Муниципальная общеобразовательная бюджетная организация
средняя общеобразовательная школа села Аркаулово имени Баика Айдара
МР Салаватский район РБ
Рассмотрен
на заседании кафедры
начальных классов протокол
№ ____ от ___________2014 года
Руководитель: _____/______________
Согласовано:
заместитель директора
по учебно-воспитательной работе ________И.Р. Идрисова
«___»________________2014 год
Утвержден:
директор школы
____________Н.Х.Бабаджанова
«___»__________________2014 год
Приказ №___ от _________2014 года
Рабочая программа
по учебному курсу «Русский язык»
2014-2015 учебный год, 3 класс
Учитель начальных классов
МОБУ СОШ с.Аркаулово
имени Баика Айдара
Галимова Алина Раисовна
Аркаулово, 2014.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по русскому языку (Примерные программы по отдельным предметам. Начальная школа». – М.: Просвещение, 2010 г), программы «Русский язык» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Образовательная система «Школа 2100». – М.: Баласс, 2011г.) и ориентирована на работу по УМК «Школа 2100» по традиционной системе.
Цели обучения данного курса:
-ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
-формирование коммуникативной компетентности учащихся: развитие устной и письменной речи, навыков грамотного, безошибочного письма.
Задачи содержание курса :
-развитие речи, мышления, воображения школьников;
-формирование умений правильно писать и читать, применять изученные орфографические правила и правила постановки знаков препинания;
-формирование умения составлять простые предложения, видеть границы предложения, писать под диктовку, делать характеристику звукам и буквам;
-воспитание у учеников позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку; побуждение познавательного интереса к языку, стремления развивать и совершенствовать свою речь.
Место и роль курса в обучении: в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 классы. В 3 классе отведено 170 часов в год из расчёта 5 часов в неделю, что соответствует количеству часов, отведённых программой.
Методические и учебные пособия:
- Бунеев Р.Н. Русский язык: учебник для 3-го класса общеобразовательной школы. –М.: Баласс, 2012 г.;
- Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 3 класс.- М.: Баласс, 2012 г.;
- Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс (в двух вариантах). – М.: Баласс, 2012 г.;
- Бунеева Е.В. Комиссарова Л.Ю. Русский язык. 3 класс: методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2010 г.
Виды контроля:
Списывание
2
Проверочная работа
13
Диктант
9
Свободный диктант
6
Обучающее сочинение
5
Тестирование
3
Творческая работа
4
Итоговая комплексная работа
1
Обучающее изложение
2
Проекты
1
Всего:
46
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку, 3 класс
№
Дата
Тема
Количество часов
Тип, вид урока
Форма и методы контроля
Оснащение
Домашнее задание
Примечание
план
факт
1
Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык».
Что мы знаем о слове.
1
Урок рефлексии;
Пошаговое выполнение задания с комментированием
Комплект учебников и тетрадей для 3-го класса
Написать рассказ «Как я провел лето»
2
Что мы знаем о тексте
1
Урок рефлексии;
Изученные орфограммы за курс 2-го класса
-плакат «Текст»;
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку
упр. 1, с. 27.
3
Что мы знаем о тексте
1
Урок консультации по решению частных задач;
Звукобуквенный анализ слова
-плакат «Текст»;
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку
ЭОР www.school-collection.edu/ru
упр. 2, с. 27; составить устный рассказ «Что я знаю о тексте».
4
Что мы знаем о слове, предложении, тексте
1
Урок консультации по решению частных задач;
-мини-тестирование по теме;
-плакат «Слово. Предложение»;
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку
упр. 3, с. 28
5
По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами
1
Урок отработки способов решения частных задач;
Работа в паре: подбор проверочных слов к изученным орфограммам
-плакат «Орфограммы»;
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку
упр. 4, с. 29.
6
Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение
1
Урок отработки способов решения частных задач;
Самостоятельная работа: упр.14
-плакат «Орфограммы»;
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку
упр. 5, с. 29.
7
Вводный контрольный диктант
1
Урок контроля и оценки знаний и умений
Письмо под диктовку
КИМы для вводного контроля
Повторить правила
8
Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы
1
Урок отработки способов решения частных задач;
-работа в паре: упражнение в графическом обозначении орфограмм
-тетрадь для контрольных и проверочных работ
Упр 12 (д.м)
9
Вводный контроль.
Проверочная работа.
1
Урок контроля и оценки знаний и умений
Взаимопроверка выполненного упражнения
КИМы для вводного контроля
Упр. 10 (д.м)
10
Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное
списывание
1
Урок контроля и оценки знаний и умений
-списывание текста
-тетрадь для контрольных и проверочных работ
Упр 29 стр 23
11
Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита
1
Урок методологической направленности;
Разноуровневые задания по типу ошибок
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
-Ш21 по теме «Повторение».
Упр 14 (д.м)
12
Проверочный диктант № 1
1
Урок контроля и оценки знаний и умений
Письмо под диктовку
Тетрадь для контрольных и проверочных работ
Упр 3-4, стр 52-53
13
Работа над ошибками.
1
Урок коррекции
Работа с тестом
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
-Ш21 по теме «Повторение».
Упр 6 стр 38
14
Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова».
Понятие о чередовании согласных звуков в корне
1
Урок открытия новых знаний;
Коллективная работа по наблюдению за явлением чередования согласных звуков в корне
Плакат «Корень слова. Однокоренные слова»;
-КПр «Однокоренные слова»
-д/м;
Упр 1 стр 52
15
Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне
1
Урок методологической направленности;
Коллективное исследование по теме урока
Плакат «Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне»;
-д/м;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
Упр 2 стр 52
16
Творческая работа № 1. Составление связного текста из деформированных предложений
1
Урок развивающего контроля;
Самостоятельное выполнение задания с последующей самопроверкой
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Подготовиться к словарному диктанту
17
Правописание проверяемых согласных в корне слова (на конце и в середине слова)
1
Урок методологической направленности;
Работа с комментированием тренировочного теста
Плакат «Правописание проверяемых согласных в корне слова (на конце и в середине слова»;
-д/м;
Упр 5 стр 52
18
Правописание букв проверяемых согласных в корне слова
1
Урок методологической направленности;
Самостоятельное выполнение итогового теста по теме
-д/м;
Упр 6-7, стр 53
19
Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму
1
Практическая работа по решению частных задач;
Самостоятельное выполнение итогового теста по теме (повышенный уровень).
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
Упр 8-9, стр 53
20
Проверочная работа № 1
1
Урок контроля и оценки знаний и умений
Самостоятельное выполнение проверочной работы № 1.
Тетрадь для контрольных и проверочных работ.
Упр 10 стр 55
21
Работа над ошибками Понятие об удвоенных буквах согласных
1
Урок открытия нового знания
Коллективная работа по обозначенной проблеме
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 1,стр 68
22
Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне.
1
Отработка способа в решении частных задач;
Списывание с грамматическим заданием с последующей проверкой
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 2, стр 68
23
Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне.
1
Практическая работа по решению частных задач;
Самодиктант: взаимопроверка в парах.
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
Упр 3, стр 68
24
Упражнения в написании слов с удвоенной согласной в корне. Творческая работа № 2.
1
Урок развивающего контроля;
Составление предложений, словосочетаний
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 4, стр 69
25
Проверочная работа № 2
1
Урок контроля и оценки знаний и умений
Самостоятельное выполнение проверочной работы № 2.
Тетрадь для контрольных и проверочных работ.
Упр 5, стр 69
26
Работа над ошибками
1
Урок развивающего контроля;
карточки
Подготовиться словарному диктанту
27
Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком
в корне слова
1
Урок открытия нового знания;
Работа в паре: наблюдение над словами с непроизносимым согласным звуком в корне
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 1, стр 86
28
Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые
согласные звуки в корне слова
1
Урок практической работы по решению частных задач;
Письмо с комментированием
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 2, стр 86
29
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Сочинение по опорным словам № 1.
1
Урок практической работы по решению частных задач;
-урок развития речи
Самостоятельное написание сочинения в ходе коллективной работы
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 3, стр 87
30
Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука
1
Урок практической работы по решению частных задач;
Работа по вариантам: словарный диктант
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
Упр 4, стр 87
31
Формулирование обобщённого правила правописания букв проверяемых согласных в корне слова
1
Урок консультации по решению частных задач;
Индивидуальная работа с самопроверкой.
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 5, стр 87
32
Повторение. Проверочная работа № 3
1
Урок контроля и оценки знаний и умений
Самостоятельное выполнение проверочной работы № 3.
Тетрадь для контрольных и проверочных работ
Упр 6 стр 88
33
Правописание букв проверяемых согласных в корне слова.
Творческая работа № 3
1
Мастерская по решению частных задач;
Свободный диктант
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 7, стр 88
34
Контрольный диктант № 2
1
Урок контроля и оценки знаний и умений
Письмо под диктовку
Тетрадь для контрольных и проверочных работ.
Подготовится к словарному диктанту
35
«Пишу правильно» (работа над ошибками)
1
Урок коррекции
-работа над ошибками, допущенными в диктанте;
редактирование текста.
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 8, стр 88
36
Правописание букв безударных гласных в корне слова.
Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.
1
Урок постановки учебной задачи;
-урок-загадка
-работа в паре: найди ошибку
-д/м;
Плакат «Безударная гласная в корне слова»;
-КП
Упр 1 стр 101
37
Развитие умения видеть в словах орфограммы–буквы безударных
гласных.
Р/р Свободный диктант № 1.
1
Урок конструирования способа действия;
-урок развития речи
самостоятельное выполнение задания с последующей проверкой
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
Упр 2, стр 101
38
Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных
в корне.
1
Урок отработки способа в решении частных задач;
-карточки
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
-Ш21
Упр 3, стр 101
39
Проверочная работа № 4
1
Урок контроля и оценки знаний и умений
Самостоятельное выполнение проверочной работы № 4.
Тетрадь для контрольных и проверочных работ
Упр 4, стр 102
40
Контрольный диктант № 3.
1
Урок контроля и оценки знаний и умений
Умение писать под диктовку
Тетрадь для контрольных и проверочных работ
Упр 5, стр 102
41
«Пишу правильно» (работа над ошибками)
1
Урок коррекции знаний
Работа в паре «Помоги другу»
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 6, стр 102
42
Сочинение по опорным словам № 2.
1
Мастерская по решению частных задач;
-урок развития речи
Самостоятельное написание сочинения в ходе коллективной работы
-д/м;
Упр 7, стр 103
43
Знакомство с понятием «сложные слова».
Проект . Старт проекта. Обоснование проблемы. Постановка целей и задач проекта.
1
Урок открытия нового знания
Коллективная работа о обоснованию проблемы
Упр 1, стр115
44
Соединительные буквы о и е в сложных словах.
Проект . Сбор и обработка информации.
1
Урок отработки способа в решении частных задач;
Работа в группах: решение поставленной проблемы
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 2 стр 115
45
Образование сложных слов.
Проект . Разработка памятки «Сложные слова и их правописание».
1
Урок отработки способа в решении частных задач;
Тренировочные упражнения
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
Упр 3, стр 115
46
Защита проекта в форме написания Свободного диктант № 2 .
1
Мастерская по решению частных задач;
Самостоятельное написание свободного диктанта с последующей проверкой
-д/м;
Упр 4, стр 116
47
Употребление в речи и правописание сложных слов.
Проект. Рефлексия.
1
Урок рефлексии;
-урок самоконтроля
Работа в рабочей тетради
(с. 22-23)
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 5, стр 117
48
Повторение.
1
Урок практической отработки;
Работа в рабочей тетради (с. 22)
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 6, стр 117
49
10
Проверочная работа № 5
1
Урок контроля и оценки знаний.
Самостоятельное выполнение проверочной работы
Тетрадь для контрольных и проверочных работ
Упр 7, стр 117
50
11
Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов (повторение). Развитие умения находить в словах приставки
1
Урок практической отработки по решению частных задач;
Коллективная работа по повторению материала по данным темам
-д/м;
Упр 1, стр 130
51
12
Правописание букв безударных гласных в приставках
1
Урок отработки способа в решении частных задач;
Осложнённое списывание
-д/м;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
Упр 2, стр 131
52
13
Правописание букв безударных гласных в приставках
1
Урок отработки способа в решении частных задач;
Работа по вариантам
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 3, стр 131
53
15
Приставки про- и пра- , по- и па- , их правописание
1
Урок отработки способа в решении частных задач;
Работа с текстом
-д/м;
Упр 4, стр 131
54
17
Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня
1
Урок - исследование
Игра «Исследователи – лингвисты»
-д/м;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
Упр 5, стр 131
55
18
Различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня
1
Урок - практикум
Коллективная работа по развитию умений
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 6, стр 132
56
19
Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания раз-
делительного ъ и ь
1
Урок консультации по решению частных задач;
Работа в паре: упражнение «Исправь ошибку»
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 1-2, стр 140
57
20
Проверочная работа № 6
1
Урок контроля и проверки знаний
Самостоятельное выполнение проверочной работы
Тетрадь для контрольных и проверочных работ
Повторить правила
58
Правописание слов с разделительными ъ и ь
1
-урок-практикум
Самостоятельное выполнение с последующей взаимопроверкой
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
Упр 3, стр 140
59
Контрольный диктант № 4
1
Урок контроля и проверки знаний
Письмо под диктовку
Тетрадь для контрольных и проверочных работ
Упр 4-5, стр 141
60
Упражнения в правописании слов с разделительными ь и ъ (работа над ошибками)
1
Урок отработки способа в решении частных задач;
Задания в рабочей тетради
(с.24-28)
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 6-7, стр 142
61
Понятие об окончании и основе слова
1
Урок открытия нового знания;
Работа в малых группах
-д/м;
Упр 1, стр 162
62
Развитие умения находить в слове окончание
1
урок - практикум
Задания в рабочей тетради с самопроверкой (с. 28-32)
-д/м;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
Упр 2, стр 162
63
Как найти в слове основу.
1
Урок открытия нового знания;
Работа в малых группах
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 3, стр 162
64
Развитие умения находить в слове окончание и основу
1
-урок - практикум
Задания в рабочей тетради с самопроверкой (с. 30-32)
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 4, стр 163
65
Суффикс и его роль в слове
1
Урок постановки учебной задачи;
-коллективная работа: исследовательская работа.
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 5. Стр 163
66
Развитие умения находить в слове суффикс.
Обобщение и систематизация знаний о частях слова
1
Урок практических работ по решению частных задач;
-урок-практикум
Словарный диктант;
-задания в рабочей тетради
(с.34-35)
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 6, стр 163
67
Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу
1
Урок отработки способа в решении частных задач;
-урок-практикум
самостоятельная работа с последующей самопроверкой по образцу
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
Упр 1-2, стр 164
68
Упражнения в разборе слов по составу
1
Урок практической работы по решению частных задач;
Самостоятельное списывание с печатного текста
«Уроки развития связной речи» с.16.
Упр 3-4, стр 164
69
Контрольное списывание с грамматическим заданием .
1
Урок контроля и проверки знаний
-работа в паре: составление слов по схемам (с.36-37)
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
Упр 5-6, стр 165
70
Проверочная работа № 7 по теме «Разбор слова по составу»
1
Урок контроля и проверки знаний.
Выполнение проверочной работы №7.
Тетрадь для контрольных и проверочных работ.
Повторить правила
71
Части речи в русском языке
1
Урок открытия нового знания;
-урок-наблюдение
Коллективная работа по обозначенному вопросу
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Написать 5 предложений
72
Определение имени существительного Роль имён существительных в речи. Творческая работа № 4 : составление текста
1
Урок отработки способа в решении частных задач;
Коллективная работа над составлением и записью текста
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 1, стр 19
73
Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах сущ-ых
1
Урок открытия нового знания
-урок-сравнение
Работа в парах: наблюдение за изменением одушевлённых и неодуш сущ-ых.
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
Упр 2, стр 19
74
Имена существительные в речи.
1
Урок практической работы по решению частных задач;
карточки
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку.
Упр 3, стр 19
75
Урок-обобщение.
Что мы знаем об именах существительных
1
Урок практической работы по решению частных задач;
Работа в командах
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 4-5, стр 20
76
Род – постоянный признак имён существительных
1
Урок открытия нового знания;
Пошаговое выполнение заданий
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 1-2 стр 29
77
Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода
1
Практическая работа по решению частных задач;
-урок - практикум
Работа в упражнении определения рода имени сущ-ого
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
Упр 3-4, стр 30
78
Изменение имён сущ-ых по числам
1
Урок постановки и решения учебной задачи;
Фронтальный опрос, карточки.
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 1, стр 40
79
Образование множественного числа имён сущ-ых
1
Урок открытия нового знания;
Работа в паре
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
Упр 2, стр 41
80
Окончания имён существительных в единственном и во множественном числе
1
Урок отработки способа в решении частных задач;
Индивидуальная работа в рабочей тетради (с.38)
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 3-4, стр 42
83
Разбор имени существительного как части речи
1
Урок постановки и решения учебной задачи;
Коллективная работа по умению выполнять морфологический разбор сущ-ого
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
Упр 5, стр 42
84
Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
1
Урок практической работы по решению частных задач;
Индивидуальная работа в рабочей тетради (с.41-42)
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 1, стр 55
85
Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён
в русском языке.
1
Урок практической работы по решению частных задач;
Индивидуальный опрос, карточки.
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 2, стр 55
86
Образование имён сущ-ых от основ сущ-ых и
глаголов
1
Урок практической работы по решению частных задач;
Работа в паре: наблюдение за словами с суффиксом
-тель-
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
Упр 3, стр 56
87
Р/р Сочинение сказки с использованием имён сущ-ых с различными суффиксами
1
Мастерская по решению частных задач;
Коллективная работа по содержанию сочинения
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 4, стр 56
88
Разбор имён сущ-ых по составу.
1
Урок отработки способа в решении частных задач;
-урок-практикум
Работа в паре: упражнение в подборе и записи слов к схемам
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 5, стр 57
89
Обучающее изложение «Мурлыка»
1
Мастерская по решению частных задач;
-урок развития речи
Коллективная работа по обучению написания изложения
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 1-2, стр 58
90
Употребление имён существительных в речи.
1
Урок практической работы по решению частных задач;
Свободный диктант
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 3-4, стр 58-59
91
Повторение. Проверочная работа № 8
1
Урок контроля и проверки знаний
Самостоятельное выполнение проверочной работы № 8
Тетрадь для контрольных и проверочных работ.
Упр 7-8, стр 60
92
Работа над ошибками.
Понятие о местоимении. Личные местоимения
1
Урок открытия нового знания;
Коллективная работа по обозначенной проблеме
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 1, стр 70
93
Местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями
1
Урок постановки и решения частной задачи;
-урок- путешествие
Работа в паре: работа с определением
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
Упр 2-3, стр 71
94
Разбор местоимения как части речи
1
Урок постановки и решения частной задачи;
-урок- путешествие
Задания в рабочей тетради (тестирование)
(с.44-46)
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 4, стр 71
95
Роль личных местоимений в речи.
Р/р Обучающее сочинение № 4 «О себе»
1
Мастерская по решению частных задач;
-урок развития речи
Индивидуальное написание сочинения в ходе коллективной работы
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 5, стр 72
95
Закрепление знаний о местоимении.
Р/р Свободный диктант № 3 «Паучок»
1
Урок отработки способа в решении частных задач;
Свободный диктант
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 6, стр 72
96
Контрольный диктант.
1
Урок контроля и проверки знаний
Диктант
Упр 1, стр73
96
Тестирование.
1
Урок контроля и проверки устойчивости знаний
Тетрадь для контрольных и проверочных работ.
Упр 2, стр 73
97
Повторение. Проверочная работа № 9
1
Урок контроля и проверки устойчивости знаний
Коллективная работа по изучаемой теме
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 3, стр 73
97
«Пишу правильно» (работа над ошибками)
1
Самостоятельное выполнение тестовой работы
-д/м;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
Упр 4, стр 74
98
Определение имени прилагательного
1
Урок открытия нового знания;
Самостоятельное выполнение тестовой работы
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 1, стр 98
99
Определение имени прилагательного
1
Практическая работа по решению частных задач;
Работа в паре: исследование по изучаемой проблеме
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 2, стр 98
100
Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными.
1
Урок практической работы по решению частных задач;
Задания в рабочей тетради
(с. 47-48)
КИМы для предварительного контроля
Упр 3, стр 99
101
Роль имени прилагательного как части речи
1
Практическая работа по решению частных задач;
Самостоятельное выполнение заданий в рабочей тетради(с.49-51)
КИМы для предварительного контроля
Упр 4, стр 99
104
Разбор имени прилагательного как части речи
1
Практическая работа по решению частных задач;
-урок-практикум
Индивидуальная работа
Тетрадь для контрольных и проверочных работ.
Упр 5, стр 100
105
Окончания имён прилагательных в мужском, женском, среднем
роде и во множественном числе
1
Урок открытия нового знания;
Коллективная работа
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 6, стр 100
104
Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных
1
Урок отработки способа в решении частных задач;
Самостоятельное выполнение задания в рабочей тетради
(с. 50)
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
Упр 7, стр 101
105
Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях
имён прилагательных Знакомство с антонимами
1
Урок практической работы по решению частных задач;
-урок самоконтроля
-самостоятельное выполнение с самопроверкой по образцу
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 1, стр 101
106
Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях
имён прилагательных
1
Урок развивающего контроля;
-урок-
Индивидуальная работа: развитие орфографических и речевых умений
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 2, стр 101
107
Знакомство с антонимами и синонимами. Закрепление правописания слов с изученными орфограммами. Р/р Сочинение по опорным сочетаниям слов
1
урок развития речи
Индивидуальное написание сочинения в ходе коллективной работы
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 3-4, стр 101
108
Проверочная работа № 10 по разделу «Имя прилагательное».
1
Урок контроля и оценки знаний и умений
Самостоятельное выполнение проверочной работы № 10
Тетрадь для контрольных и проверочных работ.
Упр 5-6 стр 102
109
Разбор имён прилагательных по составу
1
Урок отработки способа в решении частных задач;
-урок-практикум
Работа в паре: выполнения разбора по составу со взаимной проверкой
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
Упр 7, стр 102
110
Контрольный диктант № 5
1
Урок контроля и оценки знаний и умений
Письмо под диктовку
Тетрадь для контрольных и проверочных работ.
Повторить правила
111
«Пишу правильно» (работа над ошибками)
1
Тетрадь для контрольных и проверочных работ.
Упр 8, стр 102
112
Определение глагола как части речи
1
Урок постановки и решения частной задачи;
-урок- путешествие
Работа над ошибками. Коллективная работа по обозначенному вопросу.
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 1-2, стр 116
113
Изменение глаголов по временам
1
Урок открытия нового знания;
-урок – исследование
Коллективная работа: преобразование правила в таблицу
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 3, стр 116
114
Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов
прошедшего времени по родам
1
Урок практической работы по решению частных задач;
-урок-практикум
Мини-тест по изучаемой теме
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 4-5, стр 117
115
Изменение глаголов по числам
1
Урок конструирования способа действия;
-урок-игра
Развитие учебно-языковых умений под руководством учителя
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
Упр 6 , стр 118
116
Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания
частицы не с глаголами
1
Урок отработки способа в решении частных задач;
Фронтальный опрос, словарная работа.
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
Упр 7, стр 119
117
Развитие умения писать частицу не с глаголами.
1
Мастерская по решению частных задач;
Свободный диктант
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 8. Стр 119
118
Понятие о неопределённой форме глагола
1
Урок открытия нового знания;
Работа в паре: наблюдение по обозначенной проблеме
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 1, стр 128
119
Р/р Контрольное изложение «Перелётные птицы»
1
Урок контроля и оценки знаний и умений
изложение
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 2, стр 128
120
Неопределённая форма глагола. Правописание ь в глаголах не-
определённой формы
«Пишу правильно» (работа над ошибками)
1
Урок практической работы по решению частных задач;
Работа с комментированием
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 3, стр 129
121
Контрольный диктант № 6
1
Урок контроля и оценки знаний и умений
Письмо под диктовку
Тетрадь для контрольных и проверочных работ
Повторить правила
122
«Пишу правильно» (работа над ошибками)
1
Урок коррекции знаний
Индивидуальные задания
Упр 4, стр 130
123
Образование форм времени от неопределённой формы глагола
1
Урок постановки и решения учебной задачи;
-урок - исследование
Коллективная работа: наблюдение над образованием форм времени от н.ф.
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 1, стр 130
124
Разбор глагола как части речи
1
Урок отработки способа в решении частных задач
Тестирование в рабочей тетради (с.51-52)
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 2-3, стр 131
125
Повторение. Проверочная работа № 11
1
Урок контроля и оценки знаний и умений
Самостоятельное выполнение проверочной работы
Тетрадь для контрольных и проверочных работ
Упр 4-5, стр 132
126
«Пишу правильно» (работа над ошибками)
Р/р Свободный диктант № 4
1
Урок консультации по решению частных задач;
Индивидуальная работа
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 6, стр 132
127
Разбор глагола как части речи
1
Урок-рефлексия;-
Работа в командах
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
Упр 7-8 стр 133
128
Наречие как части речи
1
Урок открытия нового знания;
Коллективная работа
Интерактивный плакат
Упр 389, стр 136
129
Виды предложений по цели высказывания
1
Урок открытия нового знания;
-выборочный диктант
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 1, стр 156
130
Восклицательные и невосклицательные предложения
1
Урок конструирования способа действия;
самостоятельная работа по вариантам.
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 2, мтр 156
131
Интонация в предложениях, различных по цели высказывания.
Логическое ударение
1
Урок отработки способа в решении частных задач;
Фронтальный опрос, диктант с подготовкой.
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 3, стр 156
132
Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое
1
Урок открытия нового знания;
Мини-тестирование
-д/м;
Интерактивный плакат
Упр 4, стр 156
133
Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое
1
Урок практической работы по решению
частных задач;
Фронтальный опрос, диктант с последующей
проверкой
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 5, стр 157
134
Понятие о второстепенных членах предложения
1
Урок практической работы по решению частных задач;
Коллективная работа
-д/м;
-карточки
Упр 6, стр 157
135
Составление схем предложений и предложений по схемам
1
Урок постановки и решение учебной задачи;
Работа в паре: составление схем предложений и предложений по схемам
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Написать 5 предложений и сделать схемы
136
Предложения распространённые и нераспространённые
1
Урок отработки способа в решении частных задач;
-урок-практикум
Задания в рабочей тетради (с.55-56)
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
Упр 422, стр 155
137
Разбор предложений.
1
Урок самоконтроля
-урок-соревнование
Задания в рабочей тетради (с.57-58)
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Написать 5 предложений и разобрать по составу
138
Однородные подлежащие и сказуемые
1
Урок практической работы по решению частных задач;
-урок-проблема
Коллективная работа: наблюдение по обозначенной проблеме
-д/м; карточки
Упр 427, стр 161
139
Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их
графическом обозначении.
1
Урок практической работы по решению частных задач;
-урок-практикум
Работа по вариантам;
Задания в рабочей тетради (с.59)
-д/м; карточки
Упр 430, стр 163
140
Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами
1
Урок практической работы по решению частных задач;
-урок-исследование
Задания в рабочей тетради (с.60) с последующей самопроверкой
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
Упр 1, стр 170
141
Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами
1
Урок консультации по решению частных задач;
-урок-экскурсия
Задания в рабочей тетради (с.61)
-д/м;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
Упр 2 , стр 171
142
Главные и второстепенные однородные члены предложения.
Определение однородных членов предложения
Урок консультации по решению частных задач;
-урок-консультация
Задания в рабочей тетради (с.62)
-д/м;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
Упр 3, стр 171
143
Запятая в предложениях с однородными членами.
1
Урок консультации по решению частных задач;
Задания в рабочей тетради (с.63)
-д/м;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
Упр 4, стр 171
144
Повторение изученного материала.
Р/р Свободный диктант № 5
1
-урок развития речи
-д/м;
Написать 5 предложение и сделать схему
145
Понятие о простом и сложном предложении
1
Урок открытия нового знания;
Работа в паре: наблюдение над простыми и сложными предложениями
-д/м;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
Упр 1, стр 183
146
Запятая в сложном предложении без союзов.
Схема сложного предложения
1
Урок открытия нового знания;
Коллективная работа по теме урока
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 2-3, стр 184
147
Итоговая комплексная работа за курс 3-го класса
1
Урок контроля и проверки знаний и умений
Мини-тест
Итоговая комплексная работа за курс 3-го класса
Упр 4, стр 184
148
Запятая в простом предложении с однородными членами и в
сложном предложении.
Р/р Свободный диктант № 6
1
Урок практической работы по решению частных задач;
Запись услышанного по памяти
Упр 5, стр 184
149
Итоговый контроль. Диктант
1
Урок контроля и проверки знаний и умений
Фронтальный опрос, разбор слов по составу.
Повторить правила
150
Различие между сложными предложениями и простыми предложениями с однородными членами и ставить в них запятые
1
Урок отработки способа решения частных задач;
Работа с информацией
Упр 455, стр 180
151
Итоговый контроль.
Тестовая работа
1
Урок контроля, проверки и оценки знаний и умений
Самостоятельное выполнение тестовой работы
КИМ и бланк ответов
Повторить правила
152
Разбор простого и сложного предложений.
1
Урок практической работы по решению частных задач;
-урок-практикум
Работа в парах
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 458, стр 182
153
Повторение. Проверочная работа № 12
1
Урок контроля и проверки знаний и умений
Самостоятельное выполнение проверочной работы
Тетрадь для контрольных и проверочных работ
Повторить правила
154
«Пишу правильно» (работа над ошибками) по итогам итогового контроля
1
Урок коррекции;
Коллективная и групповая работа по устранению ошибок, допущенных в итоговом контроле
Написать 3 предложения с однородными членами
155
Повторение.
Тренировочные тестовые задания.
1
Урок практической работы по решению частных задач;
Самостоятельная работа по подготовке к итоговому контролю. Тренировочные тестовые задания.
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Повторить правило
156
Повторение. Орфограммы в слове (корень слова).
1
Урок практической работы по решению частных задач;
Самостоятельное выполнение контрольного списывания
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
По карточке
157
Повторение. Орфограммы в слове (приставка).
1
Урок практической работы по решению частных задач;
Упражнение «Исправь ошибку» (в паре)
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
По карточке
158
Повторение. Орфограммы в слове (окончание).
1
Урок практической работы по решению частных задач;
Упражнение «Исправь ошибку» (в паре)
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
По карточке
159
Повторение. Имя существительное.
1
Урок практической работы по решению частных задач
Мини-тестирование
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Выписать из детских книг 5 предложений и подчеркнуть существительные
160
Повторение. Имя прилагательное
1
Урок практической работы по решению частных задач;
Осложнённое списывание с грамматическими заданиями
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Написать 5 прилагательный и разобрать по составу
161
Повторение. Глагол.
1
Урок практической работы по решению частных задач;
Осложнённое списывание с грамматическими заданиями
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
Написать 10 глаголов неопределённой формы
162
Повторение Местоимение
1
Урок практической работы по решению частных задач;
Осложнённое списывание с грамматическими заданиями
-д/м;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
Написать 5 предложений с местоимением
163
Повторение. Предложение.
1
Урок консультации по решению частных задач;
Мини-тестирование по теме
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
Написать 5 предложений и разобрать по составу
164
Повторение. Предложение.
1
Урок контроля и оценки знаний и умений;
Работа в паре: упражнение «Будь внимательным»
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Написать 5 предложений с однородными членами
165
Повторение. Предложение.
1
Мастерская по решению частных задач;
Сюжетно-ролевая игра «Учителя-ученики»
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
Написать 5 предложенийс однородными сказемыми
166
Повторение. Состав слова.
1
Урок практической работы по решению частных задач;
Осложнённое списывание с грамматическими заданиями
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
ЭОР www.school-collection.edu/ru
Написать 7 слов и разобрать по составу
167
Повторение.
Морфологический разбор слова.
1
Урок практической работы по решению частных задач;
Осложнённое списывание с грамматическими заданиями
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Упр 467, стр 190
168
Обобщение и систематизация знаний за курс 3-го класса.
Итоговый тест.
1
Урок самоконтроля.
Самостоятельное выполнение тестовой работы в рабочей тетради
(с.65-70)
Тетрадь для контрольных и проверочных работ
Повторить правила
169
Обобщение и систематизация знаний за курс 3-го класса.
1
Мастерская по решению частных задач;
Работа в командах
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Повторить правила
170
Обобщение и систематизация знаний за курс 3-го класса. Рекомендации на летние каникулы.
1
Урок рефлексии;
Индивидуальные задания
-д/м;
-рабочая тетрадь по русскому языку;
Повторить правила
Всего:
170
Дополнительная литература
1. Методические и учебные пособия:
-Бунеев Р.Н. Русский язык: учебник для 3-го класса общеобразовательной школы. –М.: Баласс, 2012 г.;
-Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 3 класс.- М.: Баласс, 2012 г.;
-Комиссарова Л.Ю. Тетрадь для чистописания 3 класс.- М.: Баласс, 2012 г.;
-Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс (в двух вариантах). – М.: Баласс, 2012 г.;
-Бунеева Е.В. Комиссарова Л.Ю. Русский язык. 3 класс: методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2010 г.
2. Оборудование и приборы:
-плакаты по русскому языку для 3-го класса;
- комплект наглядных пособий «Грамматические разборы»;
- таблица «Падежи»
- таблица «Правильно сиди при письме»
-таблица «Упражнения для глаз».
3. Дидактические материалы:
-Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» для 3 класса. – М.: Баласс, 2011 г.;
24