союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Соче­тание знаков препинания.

  2. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ

(3 ч)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся яв­ление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык — первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, вы­разительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, госу­дарственный язык РФ и язык межнационального общения. Мес­то русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских язы­ков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ, ЛЕКСИКЕ, ГРАММАТИКЕ И ПРАВОПИСАНИЮ, КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

(4 ч + 2 ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основ­ной мысли связного высказывания, средствах связи частей тек­ста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по од­ному источнику).

  1. Тематическое планирование.


Тематическое планирование составлено на основеавторской программы Т.И.Ладыженской с учётом специфики учебного плана.


5 класс



№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Язык – важнейшее средство общения.

2+1

2+1

2

Повторение изученного в 1-4 классах.

17+3

17+3

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

29+7

29+7

4

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи.

15+3

15+3

5

Лексика. Культура речи.

8+2

8+2

6

Морфемика. Орфография. Культура речи.

22+4

22+4


Морфология. Орфография. Культура речи.



7

Самостоятельные и служебные части речи

1

1

8

Имя существительное

20+4

20+4

9

Имя прилагательное

12+4

12+4

10

Глагол

36+6

36+6

11

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе

6+2

6+2


ИТОГО:

168+36=204

168+36=204



6 класс



№ п/п




Разделы, темы


Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Русский язык - один из развитых язык языков мира.

1

1

2

Повторение пройденного в

Vклассе.

8+2

13+3

3

Лексика и фразеология.

Культура речи.

10+3

11+4

4

Словообразование. Орфография. Культура речи.

24+4

27+4

5

Морфология. Орфография. Культура речи.

91+17

105+24

6

Повторение и систематизация пройденного в VI классе

8+2

10+2


ИТОГО:

170

204


7 класс

№п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Русский язык как развивающееся явление


1

1

2

Повторение пройденного в V-VI классах

12 + 2

12 +2

3

Морфология. Орфография. Культура речи

Причастие

Деепричастие

Наречие

Категория состояния



25+ 6

10 + 2

28 + 6

4 + 2



25 + 6

10 + 2

28 + 6

4 + 2

4

Служебные части речи. Культура речи

Предлог

Союз

Частица

Междометие. Звукоподражательные слова


1


11 + 2

16 + 2

18 + 4

4

1


11 + 2

16 + 2

18 + 4

4

5

Повторение и систематизация пройденного в VII классе

12 + 2

12 + 2

Итого:

170

170



8 класс

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая

программа

1

Функции русского языка в современном мире.

1

1

2

Повторение изученного в V - VII классах.

6+2

6+2


Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.



3

Словосочетание.

2

2

4

Простое предложение.

3+1

3+1


5

6

7

Простые двусоставные предложения.



Главные члены предложения.

Второстепенные члены предложения.

Простые односоставные предложения.

6+2

6+2

9+2

6+2

6 +2

9+2


8

Неполные предложения.

2

2

9

Однородные члены предложения.

12+2

12+2

10

Обращения, вводные слова и междометия.

9+2

9+2

11

Обособленные члены предложения.

18+2

18+2

12

Прямая и косвенная речь.

6+1

6+1

13

Повторение и систематизация пройденного

в VIII классе

5+1

5+1

ИТОГО:

85+17

85+17

102

102



9 класс

п/п




Разделы, темы


Количество часов


Авторская программа

Рабочая программа

1

Международное значение русского языка

1

1

2

Повторение пройденного в

V – VIII классах

5+2

8+3


Сложное предложение. Культура речи



3

Сложные предложения

1

1

4

Союзные сложные предложения

6

7

5

Сложносочиненные предложения

3+2

6+3

6

Сложноподчиненные предложения

19+5

28+7

7

Бессоюзные сложные предложения

6+2

11+2

8

Сложные предложения с различными видами связи

5+2

8+2

9

Общие сведения о языке

3

4

10

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

4+2

6+5


ИТОГО:

68

102


Перечень контрольных работ в 5 классе



Изложения

Сочинения

Контрольные работы по темам

  • Сжатое изложение.

  • Сжатое изложение текста повествовательного характера.

  • Сочинение-описание.

  • Сочинение-рассказ с элементами рассуждения.

1. Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах».

2. Контрольный диктант теме «Синтаксис и пунктуация».

3. Контрольный диктант по теме «Фонетика, графика, лексика».

4. Контрольный диктант по теме «Морфемика и орфография».

5. Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

6. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

7. Контрольный диктант по теме «Глагол».

8. Итоговый контрольный диктант.


Всего: 2

Всего: 2

Всего: 8

Переченьконтрольныхработ в 6 классе



Изложения


Сочинения


Контрольные работы по темам

  • изложение

  • сжатое изложение

  • сочинение по картине Н.Т. Крымова « Зимний вечер»

  • сочинение-рассуждение

« Почему нужно заниматься спортом?»

1. Диктант с грамматическим заданием по повторению за курс 5 класса.

2.Диктант по теме «Словообразование»

3. Диктант по теме

« Имя существительное»

4. Диктант по теме

« Суффиксы имён прилагательных»

5. Диктант по теме

« Имя числительное»

6. Диктант по теме

« Местоимение»

7. Диктант по теме «Глагол»

8. Диктант по теме « Повторение и систематизация пройденного в 6 классе»


Всего: 2

Всего: 2

Всего: 8


Переченьконтрольныхработ в 7 классе


Изложения

Сочинения

Контрольные работы по темам

  • выборочное изложение текстасописаниемвнешности.

  • Выборочное изложение текстасописанием состояния человекаилиприроды.

  • сочинение. Рассказ по картине

  • сочинение на одну из тем: «Удивительное где-то рядом», « Дело мастера боится».

1. Диктант по теме «Повторение пройденного в 5-6 классах».

2. Диктант по теме « Причастие».

3. Диктант с грамматическим заданием.

4. Диктант по теме «Наречие».

5.Диктант по теме «Союз»

6. Итоговый контрольный диктант.


Всего: 2

Всего: 2

Всего: 6


Перечень контрольных работ в 8 классе

Изложения

Сочинения

Контрольные работы по темам

  • сжатое изложение

  • сжатое изложение

  • публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

  • сочинение –описание

  • сочинение на лингвистическую тему


1.Диктант «Повторение изученного в 5-7 классах».

2. Диктант по теме «Простое односоставное предложение».

3. Диктант по теме «Однородные члены предложения».

4. Диктант по теме «Обособленные члены предложения».

5.Итоговый контрольный диктант.

Всего: 2

Всего: 3

Всего: 5



Перечень контрольных работ в 9 классе


Изложения

Сочинения

Контрольные работы

по темам

  • сжатое изложение

  • сжатое изложение

  • сжатое изложение

  • сочинение на лингвистическую тему

  • сочинение на лингвистическую тему

  • сочинение публицистического характера на общественные , морально-этические и историко-литературные темы

  1. Диктант по теме «Повторение пройденного в 5-8 классах».

2. Диктант по теме «Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями».

3. Диктант по теме «Систематизация изученного по грамматике и правописанию».


Всего: 3

Всего: 3

Всего: 3


  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

  1. Программа общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5 – 9 класс» под ред. Т. А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. – М.: Просвещение, 2010 г.

  2. Учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5 класс.» Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. изд. – М. : Просвещение. 2010.

  3. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.-М: Просвещение, 2008 г.

  4. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.-М: Просвещение, 2009 г.

  5. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.-М: Просвещение, 2010 г.

  6. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.-М.:Просвещение, 2008 г.

  7. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.-М.:Просвещение,2010 г.

  8. «Русский язык 8 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений Авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко. - Москва: «Просвещение», 2008 г.

  9. «Русский язык 8 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений Авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко. - Москва: «Просвещение», 2010 г.

  10. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко. -М.:Просвещение, 2005

  11. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко. -М.:Просвещение, 2006.

  12. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко. -М.:Просвещение, 2010.

  13. А.Б.Малюшкин . Тестовые задания по русскому языку. 6 класс. Москва, « Творческий центр», 2015

  14. Г.Н Потапова. Экспресс-диагностика по русскому языку. 8 класс. – М.: Экзамен, 2015.

  15. Л.И. Мальцева. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ОГЭ - 2015 г.

  16. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 6-9 классов.


Технические средства обучения

1.Компьютер-1 шт.

2.Проектор-1 шт.

3.Колонки- 2 шт.








Согласовано

Протокол № 1 заседания методического объединения гуманитарного цикла

от «27» августа 2015 г.

Руководитель МО

/Голобородько Т.М./

Согласовано

Заместитель

директора по УВР

______/Хлыбова Н.А./

«27» августа 2015 г.

































































41



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы

Автор: Мнацаканян Диана Имрановна

Дата: 07.11.2015

Номер свидетельства: 249578

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа русскому языку 10 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-russkomu-iazyku-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182006"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425451601"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа. «Русский язык, 10 класс (базовый уровень)»"
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia_programma_russkii_iazyk_10_klass_bazovyi_uroven"
    ["file_id"] => string(6) "487380"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1543129794"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Рабочая программа "Русский язык""
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaia_programma_russkii_iazyk_2"
    ["file_id"] => string(6) "570239"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1610788373"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "УМК Школа России.Рабочая программа. Русский язык. 4класс."
    ["seo_title"] => string(58) "umk_shkola_rossii_rabochaia_programma_russkii_iazyk_4klass"
    ["file_id"] => string(6) "608875"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1654370168"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова "Рабочая программа. Русский язык. 10 класс" "
    ["seo_title"] => string(75) "a-i-vlasienkov-l-m-rybchienkova-rabochaia-proghramma-russkii-iazyk-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "117383"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412780778"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства