Цель курса 10 класса – повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке.
Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентности как результат усвоения содержания курса «Русский язык».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по русскому языку»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Киваевская средняя общеобразовательная школа
Проверено
Зам. директора по УВР
______________ М.Н. Яковченко
«__»___________ 2018 г.
№ ___________ МС
Утверждаю
Директор школы
______________ Н.В.Ахремцева
Приказ № ___ от «__» ___________ 2018 г.
Рабочая программа
среднего общего образования
по русскому языку в 10 классе
Учитель русского языка и литературы
Стануль Л. М.
2017 – 2018 уч.г.
1. Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе государственной программы Н. Г. Гольцовой, М., «Русское слово», 2008 года.
Учебник: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10 – 11 классы: Учебник для общеобразовательных кол. – 2-е изд. – М. .: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2005.
Цель курса 10 класса – повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке.
Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентности как результат усвоения содержания курса «Русский язык».
Цели обучения русскому языку:
• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения;
• развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
• применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Период обучения в 5-11 классах охватывал практически все этапы становления языковой личности. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода и направлено на развитие и совершенствование языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенции.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и учёных-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
Задачи обучения русскому языку в старшей школе определяются с позиций компетентности подхода:
воспитать гражданина и патриота; сформировать представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа с осознанием национального своеобразия русского языка и овладением культурой межнационального общения;
развивать и совершенствовать способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационные умения и навыки; навыки самоорганизации и саморазвития;
углубить знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
совершенствовать овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
применять полученные знания и умения в собственной речевой практике, в том числе в профессионально-ориентированной сфере общения; совершенствовать нормативное и целесообразное использование языка в различных сферах и ситуациях общения.
Адресность: рабочая программа предназначена для уч-ся 10 касса МБОУ – Киваевская СОШ со средним уровнем мотивации при изучении русского языка
Учитель пользуется программой без каких-либо изменений, так как считает её полностью приемлемой для образовательного учреждения, соответствующей уровню подготовки учащихся, развивающей все основные компетенции, реализующей принцип непрерывности и преемственности образования.
2. Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса.
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
создание устного и письменного речевого высказывания:
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
создавать устное высказывание на лингвистические темы;
владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;
анализ текста и языковых единиц:
проводить разные виды языкового разбора;
опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические;
грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
эффективно использовать языковые единицы в речи;
соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников
3. Содержание программы
Введение
Слово о русском языке. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения народов России.
Международное значение русского языка.
Литературный язык и диалекты.
Основные функциональные стили.
2.Лексика. Фразеология. Лексикография
Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Слово и его значение (номинативное и эмоционально окрашенное).
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и другие разновидности омонимии. Их употребление.
Паронимы, синонимы, антонимы и их употребление в речи.
Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные слова).
Понятие о морфологии и орфографии. Основные принципы русской орфографии.
Правописание проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова.
Употребление гласных после шипящих и Ц
Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных в корне слова.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Правописание гласных И и Ы после приставок.
Правописание Ъ и Ь.
Употребление строчных и прописных букв.
Правила переноса слов.
6. Самостоятельные части речи
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных.
Несклоняемые имена существительные.
Морфологический разбор.
Правописание падежных окончаний.
Правописание гласных в суффиксах имён существительных.
Правописание сложных имён существительных.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степень сравнения. Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор.
Правописание окончаний.
Правописание суффиксов имён прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.
Правописание сложных имён прилагательных.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи.
Морфологический разбор.
Склонение имён числительных.
Правописание и употребление числительных.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор.
Правописание местоимений.
Глагол и его формы
Глагол как часть речи. Инфинитив, вид, переходность-непереходность, возвратность, наклонение, время, спряжение. Морфологический разбор.
Причастие и деепричастие как глагольные формы.
Действительные и страдательные причастия. Образование причастий и деепричастий.
Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Переход причастий в прилагательные и существительные.
Переход деепричастий в наречия и предлоги.
Наречие, слова категории состояния
Наречие как часть речи. Морфологический разбор.
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слова категории состояния. Морфологический разбор.
Служебные части речи
Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.
Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов
Союз. Основные группы союзов, их правописание.
Частицы, их разряды
Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
Итоговое повторение
4. Календарно - тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Кол. час.
дата по плану
дата по факту
Домашнее задание
1
Введение
Слово о русском языке.
1
1.09
1) Подготовить связный ответ по конспекту «Слово о русском языке».
2) На основе анализа данных таблицы доказать языковое родство русского, болгарского, польского и чешского языков.
3) Выписать из Толкового словаря русского языка все значения слова «ЯЗЫК». В каком словаре толкуются лексические значения слов, а в каком — понятия?
4) Перечислить известные вам словари русского языка. Объяснить, каким словарем нужно воспользоваться, чтобы узнать:
а) лексическое значение слова;
б) как правильно произносится слово;
в) информацию о происхождении слова;
г) как оно было образовано;
д) слова с близким значением к необходимому слову;
е) какие слова с противоположным значением можно подобрать к интересующему вас слову;
ж) как правильно пишется слово.
2
Слово и его значение.
1
5.09
1. Повторить § 1. Подготовить связный ответ на тему «Признаки слова», опираясь на сделанные в классе записи и проанализированный текст.
2. Проанализировать абсурдную фразу, составленную Л.В. Щербой, с точки зрения того, сколько в нем слов: «Гл0кая кУздра штЕко будланУла бокрА и курдячит бокрёнка»(единственное слово — союз «и»). Можно ли хоть в какой-то степени понять смысл этого высказывания? Если да, то благодаря каким типам значения это возможно? (Грамматическому, словообразовательному.)
3. Составить конспект § 2 учебника, отвечая на следующие вопросы:
— В чем состоит отличие между однозначными и многозначными словами?
— Какое значение слова называется основным (прямым), а какое - производным (переносным)?
4. § 3 учебника.
3
Однозначность и многозначность слов.
1
8.09
Параграф 2.
Упр.4.
Задание (раздаточный материал).
4
5
6
Изобразительно-выразительные средства русского языка. Эпитет, метафора.
Изобразительно-выразительные средства русского языка. Метонимия.
Изобразительно-выразительные средства русского языка. Перифраза, сравнение.
1
1
1
12.09
15.09
18.09
Урок 1) Повторить § 3, выполнить упражнения 7.
Урок 2) § 4, 5, Упражнения 8, 9.
Урок 3) § 6, 7. Выписать по одному примеру на каждый троп из художественных текстов (можно использовать любые литературные произведения, изучаемые по школьной программе). Каждый пример записать на отдельной карточке с указанием источника.
7
Развитие речи. Работа над сочинением на лингвистическую тему или Входной контроль
1
20.09
Дописать сочинение.
8
Омонимы и их употребление.
1
22,09
§ 4,
упр. 11, 13
9
Паронимы и их употребление.
1
25,09
1. § 5
2. Задание 1.Отредактировать предложения: найти случаи неправильного употребления паронимов и исправить ошибки.
Изменения, прошедшие в стране за последние несколько лет, необратимы.
Дети близко к сердцу воспринимают огорчения родителей.
Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок.
Первый выпуск нового журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью.
Самолеты значительно укоротили путь от Камчатки до Якутска.
Под текстом заявления нужно поставить роспись.
Обмороженные стекла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра.
Пером писателя водит не стремление к внешней эффективности, а желание глубже осмыслить существо происходящего.
Для решения этой проблемы потребовались экскурсии в математику и биологию.
3. Задание 2. Составьте предложения со словами-паронимами далекий-дальний, желанный-желательный, ледовый-ледяной, царский-царственный, явный-явственный.
10
Синонимы и их употребление.
1
29,09
Параграф 6,
Упр.
11
Антонимы и их употребление
1
29,09
Параграф 7.
Упр.
12
Происхождение лексики современного русского литературного языка
1
2,10
Параграф 8.
Анализ поэтического текста.
13
Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления.
1
6,10
Параграф 9,10
Упр. 39
Поисковое задание: найти примеры использования окказионализмов в художественной литературе, в том числе в современной литературе родного края.
14
Фразеология.
1
10,0
1) Используя словари фразеологических оборотов, выяснить происхождение и значение фразеологических оборотов из упр. 44.
2) Сделать небольшое сообщение на тему «История фразеологизма». Выбрать фразеологизм, объяснить его значение и рассказать об истории его происхождения. (Например: «попасть как кур во щи», «посадить в лужу», «откладывать дело в долгий ящик», «на рыбьем меху», «очная ставка», «белая ворона», «маковая росинка», «абсолютный нуль» и др.)
15
Лексикография. Обобщающий урок.
1
17,10
Параграф 12,
вопросы и задания на с.32.
16
Контрольный тест (диктант) по теме «Лексика, фразеология, лексикография»
1
20,10
Повторить темы: «Лексика», «Фразеология»
17
18
Звуки и буквы. Фонетический разбор слова.
Из истории славянской письменности и русского алфавита.