Программа внеурочной деятельности по лингвистическому краеведению
Программа внеурочной деятельности по лингвистическому краеведению
Программа внеурочной деятельности по лингвистическому краеведению позволяет последовательно реализовать сознательно – коммуникативный принцип обучения русскому языку, способствует эффективному и творческому развитию речевой культуры учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по лингвистическому краеведению»
Языковые особенности произведений писателей Донского края
Программа внеурочной деятельности по лингвистическому краеведению для учащихся 6 – 7 классов
Автор: Е.Г.Романенко, МБОУ Кировская СОШ № 5
Программа опубликована в учебно – методическом пособии
«Культуроведческий аспект обучения и воспитания в
системе факультативных занятий и элективных
курсов по русскому языку»
под общей редакцией Т.И.Павловой,
канд.пед.наук,доцента кафедры филологии
и искусства РИПК и ППРО,
Ростов-на-Дону, изд.РИПК и ППРО, 2012 г
Пояснительная записка
Программа данного курса рассчитана на 70 часов и позволяет последовательно реализовать сознательно – коммуникативный принцип обучения русскому языку, способствует эффективному и творческому развитию речевой культуры учащихся.В содержание курса включены особенности функционирования языковых единиц речи; сведения о стилистических ресурсах и изобразительно – выразительных средствах языка; оценка языковых явлений и фактов с прагматической, нормативной и эстетической точек зрения. Освоение материала курса помогает учащимся совершенствовать коммуникативные навыки; различать немотивированное отклонение от речевой нормы, квалифицированное как ошибочное; обеспечивает системное изучение разделов практической стилистики, активно востребованных современными школьниками и учителями в связи с установкой на коммуникативно – деятельностный подход к обучению русскому языку. Актуальность данного курса определяется также необходимостью усилить воспитательный эффект при обучении родному языку с учётом регионального компонента, т.е. использовать региональную лексику (топонимы, диалектные и общеупотребительные слова Ростова и Ростовской области), а также краеведческие материалы (факты истории, биографии замечательных людей, исторические очерки и литературные произведения ростовских писателей).
Цель курса:совершенствование коммуникативных способностей учащихся на основе анализа поэтического текста.
Задачи курса:
Обучающие:
Дать первоначальное представление о стилистике как науке, её структуре, основных понятиях, категориях; раскрыть связь стилистики с культурой речи;
Дать понятие стилистической нормы, показать соотношение стилистических и речевых ошибок при изучении лексической и грамматической стилистики;
Обогатить словарный запас школьников на основе местного языкового материала, ценного с точки зрения познавательной и эстетической;
Познакомить учащихся со структурными и функциональными особенностями русского языка в Донском регионе, раскрыть пути языкового обогащения.
Развивающие:
Развивать творческие, исследовательские способности учащихся при работе с текстом;
Совершенствовать умения, связанные с устранением лексико – стилистических и граммаимко – стилистических ошибок и выбором оптимального варианта выражения мысли при литературном редактировании текстов и их стилистической правке.
Воспитательные:
Воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры;
Воспитывать стремление к самостоятельности при приобретении знаний и умений в различных областях жизни;
Ожидаемый результат освоения курса счвязан с формированием умений:
Анализировать текст в единстве формы и содержания, выявляя роль языковых средств в идейно – художественном своеобразии поэтических текстов;
Редактировать текст, опираясь на типологию речевых ошибок;
Проводить лингвостилистический анализ текста.
В основу лингвостилистического анализа поэтического текста положено выполнение следующих заданий:
Прочитать/прослушать текст с описанием исторического и культурного фона стихотворения;
Сравнить стихотворение, написанное архаичным языком с двумя – тремя современными версиями;
В качестве заданий развивающего характера предлагается:
Восстановить стихотворение, используя рифмы или слова из текстов стихотворений (развитие способностей к непроизвольному запоминанию);
Найти завершение строки или пропущенного слова (либо полностью самостоятельно, либо из списка слов (антиципации структуры текста));
Заменить выделенные слова синонимами, обсудить, поменяется ли смысл и почему выбрано это слово, а не его синоним (развитие способностей к сравнению речевых единиц).
Воспитательный потенциал представлен заданиями:
Обсудить, какое поведение и чувства социально приемлемы в родной культуре в ситуации, описанной в стихотворении;
Обсудить ценности и представления, скрыто или явно отражённые в поэтическом произведении.
Список использованной литературы
Бабайцева В.В. Бернарская Л.Д. Комплексный анализ текста (на уроке русского языка).// Русская словесность. – 1997. - № 3.
Благова Н.Г., Коренева Л.А., Родченко О.Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для средней общеобразовательной школы). // РЯШ. – 1993. - № 4
Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку. //РЯШ. – 1993. - № 5. – с. 3-11.
Львова С.И. Осторожно: художественный текст. (Анализ минифрагментов худ.Текстов на уроке русского языка). //Русская словесность. – 1997. - № 3.
Львова С.И., Ляпина С.Н. Использование региональной лексики при обучении морфемике и словообразованию. //Русская словесность. – 1999. – № 2.
Лыжова Л.К. Региональный компонент в преподавании русского языка. //РЯШ. – 1994. - № 4.
Методика преподавания русского языка (под ред. Баранова). – М., 2000.
Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. //РЯШ. – 2000. - № 4. – с.3-11.
Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980.
Лингвистическое краеведение в образовательномпрцессе: Учебно-методическое пособие. Часть 2// Авт.-сост. Т.И.Павлова.- Ростов н/Д.: изд-во РО ИПК и ПРО, 2009