Рабочая программа факультатива "Комплексный анализ текста"
Рабочая программа факультатива "Комплексный анализ текста"
Программа факультатива "Комплексный анализ текста" рассчитана на учащихся 8 класса. Срок реализации программы -1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Цель программы: создать условия для коммуникативной компетентности обучающихся благодаря совершенствованию лингвистических навыков, усиления интереса к родному языку.
В программе присутствует пояснительная записка, отражающая цели, задачи курса, ожидаемые результаты. представлено содержание программы, дано календарно-тематическое планирование. Приведён список используемой литературы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива "Комплексный анализ текста" »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГУСЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С. ГУСЕВКА ОЛЬХОВСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВА
«ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»
Принято на методическом совещании учителей
Гуманитарного цикла
Протокол №__________от____________________2015г.
Согласовано. Зам директора по УР
______________________________Старицкая Е.В.
_______________________________2013г.
Утверждаю. Директор МБОУ Гусёвская СОШ
Приказ №_____от___________________2015г.
ВЫПОЛНИЛА: УЧИТЕЛЬ РУССКОГО
ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ЛЮБАКОВА И. Ю.
Пояснительная записка.
Программа факультатива «Лингвистический анализ текста» является программой социально - педагогическойнаправленности предназначена для работы учащихся 8 класса во внеурочное время.
Срок реализации программы -один год.
Режим занятий - 1занятие в неделю, 34 занятия в год.
Продолжительность одного занятия 40 минут.
Одной из особенностей современного урока русского языка является внимание к тексту и работа с ним. В «требованиях к уровню подготовки выпускников» сказано, что выпускник должен уметь проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
Работе с текстом отводится большая роль. Вместе с тем, учебных часов, отводимых для работы с текстом, катастрофически не хватает. Ученик получает только основные сведения, которых недостаточно для качественного ответа на экзамене.
Цель программы: Создать условия для развития коммуникативной компетентности учащихся благодаря совершенствованию лингвистических навыков, усиление интереса к родному языку и науке, его изучающей.
Задачи:
- углубить сведения о тексте как предмете лингвистики;
- развить лингвистические способности учащихся и их познавательную
самостоятельность;
- обеспечить сформированность у учащихся языковых знаний, умений и навыков,
необходимых для получения дальнейшего образования.
Ожидаемые результаты:
- умение производить лингвистический анализ художественных текстов;
- содержательно- композиционный(указать тему, основную мысль, её развитие, микротемы, их связь между собой, абзацное членение текста, характер отношений между предложениями внутри абзаца);
- типологический(указать ведущий и сопутствующий типы речи, объяснить их назначения в этом тексте);
- стилистический(показать системность использования языковых и изобразительно-выразительных речевых средств);
- умение создавать собственные тексты, используя при этом изученный теоретический материал;
- умение совершенствовать написанное, добиваясь большей точности словоупотребления, образности, выразительности.
Формы занятий: лекция,практикум
Содержание программы
1. Вводное. Цель, задачи курса
2. Лингвистический анализ текста как вид языкового анализа. Лингвистический анализ текста как составная часть анализа художественного произведения Этапы лингвистического анализа текста.
3. Текст. Ключевые понятия.
4. Фонетический уровень структуры текста. Звуковые повторы, ассонанас, аллитерация, звукоподражание. Функциональная и эстетическая значимость этих средств в тексте.
5. Морфемный уровень структуры текста. Функции морфем.
6. Морфемный уровень структуры текста. Повторы однокоренных слов как стилистический прием.
7. Лексический и фразеологический уровни структуры текста. Анализ лексики с точки зрения происхождения, употребления.
8.Экспрессивный уровень структуры текста. Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях.
9. Синтаксический уровень структуры текста. Функциональная значимость словосочетания и предложений.
10.Роль пунктуационного знака при лингвистическом анализе текста.
11. Определение доминирующего уровня структуры текста при лингвистическом анализе текста.
12. Полный лингвистический анализ текста. Обобщение всех этапов работы. Переход от собственно языкового анализа структурных уровней к теме, проблематике, авторской позиции, эмоциональной тональности.
Учебно-тематическое планирование.
№ за-нятия
Тема
Кол.
час.
Виды дея-тельности
Формы контроля
Дата
1
Вводное занятие. Назначение, цель, задачи курса.
1
лекция
2
Лингвистический анализ текста как вид языкового анализа. Этапы лингвистического анализа текста.
1
3-4
Фонетический уровень структуры текста. Звуковые повторы, аллитерация, ассонанс, интонация слов.
2
Индивид. работа
5-6
Анализ фонетических особенностей в сказках. А.С. Пушкина, в баснях
И. А. Крылова.
2
Групповая работа
7-8
Морфемный уровень структуры текста. Функции морфем.
2
9
Анализ морфемных особенностей в стихотворениях В. Брюсова
1
Беседа
10-11
Морфемный уровень структуры текста. Повторы однокоренных слов как стилистический прием.
2
12
Анализ морфемных особенностей в тексте К. Паустовского «Первый снег».
1
Групповая работа
Защита проекта
13-14
Лексический и фразеологический уровень структуры текста. Работа с лексическими средствами.
2
Индивид. работа
15-16
Лексика с точки зрения происхождения, употребления. Слова экспрессивно-стилистической окраски.
2
17-19
Однозначность и многозначность лексики. Употребление слов в переносном значении. Тропы. Фигуры речи.
3
Индивид. работа
20
Анализ лексических средств в сказке М.Е Салтыкова-Щедрина «»Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
1
Групповая работа
Защита проекта
21
Текст как задача. Тезис и аргументы в сочинении на лингвистическую тему.
1
22-23
Экспрессивный уровень структуры текста. Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях
2
Индивид. работа
Самоана-лиз «Как я говорю»
24-25
Содержательная и языковая компрессия текста.
(тексты Ю. Бондарева, Д. Лихачёва)
2
Индивид. работа
26-28
Обыгрывание внутренней формы фамилий литературных героев как средство художественной характеристики (по произведениям Н.В Гоголя, А. П. Чехова).
3
Групповая работа
Защита проекта
29
Определение доминирующего уровня структуры текста при лингвистическом анализе текста.
1
30
Анализ доминирующего уровня в
прозе И.С. Тургенева «Воробей».
1
Групповая работа
31-32
Полный лингвистический анализ текста. Обобщение всех этапов работы. Тема, проблематика, авторская позиция, эмоциональная тональность.
2
Исследоват. работа в группах
33-34
Зачетное занятие по теме «Лингвистический анализ текста».
2
Защита проекта
Ведущие методы обучения
Лекция, интерактивные методы работы (работа в малых группах, ролевые игры, метод проектов)
Литература
Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 8 класс. ФГОС-М., Экзамен, 2015
Никулина М.Ю. Рабочая тетрадь по русскому языку. Комплексный анализ текста: 8 класс. ФГОС-М., Экзамен, 2013
Афанасьева В.Н. Зачёт на основе текста. Русский язык. 8 класс -М., Экзамен, 2014
Волгина Н.С. Теория текста. М., Логос, 2004.
Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.,2001.
Гиллингер И.В. Культура речи. Норма современного русского литературного языка. М.,1994.
Мучник Б.С. Культура письменной речи. М., 2008.
Мучник Б.С.. Культура письменной речи: формирование стилистического мышления. М., 1994.;
Т.М. Пахнова «Русский язык. Комплексная работа с текстом». – М.: Айрис-пресс, 2006.
С.И. Львова «Уроки словесности. 5-9 классы». – М.: Дрофа, 1999.