Просмотр содержимого документа
«Программа занятий по внеклассному чтению в коррекционной школе VIII вида»
Программа занятий по внеклассному чтению в коррекционных школах для детей YIII вида
«Любите книгу всей душой! Она не только ваш
лучший друг, но и до конца верный спутник»
Эрнест Миллер Хемингуэй.
Пояснительная записка
Всегда велась и ведется серьезная работа по привлечению внимания к проблемам чтения. Сегодня отмечается снижение интереса к чтению у детей. Перед учителем стоит задача- построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало культурных, нравственных, и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности.
В наш век научно- технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.
Проблема формирования правильного, сознательного и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную роль в образовании и развитии личности ребенка.
Формирование читательского интереса у школьников в условиях специальной коррекционной школы- интерната YIII вида характерно значительными трудностями, связанными с такими особенностями детей, как сниженная любознательность, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, неумение выбрать книгу, исходя из своих возможностей.
На своих уроках я стараюсь пробуждать у воспитанников любовь к чтению и интерес к книге, развивая чувство родного языка, обогащая активный и пассивный словарь учащихся.
Но первоначальные результаты диагностики уровня читательского интереса к книге поставила перед собой 2 проблемы:
- Как сделать чтение интересной и желанной деятельностью
- Как обеспечить учащемуся эффективное восприятие и осознание прочитанного.
Решению этих проблем может служить программа по внеклассному чтению, направленная на повышение уровня читательского интереса у учащихся. При разработке программы руководствовалась «Методикой обучения русскому языку» Воронковой Н.Н., и «Методикой внеклассного чтения» Светловской Н.А.
Цель программы:
- Обогащение внутреннего мира ребенка через книгу.
- Повышение уровня читательского интереса у учащихся с ОВР
- Развитие навыков чтения, как вида речевой деятельности
- Подготовить детей к восприятию словесного искусства, которое раскрывает перед читателями богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождает чувство гармонии и красоты, учит понимать прекрасное в жизни.
- Формирование эколого- валеологических компетенций на уроках внеклассного чтения.
Задачи программы;
- Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.
- Формировать умения воссоздать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащегося, воспитывать художественный вкус.
- Совершенствовать все виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо)
- Прививать любовь к чтению книг, развивать навыки самостоятельного чтения, желание
преодолевать трудности чтения.
- Расширение знаний о литературных произведениях.
- Формирование первичных представлений о произведениях казахских, зарубежных и
русских писателей.
- Воспитание бережного отношения к книге.
Межпредметная связь
Межпредметные связи осуществляются с такими дисциплинами, как:
- казахский язык (запоминание и проговаривание специфических звуков ә,ң,ғ,ү,ұ,қ,ө,һ, правильная постановка ударения)
- русский язык и чтение (расширение и обогащение словаря, развитие речевого содержания, высокой культуры речи)
- естествознание и география (человек и его взаимоотношения с окружающей средой)
- родиноведение (сведения об этнокультуре и быте казахского народа)
- мир вокруг (обогащает представление об окружающем мире)
- изодеятельность (дает возможность выразить свои эмоции и чувства на бумаге)
Пути реализации программы:
Формы и виды работы:
- Урок – путешествие
- Урок- рассуждение
- Урок- спектакль
- Уроки- экскурсии в прошлые военные года
- Урок- конференция
- Викторины
- Литературный час
- Частично- поисковая работа
- Работа по иллюстрациям, рисование
- Видеопросмотр
- КВН
В программу для внеклассного чтения входят произведения литературы – казахская и русская поэзия, произведения Т.Алексеева, Н.Носова, М.Пришвина, А.Пушкина, В.Короленко, Л.Толстого, Г. Троепольского, Р. Фраермана, Б.Полевого, Т.Кажебаева, М.Абылкасымова, М.Кабанбаева,У. Турманжанова, Ж. Карменова, Ж. Мулдагалиева, К. Идрисова, М. Ауэзова, М. Гумерова, М. Сундетова, А. Кунанбаева, С.Муканова, С.Бегалина, а также произведения мировой литературы – Марк Твена, сказки Г.Х. Андерсона, Шеперро.
Занятия внеклассного чтения предполагает высокую активность, любознательность учащихся. Ученики должны быть включены не только в поиск «информации», но и иметь отстаивать свою точку зрения на события в жизни, проявлять интерес к чтению, испытывать потребность общаться с книгой.
Методическое и материально-техническое оснащение программы
В основе методики внеклассного чтения лежит совместная деятельность педагога и ребенка. Уроки внеклассного чтения представляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного интереса. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития. Методы очень разнообразны. Они зависят от многих условий: от объема и качества информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Информацию ребенок получает по многим каналам, поэтому так важен метод целостного восприятия, детальное восприятие, целенаправленное наблюдение.
Методическое обеспечение программы меняется в зависимости от форм организации деятельности. В программе всегда есть место для фантазии, изобретательности, открытии тайн.
В зависимости от поставленных задач, педагог использует различные методы обучения: проблемно- поисковый, репродуктивный, беседы, диагностические ситуации, путешествия, просмотра видеофильмов.
Учитывая условия школы, использование ТСО, оформление выставок на различные темы и т.д., данная программа дает возможность выявлять и развивать психофизический потенциал учащегося, его способности, больше проявлять интерес к чтению.
Структура программы
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизиологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Изучение начинается с 5 класса и заканчивается в 9 классе.
Программа по данному курсу распределена по месяцам.
Порядок прохождения программы и планирование количества часов – 1 раз в месяц. При тематическом планировании учитываются потребности и учебно - воспитательная работа в школе.
На весь курс программы отводится 9 часов в каждом классе.
В программе особое внимание уделяется формирование навыка «Молчаливого чтения», чтения «про себя». Л.С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше.
Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта школьников. Это творчество помогает ученику оценить художественное произведение.
В данной программе использованы различные технологии обучения
Учебно – тематический план к программе « Внеклассное чтение»
5 класс
Месяц
Тема внеклассного чтения
Материал, использованный на уроке
Формы проведения занятий
Сентябрь
В мире сказок
«Петух и павлин»
Урок путешествия
Октябрь
Спешите делать добро
Т. Кажебаев «В автобусе»
Урок – рассуждения о прочитанном
Ноябрь
О друзьях товарищах
Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»
Урок - спектакль
Декабрь
Охранять природу – значит охранять Родину
Т. Алексеев «Снегирь»
Урок – рассуждение о прочитанном
Январь
О животных
М. Турежанов «Белый козленок»
Урок – рассуждения о прочитанном
Февраль-
Март
Из произведений зарубежных писателей
М.Твен «Приключения Тома Сойера»
Урок- рассуждение о прочитанном
Апрель
О родной земле
М. Абылкасымов «Родная земля»
Урок - конференция
Май
Идет война народная.
Рассказы о Великой Отечественной войне
Викторина. Экскурсия в библиотеку
6 класс
Месяц
Тема внеклассного чтения
Материал, использованный на уроке
Формы проведения занятий
Сентябрь
В мире казахских сказок
«Добрый и злой»
Урок путешествия
Октябрь
Про животных, любовь к животным
У. Турманжанов
«Белый верблюженок»
Урок - рассуждения о прочитанном
Ноябрь
О доброте и добрых поступках
Ж. Карменов «Помошник»
Урок- конференция
Декабрь
М.М.Пришвин – поэт русской природы
Книги Пришвина
Урок – экскурсия
Январь
О дружбе
М. Кабанбаев «Сам пропадай, а друга выручай»
Урок – рассуждения о прочитанном
Февраль
Литературный ринг по произведениям А.С.Пушкина
Выставка рисунков, книг
Литературный ринг
Март
Родная земля
Ж. Мулдагалиев «Отчизна»
Урок - конференция
Апрель
В мире сказок и приключений
Русские народные сказки
Частично- поисковая работа,работа по иллюстрациям
Май
Идет война народная
Сергей Алексеев «Буханка»
Викторина, урок- экскурсия в прощлое.
7 класс
Месяц
Тема внеклассного чтения
Материал, использованный на уроке
Фомы проведения занятий
Сентябрь
Добрые поступки
Н.Носов «Огородники»
Урок- путешествие
Октябрь
Сбережем родную природу во всей ее красе
Стихи, песни о прирде
Викторина
Ноябрь
Литературный ринг по произведениям А.С.Пушкина
Выставка сказок , книг
Литературный ринг
Декабрь
Писатели о себе
Л.Н.Толстой «Детство»
Урок- экскурсия
Январь
«Крылатая и честная юность»
В.Г.Короленко «Дети подземелья»
Урок- рассуждение о прочитанном
Февраль
Вы в ответе за тех, кого приучили (о дружбе человека и животного0
Г.Троепольский «Белый Бим Черное ухо»
Урок- рассуждение о прочитанном
Март
О родной земле
К.Идрисов «Мой край»
Урок- конференция
Апрель
В мире сказок А.С.пушкина
«Сказка о царе Салтане…»
Просмотр сказки
Май
Дети войны
Сергей Алексеев «Блокадный хлеб»
Урок- экскурсия в прошлое, в военные года
8 класс
Месяц
Тема внеклассного чтения
Материал, использованный на уроке
Фомы проведения занятий
Сентябрь
В мире сказок и приключений
«Медведь и комар» казахские сказки
Урок- путешествие
Октябрь
Сбережем родную природу во всей ее красе
Стихи, рассказы о природе В.Бинки, М.Пришвина,Е.Чарушиной
Урок - конференция
Ноябрь
Литературный ринг по произведениям А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова
Выставка книг, сказок, стихов
Литературный ринг
Декабрь
Взаимоотношение человека и природы
М. Ауэзов «Серый Лютый»
Урок- рассуждение о прочитанном
Январь
Честь смолоду храни. С бесчестными не знайся
М.Кабанбаев «Арстан, я и виолончель»
Урок- рассуждение о прочитанном
Февраль
Крылатое чудо
Кроссворды, таблицы, карточки
Уроки- отчет КВН
Март
Моя Родина
М. Гумеров «Лесок на целине»
Урок- конференция
Апрель
О доброте и добрых поступках, любви
Р.Фраерман «Дикая собака Динго»
Урок- рассуждение о прочитанном
Май
Идет война народная
С.П.Алексеев «Бретская крепость»
Викторина. Урок- экскурсия в прошлое, военные годы.
9 класс
Месяц
Тема внеклассного чтения
Материал, использованный на уроке
Фомы проведения занятий
Сентябрь
О взаимоотношениях со взрослыми и смелости
М.Сундетов «Сын чабана»
Урок- рассуждение о прочитанном
Октябрь
В мире приключений и сказок
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»
Урок - путешествие
Ноябрь
Знакомство с эпосами
Эпос «Алпамыс - батыр»
Урок - путешествие
Декабрь
Абай – поэт, просветитель
Рассказы Абая Кунанбаева
Урок- конференция
Январь
Любовь к животным
С. Бегалин «Проток»
Урок- рассуждение о прочитанном
Февраль
Крылатое чудо
Кроссворды, таблицы, карточки
Уроки- отчет. КВН
Март
Родная моя земля
К. Идрисов «Мой край»
Урок- конференция
Апрель
Писатели о себе (тяжелое детство)
С. Муканов «Мой Мектебы»
Урок- рассуждение о прочитанном
Май
Великая война
Б.Полевой «Гвардии рядовой»
Урок- экскурсия в прошлое, военные годы.
Результаты реализации программы
В результате реализации данной программы предполагается, что учащиеся будут ходить в библиотеку не просто брать книги, а проявлять интерес к чтению, испытывать потребность общаться с книгой.
Во время бесед о прочитанных книг ах учащиеся будут проявлять активность, любознательность, будут делиться впечатлениями с педагогами, библиотекарем и друг другом.
Конечным результатом реализации программы должна стать положительная динамика уровня читательского интереса у учащихся.
Список использованной литературы.
1. Р.Б. Нуртазина, Э.Д. Сулейменова «Книга для чтения» Алматы «Рауан» 1995г.
2. Хрестоматия по детской художественной литературе казахстанских авторов, Алма – Ата «Рауан» 1990г.
3. К. Д. Бейбытова «Казахская литература» хрестоматия Алматы «Рауан», 1998г.
4. «Живой родник» книга для чтения по казахской литературе Алматы «Рауан» 1997г.
5. В.Я. Коровина, Т.Ф. Курдюлова, И.С. Сбарский «В мире русской литературы» М. «Просвещение» 1987г.
6. Е.В. Владимиров, В.Н. Джанаева, Ю.Г. Тайгунова, Ю.К. Чустузиан «Книга для внеклассного чтения» Ленинград «Просвещение» 1985 г.
7. Н.Н. Светловская «Методика внеклассного чтения» М «Просвещение» 1977г.