Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по учебным предметам. Русский язык. 4 класс – М.: Просвещение, 2013 год
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
В системе предметов общеобразовательной школы основное место занимает предмет «Русский язык». Это обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.
Русский язык — основа всего процесса обучения, средство развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты освоения других школьных предметов.
До начала обучения языковая активность ребенка направлена на эмпирическое овладение речью путем практического подражания. В начальных классах русский язык как учебный предмет обеспечивает качественно другой уровень владения детьми родным языком, новый уровень их речевой практики, осознание себя носителями русского языка, формирование личностного ценностного отношения к слову.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся.
Введением в курс русского языка является обучение грамоте — интегри-рованный курс, приобщающий первоклассников к учебной деятельности и подготавливающий их к раздельному изучению русского языка и литературного чтения. Обучение грамоте направлено на формирование навыков чтения и письма, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. После обучения грамоте начинается освоение систематического курса «Русский язык».
-овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
-овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
7) развитие чувства языка.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники (Азбука, «Русский язык» 1–4 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.).
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Курс русского языка в 4 классе составляет 170 часов (5 часов в неделю)..
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
ние любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология,
технология продуктивного чтения.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Многозначные слова. Слова, близкие по значению (синонимы). Слова противоположные по значению (антонимы). Прямое и переносное значение слова.
Слова однокоренные, близкие по значению (словообразовательные синонимы (злость – злоба; ходьба-хождение; старик-старче; близко-близехонько; тигриный-тигровый; вымазать-измазать; выкупать-искупать; напугать – испугать).
Слова однокоренные, противоположные по значению (домик-домище; открыть-закрыть; уснуть-проснуться).
Возможность употребления однокоренных слов в одном предложении (закрыть крышкой; писать письмо; бегать бегом; всякая всячина).
Слова с оценочной семантикой (соня, шалун, толстяк, добряк, Знайка и Незнайка и др.)
Особенности состава слова имен существительных, прилагательных, глаголов.
Суффиксы имен существительных, прилагательных. Суффиксы неопределенной формы глаголов, глагольные суффиксы как признак спряжения глаголов. Формообразующий суффикс - л- в глаголах прошедшего времени.
Роль приставок в образовании глаголов (ходить – уходить – переходить – заходить) и изменении оттенков их значений (заговорила – отговорила; прибежать – убежать; приходить – уходить и др.).
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род имен существительных, изменение по числам и вопросам. Имена существительные собственные и нарицательные. Имена существительные 1, 2, 3 склонения.
Склонение имен существительных 1,2 и 3 склонения.
Правописание безударных личных падежных окончаний существительных с твердой и мягкой основами, кроме существительных на – мя, -ий, -ие, -ия.
Склонение существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе.
Предлоги, употребляемые с косвенными падежами имен существительных. Существительные как член предложения.
Употребление мен существительных в речи.
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Сочетание прилагательных с существительными. Изменение прилагательных по родам, числам и вопросам.
Склонение имен прилагательных. Склонение прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с твердой и мягкой основами.
Правописание безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. Способы проверки.
Склонение прилагательных единственного числа женского рода с твердой и мягкой основами.
Правописание безударных падежных окончаний прилагательных женского рода. Способы проверки.
Склонение прилагательных множественного числа с твердой и мягкой основами.
Правописание безударных падежных окончаний прилагательных множественного числа. Способы проверки.
Прилагательное как член предложения.
Употребление имен прилагательных в речи.
Местоимения как части речи. Личные местоимения. Личные местоимения и имя существительное.
Личные местоимения я. Ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения единственного и множественного числа.
Склонение личных местоимений единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами.
Личные местоимения как член предложения.
Употребление личных местоимений в речи.
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Неопределённая форма глагола. Вопросы что делать? что сделать? Время, лицо, число глаголов. Изменение глаголов по времени. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. I и II спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа и в глаголах неопределённой формы - стеречь, беречь и др. Различие правописания глаголов на -тся–-ться. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Глагол как член предложения. Употребление глагола в речи.
Общие сведения о наречии. Лексико-грамматические признаки наречия. Наречия называющие признак, время, место и направление действия. Правописание суффиксов -о, -а в наречиях. Употребление в речи. Наречие как член предложения.
Предложение. Главные члены предложения. (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (обстоятельство, определение, дополнение).
Грамматическая основа предложения. Части речи как главные и второстепенные члены предложения.
Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие; однородные сказуемые; однородные второстепенные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов.
Предложения с одной, двумя и более грамматическими основами. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях без союзов и с союзами и, а, но. Предложения сложные и предложения с однородными подлежащими, однородными сказуемыми.
Прямая речь (общее знакомство). Знакомство с оформлением диалога.
Обращение (общее знакомство). Знаки препинания в предложениях с обращением. Особенность интонации предложений с обращением.
Проблема приобщения школьников к национальным традициям культуре, литературе народностей, проживающих в регионе, имеет особое значение в современных условиях формирования нравственных качеств личности.
Исходя из положений, что Республика Бурятия в течение многих веков являлась той точкой, где столкнулись и смешались два потока мировой истории – восточной и западной, и из того, что, по словам отечественного философа А.С. Панина, «в современных условиях малые города и регионы выступают как центры культуры, сохраняющие культурную самобытность, исторические традиции, традиционный уклад жизни, ценности и установки», разумное включение национально-регионального компонента в базовую и дополнительную части лингвистического образования школьников представляется делом общественно значимым, а главное –актуальным.
В Концепции национально–регионального образования Республики Бурятия записано, что НРК способствует:
а) формированию личности, открытой разным культурам, знающей и понимающей ценности каждой из них, подготовленной к самостоятельному обоснованию собственной принадлежности к определенной этнической культуре на основе убеждения в равноценности культур и языков как одного из компонентов культуры;
б) содействует формированию деятельностной структуры личности (познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической, физической), личности, способной стать автономным субъектом своих действий, основанных на моральном выборе, приспособленной к жизни в XXI столетии, осознающей себя одновременно как гражданином Бурятии, так России и Мира;
в) расширению, углублению, конкретизации знаний, предусмотренных федеральным компонентом.
Составляющие содержания национально-регионального компонента курса русского языка:
во-первых, включают словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру края,
во-вторых, языковой материал: слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей определенной местности, историческую ономастику и микротопонимику региона, живую речь и фольклор, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, журналистов, ученых и т.п.,
в–третьих, литературоведческий материал, состоящий из произведений национальных писателей.
Отобранные тексты, и составленные задания к ним по разделам русского языка на этнокультурном материале, отрывках из художественных, публицистических произведений бурятских писателей, позволяют сформировать не только комплекс необходимых знаний, но и культурологическую компетентность школьника. Данные тексты можно использовать практически на каждом уроке русского языка, так как они не нарушают структуру урока, а, наоборот, способствуют заинтересованному и вдумчивому освоению содержания текста и лингвистических знаний. Таким образом, национально-региональный компонент – это конкретизирующая часть традиционных разделов и ряда тем при изучении русского языка; общие языковые закономерности, нормы получают региональное осмысление. Предлагаемые тексты, направлены на формирования языковой компетенции, при изучении некоторых разделов русского языка
«Состав слов. Приставка»
Дата | № урока | Тема раздела, урока | Тип урока, форма проведения | Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся | Планируемые результаты | Система контроля | Основные средства обучения | |
Личност ные | Метапредмет ные | Предметные | | | |
| | |
Повторение (23 часа) . . | |
| 1 | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания. | Повторение изученного материала | Фронтальная | Освоение личностного смысла учения, желания продолжить учебу. Развитие интереса к изучению языка | Самостоятельная подготовка рабочего места для различных видов деятельности в школе и дома. Умение работать в заданном темпе | Актуализация знаний учащихся о грамматических признаках предложения; развитие умения выделять грамматическую основу, второстепенные члены предложения | Текущий контроль | Таблица | |
| 2 | Виды предложения по интонации. Главные члены предложения (НРК) | Повторение изученного материала | фронтальная | | | Контрольное списывание Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс | ЦОР к учебнику «Русский язык 1-4 класс» | |
| 3 | Связь слов в предложении. Словосочетания. | Повторение изученного материала | фронтальная | | | Текущий контроль (устный опрос) | Схема-опора | |
| 4 | Текст. Виды текстов (НРК) Урок-игра | Изучение нового материала | фронтальная | | | Знакомство с второстепенными членами, их обозначением на письме; развитие умения распознавать их в предложении | Текущий контроль ( | карточки | |
| 5 | Звуки и буквы.Алфавит. Слоги НРК Составление предложений и родном городе. | .Изучение нового материала | фронтальная, индивидуальная | Интерес к письму, к созданию собственных текстов; любовь и уважение к Отечеству. | | Текущий контроль (устный опрос). | ЦОР к учебнику «Русский язык 1-4 класс» | |
| 6 | Тема и заголовок текста. Сочинение по рисунку и опорным словам | Изучение нового материала | индивидуальная | | текущий | ЭОР | |
| 7 | Работа над ошибками | Изучение нового материала | групповая | Развитие интереса к изучению языка. | Самостоятельно формулировать задание, алгоритм его выполнения | Главные и второстепенные члены предложения. | Текущий контроль (письменный опрос). | карточки | |
| 8 | Однокоренные слова. Корень слова | Закрепление изученного материала Контроль ЗУН | фронтальная | Стремиться к совершенствованию речи. | Умение работать в заданном темпе. | Проверка умения детей писать слова с изученными орфограммами. | Текущий контроль: контрольный словарный диктант | ЦОР «Сборник дидактического материала по русскому языку. 4 класс» | |
| 9 | Приставка, суффикс,окончание как значимые части слова (НРК) | Закрепление изученного материала | фронтальная | Самостоятельно формулировать задание и его цель. | Текущий контроль | ЦОР к учебнику «Русский язык 1-4 класс» | |
| 10 | Правописание букв гласных и согласных в корне слова | обобщение | фронтальная | Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Освоение личностного смысла учения | Самостоятельно корректировать работу по ходу ее выполнения. | Повторение способов проверки безударных гласных, парных согласных в корне слова | Текущий контроль (письмо под диктовку: запись слов, деление их на слоги и для переноса, постановка ударения, подчеркивание гласных или согласных) | | |
| 11 | Упражнения в правописании букв гласных и согласных в корнях слов, в точном употреблении слов в тексте | Закрепление изученного материала | фронтальная, групповая | Текущий контроль (устный опрос). | ЦОР к учебнику «Русский язык 1-4 класс» | |
| 12 | Упражнение в написании корня слова(НРК) | Закрепление изученного материала | фронтальная | Самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. | Текущий контроль (письменный опрос). | WWW.ПЕДСОВЕТ.ORG.RU | |
| 13 | Упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными, с двойными согласными | Закрепление изученного материала | фронтальная | Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Развитие умения писать слова с непроизносимыми согласными, двойными согласными | Текущий контроль: тест (разделить слова на группы в соответствии с орфограммой) | ТЕСТ | |
| 14 | Приставки и предлоги. Правописание приставок Урок - аукцион | Закрепление изученного материала | фронтальная, групповая | Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения | Развитие умения различать приставки и предлоги | Текущий контроль (устный опрос) | ЭОР | |
| 15 | Разделительные твердый и мягкий знаки | Закрепление изученного материала | фронтальная | Составлять план решения учебной проблемы. | Развитие умения писать слова с разделительными Ъ и Ь знаками | Текущий контроль (устный опрос) | ЦОР к учебнику «Русский язык 1-4 класс» | |
| 16 | Структура повествовательного текста. Красная строка. Изложение зрительно воспринятого текста по самостоятельно составленному плану | Развитие речи | фронтальная | Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность | Развитие умения воспринимать и воспроизводить текст, составлять план изложения. | Творческая работа | WWW.ПЕДСОВЕТ.ORG.RU | |
| 17 | Работа над ошибками | Работа над ошибками | Фронтальная, индивидуальная | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | Текущий контроль | алгоритм | |
| 18 | Части речи (сопоставление).Род имён существительных Урок - интервью | закрепление изученного | Фронтальная, групповая | Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность | Развитие умения классифицировать имена сущ. по родам. | Текущий контроль: игра «Узнай слово» | ЭОР | |
| 19 | Склонение имен существительных(НРК) | Закрепление изученного материала | Фронтальная, | Развитие интереса к изучению языка. | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. | Обеспечить усвоение основных типов склонения сущ. Развивать умения классифицировать существительные по типу склонения | Текущий конт-роль: выборочный диктант (выбрать из текста словосо-четания, в кото-рые входит имя существительное | таблица | |
| 20 | Имя прилагательное | Закрепление изученного материала | Фронтальная, | Актуализация знаний об имени прилагательном как части речи; обогащение словарного запаса. | Составлять план решения учебной проблемы. | Лексическое значение, основное грамматические признаки. Прилагательное как член предложения | Текущий конт-роль | ЦОР к учебнику «Русский язык 1-4 класс» | |
| 21 | Глагол как часть речи | Закрепление изученного материала | Фронтальная, | Активизация знаний о глаголе. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. | Лексическое значение, основные грамматические признаки. Глагол как член предложения | Текущий конт-роль | ЦОР к учебнику «Русский язык 1-4 класс» | |
| 22 | Контрольный диктант «Прогулка» | Контроль ЗУН | Фронтальная, | Развивать интерес к изучению языка | Развивать интерес к изучению языка, умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствова нию речи. | Проверка умений. | Тематический контроль: контрольная работа. (Методические рекомендации для учителя) | Текст «Методические рекомендации для учителя» | |
| 23 | Работа над ошибками. Повторение сведений о глаголе. | Работа над ошибками | индивидуальная | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Отработка навыков | Текущий конт-роль | Индивидуальные карточки | |
Однородные члены предложения (10 часов) | | | 22 Контроль ЗУН | | | Корректировать работу по ходу. Корректировать свою деятельность | |
| 24 | Однородные члены предложения. Урок – игра «Умники и умницы» | Изучение нового материала | групповая | Развитие интереса к изучению языка. | Вычитывать различные виды текстовой информации. Самостоятельно предполагать, какая информация будет нужна для изучения нового раздела. | Уметь находить в предложении однородные члены, соблюдать интонацию перечисления. | Текущий контроль: словарный диктант | ЭОР | |
| 25 | Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления (НРК) | Изучение нового материала | фронтальная | Интерес к письму, к созданию собственных текстов; любовь и уважение к Отечеству. | | Текущий конт-роль | ЦОР к учебнику «Русский язык 1-4 класс» | |
| 26 | Связь однородных членов без союзов и с помощью союзов. Запятая между однородными членами | Изучение нового материала | фронтальная | Уметь передавать содержание в сжатом виде. | Уметь распознавать однородные члены предложения; оформлять их на письме и употреблять в речи. | | ЦОР к учебнику «Русский язык 1-4 класс» | |
| 27 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и без союзов | Изучение нового материала | фронтальная | Развитие интереса к изучению языка. | Вычитывать различные виды текстовой информации. | Текущий контроль: карточки (расставить знаки препинания, составить схему предложения) | таблица | |
| 28 | Предложения с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но | Изучение нового материала | фронтальная | Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме. | Формирование приёмов мыслительной деятельности. Владение способами объединения по общему признаку. | Навыки употребления в речи предложений с однородными членами; самостоятельно составлять текст, используя предложения с однородными членами | Текущий контроль: самостоятельная работа (найти в газетных статьях предложения с цитатами, выписать несколько, составить схемы) | ЭОР | |
| 29 | Упражнение в составлении предложений с однородными членами НРК Составление предложений о родном посёлке | Изучение нового материала | фронтальная | Текущий контроль: работа в парах (запись словарных слов – взаимопроверка) | ЭОР | |
| 30 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и без союзов | Изучение нового материала | фронтальная | Текущий контроль | ЭОР | |
| 31 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и без союзов. НРК Обучающее сочинение №1 Достопримечательности моего посёлка | Закрепление изученного материала Развитие речи | фронтальная | Ценить и принимать базовые ценности: «родина». Умение чувствовать красоту и выразительность речи. | Составлять сложный план текста. У меть передавать содержимое в развернутом виде. | Уметь связно передавать текст с учетом особенностей употребления слов автора. Употреблять в речи предложения с однородными членами. | Творческая работа | ЭОР | |
| 32 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и без союзов. Работа над ошибками | Закрепление изученного материала | индивидуальная | Строить рассуждения. | Текущий контроль: работа в парах (запись словарных слов – взаимопроверка) | карточки | |
| 33 | Обобщение знаний об однородных членах предложений (НРК) | Закрепление изученного материала | фронтальная | | тест | |
Текст (4 часа) | |
| 34 | Тема и основная мысль текста Проектный урок | Закрепление изученного материала | микрогрупповая | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово | Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную | Сопоставление темы и основной мысли текста | Текущий контроль | ЭОР | |
| 35 | Заголовок текста | Закрепление изученного материала | фронтальная | Развитие умения определять в тексте его тему и основную мысль | Текущий конт-роль | ЦОР к учебнику «Русский язык 1-4 класс» | |
| 36 | Изложение по самостоятельно составленному плану | Развитие речи | фронтальная | Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным | Передавать содержание рассказа с учетом связи между его частями и с точным употреблением слов | Творческая работа | Текст «Методические рекомендации для учителя» | |
| 37 | Анализ текста и составление плана в виде вопросов | Работа над ошибками | индивидуальная | Извлекать информацию, представленную в разных формах сплошной текст | Передавать содержание текста с опорой на вопросы | Текущий конт-роль | ЦОР к учебнику «Русский язык 1-4 класс» | |
Имя существительное (47 часов) | |
| 38 | Склонение имён существительных, распознавание падежей (НРК) | Закрепление изученного материала | фронтальная | Развитие интереса к изучению языка. | Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Обеспечить усвоение основных типов склонения сущ. Развивать умения классифицировать существительные по типу склонения | Текущий конт-роль: карточки: а) синтаксический разбор предложе-ния; б) фонети-ческий разбор; в) морфологичес-кий разбор; г) морфемный разбор | ЦОР к учебнику «Русский язык 1-4 класс» | |
| 39 | Распознавание падежей имен существительных. Несклоняемые имена существительные Урок - путешествие | Изучение нового материала | групповая | Распознавание падежей имен существительных | Текущий контроль | ЭОР | |
| 40 | Именительный падеж имён существительных | Изучение нового материала | фронтальная | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров. | Обобщение знаний о признаках именительного падежа | Текущий конт-роль 7 | ЭОР | |
| 41 | Родительный падеж имён существительных | Изучение нового материала | фронтальная | Определять имена существительные в родительном падеже в предложении | Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Обобщение знаний о признаках родительного падежа | Текущий конт-роль: письменный опрос (записать падежи с вопроса-ми и изменить слово по паде-жам) | ЭОР | |
| 42 | Дательный падеж имён существительных | Изучение нового материала | фронтальная | Определять имена существительные в дательном падеже в предложении | Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. | Обобщение знаний о признаках дательного падежа | Текущий конт-роль: карточки (изменить слова по падежам, определить падеж существительных в словосочета-ниях) | карточки | |
| 43 | Винительный падеж имён существительных | Изучение нового материала | фронтальная | Определять имена существительные в винительном падеже в предложении | Обобщение знаний о признаках винительного падежа | Текущий контроль | ЭОР | |
| 44 | Именительный падеж имён существительных | Изучение нового материала | фронтальная | Определять имена существительные в именительном падеже в предложении | Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности | Обобщение знаний о признаках именительного падежа | Текущий конт-роль: карточки: а) синтаксический разбор предложе-ния; б) фонети-ческий разбор; в) морфологичес-кий разбор; г) морфемный разбор | карточки | |
| 45 | Творительный падеж имён существительных | Изучение нового материала | фронтальная | Определять имена существительные в творительном падеже в предложении | Вычитывать различные виды текстовой информации. | Обобщение знаний о признаках творительного падежа | Текущий конт-роль: карточки (списать предло-жение, указать падежи имен су-ществительных) | карточки | |
| 46 | Изложение по коллективно составленному плану | Развитие речи | фронтальная | Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме. | Использовать знаково- символические средства; | Развитие умения точно воспринимать структуру и содержание авторского текста | Творческая работа | текст | |
| 47 | Работа над ошибками | Работа над ошибками | индивидуальная | Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Совершенствовать умение исправлять свои ошибки в тексте | Текущий конт-роль: письменный опрос (записать падежи с вопроса-ми и изменить слово по паде-жам) | карточки | |
| 48 | Предложный падеж имён существительных | Изучение нового материала | фронтальная | Определять имена существительные в предложном падеже в предложении | Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров. | Обобщение знаний о признаках именительного падежа | Текущий конт-роль: карточки (изменить слова по падежам, определить падеж существительных в словосочета-ниях) | карточки | |
| 49 | Повторение сведений о падежах имен существительны Урок – игра «Счастливый случай» | Изучение нового материала | групповая | Определять падеж имен существительных | Определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями. | Правильно употреблять падежи в речи | Текущий контроль | ЭОР | |
| 50 | Распознавание именительного и винительного, винительного и предложного падежей | Изучение нового материала | фронтальная | Корректировать работу по ходу ее выполнения, оценивать ее. | Текущий конт-роль: карточки: а) синтаксический разбор предложе-ния; б) фонети-ческий разбор; в) морфологичес-кий разбор; г) морфемный разбор | карточки | |
| 51 | Структура повествовательного текста. Изложение | Развитие речи | фронтальная | Интерес к письму | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации | Воспроизводить повествовательный текст | Текущий конт-роль: карточки (списать предло-жение, указать падежи имен су-ществительных) | карточки | |
| 52 | Контрольный диктант | Контроль ЗУН | фронтальная | Стремиться к совершенствованию речи. | Оформлять свои мысли в письмен. форме. | Проверка сформированности умений распознавать однородные члены предложения | Тематический контроль: контрольная работа. (Методические рекомендации для учителя) | Текст «Методические рекомендации для учителя» | |
| 53 | Три типа склонения имён существительных в единственном числе Проектный урок | Изучение нового материала | микрогрупповая | Развитие интереса к изучению языка. | Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Обеспечить усвоение основных типов склонения сущ. Развивать умения классифицировать существительные по типу склонения | Текущий контроль | эор | |
| 54 | Основные типы склонения имён существительных. | Изучение нового материала | фронтальная | Развитие интереса к изучению языка. | Вычитывать различные виды текстовой информации. | Обеспечить усвоение основных типов склонения сущ. Развивать умения классифицировать существительные по типу склонения | Текущий контроль: словарный диктант | таблица | |
| 55 | Употребление имен существительных в косвенных падежах | Изучение нового материала | фронтальная | Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме | Самостоятельно делать выводы. Перерабатывать информацию, преобразовывать ее. | Текущий контроль | ЦОР к учебнику «Русский язык 1-4 класс» | |
| 56 | Падежные окончания имён существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонений. | Изучение нового материала | фронтальная | Развитие умения применять правило постановки запятой перед союзами а, и, но, да; познакомить учащихся с утвердительными и отрицательными предложениями. Проверка умений. Проверка умений. | Текущий контроль | ЦОР к учебнику «Русский язык 1-4 класс» | |
| 57 | Правописание падежных окончаний существительных в родительном падеже | Изучение нового материала | фронтальная | Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. | тест | ЦОР к учебнику «Русский язык 1-4 класс» | |
| 58 | Обучающее изложение «Моя поляна» | Развитие речи | фронтальная | Составлять план. Уметь передавать содержимое. | Развитие умения воспринимать и воспроизводить текст, составлять план изложения. | Творческая работа | Текст «Методические рекомендации для учителя» | |
| 59 | Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном падеже. Работа над ошибками, допущенными в изложении. | Изучение нового материала | фронтальная | Определять круг своего незнания. Планировать работу по изучению нового материала. | Текущий контроль | ЦОР «Дидактический материал по русскому языку 4класс» | |
| 60 | Правописание окончаний имен существительных 1 и 3 склонения в дательном падеже | Изучение нового материала | фронтальная | Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Извлекать информацию, представленную в разных формах | Формирование умения различать падежные окончания существительных. | Текущий контроль: работа в парах (запись словарных слов – взаимопроверка) | | |
| 61 | Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах | Изучение нового материала | фронтальная | Извлекать информацию, представленную в разных формах | Ознакомление со способами проверки безударных окончаний имен существительных единственного числа. | Текущий контроль | ЦОР «Дидактический материал по русскому языку 4класс» | |
| 62 | Сравнение окончаний имен существительных в родительном и дательных падежах | Изучение нового материала | фронтальная | Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | тест | | |
| 63 | Родительный и винительный падежи имён существительных Урок - экскурсия | Изучение нового материала | фронтальная | Извлекать информацию, представленную в разных формах Уметь передавать содержимое. | Формирование умения различать падежные окончания существительных. Ознакомление со способами проверки безударных окончаний имен существительных единственного числа. | Текущий контроль | | |
| 64 | Повторение знаний о признаках текста. Подробное изложение №3 «Охотник и медведь». | Развитие речи | фронтальная | Стремиться к совершенствованию речи. | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения | Творческая работа | Текст «Методические рекомендации для учителя» | |
| 65 | Закрепление правописания падежных окончаний. Работа над ошибками, допущенными в изложении. | Закрепление изученного материала | индивидуальная | Текущий контроль | | |
| 66 | Творительный падеж имён существительных. НРК Осень в родном краю | Изучение нового материала | фронтальная | Текущий контроль | | |
| 67 | Правописание безударных падежных окончаний существительных. | Изучение нового материала | фронтальная | Извлекать информацию, представленную в разных формах | Текущий контроль | ЦОР «Дидактический материал по русскому языку 4класс» | |
| 68 | Правописание безударных падежных окончаний существительных в предложном падеже. | Изучение нового материала | фронтальная | Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Пользоваться дополнительными источниками. | Текущий контроль | ЦОР «Дидактический материал по русскому языку 4класс» | |
| 69 | Правописание безударных падежных окончаний существительных в предложном падеже. | Изучение нового материала | фронтальная | Текущий контроль | |
| 70 | Правописание безударных падежных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах. | Изучение нового материала | фронтальная | Ознакомление со способами проверки безударных окончаний имен существительных единственного числа. | Текущий контроль: работа в парах (запись словарных слов – взаимопроверка) | «Методические рекомендации для учителя.4 класс» | |
| 71 | Правописание безударных падежных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах. | Закрепление изученного материала | фронтальная | Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Пользоваться дополнительными источниками. | Текущий контроль (карточки: а) фо-нетический раз-бор, б) морфо-логический раз-бор) | карточки | |
| 72 | Правописание безударных гласных в корнях слов, в приставках и в окончаниях имен существительных | Закрепление материала | фронтальная | Закрепление знаний учащихся об окончаниях имен существительных единственного числа. Формирование умения писать повествовательный текст. | Текущий конт-роль: устный опрос (назовите имена существи-тельные 1, 2, 3-го склонения, проск-лоняйте их) | «Методические рекомендации для учителя.4 класс» | |
| 73 | Связь между частями текста. Изложение с продолжением (НРК) | Развитие речи | фронтальная | Стремиться к совершенствованию речи. | Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | Творческая работа | текст | |
| 74 | Закрепление правописания падежных окончаний. Работа над ошибками, допущенными в изложении. | Закрепление изученного материала | индивидуальная | Текущий контроль: тест «Найди ошибки: а) орфографичес-кие; б) пунктуа-ционные; в) сло-варная работа | тест | |
| 75 | Правописание безударных падежных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах. | Закрепление изученного материала | фронтальная | Освоение личностного смысла учения. | Корректировать работу по ходу ее выполнения, оценивать ее. | Формирование умения различать падежные окончания существительных. | Текущий контроль | «Методические рекомендации для учителя.4 класс» | |
| 76 | Контрольный диктант «Друг» | Проверка ЗУН | фронтальная | Стремиться к совершенствованию речи. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы. | Проверка умений. | Тематический контроль: контрольная работа. (Методические рекомендации для учителя) | Текст «Методические рекомендации для учителя» | |
| 77 | Множественное число имён существительных. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. НРК Зима в родном городе | Изучение нового материала | фронтальная | Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. Стремиться к совершенствова нию речи. | Корректировать работу по ходу ее выполнения, оценивать ее. | Ознакомление с окончаниями существительных во множественном числе | Текущий контроль | «Методические рекомендации для учителя.4 класс» | |
| 78 | Склонение имён существительных множественного числа. Распознавание именительного и винительного падежей | Изучение нового материала | фронтальная | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем | Текущий контроль: работа в парах (запись словарных слов – взаимопроверка) | «Методические рекомендации для учителя.4 класс» | |
| 79 | Окончание имен существительных мужского, женского и среднего рода в именительном падеже множественного числа | Изучение нового материала | фронтальная | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Ознакомление с окончаниями существительных во множественном числе с мягкой основой; развитие умения распознавать тип склонения существительных множественного числа. | Текущий контроль: устный опрос (какие существительные относятся к 1,2,3-му склонению?) Какую роль выполняет мягкий знак в словах польза, соловьи, дичь? | «Методические рекомендации для учителя.4 класс» | |
| 80 | Родительный падеж множественного числа имен существительных | Изучение нового материала | фронтальная | Текущий контроль | ЭОР | |
| 81 | Родительный падеж множественного числа имен существительных | Закрепление изученного материала. | фронтальная | Корректировать работу по ходу ее выполнения, оценивать ее. | Текущий контроль: словарный диктант | |
| 82 | Дательный, творительный и предложный падежи множественного числа имен существительных | Изучение нового материала | фронтальная | Ознакомление с окончаниями существительных во множественном числе | Текущий контроль | |
| 83 | Контрольный диктант «Тетерева» | Контроль ЗУН | фронтальная | . Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. Стремиться к совершенствова нию речи. | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем | Проверка умений. | Тематический контроль: контрольная работа. (Методические рекомендации для учителя) | Текст «Методические рекомендации для учителя» | |
| 84 | Обобщение знаний об имени существительном. Работа над ошибками Урок - аукцион | Закрепление знаний | фронтальная | Освоение личностного смысла учения | Систематизация знания о существительном | Текущий контроль | ЭОР | |
Имя прилагательное (33 часа) | | | | | | Определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок. | |
| 85 | Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам | 85 Закрепление изученного материала. | фронтальная | Развивать интерес к изучению языка, умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствова нию речи. | Ориентироваться в учебнике. Определять круг своего незнания, планировать работу по изучению материала. Самостоятельно подбирать информацию. | Актуализация знаний об имени прилагательном как части речи; обогащение словарного запаса. | Текущий контроль: работа в парах (запись словарных слов – взаимопроверка) | «Методические рекомендации для учителя.4 класс» | |
| 86 | Родовые окончания имен прилагательных | Закрепление изученного материала. | фронтальная | Текущий контроль: выборочный диктант | |
| 87 | Склонение имен прилагательных | Закрепление изученного | фронтальная | Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Ориентироваться в учебнике. Определять круг своего незнания, планировать работу по изучению материала. | Ознакомление со склонением имен прилагательных в единственном числе. Особенностями склонения имен прилагательных, сочетающихся с одушевленными и неодушевленными существительными. | Текущий контроль: языковая разминка | |
| 88 | Повествовательный текст с элементами описания. Сочинение по рисунку | Развитие речи | фронтальная | Составлять план. Уметь передавать содержимое. | Развитие умения составлять повествовательный текст с элементами описания, использование в речи имен прилагательных | Текущий контроль: фронтальный опрос | рисунок | |
| 89 | Работа над ошибками. Распознавание падежей имен прилагательных | Закрепление изученного материала | групповая | Устанавливать причинно-следственные связи. | Систематизация знания о прилагательном | Текущий | «Методические рекомендации для учителя.4 класс» | |
| 90 | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода. | Изучение нового материала | фронтальная | Извлекать информацию, представленную в разных формах | Текущий контроль: работа в парах (запись словарных слов – взаимопроверка) | |
| 91 | Склонение имён прилагательных. Именительный и винительный падежи мужского рода | Изучение нового материала | фронтальная | Развивать интерес к изучению языка | Извлекать информацию. Строить рассуждения. | Отработка навыка. | | |
| 92 | Свободный диктант. НРК Страна, в которой я живу. | Контроль ЗУН | фронтальная | Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре | Перерабатывать и преобразовывать информацию. | Контроль умений. | Творческая работа | Текст «Методические рекомендации для учителя» | |
| 93 | Закрепление знаний о предложении, о частях речи. Работа над ошибками. | Закрепление изученного материала | фронтальная | Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. Стремиться к совершенствова нию речи. | Устанавливать причинно-следственные связи. | Текущий контроль: языковая разминка | «Методические рекомендации для учителя.4 класс» | |
| 94 | Склонение имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода | Изучение нового материала | фронтальная | Освоение личностного смысла учения | Строить рассуждения. . | Отработка навыка. | | |
| 95 | Правописание и проверка окончаний прилагательных мужского и среднего рода в родительном и дательном падежах | Изучение нового материала | фронтальная | Извлекать информацию. Строить рассуждения. | | |
| 96 | Употребление имен прилагательных в родительном и дательном падежах. Изложение (упр. 301) | Проверка ЗУН | фронтальная | Стремиться к совершенствованию речи. | Уметь передавать содержимое в развернутом виде.. | Закрепление знаний учащихся об окончаниях имен прилагательных единственного числа. Формирование умения писать повествовательный текст. | Творческая работа | текст | |
| 97 | Работа над ошибками. Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода. | Закрепление изученного | фронтальная | Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Определять круг своего незнания. Планировать работу по изучению нового материала. | Отработка навыка. | | Индивидуальные карточки | |
| 98 | Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода. | Закрепление изученного | фронтальная | Освоение личностного смысла учения | Строить рассуждения. . | Отработка навыка. | Текущий контроль: работа в парах (запись словарных слов – взаимопроверка) | «Методические рекомендации для учителя.4 класс» | |
| 99 | Правописание и проверка окончаний прилагательных мужского и среднего рода. Структура текста-описания. Урок – игра «Крестики-нолики» | Изучение нового материала | фронтальная | Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Развивать интерес к изучению языка. | Извлекать информацию, представленную в разных формах Строить рассуждения. | Отработка навыка написания и проверки падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода, обогащение словарного запаса. | Текущий контроль | ЭОР | |
| 100 | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода | Изучение нового материала | фронтальная | Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Предполагать, какая информация подойдет для изучения новой темы. | Отработка навыка написания и проверки падежных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода, обогащение словарного запаса. | Текущий контроль | «Методические рекомендации для учителя.4 класс» | |
| 101 | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода | Закрепление изученного | фронтальная | Текущий контроль | | |
| 102 | Сопоставление безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода в именительном падеже | Изучение нового материала | фронтальная | Самостоятельно делать выводы. Перерабатывать информацию, преобразовывать и представлять ее на основе схем, моделей. | Текущий контроль | «Методические рекомендации для учителя.4 класс» | |
| 103 | Правописание безударных окончаний имен прилагательных и существительных. Составление текста по рисунку. | Закрепление изученного | фронтальная | Текущий контроль | рисунок | |
| 104 | Сравнение безударных окончаний имен прилагательных мужского и женского рода | Закрепление изученного | фронтальная | Текущий контроль: работа в парах (запись словарных слов – взаимопроверка) | «Методические рекомендации для учителя.4 класс» | |
| 105 | Краткое изложение повествовательного текста с элементами описания (К.Паустовский «Заячьи лапы») | Развитие речи | фронтальная | Любовь и уважение к Отечеству, к родному языку. | Составлять план. Уметь передавать содержимое. | Развитие умения воспринимать и воспроизводить текст, составлять план изложения | Творческая работа | Текст «Методические рекомендации для учителя» | |
| 106 | Анализ изложений. Работа над ошибками | Работа над ошибками | индивидуальная | Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. Стремиться к совершенствова нию речи. | Устанавливать причинно-следственные связи. | Текущий контроль | Индивидуальные карточки | |
| 107 | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода | Изучение нового материала | фронтальная | Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Предполагать, какая информация подойдет для изучения новой темы. | Отработка навыка написания и проверки падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода, обогащение словарного запаса. | Текущий контроль | «Методические рекомендации для учителя.4 класс» | |
| 108 | Знакомство со склонением прилагательных во множественном числе Проектный урок | Изучение нового материала | фронтальная | Совершенствование собственной устной и письменной речи. | Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. | Ознакомление со склонением имен прилагательных во множественном числе | Текущий контроль | ЭОР, энциклопедии, словари | |
| 109 | Падежные окончания имен прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи | Изучение нового материала | фронтальная | Устанавливать причинно-следственные связи. | Отработка навыка правописания окончаний имен прилагательных в форме мн. числа. | Текущий контроль | «Методические рекомендации для учителя.4 класс» | |
| 110 | Изложение повествовательного текста (УПР 345) | Развитие речи | фронтальная | Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре | Составлять план. Уметь передавать содержимое. | Развитие умения составлять повествовательный текст с элементами описания, использование в речи имен прилагательных | Творческая работа | Текст «Методические рекомендации для учителя» | |
| 111 | Работа над ошибками. Родительный и предложный падежи имен прилагательных во множественном числе | Изучение нового материала | индивидуальная | Развитие интереса к изучению языка. Интерес к письму, к созданию собственных текстов; любовь и уважение к Отечеству. | Осуществлять анализ и синтез. | Проверка умений. | Текущий контроль | «Методические рекомендации для учителя.4 класс» | |
| 112 | Дательный и творительный падежи имен прилагательных во множественном числе | Изучение нового материала | фронтальная | Устанавливать причинно-следственные связи. | Отработка навыка правописания окончаний имен прилагательных в форме мн. числа. | Текущий контроль: работа в парах (запись словарных слов – взаимопроверка) | «Методические рекомендации для учителя.4 класс» | |
| 113 | Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных | Закрепление знаний | фронтальная | | ЭОР | |
| 114 | Контрольный диктант.НРК В каникулы | Контроль ЗУН | фронтальная | Осуществлять анализ и синтез. | Проверка умений. | Тематический контроль: контрольная работа. (Методические рекомендации для учителя) | Текст «Методические рекомендации для учителя» | |
| 115 | Работа над ошибками | Работа над ошибками | микрогрупповая | Осуществлять анализ и синтез. | Проверка умений. | Текущий контроль | «Методические рекомендации для учителя.4 класс» | |
| 116 | Изложение текста-описания по картине В.М. Васнецова «Богатыри» | Развитие речи | фронтальная | Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре | Составлять план. Уметь передавать содержимое. | Развитие умения составлять повествовательный текст с элементами описания, использование в речи имен прилагательных | Творческая работа | Картина В.М. Васнецова «Богатыри» | |
| 117 | Анализ изложений и работа над ошибками | Работа над ошибками | индивидуальная | Осуществлять анализ и синтез. | Проверка умений. | | | |
Местоимение (7 часов) | |
| 118 | Общие сведения о личных местоимениях. Личное местоимение и имя существительное. Личное местоимение как член предложения. | Закрепление изученного | фронтальная | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. Развивать интерес к изучению языка. | Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Формирование знаний о личных местоимениях 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа, членах предложения, которые могут быть выражены местоимениями. | Текущий контроль: работа в парах (запись словарных слов – взаимопроверка) | «Методические рекомендации для учителя.4 класс» | |
| 119 | Личные местоимения 1,2, 3 лица Урок-КВН | Закрепление изученного | фронтальная | Текущий контроль: работа в парах. Письмо под диктовку | |
| 120 | Раздельное написание местоимений 1 и 2 лица с предлогами | Изучение нового материала | фронтальная | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Текущий контроль: индивидуальный опрос | Индивидуальные карточки | |
| 121 | Раздельное написание предлогов с местоимениями 3 лица | Изучение нового материала | фронтальная | Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Формулировать проблему урока. Составлять план решения учебной проблемы. | Ознакомление с изменением местоимений по падежам множественного и единственного числа. Особенности правописания местоимений с предлогами | Текущий контроль: индивидуальный опрос | |
| 122 | Композиция повествовательного текста. Изложение. НРК Семья. | Развитие речи | фронтальная | Творческая работа | Текст «Методические рекомендации для учителя» | |
| 123 | Правописание личных местоимений с предлогами. | Закрепление изученного | фронтальная | Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре | Определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок. | Текущий контроль: работа в парах. Письмо под диктовку | «Методические рекомендации для учителя.4 класс» | |
| 124 | Употребление и написание местоимений, построение и разбор предложений | Изучение нового материала | фронтальная | Текущий контроль: индивидуальный опрос | карточки | |
Глагол (37 часов) | | | | | | | | Текущий контроль: индивидуальный опрос |
| 125 | Лексическое значение, основные грамматические признаки. Глагол как член предложения | Закрепление изученного | фронтальная | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Ориентироваться в учебнике. Определять круг своего незнания, планировать работу по изучению нового материала. | Активизация знаний о глаголе. | Текущий контороль | «Методические рекомендации для учителя.4 класс» | |
| 126 | Изменение глаголов по временам | Закрепление изученного | фронтальная | Текущий контороль | |
| 127 | Изменение по родам глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний | Изучение нового материала | фронтальная | Стремиться к совершенствованию собственной речи. | Предполагать, какая информация подойдет для изучения новой темы. Строить рассуждения. | Активизация знаний о глаголе, об изменении по временам, числам и лицам. | Текущий контроль: работа в парах (запись словарных слов – взаимопроверка) | |
| 128 | Время глагола, изменение по лицам и числам. Обучающее сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Март» | Развитие речи | фронтальная | Любовь и уважение к Отечеству. | Составлять план. Уметь передавать содержимое. | Развитие умения составлять повествов. текст с элементами описания | Творческая работа | Репродукции картины И.И. Левитана «Март» | |
| 129 | Неопределенная форма глагола. Составление предложений с использованием глаголов близких и противоположных по значению. | Закрепление изученного | фронтальная | Интерес к изучению языка. | Определять круг своего незнания, планировать работу по изучению нового материала. | Актуализация знаний о грамматических признаках глаголов в начальной форме. Ознакомление с их особенностями. Обогащение словарного запаса. | Текущий контороль | «Методические рекомендации для учителя.4 класс» | |
| 130 | Неопределенная форма глагола. Урок - путешествие | Изучение нового материала | фронтальная | Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую | Текущий контороль | ЭОР | |
| 131 | 1 и 2 спряжение глаголов. Составление текстов с использованием глаголов близких и противоположных по значению | Изучение нового материала | фронтальная | Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения | Определять круг своего незнания, планировать работу по изучению нового материала. | Ознакомление с I и II спряжением глаголов, их отличительными чертами; умение распознавать спряжение глаголов | Текущий контроль: работа в парах (запись словарных слов – взаимопроверка) | «Методические рекомендации для учителя.4 класс» | |
| 132 | Повествовательный текст с элементами рассуждения. | Развитие речи | фронтальная | | Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. | Текущий контроль: работа в парах. Письмо под диктовку | |
| 133 | Анализ изложений, работа над ошибками | Работа над ошибками | фронтальная | Интерес к изучению языка. | Проверка умений | Текущий контроль: индивидуальный опрос | карточки | |
| 134 | Распознавание лица и числа глаголов | Изучение нового материала | фронтальная | Интерес к изучению языка. | Определять круг своего незнания. | Особенности правописания глаголов 2 лица ед. ч. | Текущий контроль: индивидуальный опрос | карточки | |
| 135 | Употребление Ь в глаголах 2 лица единственного числа Урок-презентация | Изучение нового материала | групповая | Текущий контороль | «Методические рекомендации для учителя.4 класс» | |
| 136 | Правописание безударных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Составление предложений с использованием глаголов в различных формах | Изучение нового материала | фронтальная | Самостоятельно делать выводы. Перерабатывать информацию и преобразовывать ее. | Текущий контроль: языковая разминка. Письмо по памяти | |
| 137 | Правописание безударных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения | Изучение нового материала | фронтальная | Устанавливать причинно-следственные связи. | Особенности правописания глаголов 2 лица ед. ч. | Текущий контороль | | |
| 138 | Правописание безударных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. НРК Библиотеки поселка | Закреплен изученного | фронтальная | Любовь и уважение к Отечеству, к родному языку. | Уметь передавать информацию в сжатой форме. | Текущий контроль: работа в парах (запись словарных слов – взаимопроверка) | «Методические рекомендации для учителя.4 класс» | |
| 139 | Изложение по самостоятельно составленному плану (упр 444) | Развитие речи | фронтальная | Интерес к изучению языка. Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово | Анализировать, сравнивать , группировать полученную информацию. | Отработка навыков. | Творческая работа | текст | |
| 140 | Образование формы будущего времени глаголов | Изучение нового материала | фронтальная | Особенности образования глаголов будущего времени | Текущий контроль: определение грамматических признаков глагола | «Методические рекомендации для учителя.4 класс» | |
| 141 | Спряжение глаголов в будущем времени | Изучение нового материала | фронтальная | Устанавливать причинно-следственные связи. | Особенности спряжения глаголов будущего времени | Текущий контроль: определение грамматических признаков глагола | |
| 142 | Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени | Изучение нового материала | фронтальная | Стремиться к совершенствованию речи, изучению языка, осознанию ответственности за произнесённое и написанное слово. | Определять круг своего незнания, планировать работу по изучению нового материала. | Ознакомление с суффиксами –тся, -ться; с правописание глаголов с этими суффиксами. | Текущий контроль: языковая разминка | |
| 143 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | Изучение нового материала | фронтальная | Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Извлекать информацию, представленную в разных формах | Совершенствование умения писать Ь в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа. | Текущий контроль: фронтальный опрос. Письмо по памяти | «Методические рекомендации для учителя.4 класс» | |
| 144 | Спряжение глаголов в неопределенной форме | Изучение нового материала | фронтальная | Текущий контроль: языковая разминка. Письменный опрос | |
| 145 | Безударные личные окончания глаголов | Изучение нового материала | фронтальная | | Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую | Текущий контроль | |
| 146 | Сочинение с элементами описания НРК Национальные праздники. | Развитие речи | фронтальная | Любовь и уважение к Отечеству, к родному языку. | Составлять план. Уметь передавать содержимое. | Развитие умения воспринимать и воспроизводить текст, составлять план изложения | Творческая работа | ЭОР | |
| 147 | Анализ сочинений, работа над ошибками | Работа над ошибками | индивидуальная | Стремиться к совершенствованию речи. Интерес к изучению языка. | Устанавливать причинно-следственные связи. | Отработка навыков правописания глаголов. | Текущий контороль | | |
| 148 | Безударные личные окончания глаголов в настоящем времени | Закреплен изученного | фронтальная | Строить рассуждения. Осуществлять анализ и синтез. | Текущий контороль | | |
| 149 | Глаголы – исключения Проектный урок | Изучение нового материала | групповая | Текущий контороль | ЭОР | |
| 150 | Правописание глаголов - исключения | Закрепление изученного | фронтальная | Стремиться к совершенствованию речи, изучению языка, осознанию ответственности за произнесённое и написанное слово. Интерес к изучению языка. | Определять круг своего незнания, планировать работу по изучению нового материала. | Текущий контроль: работа в парах (запись словарных слов – взаимопроверка) | | |
| 151 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | Контроль ЗУН | фронтальная | Осуществлять анализ и синтез. | Проверка умения в правописании глаголов. | Тематический контроль: контрольная работа. (Методические рекомендации для учителя) | Текст «Методические рекомендации для учителя» | |
| 152 | Анализ работ, работа над ошибками | Работа над ошибками | индивидуальная | Осуществлять анализ и синтез. | Проверка умений. | Текущий контороль | ЦОР «Дидактический материал по русскому языку 4класс» | |
| 153 | Обобщение знаний о глаголе Урок – игра «Поле чудес» | Закрепление знаний | фронтальная | Стремиться к совершенствованию речи, изучению языка, осознанию ответственности за произнесённое и написанное слово. | Определять круг своего незнания, планировать работу по изучению нового материала. | Текущий контороль | |
| 154 | Правописание глаголов в прошедшем времени | Изучение нового материала | фронтальная | Текущий контороль | |
| 155 | Правописание суффикса в глаголах прошедшего времени | Изучение нового материала | фронтальная | Устанавливать причинно-следственные связи. | | |
| 156 | Заголовок, тема, основная мысль текста. Их взаимосвязь. Изложение повествовательного текста | развитие речи | фронтальная | Определять круг своего незнания, планировать работу по изучению нового материала. | Развитие умения воспринимать и воспроизводить текст, составлять план изложения | Творческая работа | Текст «Методические рекомендации для учителя» | |
| 157 | Работа над ошибками | работа над ошибками | индивидуальная | Стремиться к совершенствованию речи. Интерес к изучению языка. | Осуществлять анализ и синтез. | Отработка навыков правописания глаголов. | Текущий контроль: языковая разминка. Индивидуальный опрос | ЦОР «Дидактический материал по русскому языку 4класс» | |
| 158 | Изменение глаголов совершенного и несовершенного вида | 1 Изучение нового материала | фронтальная | Устанавливать причинно-следственные связи. | Отработка навыков правописания глаголов. | Текущий контроль: тест | |
| 159 | Изменение глаголов по временам | Изучение нового материала | фронтальная | Текущий контроль: работа в парах (запись словарных слов – взаимопроверка) | |
| 160 | Изложение самостоятельно подготовленного текста | развитие речи | фронтальная | Стремиться к совершенствованию речи, изучению языка, осознанию ответственности за произнесённое и написанное слово. | Определять круг своего незнания, планировать работу по изучению нового материала. | Развитие умения воспринимать и воспроизводить текст, составлять план изложения | Текущий контроль | Текст «Методические рекомендации для учителя» | |
| 161 | Обобщение знаний о глаголе. Работа над ошибками | Закрепление знаний | фронтальная | Отработка навыков правописания глаголов. | Текущий контроль | Индивидуальные карточки | |
| 162 | Текст – описание. Урок - конференция | Закрепление знаний | фронтальная | Устанавливать причинно-следственные связи. | Развитие умения воспринимать и воспроизводить текст, составлять план изложения | Текущий контроль | ЭОР | |
Повторение изученного (15 часов) | |
| 163 | Повторение. Синтаксис и пунктуация. | Систематизация знаний | фронтальная | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Систематизация знаний учащихся о видах предложения; развитие умения составлять предложения на заданную тему. | Текущий контроль: работа в парах (запись словарных слов – взаимопроверка) | ЭОР | |
| 164 | Проверочная работа «Синтаксис и пунктуация». | Проверка знаний | фронтальная | Составлять план. Уметь передавать содержимое. | Проверка знаний. | Тематический контроль: проверочная работа. (Методические рекомендации для учителя) | Тесты по русскому языку | |
| 165 | Повторение. Имя существительное. | Систематизация знаний | фронтальная | Совершенствование собственной речи. | Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. | Систематизация знаний учащихся о существительном. | Текущий контроль | Индивидуальные карточки | |
| 166 | Итоговый контрольный диктант | Контроль знаний | фронтальная | Интерес к изучению языка. | Умение слышать и слушать. Умение задавать вопросы. | Проверка усвоения тем изученных за год. | Тематический контроль: контрольная работа. (Методические рекомендации для учителя) | Текст «Методические рекомендации для учителя» | |
| 167 | Повторение. Имя прилагательное | Систематизация знаний | фронтальная | Совершенствование собственной речи. | Владеть монологической и диалогической формами речи. | Систематизация знаний учащихся о прилагательном. | Текущий контроль | Индивидуальные карточки | |
| 168 | Обучающее сочинение «Кем я хочу быть» | Развитие речи | фронтальная | Освоение личностного смысла учения. | Оформлять свои мысли в письменной форме. | Развитие умений составлять повествовательный текст | Творческая работа | Схема-алгоритм | |
| 169 | Повторение. Глагол. Контрольное списывание №3. | Систематизация знаний | фронтальная | Совершенствование собственной речи. | Адекватно использовать речевые средства Развивать монологическую речь. | Систематизация знаний учащихся о глаголе. Контроль сформир-ти умений списывать текст. | Тематический контроль: контрольная работа. (Методические рекомендации для учителя) | текст | |
| 170 | Итоговый урок-игра КВН. | групповая | Развивать интерес к изучению языка. | Умение договариваться. | | | ЭОР | |