учитель: Н.В. Бутенко (высшая категория)
Программа данного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального агентства по образованию к уровню подготовки выпускников и содержанию Федерального компонента стандарта основного и среднего (полного) общего образования по русскому языку и литературе на базовом уровне и представляет собой углубление основного курса русского языка в 9 классе.
Изучение курса в 9 классе преследует основную цель – подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку в формате ГИА. Экзаменационная работа состоит из 3-х частей: часть «А» - написание сжатого изложения по предложенному тексту, часть «В» - выполнение тестовых заданий с выбором ответа и открытым ответом, часть «С» - написание сочинения-рассуждения.
Место элективного курса по русскому языку «Подготовка к ГИА» в учебном плане ГБОУ СОШ №269 Кировского района Санкт-Петербурга: 1 час в неделю, 34 часа в год.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
№, дата | Тема занятия | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям, навыкам | Вид контроля, самостоятельной работы |
1. | Введение. | Структура экзаменационной работы, критерии ее оценивания. | Знать: структуру экзаменационной работы, критерии ее оценивания. | |
2. | Выполнение заданий, способствующих пониманию содержания исходного текста. | Тема, проблема, идея, авторская позиция. Сжатое изложение, принципы трансформации исходного текста | Знать: принципы сжатия исходного теста, понятия тема, проблема, авторская позиция. Уметь: применять принципы сжатия текста, определять тему, проблему, авторскую позицию. | Тематический контроль. Отработка задания А1. |
3. | Изобразительно-выразительные средства языка | Изобразительно-выразительные средства фонетики, лексики, синтаксиса. | Знать: изобразительно-выразительные средства языка. Уметь: определять в тексте тропы. | Тематический контроль. Отработка задания А3. |
4. | Орфограммы в приставках | Приставка. Значения приставок. Единообразное написание приставок. Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ-, приставок на –З/-С. | Знать: правила написания неизменяемых приставок, букв з и с на конце приставок, приставок ПРЕ-/ПРИ-. Уметь: правильно писать слова с неизменяемыми приставками, приставками на -з (-с), ПРЕ-/ПРИ-; выделять в словах изученную орфограмму; подбирать к данным словам однокоренные с приставками с орфограммой | Тематический контроль. Отработка задания А6. |
5. | Орфограммы в корне | Корень. Безударные гласные в корне: непроверяемые ударением, проверяемые ударением, чередующиеся. | Знать: орфографические правила написания корней слов. Уметь: применять правила написания слов с безударными гласными в корне (проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися). | Тематический контроль. Отработка задания А5. |
6. | Орфограммы в суффиксах | Правописание суффиксов в различных частях речи. | Знать: орфографические правила правописания суффиксов различных частей речи. Уметь: различать части речи, определять морфемный состав слов, применять орфографические правила, регламентирующие написание суффиксов разных частей речи. | Тематический контроль. Отработка задания А7. |
7. | Простое осложненное предложение. Знаки препинания при однородных членах | Простое и сложное предложение. Однородные члены предложения. Сочинительные союзы. Обобщающие слова при однородных членов предложения. | Знать: понятия простое и сложное предложение; знаки препинания при однородных членах предложения, знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом. Уметь: опознавать предложения осложненной структуры, разграничивать сложные предложения от предложений осложненной структуры; применять пунктуационные правила при однородных членах предложения. | Тематический контроль. Отработка заданий В4, В5. |
8. | Простое осложненное предложение. Знаки препинания при вводных словах и предложениях | Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложения. | Знать: понятия простое и сложное предложение; пунктуационные правила обособления членов предложения. Уметь: опознавать предложения осложненной структуры, разграничивать сложные предложения от предложений осложненной структуры; понимать сущность обособления; применять пунктуационные правила при обособленных членах предложения. | Тематический контроль. Отработка задания В5. |
9. | Простое осложненное предложение. Знаки препинания при вводных словах и предложениях. |
10. | Сложносочиненное предложение | Простое предложение. Сложносочиненное предложение. Предикативные части сложного предложения. Знаки завершения. | Знать: отличие простого предложения от сложного. Уметь: определять тип предложения по количеству грамматических основ; отличать простое предложение с однородными членами от сложносочиненного; находить сложные предложения в текстах; составлять схемы сложных предложений. | Тематический контроль. Отработка задания В7. |
11. | Сложноподчиненное предложение | Простое предложение. Сложноподчиненное предложение. Предикативные части сложного предложения. Знаки завершения. | Знать: отличие сложносочиненного от сложноподчиненного предложения. Уметь: определять тип предложения по количеству грамматических основ и типу союзов; отличать сложносочиненное предложение от сложноподчиненного ; находить сложные предложения в текстах; составлять схемы различных типов сложных предложений. | Тематический контроль. Отработка заданий В7, В8, В9. |
12. | Виды связи слов в словосочетании | Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование, управление, примыкание. Синтаксический разбор словосочетаний | Знать: типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания. Уметь: моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи, производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания | Тематический контроль. Отработка задания В2. |
13 | Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого. | Структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения, основные типы грамматических основ | Знать: понятие грамматическая основа простого предложения, типы грамматических основ. Уметь: производить синтаксический разбор простого предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении | Тематический контроль. Отработка задания В3. |
14. | Виды односоставных предложений | Односоставные предложения, их основные группы (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные). Главные члены односоставного предложения. | Знать: структурные особенности односоставных предложений. Уметь: различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения, определять тип односоставного предложения. | Тематический контроль. Отработка задания В3., В6. |
15. | Бессоюзное сложное предложение. | Бессоюзные сложные предложения. Интонация БСП. Смысловые отношения между частями БСП. Контекст. Знаки препинания в БСП. | Знать: понятие бессоюзное сложное предложение, смысловые отношения между частями БСП, особенности интонации БСП. Уметь: находить БСП в тексте, определять смысловые отношения между частями БСП и особенности интонации БСП; составлять БСП с различными значениями; расставлять знаки препинания в БСП. | Тематический контроль. Отработка задания В9. |
16. | Способы связи в сложной синтаксической конструкции | Многочленные сложные предложения. Союзная сочинительная и подчинительная связи. | Знать: алгоритм постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Уметь: применять алгоритм постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. | Тематический контроль. Отработка задания В9. |
17 | Тестирование | Тест в формате ГИА. | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: выполнять тестовые задания в формате ГИА. | Текущий контроль. Тестирование в формате ГИА (Часть 2) |
18. | Структурные особенности сжатого изложения | Тема текста, идея, ключевые слова, микротема | Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. | Тематический контроль |
19. | Основные приёмы компрессии исходного текста. | Основные приемы компрессии исходного текста: исключение, обобщение, упрощение. | Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста. | Тематический контроль |
20,21 | Написание сжатого изложения | Тема текста, идея, ключевые слова, микротема. Основные способы компрессии текста. | Выбор приемов компрессии исходного текста. Создание собственного текста изложения, оценивание работы. | Работа в формате ГИА (часть 1) |
22 | Редактирование изложений | Тема текста, идея, ключевые слова, микротема. Основные способы компрессии текста. | Уметь редактировать собственный текст. | Тематический контроль |
23 | Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему | Тезис. Доказательство. Аргументы. Вывод. | Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. | Работа с частью 3 (С2.1) |
24. | Принципы русской орфографии | Принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, дифференцированного написания. | Знать: принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, дифференцированного написания. Уметь: применять принципы русской орфографии при создании собственного речевого произведения. | Тематический контроль. |
25 | Принципы русской пунктуации | Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный. | Знать: принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный. Уметь: применять принципы русской пунктуации при создании собственного речевого произведения | Тематический контроль. |
26 | Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. | Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. | Знать: структуру сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Уметь: писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. | Отработка задания С2.1 |
27 | Редактирование и рецензирование сочинений на лингвистическую тему. |
28 | Структура сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста. | Структура сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста. | Знать: структуру сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста. Уметь: писать сочинение-рассуждение на тему связанную с анализом содержания прочитанного текста. | Отработка задания С2.2 |
29 | Лексические нормы. | Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омонимы. Фразеологизмы. | Знать: лексические нормы русского языка, особенности русской лексики. Уметь: отличать различные лексические явления, соблюдать лексические нормы при создании собственного речевого произведения. | Тематический контроль. Отработка задания В1. |
30 | Виды речевых ошибок и недочетов. | Типология речевых ошибок и недочетов. | Знать: типологию речевых ошибок и недочетов. Уметь: находить речевые ошибки и недочеты в тексте и уметь исправлять их. | Тематический контроль. |
31 | Грамматические нормы | Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические и синтаксические. | Знать: типологию грамматических норм современного русского языка. Уметь: применять грамматические нормы при создании собственного речевого произведения. | Тематический контроль. |
32 | Синтаксические нормы | Синтаксические нормы: правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов. | Знать: синтаксические нормы современного литературного языка. Уметь: применять синтаксические нормы при создании собственного речевого произведения. | Тематический контроль. |
33 | Написание авторского текста по предложенной модели | Структура написания сочинения по предложенной модели (часть 2: С2.1 и С2.2) | Уметь: написать сочинение-рассуждение по предложенной модели (часть 2: С2.1 и С2.2) | Отработка задания часть 2: С2.1 и С2.2 |
34 | Редактирование и рецензирование сочинений. | Сочинение-рассуждение по предложенной модели | Уметь: редактировать и рецензировать сочинение-рассуждение по предложенной модели | Отработка задания часть 2: С2.1 и С2.2 |
1. Егораева Г.Т. ГИА. Супертренинг. Русский язык. 9 класс. Тренировочные тестовые задания.- М.: «Экзамен», 2013
2. Капинос В.И. Русский язык. 9 класс. – М.: «Дрофа», 2011
3. Е.С. Симакова ЕГЭ. Русский язык. Как понимать текст.- М.: «Экзамен»,2012
4. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2009: Экзамен в новой форме – М.: Астрель, 2009
5. ФИПИ: http://www.fipi.ru/
6. Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е.А. : http://www.saharina.ru/gia/test.php?name=gia35.xml