Настоящая примерная программа по русскому языку для Х класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по русскому языку (10 класс)»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей № 4 г.Данкова
Согласовано: Согласовано: зам. Утверждаю
руководитель МК директора по НМР Директор МБОУ Лицей №4
Кораблина И.Г.. Овчинникова Н. В. Меркулова И.Н.
Протокол №от «» «»2012г Приказ № от
________ 2012 г. « ___» _________ 2012г.
Рабочая программа
по русскому языку
10 класс
Учитель русского языка
и литературы
Мартынова Е. Г
2012-2013
Пояснительная записка
Программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по русскому языку Н. Г. Гольцовой для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. «Русский язык, 10-11 классы». М., «Русское слово», 2007.
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Концептуальная новизна курса русского языка в 10 - 11 классах состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языкурешаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Данная рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей
Мною внесены изменения:
1) перераспределение часов проведено по причине того, что в соответствии с учебным планом школы на изучение русского языка выделено 2 часа в неделю, вместо 1 часа, предусмотренного программой Н. Г. Гольцовой;
2) дополнительное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части А, В и С.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации углубления деятельностного подходак изучению русского языка в старших классах.
В 10 – 11 классах решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
В содержании программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.
Цели обучения.
Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного , деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоениезнаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Формы организации образовательного процесса
урок-консультация
урок-практическая работа
уроки-«Погружения»
уроки-деловые игры
уроки-соревнования
уроки-консультации
компьютерные уроки
уроки с групповыми формами работы
уроки взаимообучения учащихся
уроки творчества
уроки, которые ведут учащиеся
уроки-зачеты
уроки-конкурсы
уроки-общения
уроки-игры
уроки-диалоги
уроки-конференции
уроки-семинары
интегрированные уроки
межпредметные уроки
уроки-экскурсии
Технологии, используемые в образовательном процессе
Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Технология индивидуализации обучения
Информационно-коммуникационные технологии
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 102 часов. В том числе: в Х классе – 34часа, в 11 классе – 68 часов.
В связи с введением обязательного экзамена по русскому языку, в школьном учебном плане на изучение русского языка в 11 классе в 2011-2012 году выделено 2 часа в неделю (68 ч.), поэтому увеличилось количество часов на повторение такой темы, как «Синтаксис и пунктуация», являющейся одной из самых трудных для усвоения школьниками. Планирование составлено с учетом интенсивной подготовки к ЕГЭ, введены уроки развития речи по комплексному анализу текста. Это обусловлено теми трудностями, которые испытывают учащиеся при выполнении заданий по разбору текста.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Содержание.
1 0 класс (68 часов.)
Диктантов - 4
Тестирование - 8
Введение(1ч)
Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка.
Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России. Русский язык как один из мировых языков.
Литературный язык как высшая форма существования национального языка.
Понятие нормы литературного языка. Типы норм лит. языка.Нормы и культура речи. Понятие о функциональных стилях современного русского лит. языка.
Лексика. Фразеология. Лексикография.(6 ч)
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слова. Изобразительно-выразительные средства языка. Омонимы ,паронимы, синонимы, антонимы и их употребление. Происхождение лексики совр. русского языка. Лексика общеупотребительная и ограниченная, устаревшие слова и неологизмы.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Лексикография. Тестирование.
Фонетика. Графика. Орфоэпия. (2ч)
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.
Звуки, буквы. Чередование звуков, фонетические и исторические. Фонетический разбор.
Орфоэпия. Основные правила произношения. Контрольный диктант.
Морфемика и словообразование. (4ч)
Основные понятия морфемики и словообразования.
Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор.
Основные понятия морфологии и орфографии, взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы русской орфографии.
Морфологический принцип-ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих и Ц. Употребление букв Э, Е, Ё и ЙО в различных сочетаниях. Звонкие и глухие согласные. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных. Правописание приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-, гласные И-Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса.
Морфология. (21ч )
Имя существительное ( 3 часа )
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен сущ-х. Род, число, падеж, склонение имен сущ-х. Аббревиатуры. Морфологический разбор имен сущ-х. Правописание падежных окончаний имен сущ-х. Гласные в суффиксах имен сущ-х. Правописание сложных имен сущ-х. Контрольный диктант.
Имя прилагательное ( 6 часов )
Имя пр-ое как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен пр-ых. Степени сравнения имен пр-ых.
Полные и краткие имена пр-ые. Особенности образования и употребления кратких пр-ых в современном русском языке.
Морфологический разбор имен пр-ых. Правописание окончаний имен пр-ых. Склонение качественных и относительных имен пр-ых. Правописание суффиксов имен пр-ых. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных.
Имя числительное ( 2 часа )
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числ-х.
Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений.
Глагол ( 6 часов )
Глагол как часть речи. Основные грамм. Категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Переходность и непереходность глагола. Возвратность, категории наклонения глаголов. Время. Спряжение глаголов. Морфологический разбор глагола.
Причастие как особая форма глагола. Признаки глагола у причастия. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий.
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Контрольный диктант.
Наречие ( 2 часа )
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Слитное и раздельное написание наречий. Тестирование.
Слова категории состояния ( 1 час )
Грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории, наречий и кратких пр-ых среднего рода ед. числа.
Служебные части речи. ( 7ч )
Предлог (2ч)
Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.
Союз ( 2 часа )
Союзы как служебные части речи. Классификация союзов по значению. Сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.
Частицы ( 2 часа )
Частицы как служебные части речи. Разряды частиц . Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Употребление. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи.
Междометия ( 1 час )
Междометия как особый разряд слов. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий. Контрольный диктант.
Резерв – 2 ч.
Тематическое планирование.
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Вид деятельности учащихся
Предпол. дата
Факт. дата
1
Введение. Слово о русском языке.
1ч
Работа с учебником, составление конспекта.
2
Лексика и фразеология. Слово -центральная единица языка.
1ч
Работа с учебником, с раздаточным материалом.
3
Слова однозначные и многозначные.
1ч
Работа с учебником
4
Изобразительно –выразительные средства языка.
1ч
Работа с таблицей.
5
Омонимы и паронимы. Их употребление.
1ч
Практическая работа.
6
Синонимы и антонимы. Их употребление.
1ч
Практическая работа.
7
Фразеологизмы и их употребление.
1ч
Практическая работа.
8-9
Готовимся к ЕГЭ.
2ч
Тестирование.
10
Фонетика. Графика. Орфоэпия. Система гласных и согласных звуков русского языка.
1ч
Устная лабораторная работа.
11
Орфоэпические нормы русского языка.
1ч
Исследовательская работа.
12
Готовимся к ЕГЭ.
1ч
Тестирование.
13
Морфемика и словообразование. Система морфем русского языка.
1ч
Урок – практикум.
14
Морфемный анализ слова.
1ч
Морфемный разбор.
15
Словообразование в русском языке.
1ч
Работа с учебником.
16
Словообразовательный разбор слова.
1ч
Урок –практикум.
17
Контрольный диктант по теме «Словообразование».
1ч
18
Орфография. Принципы русской орфографии.
1ч
Работа с учебником.
19
Безударные и чередующиеся гласные в корне слова.
1ч
Составление таблицы.
20
Гласные после шипящих.
1ч
Работа с таблицей.
21
Гласные после шипящих.
1ч
Работа с таблицей.
22
Слова с сомнительными и непроизносимыми согласными.
1ч
Распределительный диктант.
23
Правописание удвоенных согласных.
1ч
Работа с учебником.
24
Гласные и согласные в приставках.
1ч
Составление таблицы.
25
Правописание Ъ и Ь в приставках.
1ч
Робота с таблицей.
26
Готовимся к ЕГЭ.
1ч
Тестирование.
27
Контрольный диктант по теме «Орфография».
1ч
28
Анализ контрольного диктанта.
1ч
29
Употребление прописных букв. Правила переноса слов.
1ч
Работа с учебником.
30
Морфология. Имя существительное как часть речи.
1ч
Работа с учебником.
31
Правописание падежных окончаний существительных.
1ч
Урок – практикум.
32
Гласные в суффиксах имен существительных.
1 ч
Урок – практикум.
33
Имя прилагательное как часть речи.
1ч
Работа с учебником.
34
Правописание имен прилагательных.
1ч
Распределительный диктант.
35-36
Правописание суффиксов имен прилагательных.
2ч
Составление таблицы.
37-38
Правописание сложных прилагательных и существительных.
2ч
Работа с учебником.
39-40
Готовимся к ЕГЭ.
2ч
Тестирование.
41
Имя числительное как часть речи.
1ч
Работа с учебником.
42
Склонение имен числительных.
1ч
Практическая работа.
43
Местоимение как часть речи.
1ч
Работа с учебником.
44
Правописание местоимений.
1ч
Составление таблицы.
45
Контрольный диктант по теме «Морфология».
1ч
46
Анализ диктанта.
1ч
47
Глагол как часть речи.
1ч
Работа с учебником.
48
Правописание глаголов.
1ч
Составление алгоритма.
49
Причастие как форма глагола.
1ч
Работа с учебником.
50
Образование причастий.
1ч
Составление таблицы.
51
Деепричастие как форма глагола.
1ч
Работа с учебником.
52
Образование деепричастий.
1ч
Составление таблицы.
53
Готовимся к ЕГЭ.
1ч
Тестирование.
54
Наречие как часть речи.
1ч
Работа с учебником.
55
Правописание наречий.
1ч
Работа с учебником.
56
Слова категории состояния.
1ч
Работа с учебником.
57
Служебные части речи. Предлог.
1ч
Работа с учебником.
58
Правописание предлогов.
1ч
Практическая работа.
59
Союз как служебная часть речи.
1ч
Работа с учебником.
60
Правописание союзов.
1ч
Практическая работа.
61
Частицы.
1ч
Работа с учебником.
62
Правописание частиц.
1ч
Практическая работа.
63
Междометие. Звукоподражательные слова.
1ч
Работа с учебником.
64
Готовимся к ЕГЭ.
1ч
Тестирование.
65
Контрольный диктант по теме «Морфология»
1ч
66
Анализ диктанта.
1ч
67-68
Резерв
2ч
Требования к уровню подготовки учащихся10 класса.
Учащиеся должны знать:
-взаимосвязь языка и истории, культуры русского и др. народов;
-смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты ,лит. язык, языковая норма, культура речи;
-основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-синтаксические нормы совр. русского языка; нормы речевого поведения в соц.-культурной, учебно-научной. официально-деловой сферах общения.
-Учащиеся должны уметь:
-использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста;
-осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;
-анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
-использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативных задач;
-извлекать необходимую информацию из различных источников;
-применять на практике речевого общения основные нормы лит. русского языка;
-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для: осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; увеличения словарного запаса, расширения кругозора, совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; совершенствования коммуникативных способностей, развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению и сотрудничеству; самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
проектная деятельность
исследовательская деятельность
применение ИКТ
Виды и формы контроля
Формы контроля
индивидуальный
групповой
фронтальный
Виды контроля
предварительный
текущий
тематический
итоговый
Учебно – методическое обеспечение.
1) Веселова З. Т. Русский язык: трудные случаи орфографии и пунктуации. Развитие речи. СПб.: Паритет, 2003.
2) Войлова К. А., Леденева В. В Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 10-11 классы. М.:-Дрофа, 1997.
3) Гетманова Г. С. Пособие по русскому языку для учащихся 9-11 классов.
4) Кисленкова В. С Русский язык.: Учебно-методическое пособие для абитуриентов, 2005.
5) Осенмук Р.Н. Основы культуры речи 2001.
6) Попов Р.Н. Сборник упражнений по совр. русскому языку. М.: Просвещение, 1984.
7) Федеральные государственные общеобразовательные стандарты 2004.
8) Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Учебник по русскому языку. 10-11 классы. М.; Русское слово. 2008.
9) Н. Н. Будникова, Н. И. Дмитриева, Т. Г. Холявина. Поурочные разработки по русскому языку. ( К учебнику Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина.)
10) Электронное приложение по русскому языку, «Глобус», 2010.