kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Средства речевой выразительности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Средства речевой выразительности" предназначена для учителей русского языка и литературы, работающих в 9 классах. Выбор темы не случаен. Электив помогает осуществить подготовку учащихся 9 классов к ГИА. На занятиях девятиклассники вспомнят тропы и стилистические фигуры, будут их искать в художественных текстах, а также пробовать самостоятельно составлять их. Структура рабочей программы соответствует нормам.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Средства речевой выразительности" »

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Травкинская основная общеобразовательная школа»







Рассмотрена и одобрена на РМО «Утверждаю»

учителей русского языка директор МОУ Травкинская ООШ

и литературы __________ /Рудаков В.В./

протокол заседания от ________ №_____ приказ по школе от _________ №____

руководитель РМО_________ /Гаджиева В.И./









Рабочая программа

элективного (предметно ориентированного) курса

по русскому языку

9 класс











Составил учитель

русского языка

и литературы

Жуковский Александр Владимирович









2013 г.





Пояснительная записка.

Тип курса - предметно-ориентированный (позволяет диагностировать готовность и способность учащихся изучать выбранный предмет на профильном уровне).

Данный элективный курс выстраивается на уровне межпредметных связей (русский язык и литература), рассчитан на 17 часов. Элективный курс направлен на углубление и расширение знаний учащихся о тексте, на формирование речетворческих способностей, на совершенствование навыков определения художественно-выразительных средств языка на уровне компетенции.

Цель курса - перспективная: помочь ученику, творчески овладевая русским языком, расширить и углубить знания о законах языка, художественно- выразительных средствах; ближайшая: помочь сориентироваться для успешной сдачи экзамена в условиях обновлённой системы государственной аттестации учащихся 9 классов по русскому языку, помочь определиться с профилем для обучения в старших классах.

Задачи курса:

  1. Расширить знания об изобразительно-выразительных средствах языка.

  2. Совершенствовать речевую культуру учащихся.

  3. Воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи.

  4. Подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме.

Форма занятий:

  1. Лекции с элементами беседы.

  2. Тренинги по определению средств и приемов создания выразительной речи.

  3. Анализ художественных текстов.

  4. Практикум.

5. Зачёт.




















Учебно-тематический план.

п/п

Тема занятия

Количество часов

1.

Введение. Что делает нашу речь выразительной.

1

2.

Как простые слова становятся образными. Эпитет.

1

3.

Образные сравнения.

1

4.

Метафора.

2

5.

Метонимия и синекдоха.

2

6.

Олицетворение.

1

7.

Гипербола и литота.

1

8.

Перифраза.

1

9.

Звукопись в художественной речи.

1

10.

Фразеология. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи.

1

11.

Стилистические фигуры: анафора, эпифора, градация, парцелляция.

3

12.

Практикум по определению роли художественно-изобразительных средств в речи.

2

13.

Зачёт по выявлению художественно-изобразительных средств в тексте.

1































Содержание и формы организации курса.

Тема 1.

Введение. Что делает нашу речь выразительной.

Знакомство с содержанием курса. Выявление знаний учащихся по средствам выразительности речи.

Тема 2.

Как простые слова становятся образными. Эпитет.

Продолжить работу с эпитетом. Учить на практике находить эпитет в речи. Использовать эпитеты в устной и письменной речи. Учить составлению эпитетов.

Тема 3.

Образные сравнения.

Работа над образными сравнениями, использование их в речи, учить находить сравнения в художественном тексте.

Тема 4.

Метафора.

Учить использовать метафору в речи, находить в тексте, различать метафору и эпитет.

Тема 5.

Метонимия и синекдоха.

Познакомить учащихся с тропами, учить находить их в художественном тексте.

Тема 6.

Олицетворение.

Учить находить олицетворение в художественном тексте, отличать от метафоры.

Тема 7.

Гипербола и литота.

Закрепление знаний о гиперболе, знакомство с литотой, учить находить их в художественном тексте.

Тема 8.

Перифраза.

Знакомство с понятием, учить находить в тексте.

Тема 9.

Звукопись в художественной речи.

Закрепление знаний учащихся. Учить находить звукопись в тексте.

Тема 10.

Фразеология. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи.

Разобрать типичные ошибки использования фразеологизмов в речи. Закрепить теорию на практике.

Тема 11.

Стилистические фигуры: анафора, эпифора, градация, парцелляция.

Знакомство с новыми стилистическими фигурами. Учить находить их в тексте.

Тема 12.

Практикум по определению роли художественно-изобразительных средств в речи.

Закрепление на практике знаний, умений и навыков, полученных ранее.

Тема 13.

Зачёт по выявлению художественно-изобразительных средств в тексте.

Контроль знаний, умений и навыков, полученных во время изучения курса.





Требования к уровню подготовки обучающихся.

Обучающиеся должны знать:

средства речевой выразительности, их определения; различия между средствами речевой выразительности.

Обучающиеся должны уметь:

находить средства речевой выразительности в текстах; использовать их в речи.

Должны использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

использовать средства художественной выразительности в устной речи, делая её более выразительной; при написании сочинений; использовать полученные знания при сдаче ГИА.





























Список литературы:

1. Воронина Н.В. Русский язык. Готовимся к экзаменам и олимпиадам.- М.: Дрофа, 2006.

2. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. - М.: Вербум - М, 2003.

3. Калганова Т.А.Сочинения различных жанров.- М.: Просвещение, 1997.

4. Кривоплясова М.Е. Русский язык и литература: Средства и приёмы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках.- Волгоград: Учитель, 2007.


1. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Справочные и дидактические материалы. – Ростов/Д: Легион, 2008.

2. Литература: Большая Энциклопедия школьника. 5-11 классы.- М.: Дрофа,2001.

4. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы.- М.: Дрофа,2001.

5. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М.: Просвещение,1999.
































Календарно-тематическое планирование.





п/п

Тема занятия. Основное содержание.

К-во часов

Предполаг. дата

Фактич. дата

1.

Введение. Что делает нашу речь выразительной.

1ч.

13.01


2.

Как простые слова становятся образными. Эпитет.

1ч.

20.01


3.

Образные сравнения.

1ч.

27.01


4-5.

Метафора.

2ч.

3.02,10.02


6-7.

Метонимия и синекдоха.

2ч.

17.02,24.02


8.

Олицетворение.

1ч.

3.03


9.

Гипербола и литота.

1ч.

17.03


10.

Перифраза.

1ч.

7.04


11.

Звукопись в художественной речи.

1ч.

14.04


12.

Фразеология. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи.

1ч.

21.04


13-14.

Стилистические фигуры: анафора, эпифора, градация, парцелляция.

2ч.

28.04,5.05


15-16.

Практикум по определению роли художественно-изобразительных средств в речи.

2ч.

12.05,19.05


17.

Зачёт по выявлению художественно-изобразительных средств в тексте.

1ч.

26.05

























Примерный словарик основных литературоведческих терминов.

Изобразительно-выразительные средства языка (тропы):



  • Аллитерация – повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков

«Город грабил,

греб,

грабастал…» (В. Маяковский)

  • Анафора – повтор созвучий в начале стихотворной строки или прозаической фразы

«Твой ум глубок, что море,

Твой ум широк, что горы…»

  • Антитеза – противопоставление

«Они сошлись: волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень….» (А. Пушкин)

  • Ассонанс – повтор гласных звуков, чаще всего ударных

«Скала и плащ. Скала, и плащ, и шляпа…» (Б. Пастернак)

  • Гипербола – художественное преувеличение

«В сто сорок солнц закат пылал…» (В. Маяковский)

  • Звукопись – набор звуков в стихотворной речи, имеющий художественно-выразительное значение

«Полночной порою в болотной тиши

Бесшумно, чуть слышно шуршат камыши…» (К. Бальмонт)

  • Ирония – троп, выражающий насмешку, иносказание, когда слово или высказывание обретает в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу; издевательство под маской одобрения

«Гвоздин – хозяин превосходный, владелец нищих мужиков…» (А. Пушкин)

«Все они были люди образованные…, а кто и вообще ничего не читал…»

  • Инверсия – нарушение последовательности речи, придающее фразе выразительный оттенок

«…Да, мы дружны были очень…» (Л. Толстой)

«Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням…» (А. Пушкин)

  • Контекстуальные синонимы



  • Литота – художественное преуменьшение

Талия никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь)

Мужичок с ноготок, капля в море

  • Метафора – перенос названия предмета (действия, качества) на основании сходства

«…В багрец и золото одетые леса…» (А. Пушкин)

Горит костер рябины красной…

  • Метонимия – вид тропа, в котором явление или предмет обозначается с помощью других слов и понятий. При этом признаки или связи, сближающие эти явления, сохраняются

«…Черные фраки носились врозь и кучами там и там…» (Н. Гоголь)

«… Я три тарелки съел…» (И. Крылов)



  • Олицетворение – перенесение свойств человеческого характера, его качеств на неживой

предмет

«…Сбежались отовсюду облака…» (А. Гайдар)

«Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами….» (А. Фет)

  • Оксюморон – совмещение противопоставлений, исключающих друг друга.

Живой труп «…с кем мне поделиться той грустной радостью…»
  • Перифраз – замена названия описанием или указанием их характерных черт

Люди в белых халатах (о врачах)

Братья наши меньшие (о животных)

  • Риторические вопросы – вопросы, не предполагающие ответа

«Кто не проклинал станционных смотрителей?!» (А. Пушкин)

  • Риторическое восклицание – одна из стилистических фигур; такое построение речи, при котором в форме восклицания утверждается то или иное понятие

«Да, так любить, как любит наша кровь,

Никто из вас давно не любит!» (А. Блок)

  • Риторическое обращение - одна из стилистических фигур; по форме обращения носит условный характер. Оно сообщает поэтической речи нужную авторскую позицию

«Друзья мои! Прекрасен наш союз…» ((А. Пушкин)

  • Сарказм – высшая степень иронии

«Профессор говорит не для того, чтобы что-нибудь сказать, а чтоб не молчать» (Прудон)

  • Символ – предмет или слово, условно выражающий суть какого-либо явления

Прекрасная Дама у А. Блока, Буревестник у М. Горького
  • Синтаксический параллелизм – сходное построение смежных фрагментов художественного текста

«Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла» (А. Блок)

  • Сравнение – сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность

«Там как черная железная нога,

Побежала, поскакала кочерга…» (К. Чуковский)

  • Эпитет – слова, художественно определяющие предмет или действие (постоянные, изобразительные, эмоциональные, оценочные)

«Вечером синим, вечером лунным

Был я когда-то красивым и юным.

Неудержимо, неповторимо

Все пролетело…далече…мимо…» (С. Есенин)

  • Эпифора - повтор отдельных слов, связывающий окончания стихотворной строки или прозаической фразы

«За этот ад,

За этот бред,

Пошли мне сад

На старость лет…» (М. Цветаева)















Итоговый тест.

1.Какое средство речевой выразительности используется в выражении: «в сердоликовом, горячем, ветреном, райском, довоенном Коктебеле»?

1) олицетворение

2) метафора

3) перифраза

4) эпитет

2.На основе какого художественного средства основывается образность выражения «титаническим силам»?

1) эпитет

2) сравнение

3) перифраза

4) аллегория

3. Определите значение фразеологизма « поставить крест»:

1) перестать надеяться на что-либо

2) растеряться

3) отметить в тексте

4) перечеркнуть

4. Какое художественное средство соответствует определению «художественное преуменьшение»?

1) гипербола

2) метонимия

3) литота

4) синекдоха

5. К фразеологизму « на краю света» подберите синоним:

1) в тридевятом царстве

2) не за горами

3) рукой подать

4) за тридевять земель

5. Какое художественное средство относится к стилистическим фигурам?

1) олицетворение

2) анафора

3) звукопись.

4) оксюморон

6. В каком отрывке использован прием звукописи ассонанс?

1) Думаю думу свою

2) Задремали звезды золотые

3) Ей рано нравились романы

4) Как он язвительно злословил

7. С помощью какого художественного средства писатели одушевляют неживые предметы?

1) эпифора

2) олицетворение

3) градация

4) аллитерация

8. На использовании какого тропа строится выразительность речи в отрывке из поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»: На восток, сквозь дым и копоть, Из одной тюрьмы глухой По домам идет Европа?

1) сравнение 4)оксюморон

2) синекдоха

3) метонимия




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Жуковский Александр Владимирович

Дата: 24.11.2014

Номер свидетельства: 134952

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Элективный курс по русскому языку "Культура русской речи" 11 класс. "
    ["seo_title"] => string(68) "eliektivnyi-kurs-po-russkomu-iazyku-kul-tura-russkoi-riechi-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "149323"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420130060"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Рабочая программа по  элективному курсу «Практикум по русскому языку»"
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaiaproghrammapoeliektivnomukursupraktikumporusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "290773"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455021889"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства