Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса для обучающихся 9-го класса "Готовимся к ОГЭ по русскому языку"»
Программа элективного курса для обучающихся 9-го класса "Готовимся к ОГЭ по русскому языку"
Рублева Наталия Юрьевна, учитель русского языка и литературы.
Разделы:Русский язык
Класс: 9
Пояснительная записка
Элективный курс «Готовимся к ОГЭ по русскому языку» предназначен для обучающихся 9 классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Программа курса разработана с учётом знаний и умений обучающихся, позволяет углубить содержание базового учебного предмета «Русский язык», а также обеспечить дополнительную подготовку обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку, программа соответствует спецификации, утверждённой ФИПИ.
В 9 классе на изучение русского языка отводится 3 часа, поэтому для успешной сдачи экзамена данный элективный курс будет востребован выпускниками. Он способствует психологической адаптации обучающихся на экзамене, позволяет выпускникам легко ориентироваться в выпускной работе, подготавливает ребят к выполнению тестовой части, написанию сжатого изложения. Данный курс учитывает условия проведения ОГЭ, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта, даются подробные методические рекомендации для выполнения каждого задания, акцентируется внимание на трудных случаях. Большое внимание уделяется обучению написания сжатого изложения. В современных программах не содержится законченной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Элективный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения.
Цель курса: осуществление поэтапной системной подготовки к выполнению заданий ОГЭ по русскому языку.
Задачи:
обобщить знания о языке как системе (знания по орфографии, морфологии, лексике, словообразованию, синтаксису);
развивать орфографическую и пунктуационную грамотность;
формировать устойчивые навыки нормативной речи;
развивать умения анализировать текст: проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста;
совершенствовать речевую деятельность обучающихся.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
На занятиях курса используются:
лекции учителя с различными видами заданий;
составление обобщающих таблиц и опорных схем;
самостоятельная работа обучающихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
самостоятельный отбор материала;
работа в группах;
работа с пакетами КИМов;
написание изложений.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
содержание используемых в задании экзаменационной работы понятий и терминов: тема текста, основное содержание прослушанного текста, микротема, приёмы сжатия (компрессии) текста;
лексические явления в языке;
грамматические явления в языке.
Обучающиеся должны уметь:
опознавать языковые единицы, проводить различные виды анализа,
определять тему текста, основную мысль,
извлекать информацию из различных источников,
свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой,
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение),
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения,
свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста,
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы русского литературного языка,
соблюдать в практике основные правила орфографии и пунктуации,
осуществлять речевой самоконтроль,
оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Программа элективного курса состоит из двух основных разделов:
Сжатое изложение.
Задания Части 2 (задания 2-12 с кратким ответом)
Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ.
Содержание программы
1. Введение. Значение курса, его задачи (3 часа).
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
2. Текст. Сжатое изложение (12 часов).
Слушание. Адекватное понимание устной речи. Изложение. Виды изложений. Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы компрессии (сокращения) текста: исключение, обобщение, упрощение. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)
3. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий (16 часов)
Адекватное понимание письменной речи. Текст как речевое произведение. Анализ текста. Смысловая и композиционная целостность текста. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики. Разграничение понятий «тропы, фигуры речи, приемы». Анализ средств выразительности. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Лексический анализ. Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетаниях Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых. Простое осложнённое предложение. Правильное построение предложений с обособленными членами. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочиненном и в сложноподчиненном предложении. Синтаксический анализ сложного предложения. Сложные предложения с разными видами связи.
4. Заключение. Итоговый контроль (3 часа)
Диагностическая работа. Анализ ошибок
Тематическое планирование
№
Разделы
Кол-во часов
Формы контроля
1
Введение. Значение курса, его задачи
3
2
Текст. Сжатое изложение
12
Текущий контроль-написание изложения
3
Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий
16
Текущий контрольно-тренировочные упражнения
4
Заключение. Итоговый контроль
3
Итоговая практическая работа
Календарно-тематическое планирование элективного курса по русскому языку
№
Кол-во часов
Тема занятия
Дата план./ факт.
Виды деятельности учащихся
Введение. Значение курса, его задачи(3ч.)
1
1
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Виды заданий
аналитическое чтение и изучение содержания КИМов
2
1
Знакомство с демонстрационным вариантом
изучение содержания КИМов
3
1
Критерии оценивания части 1, 2
работа с таблицей
Текст. Сжатое изложение (12ч)
4
1
Работа над частью 1 (изложение) Типы и стили речи. Текст и его строение. Речеведческий анализ текста.Тема и композиция текста. Основная мысль исходного текста
работа с текстом слушание и осмысление прочитанного текста
5
1
Составление плана с опорой на ключевые слова, несущие информацию
работа с текстом выделение микро- и макротемы составление алгоритмов
6
1
Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Прием исключение
составление опорного конспекта,работа с текстом
7
1
Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма исключение
переработка информации текста
8
1
Сжатое изложение. Прием сжатия текста обобщение
составление опорного конспекта,работа с текстом
9
9
Сжатое изложение. Отработка приёма обобщение
переработка информации текста
10
1
Сжатое изложение. Прием сжатия текста упрощение
составление опорного конспекта,работа с текстом
11
1
Сжатое изложение. Отработка приема упрощение
Переработка информации текста
12
1
Черновой вариант переработки информации текста, данного для изложения
написание сжатого изложения с учётом компрессии и комментариев учителя
13
1
Грамматические нормы (морфологические, синтаксические). Лексические нормы. Пунктуация в простом и сложном предложении. Орфография
составление опорного конспекта
14
1
Контроль знаний (часть 1) Написание сжатого изложения. Работа над ошибками
практикум по написанию и анализу сжатого изложения
15
1
Контроль знаний (часть 1) Написание сжатого изложения. Работа над ошибками
практикум по написанию и анализу сжатого изложения
Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий (16 часов)
16
1
Часть 2. Понимание смысла текста (задание 10)
анализ текста
17
1
Выразительные средства лексики и фразеологии (задание 11)
нахождение и толкование языковых средств
18
1
Орфографический анализ слов( задания 6,7).
составление опорного конспекта
19
1
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) .
составление таблицы
20
1
Правописание -Н-/-НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени .
составление алгоритмов
21
1
Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по значению и происхождению (задание 11).
составление конспекта, работа с текстом
22
1
Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетаниях (задание 9)
работа в группах, составление схем
23
1
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых (задание 2)
работа с тестом
24
1
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых (задание 3)
работа с тестом
25
1
Простое осложненное предложение (Задание 4)
составление схем, переработка предложений
26
1
Простое осложненное предложение (Задание 5)
составление схем, переработка предложений
27
1
Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (Задание 4,5.)
опорный конспект, практикум
28
1
Синтаксический анализ сложного предложения.
составление схем предложений
29
1
Пунктуационный анализ. Знаки препинания в ССП и СПП .
составление таблицы, разбор предложений
30
1
Синтаксический анализ сложного предложения .
составление схем предложений
31
1
Сложные предложения с разными видами связи.
составление схем предложений
32
1
Контрольное выполнение заданий ОГЭ (часть 1, 2)
Заполнение бланков, написание сжатого изложения, решение заданий с кратким ответом