kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа факультативного курса «История и культура глухих»

Нажмите, чтобы узнать подробности

История и культура глухих очень богаты и разнообразны, они предстают перед нами как социальные явления, новые феномены общественного сознания. Кто они – глухие? Просто группа инвалидов, имеющих потери слуха и речевые проблемы? Или некая квази – этническая общность с определенным набором культурных параметром? Некоторые считают, что главным источником знаний об истории и культуре глухих считается «Муму» И.С. Тургенева.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса «История и культура глухих»»










Программа факультативного курса

«История и культура глухих»



Продолжительность программы 1 год





Координатор программы

Учитель по русскому языку и литературы

Плотникова Любовь Николаевна























г. Ульяновск

2021



Пояснительная записка


История и культура глухих очень богаты и разнообразны, они предстают перед нами как социальные явления, новые феномены общественного сознания. Кто они – глухие? Просто группа инвалидов, имеющих потери слуха и речевые проблемы? Или некая квази – этническая общность с определенным набором культурных параметром? Некоторые считают, что главным источником знаний об истории и культуре глухих считается «Муму» И.С. Тургенева. Чтобы больше знать о жизни глухих , чтобы способствовать улучшению жизни глухих людей, надо лучше понимать их жизнь, их историю и культуру. Многие думали, что глухие люди неспособны жить продуктивной жизнью. Ряд историков, изучающих сообщество глухих, рассматривает историю принуждения глухих (требований, чтобы они следовали культурным нормам), как особую историю насилия. Исторически поведение глухих индивидов подвергалось особому контролю (приравнение глухих к умалишённым, поражения в гражданских правах). Но это не только история угнетения слышащими и борьбы против дискриминации глухих, и форм согласия глухих людей со своим подчинённым статусом, их подсознательной помощи в воспроизводстве поведенческих моделей. В истории ментальностей «история и культура» глухих интерпретируются как образ жизни и мышлений данной социальной общности на протяжении длительного периода времени. В наше время большинство историков близки к признанию окружающего мира, типов мышления, множественности методов и подхода познания прошлого и настоящего. Историки-феминологи и др. исследователи особое внимание уделяют изучению скрытых за языком стратегий власти. Написаны тома «женских» историй, историй различных меньшинств. В том же потоке плывёт «корабль» истории и культуры глухих. Чтобы глухие люди могли делать свой выбор, они должны знать своё наследие. Понимая свою историю, глухие могут обрести смелость и веру в свои собственные способности.

Выделяются 13 аспектов культуры глухих, которые необходимо включить в программу факультативного курса «История и культура глухих»:

- проанализировать ярлыки и стереотипы в отношении глухих в историческом контексте;

- объяснить, кто такие глухие люди, анализируя факторы, обуславливающие разнообразие глухих людей и типов их членства в сообществе;

- ввести определение культуры, исходя из разных перспектив и базовых концепций развития культуры глухих;

- обсудить соотношение между языком историей, культурой и идентичностью глухих;

-понять поведенческих и групповые нормы, ценности и общие знания глухих людей;

- проанализировать структуру власти в сообществе глухих людей;

- исследовать традиции глухих людей: историю глухих, фольклор глухих и литературу глухих;

- жестовый язык и история глухих;

- наследие глухих – анализ своеобразия культуры глухих (этикет, юмор, изобразительное искусство, спорт и т.д.)

- борьба глухих за свои права;

- признание статуса жестового языка;

- культура глухих – «устные традиции в сообществе глухих людей»;

Ранее утверждалось, что история начала обучения глухих в России началась только в 1806 году в Павловском опытном училище глухих. Фактически же воспитание глухих детей началось еще в Киевской Руси в XI веке. На начальном этапе взгляды на воспитание глухих детей складывались под действием русского общественного уклада.

В течение XIX века параллельно с развитием двух западноевропейских систем обучения глухих, проходил процесс формирования русской системы обучения глухих детей.

Первоначально теоретическую основу русской системы обучения глухих дал А.Н. Радищев в своём философском трактате «О человек, его смертности и бессмертии».




























Актуальность курса

«История и культура глухих России»


Целесообразность изучения истории и культуры глухих, в том числе истории Всероссийского общества глухих, вызвана необходимостью решения насущных проблем личностного и жизненного самоопределения старшеклассников с нарушениями слуха.

На современном этапе развития системы специального образования остро стоят проблемы соотношения общеобразовательных знаний неслышащих учащихся и их жизненной компетенции, развития самосознания и самопознания, подготовки их к реальной жизни в сложных социокультурных и экономических условиях. Значимой задачей образования становится развитие у старшеклассников с нарушениями слуха способности к осознанному личностному росту в условиях не всегда благоприятного к ним социального окружения, противостояния социально-психилогическим стереотипам.

Учителя, добросовестно развивая речь школьников, их познавательную деятельность, обычно обходят многие насущные социальные вопросы бытия и жизнеустройства глухих людей. А ведь воздействие предрассудков и искаженных представления о природе и последствиях инвалидности ежедневно ощущает каждый человек с ограниченными возможностями. Недостаточное внимание в школе уделяется психосоциальным последствиям глухоты (трудности получения избранной специальности, проблемы трудоустройства, иные формы досуга, внутригрупповые» браки и пр.). В результате у многих глухих и слабослышащих подростков отсутствует адекватная самооценка, трезвый взгляд на свои профессиональные и социальные перспективы. И это - в тот возрастной период, когда формируются нравственные ценности, происходит осознание самого себя, делаются попытки определить смысл жизни.

Неслышащий подросток должен иметь возможность выстроить свою картину мира, в котором есть место для него. Мы должны ему помочь в этом, сообщив соответствующую информацию, организовав обсуждение вопросов, которые волнуют сегодня все цивилизованное общество. Надо поставить во главу формирование личности неслышащего человека – самостоятельного, активного, не испытывающего комплекса неполноценности из-за недостатка слуха, осознающего свои особенности, место в обществе.

Необходимо учитывать в школьной практике специфику социального типа развития старшеклассников с нарушением слуха, своеобразия формирования их интересов, особенностей его социализации, вхождения в культуру макросоциума, самоопределения в ней. Школьная среда, педагогическое воздействие должны быть организованы так, чтобы свести к минимуму последствия отрицательного переживания ими своего дефекта, которое может вести к негативной оценке жизненных перспектив. В этом случае у старшеклассников с нарушениями слуха может сформироваться позитивное чувство собственного достоинства, установка на полноценное общение с другими, самореализацию, стремление к которой обычно сопровождается субъективным чувством правоты и уверенности в своих силах.












































Задачи и содержание факультативного курса

«История и культура глухих России»


Учебный курс (факультативный) «История и культура глухих России» предназначен для учащихся старших классов школ для глухих детей.

Цель курса – способствовать развитию личности глухого и слабослышащего старшеклассника, освободив его от давления стереотипных взглядов на глухих как ущербных людей, ограниченных в своих возможностях.

Учебный процесс предполагает:

- сообщение учащимся основных сведений об истории развития взглядов на проблему глухоты и людей с недостатками слуха;

- знакомство с основными фактами истории обучения глухих;

- изучение истории возникновения общественных организация глухих, их деятельности, борьбы за гражданские права;

- сообщение основных сведений о культуре глухих (жестовый язык, традиции, стиль жизни, фольклор, искусство);

-знакомство с организациями, обслуживающими глухих, и изучение законов, защищающих права глухих;

- знакомство с жизнью и деятельностью выдающихся глухих (учителей, ученых, художников, артистов, спортсменов), а также с биографиями людей, посвятивших свою жизнь глухим людям;

-рассмотрение роли современных технологий (слуховых аппаратов, современных средств коммуникации – мобильных текстовых телефонов, факсимильных аппаратов, электронной почты, Интернета, световых и других сигнализаторов, скрытого субтитрования) в жизни глухих людей.

Вышеперечисленным положениям должно отвечать основное содержание курса «История и культура глухих».













Программа курса «История и культура глухих России»


Тема 1. Группа с нарушениями слуха

Устройство органа слуха.

Классификация нарушений слуха. Виды тугоухости и причины поражения слуха. Статистика нарушений слуха.

Понятие о методах диагностики нарушений слуха. Аудиология.

Категории лиц с нарушениями слуха: глухие и слабослышащие; позднооглохшие; слепоглухие. Глухие с дополнительными потребностями.

Особенности слухового восприятия глухих и слабослышащих; слухоречевая работа с глухими и слабослышащими детьми.

Медицинская реабилитация глухих.

Технические средства бытовой адаптации глухих.


Тема 2. Первые сведения о глухих.

Жестовый язык предков современного человека. Жестовый язык индейцев Америки и а австралийских племенах.

Античное законодательство о правах глухих.

Первые упоминания глухоты и жестового языка в античной литературе. Глухие в средние века.

Отношение к инвалидам на Руси до и после принятия христианства. Призрение глухих в монастырях.

Уложения царя Алексея Михайловича 1649 г.


Тема 3. История обучения и воспитания глухих в России.

Опыт обучения глухих в Воспитательном Доме.

Основание первой школы для глухонемых в Павловске и ее перевод в столицу. Краткая история Санкт-Петербургского училища для глухонемых. Первые директора училища. Выдающийся сурдопедагог В.И. Флери.

Открытие школ для глухих в Москве и других городах Российской империи. Системы обучения глухих. Роль глухих учителей. И.К. Арнольд – основатель московской школы глухонемых.


Тема 4. Предыстория Всероссийского общества глухих.

Расширение гражданских глухих в XIX в. А. Соколов: «Узаконения о глухонемых и немых», 1863 г.; П., Янковский «Сборник законов о глухонемых ...», 1903 г.

Санкт-Петербургское общество попечения о глухонемых.

Деятельность «Попечительства императрицы Марии Федоровны о глухонемых» в конце XIX – начале XX вв.

Основание Санкт-Петербургской и Московской организаций глухонемых в начале XX века. Первые спортклубы глухих. Драмколлективы глухих.

Первый Всероссийский съезд глухонемых в июле 1917 г. и создание Всероссийского союза глухонемых. Второй Всероссийской съезд глухонемых в октябре 1920 г.

Тема 5. Деятельность Всероссийского общества глухих

Основание Всероссийского общества глухих в 1926 году. Цели и задачи Всероссийского общества глухих. Структура ВОГ. Устав ВОГ.

П.А. Савельев – первый председатель ВОГ (1920-1949 гг). Ликвидация неграмотности. Первые учебно-производственные мастерские глухих. Газета и журнал «Жизнь глухонемых». Деятельность комиссии ВЦСПС по работе среди глухих. Спартакиады глухих.

Глухие в годы войны, их вклад в победу над фашизмом.

ВОГ при П.К. Сутягине (1949-1970 гг): расширение сети учебно-производственных предприятий, экономическое укрепление системы ВОГ, основание Ленинградского восстановительного центра, открытие Театра мимики и жеста, строительство здравниц ВОГ «Маяк», «Дружба» и др. Журнал «Жизнь глухих». Победы советских спортсменов на международной арене.

ВОГ в 1970-1990-е гг.: влияние «перестройки» на жизнь глухих в России. Задачи ВОГ на современном этапе. Структура ВОГ. Журнал в «В едином строю». Газеты «Мир глухих», «Волна» и др.


Тема 6. Общественная и творческая активность глухих России.

Сферы общественной активности глухих.

Спортивные организации глухих в России.

Культурно-просветительская работа среди глухих. Любительские театральные коллективы. Клубы глухих. Объединения художников и поэтов. Издательская деятельность глухих. Глухие и телевидение.


Тема 7. Дошкольное и школьное обучение глухих и слабослышащих в СССР

Создание различных видов специальных учебных заведений для лиц с недостатками слуха. Всеобуч неслышащих детей. Л.С. Выготский о средствах обучения глухих детей. Методы и формы обучения и воспитания глухих и слабослышащих в СССР.


Тема 8. Обучение глухих в современной России и за рубежом

Современный этап: смена парадигм общественного создания, идеи интеграции лиц с отклонениями в развитии. Многообразие форм и методов обучения глухих. Философия интеграции: обучение в «общем потоке».

Метод тотальной коммуникации. Билингвистический подход к обучению глухих.


Тема 9. Система профессиональной подготовки лиц с недостатками слуха

История обучения глухих на рабфаках и в вечерних школах.

Московская модель профессионального обучения глухих и слабослышащих. Организация специальных групп (с переводчиками жестового языка) в техникумах, ПТУ и колледжах.

Санкт-Петербургский межрегиональный реабилитационный центр.

История высшего образования глухих в России.

Центр реабилитации инвалидов по слуху в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Специальные группы в Московском педагогическом специализированном институте искусств. Обучение вне специальных групп.


Тема 10. Трудовая деятельность, профессиональная карьера глухих и слабослышащих.

Ограничения в выборе профессии, налагаемые нарушениями слуха.

Проблемы трудовой адаптации специалистов с недостатками слуха в коллективах слышащих.

Социально-реабилитационные предприятия Всероссийского общества глухих.

Организации, содействующие трудоустройству глухих.


Тема 11. Достижения глухих в профессиональной сфере

Вклад глухих в развитие науки и техники. Глухие артисты и художники.


Тема 12. Борьба глухих России за гражданские права

Демократизация взглядов общества, изменение отношения к лицам с особенностями в развитии. Декларации ООН о правах лиц с особенностями в развитии.

Законы СССР и РФ о социальной защите инвалидов. Указы Президента РФ и Премьера Москвы о социальной защите инвалидов. Постановления по проблемам глухих. Взаимодействие ВОГ с государственными структурами.


Тема 13. Всемирная федерация глухих

Национальные организации глухих за рубежом.

Задачи и структура ВФГ. Научные комиссии ВФГ, программы их работ. Всемирные конгрессы глухих. Последние резолюции ВФГ. Журнал ВФГ. Участие ВОГ в деятельности ВФГ. Региональный секретариат ВФГ по Восточной Европе и Средней Азии.


Тема 14. Международные организации и мероприятия глухих.

Международные спортивные организации глухих. Олимпиады глухих.

Культурно-просветительские организации глухих.

Международные конференции, их тематика и направления.

Фестивали культуры глухих в разных странах мира. «Неделя глухих».


Факультативный курс рассчитан на 35 часов – один час в неделю в течение всего учебного года или два часа в неделю в течение полугода. Учителя и социальные педагоги других школ могут, сообразуясь с возможностями (наличие литературы, времени и пр.), отобрать из программы отдельные темы, составить сокращенный вариант программы. Главное тут – сохранить ядро курса. Программное содержание должно быть научным и доступным, отвечать психологическим особенностям учащихся с нарушениями слуха, а значит, предусматривать формирование когнитивного (знание исторического пути формирования российского сообщества глухих, его культурных характеристик); эмоционально-ценностного (культурных потребностей, мотивов, интересов); регулятивного (деятельности, поведения) компонентов. Курс истории глухих допускает различные формы изложения материала, использование разных методик, изменение содержания, объема материала и его последовательности в зависимости от возможностей школы учащихся.

Учащиеся должны различить два типа представлений об истории, подходить к истории человечества как к «множеству локальных историй». С одной стороны – представления об истории как о некоем едином процессе, с другой – воззрения на историю, на прошлое, как на нечто принципиально многообразное, как не на одну общую историю человечества, а на большее или меньшее число разных, отдельных историй» (История мировой культуры: Наследие Запад: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций/Под ред. С.Д. Серебряного. – М., 1998. С. 21).

Учащиеся знакомятся с историей российского сообщества глухих, с достижениями глухих в различных сферах жизни. Это способствует развитию у учащихся понимания истории глухих как составной части общей истории, они обсуждают с учителем влияние изменения социальных условий и парадигм общественного сознания на жизнь глухих людей, их возможности самореализации, знакомятся с вкладом глухих людей в мировую культуру и цивилизацию.

Обсуждение перспектив и основных тенденций развития Общества глухих в России преследует цели воспитания сознательных членов ВОГ, активных участников общественной жизни. Уроки помогают неслышащим учащимся обрести стойкость в отставании своих гражданских прав, изжить иждивенческие настроения.

Особое значение имеет обсуждение возможностей профессиональной карьеры глухих. Учащиеся должны осознать, что отсутствие слуха не может служить оправданием жизненных неудач. Большое значение имеют знания о возможностях неслышащих людей. Существует много примеров, когда люди добивались выдающихся результатов, несмотря на свою глухоту. Такие примеры являются сильным источником душевных сил для неслышащей молодежи, поднимают престиж людей с нарушениями слуха в собственных глазах.

Формы проведения уроков разнообразны: лекции учителя, дискуссии в классе, обзор страниц книг, журналов, просмотр видеолент (сейчас их немного, но в ближайшее время их число будет быстро расти) и специальных телепередач. Подготовка рефератов и докладов учащимися. Программой предусматривается посещение музея истории сурдопедагогики в школе №101 и музея истории глухих в Театре мимики и жеста (для жителей столицы), музея или уголка истории Общества. Занятия по темам «Общественная активность глухих России», «Деятельность Всероссийского общества глухих» по предварительной договоренности с руководством региональной организации ВОГ можно провести в офисе правления ВОГ.










































Общие методические рекомендации по проведению уроков «Истории и культуры глухих России»


В контексте личностно-ориентированного подхода позиция учителя, ведущего факультатив «История и культура глухих», должна опираться на следующие исходные положения:

- приоритет индивидуальности, самобытности учащегося как носителя субъектного опыта;

- при проектировании и реализации образовательного процесса необходима особая работа по выявлению опыта каждого ученика, различных точек зрения учащихся для обсуждения их в классе.

В начале курса учитель знакомит учащихся с новым предметов, разъясняет его особенности. Учащиеся знакомятся со структурой курса, учителем перечисляются основные проблемы, которые будут вынесены на занятия. Особое внимание направляется на разделы программы и ведущие знания. В вводной беседе выясняется имеющийся у учащихся уровень, объем и характер знаний. Это становится исходной точкой для дальнейшей работы и уточнения методов изучения материала. Отправным моментом в проектировании процесса обучения является именно диагностика уровня образовательного потенциала конкретных учащихся конкретного класса для последующего учета этого фактора.

Рекомендуется проводить опрос для определения уровня знаний учащихся.

Для определения круга интересов учащихся-старшеклассников можно предложить им ответить на вопросы типа:

1. Вы любите посещать вечера художественной самодеятельности в Доме культуры ВОГ?

2. Вы читаете журнал «В едином строю»? Газету «Мир глухих»?

3. Кого из знаменитых глухих вы можете назвать?

4. Нужно ли изучать историю глухих? Почему?

5. Какие именно темы вас больше интересуют (спорт, культура, история обучения глухих, борьба глухих за гражданские права, технические средства реабилитации...)?

Необходимость дифференциации в построении процесса обучения истории для учащихся с разным познавательным потенциалом требует подбора доступного содержания, форм и методов обучения и определения эталонных результатов обучения.

Для всех классов преимущественным будет объяснительно-иллюстративный метод, но в более сильном классе метод проблемного изложения будет практиковаться чаще.

Важную роль играет лекция учителя, которая дает возможность систематически изложить часть темы или раздела, обеспечивая «панорамный» взгляд.

После лекций для проверки усвоения материала можно проводить итоговые беседы с использованием приведенных ниже вопросов.

С учетом того, что содержание курса близко интересам учащихся, при прохождении материала желательно широко применять метод проблемного изложения, вызывающий желание поспорить, доказать свое мнение. Сведения о культуре глухих воспринимаются слушателями в контексте собственного жизненного опыта; поэтому следует избегать прямолинейного навязывания учащимся своих оценок и знаний, организуя по возможности совместную деятельность на основе диалога с ними. Реализация важного методического принципа - диалогизма обеспечивается сообщением учащимся различных точек зрения на один и тот же предмет, уважением к позиции каждого ученика. Здесь целесообразно идти от жизненного опыта учащихся, осмысливая его в ходе дискуссий.

Развивающий эффект учебного процесса усиливается включением в структуру устного изложения элементов эвристического поиска, различных приемов для создания проблемных ситуаций, познавательных вопросов.

Уроки проблемного плана включают в себя обсуждение ситуаций, спорных вопросов общественной жизни в группах, работу над альтернативными решениями проблемы, в том числе анализ печатных изданий глухих.

Следует чаще практиковать дискуссии на уроках, которые позволяют увеличить интенсивность и эффективность учебного процесса путем активного включения обучаемых в коллективный поиск истины. Во-вторых, дискуссии – это прием воздействия на позиции и установки ученика и, что особенно важно для учащихся с нарушениями слуха, они развивают коммуникативные качества обучаемого.

Дискуссионная проблема должна быть доступна для понимания учащимися; класс должен быть психологически готов обсуждать её; у учащихся должны быть сформированы знания, умения и навыки, необходимые для решения поставленной проблемы.

В ходе учебных дискуссий учитель следит за формированием у учащихся, с одной стороны, терпимости к чужому мнению, развития умения слушать и понимать, с другой стороны – умения отстаивать свои жизненные позиции. Учитель помогает им аргументировано выстраивать свои рассуждения, формулировать свои доказательства, опровержения.

Значительный эффект дает применение зрительной наглядности в различных её видах: средства предметно- образной наглядности (репродукции, фото и пр.); средства знаковой наглядности (схемы, карты, графики, таблицы, опорные конспекты и т.д.); средства динамической наглядности (ТСО и киноматериалы) в сочетании с устным изложением материала. Отбор иллюстративного материала позволяет обогатить содержание исторических событий, фактов, явлений запоминающимися образами и одновременно сделать полнее, убедительнее исторические сведения. Все это развивает интерес к истории сообщества глухих, более успешно формирует у учащихся чувство сопричастности к ней.

Развитие умения воспринимать факты прошлого должно сочетаться с развитием эмоциональной сферы учащихся. Решению этой задачи способствуют приемы и средства яркого образного изложения, использование учителем познавательных заданий, вызывающих у школьников сопереживание, стремление определить свое личностное отношением к фактам и историческим деятелям.

Преподавание факультативного курса желательно тесно связывать с уроками истории и литературы, опираясь на знания и эмоционально-чувственный опыт, приобретенный ранее обучающимися.

В силу недостаточного развития словесно-логического мышления у некоторых учащихся необходимо, чтобы существенные понятия усваивались ими в определенной системе, а не изолированно.

Можно разнообразить лекции семинарами. При выборе тем семинарского занятия руководствуемся следующими критериями:

- наличие серьезной проблемы, требующей углубленного изучения, самостоятельной работы учащегося в преодолении трудностей понимания сложного материала;

- наличие доступных для учащихся источников для самостоятельной проработки вопросов семинара.

Целесообразно заранее сообщать о теме и задачах семинара при начале работы над новым разделом курса, познакомить учащихся с вопросами и вместе с ними выделить существенное в том самостоятельном поиске, который им предстоит в ходе подготовки к занятию. На обычных уроках учитель, конечно же, должен дать учащимся указания по работе с источниками, предложить литературу и помочь определить способы работы с ней. Полезно назначать консультации (пусть даже очень краткие), которые помогут учащимся в их подготовке к занятию, а для учителя предоставят возможность проводить мягкий контроль за работой школьников.

При проведении семинарских занятий следует стараться избежать ряда ошибок, в частности, не следует чрезмерно комментировать выступления учащихся, чтобы не свести занятие к набору микромонологов учителя; оказывать чрезмерную помощь учащимся; подменять развернутые выступления школьников фронтальной беседой учителя с классом; превращать семинар в повторительно-обобщающий урок.

Поощряются небольшие доклады по тем или иным проблемам, к зачетам предлагается подготовить рефераты. В докладах учащиеся должны, например:

  1. Оценить воздействие изменения социальных условия на жизнь глухих и отношение к ним общества;

  2. Проследить развитие обучения глухих людей;

  3. Высказать собственное отношение к различным аспектам жизни глухих (коммуникация, образование, культура и др.)

Реферат может быть использован как в качестве текущей работы в ходе учебного года, так и в виде итоговой аттестации за курс. Работа над рефератом дает учащимся исследовательский опыт, обеспечивает возможность усовершенствовать свои умения в чтении и анализе литературы по предмету.

Систему педагогических методов и средств формирования исторических понятий и представлений, ярких образов исторических событий и деятелей дополняют творческие вечера, экскурсии на выставки неслышащих художников, на спектакли Театра мимики и жеста или культурно-массовые мероприятия в ДК ВОГ.

































Примерное поурочное планирование изучения истории глухих в старших классах школ для глухих (35 часов)



1-3. Группа лиц с нарушениями слуха

4-5. Первые сведения о глухих

6-9. История обучения и воспитания глухих в России

10-11. Предыстория Всероссийского общества глухих

12-17. Деятельность Всероссийского общества глухих

18-20. Общественная и творческая активность глухих России

21. Дошкольное и школе обучение глухих и слабослышащих в СССР

22-23. Обучение глухих в современной России и за рубежом

24-25. система профессиональной подготовки лиц с недостатками слуха

26-27. трудовая деятельность, профессиональная карьера глухих и слабослышащих

28-29. Достижения глухих в профессиональной сфере

30-31. Борьба глухих России за гражданские права

32. Всемирная федерация глухих

33. Международные организации и мероприятия глухих

34-35. Обобщающее повторение курса


















Основная литература

  1. Антология глухих поэтов России ХХ века/ сост. И.А. Исаев. – М.: Загрей, 2000.

  2. Базоев В.З., Паленный В.А. Человек из мира тишины. – М.: Академкнига, 2002.

  3. Басова А.Г. Очерки по истории сурдопедагогики в СССР. – М.: МПГУ, 1965.

  4. Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. – М.: Просвещение, 1984.

  5. В едином строю (Жизнь глухих). Журнал ЦП ВОГ. Изд. С 1933 г.

  6. ВОГ. История, развитие, перспективы/Под ред. В.Ушакова и др. – Л.: ЛВЦ ВОГ, 1985.

  7. В строю едином: Коллективный сборник/ Сост. И.А. Исаев; худож. С.Г. Захарьянц. – М.: Сов. Россия, 1988

  8. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995

  9. Дъячков А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей. – М.: АПН РСФСР, 1957.

  10. Зайцева Г.Л. Дактилология. Жестовая речь. – М.: Просвещение, 1991.

  11. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. – М.: ВЛАДОС, 2000.

  12. Зеркала: Стихи, очерки/ сост. Я.Б. Пичугин. – М.: Загрей, 2001.

  13. … И дела говорят за нас. Культурно-исторические очерки/сост. М.А. Евсеева, И.И. Исаев, Я.Б. Пичугин. – М.:, 2001.

  14. Коротков А.С. 50 лет Всероссийскому обществу глухих – Л., ЛВЦ ВОГ, 1976.

  15. Крайнин В., Крайнина З. Человек не слышит. – М.: Знание, 1984.

  16. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М.: Педагогика-Пресс, 1994.

  17. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М.: УПК «Федоровец», 1996.

  18. Материалы московского симпозиума по социальной реабилитации лиц с нарушениями слуха. – М.: Загрей, 2001.

  19. Материалы Первого московского симпозиума по истории глухих/Отв. Ред. Я.Б. Пичугин. – М.: Загрей, 1997.

  20. Материалы Второго московского симпозиума по истории глухих/ Ред. В.А. Паленный, Я.Б. Пичугин. – М.: Загрей, 1999.

  21. Материалы Третьего московского симпозиума по истории глухих/Отв. сост. В.А. Паленный – М.: Загрей, 2001.

  22. Материалы Четвертого московского симпозиума по истории глухих/ Ред. В.А. Паленный, Я.Б. Пичугин. – М.: Загрей, 2003.

  23. Мир глухих (Маяк)\. Газета Московской городской организации ВОГ. Изд. С 1987 г.

  24. Многолосье тишины/сост. И.А. Исаев. – М.: Загрей, 1996.

  25. Московские витражи/сос. В.А. Паленный, Я.Б. Пичугин. – М.: Загрей, 2000.

  26. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений/Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2001.

  27. Первый председатель. Воспоминания, документы/сост. Д.Л. Гинзбургский и др. – Л, ЛВЦ ВОГ, 1990.

  28. Реабилитация инвалидов по слуху. Социальный, педагогический, медицинский, технический аспекты. – Л.: ЛВЦ ВОГ, 1980.

  29. Смех сквозь тишину/сост. В.З. Базоев, С.В. Чернявский. – М.: Загрей, 1997.

  30. Специальная педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений/Л.И. Аксенова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2000.

  31. Хрестоматия по истории воспитания и обучения глухонемых детей в России. Том 1/Сост. А.И. Дьячков, А.Д. Доброва. – М., 1949.

  32. Цукерман И.В. Глухота и проблема общения. – Л.: ЛВЦ ВОГ, 1980


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа факультативного курса «История и культура глухих»

Автор: Плотникова Любовь Николаевна

Дата: 10.01.2022

Номер свидетельства: 597202

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Программа факультативного курса "История и культура глухих""
    ["seo_title"] => string(58) "programma_fakultativnogo_kursa_istoriia_i_kultura_glukhikh"
    ["file_id"] => string(6) "538493"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1580892295"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Экология русского языка "
    ["seo_title"] => string(27) "ekologhiia-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "166738"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422984782"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства