Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.
Программа рассчитана на 102 часа / 1 час в неделю в 9, 10, 11 классах / ; программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля.
Понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
Знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
Умение определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;
Хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
Воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи ( эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
Уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературоведческими понятиями и терминами: роды художественной литературы и их основные жанры; литературные направления и течения; стихотворные размеры;
Самостоятельно работать с текстом и создавать собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.
Учебно-тематический план. 9 класс (34 учебных часа)
| № | Тема занятия |
| 1 | Требования к экзаменационному сочинению. Анализ примера сочинения о Бабе-Яге |
| 2 | Редактирование и редакторские знаки. Нормы оценки сочинений. |
| 3 | Требование №1 – соответствие теме. Повторение теории «Тема». |
| 4 | Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения |
| 5 | Самостоятельность мышления |
| 6 | Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования. Упражнения по стилистике. |
| 7 | Смысловая точность эпиграфов и цитат. Повторение правил цитирования. Способы введения цитат. |
| 8 | Достоверность в освещении литературных и исторических фактов. |
| 9 | Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка. Определение типа ошибки и её редактирование. |
| 10 | План и логичность. Последовательность изложения. Типы планов. |
| 11 | Типы сочинений. Практикум определения типов сочинения и постановки задач. |
| 12 | Типы вступлений. Практикум подбора типов вступления к разным темам и написание их. |
| 13 | Тип сочинения – характеристика одного литературного героя. Составление плана характеристики. Написание вступления. Подбор фактического материала. |
| 14 | Редактирование черновика сочинения. Знакомство с рецензией учителя |
| 15 | Составление планов характеристик одного литературного героя. |
| 16 | Тип сочинения – сравнительная характеристика. Составление плана характеристики. Написание вступления. Подбор фактического материала. |
| 17 | Написание рецензии на работу товарища. Обсуждение работ. |
| 18 | Работа над речевыми и стилистическими ошибками. Установление их типологии. |
| 19 | Составление планов – сравнительных характеристик. |
| 20 | Стилистические упражнения |
| 21 | Нормы литературного языка |
| 22 | Тип сочинения – групповая характеристика. Составление плана. Подбор фактического материала. |
| 23 | Редакторская правка и написание рецензии на работу товарища. Обсуждение работ. |
| 24 | Совершенствование черновика сочинения |
| 25 | Составление планов – групповых характеристик |
| 26 | Повторение теории стихосложения. Практикум нахождения языковых средств. |
| 27 | Анализ лирического произведения. Задачи, предполагаемые ошибки, технология написания, анализ образцов. |
| 28 | Постановка вопросов к анализу стихотворения. Составление плана |
| 29 | Редактирование черновика сочинения, устранение речевых недочётов. |
| 30 | Стилистические упражнения. |
| 31 | Нормы литературного языка |
| 32 | Предупреждение речевых ошибок |
| 33 | Повторим теорию. Контрольная работа по теории литературоведения |
| 34 | Практикум анализа стиха |
| № | Тема занятия |
| 1 | Тип сочинения – речевая характеристика персонажа. Составление обобщающих таблиц – анализов речи героя. |
| 2 | Составление плана сочинения – речевой характеристики. Подбор фактического материала, написание вступления |
| 3 | Обсуждение работ. Знакомство с рецензией на сочинение, совершенствование написанного. |
| 4 | Предупреждение речевых ошибок |
| 5 | Сочинение – анализ эпизода. Технология написания, задачи, возможные ошибки, постановка вопросов к анализу эпизода. |
| 6 | Составление плана – анализа эпизода, подбор фактического материала, написание вступления. |
| 7 | Обсуждение работ, знакомство с рецензией на сочинение. Совершенствование написанного. |
| 8 | Стилистические упражнения |
| 9 | Сочинение – характеристика образа автора. |
| 10 | Составление плана сочинения – характеристики образа автора, подбор фактического материала, написание вступления. |
| 11 | Обсуждение работ. Знакомство с рецензией на сочинение, совершенствование написанного. |
| 12 | Нормы литературного языка |
| 13 | Сочинение – характеристика лирического героя |
| 14 | Составление плана сочинения – характеристики лирического героя. Подбор фактического материала, написание вступления. |
| 15 | Обсуждение работ, знакомство с рецензией на сочинение, совершенствование написанного. |
| 16 | Практикум анализа стиха. |
| 17 | Темы. Частные темы.тематические мотивы. Сочинение по теме литературного произведения. |
| 18 | Подготовительный этап к сочинению по теме литературного произведения. |
| 19 | Совершенствование написанного. |
| 20 | Определение темы прозаических и стихотворных произведений. |
| 21 | Предупреждение речевых ошибок. |
| 22 | Сочинение – обобщение по теме. |
| 23 | Подготовительный этап к сочинению – обобщению по теме. |
| 24 | Совершенствование написанного. |
| 25 | Стилистические упражнения |
| 26 | Проблема и идея. Типология проблематик литературных произведений. Сочинение по проблеме и идее литературного произведения. |
| 27 | Подготовительный этап к сочинению по проблеме и идее произведения |
| 28 | Совершенствование написанного |
| 29 | Нормы литературного языка |
| 30 | Жанры эпоса, лирики, драмы. Трудности в определении жанровой природы. Сомнительные в жанровом отношении произведения русской художественной литературы. |
| 31 | Сочинение о жанровой природе литературного произведения |
| 32 | Подготовительный этап к сочинению о жанре |
| 33 | Обсуждение работ. |
| 34 | Редактирование отрывков из сочинений. |
| № | Тема занятия |
| 1 | Конфликт, сюжет.,композиция в литературном произведении. |
| 2 . | Подготовка к сочинению по конфликту, сюжету или композиции. |
| 3. | Взаимопроверка работ, написание рецензии на работу товарища… |
| 4. | Составление планов сочинений по конфликту, сюжету,композиции..составление планов,выделениелучшего. |
| 5. | Лирические отступления и их роль в произведениях Пушкина., Гоголя. Составление плана сочинения по лирическим отступлениям. |
| 6. | Классицизм, сентиментализм, реализм. Сочинение о литературном направлении или его чертах в произведении. |
| 7. | Подготовка к сочинению по литературному направлению. |
| 8. | Нормы литературного языка |
| 9. | Рецензия как жанр экзаменационного сочинения Требования, предъявляемые к рецензии.Возможные ошибки. Технология написания. Подготовка вопросов к рецензии. |
| 10. | Составление плана рецензии, написание вступления,знакомство с образцами рецензии |
| 11. | Пейзаж. Практикум анализа пейзажа Сочинение – анализ пейзажа. |
| 12. | Составление планов по сочинениям о природе в литературном произведении. |
| 13. | Портрет. Практикум анализа портрета. Сочинение –анализ портрета. |
| 14. | Предупреждение речевых ошибок. |
| 15. | Повторим анализ стихотворения. |
| 16. | Сопоставительный анализ стихотворений. Задачи, возможные ошибки, технология написания. |
| 17. | Написание сопоставительного анализа стихотворения. |
| 18. | Редактирование собственных работ. |
| 19. | Анализ цикла лирических произведений. Составление планов к сочинению – анализу поэтических циклов. |
| 20. | Стилистические упражнения. |
| 21. | Редактирование собственных работ. |
| 22. | Проблемно - обобщающие темы сочинений по русской литературе ХХ века. Составление планов сочинений на данную тему. |
| 23. | Написание вступлений к проблемно – обобщающим темам по русской литературе ХХ века. |
| 24. | Нормы литературного языка. |
| 25. | Разные жанры ученических сочинений. Выбор жанра в зависимости от темы. |
| 26. | Эссе как жанр ученического сочинения. |
| 27. | Очерк как жанр ученического сочинения. |
| 28. | Литературно – критическая статья как жанр ученического сочинения. |
| 29-34. | Обобщающе – повторительные уроки. Подготовка к экзаменационному сочинению. |
Русова Н. Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант. – Н. Новгород: «Деком» , 1995
Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2000
Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982
Иконников С. Н. Стилистика в курсе русского языка. – М.: Просвещение, 1979
Каркадиновская И. В. Сборник упражнений по лексике и стилистике. – Минск: «Народная Асвета», 1965
Вульфсон Р. Е. и др. Упражнения по лексике и фразеологии. М.: Просвещение, 1973
Рыжова Н. В. Методика написания экзаменационного сочинения. М.: Экзамен, 2004