kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности по лингвистическому краеведению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по лингвистическому краеведению позволяет последовательно реализовать сознательно – коммуникативный принцип обучения русскому языку, способствует эффективному и творческому развитию речевой культуры учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по лингвистическому краеведению»

Языковые особенности произведений писателей Донского края

Программа внеурочной деятельности по лингвистическому краеведению для учащихся 6 – 7 классов

Автор: Е.Г.Романенко, МБОУ Кировская СОШ № 5

Программа опубликована в учебно – методическом пособии

«Культуроведческий аспект обучения и воспитания в

системе факультативных занятий и элективных

курсов по русскому языку»

под общей редакцией Т.И.Павловой,

канд.пед.наук,доцента кафедры филологии

и искусства РИПК и ППРО,

Ростов-на-Дону, изд.РИПК и ППРО, 2012 г



Пояснительная записка

Программа данного курса рассчитана на 70 часов и позволяет последовательно реализовать сознательно – коммуникативный принцип обучения русскому языку, способствует эффективному и творческому развитию речевой культуры учащихся.В содержание курса включены особенности функционирования языковых единиц речи; сведения о стилистических ресурсах и изобразительно – выразительных средствах языка; оценка языковых явлений и фактов с прагматической, нормативной и эстетической точек зрения. Освоение материала курса помогает учащимся совершенствовать коммуникативные навыки; различать немотивированное отклонение от речевой нормы, квалифицированное как ошибочное; обеспечивает системное изучение разделов практической стилистики, активно востребованных современными школьниками и учителями в связи с установкой на коммуникативно – деятельностный подход к обучению русскому языку. Актуальность данного курса определяется также необходимостью усилить воспитательный эффект при обучении родному языку с учётом регионального компонента, т.е. использовать региональную лексику (топонимы, диалектные и общеупотребительные слова Ростова и Ростовской области), а также краеведческие материалы (факты истории, биографии замечательных людей, исторические очерки и литературные произведения ростовских писателей).

Цель курса:совершенствование коммуникативных способностей учащихся на основе анализа поэтического текста.

Задачи курса:

Обучающие:

  • Дать первоначальное представление о стилистике как науке, её структуре, основных понятиях, категориях; раскрыть связь стилистики с культурой речи;

  • Дать понятие стилистической нормы, показать соотношение стилистических и речевых ошибок при изучении лексической и грамматической стилистики;

  • Обогатить словарный запас школьников на основе местного языкового материала, ценного с точки зрения познавательной и эстетической;

  • Познакомить учащихся со структурными и функциональными особенностями русского языка в Донском регионе, раскрыть пути языкового обогащения.

Развивающие:

  • Развивать творческие, исследовательские способности учащихся при работе с текстом;

  • Совершенствовать умения, связанные с устранением лексико – стилистических и граммаимко – стилистических ошибок и выбором оптимального варианта выражения мысли при литературном редактировании текстов и их стилистической правке.

Воспитательные:

  • Воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры;

  • Воспитывать стремление к самостоятельности при приобретении знаний и умений в различных областях жизни;

Ожидаемый результат освоения курса счвязан с формированием умений:

  • Анализировать текст в единстве формы и содержания, выявляя роль языковых средств в идейно – художественном своеобразии поэтических текстов;

  • Редактировать текст, опираясь на типологию речевых ошибок;

  • Проводить лингвостилистический анализ текста.

В основу лингвостилистического анализа поэтического текста положено выполнение следующих заданий:

  • Прочитать/прослушать текст с описанием исторического и культурного фона стихотворения;

  • Сравнить стихотворение, написанное архаичным языком с двумя – тремя современными версиями;

В качестве заданий развивающего характера предлагается:

  • Восстановить стихотворение, используя рифмы или слова из текстов стихотворений (развитие способностей к непроизвольному запоминанию);

  • Найти завершение строки или пропущенного слова (либо полностью самостоятельно, либо из списка слов (антиципации структуры текста));

  • Заменить выделенные слова синонимами, обсудить, поменяется ли смысл и почему выбрано это слово, а не его синоним (развитие способностей к сравнению речевых единиц).

Воспитательный потенциал представлен заданиями:

  • Обсудить, какое поведение и чувства социально приемлемы в родной культуре в ситуации, описанной в стихотворении;

  • Обсудить ценности и представления, скрыто или явно отражённые в поэтическом произведении.



































Список использованной литературы

  1. Бабайцева В.В. Бернарская Л.Д. Комплексный анализ текста (на уроке русского языка).// Русская словесность. – 1997. - № 3.

  2. Благова Н.Г., Коренева Л.А., Родченко О.Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для средней общеобразовательной школы). // РЯШ. – 1993. - № 4

  3. Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку. //РЯШ. – 1993. - № 5. – с. 3-11.

  4. Львова С.И. Осторожно: художественный текст. (Анализ минифрагментов худ.Текстов на уроке русского языка). //Русская словесность. – 1997. - № 3.

  5. Львова С.И., Ляпина С.Н. Использование региональной лексики при обучении морфемике и словообразованию. //Русская словесность. – 1999. – № 2.

  6. Лыжова Л.К. Региональный компонент в преподавании русского языка. //РЯШ. – 1994. - № 4.

  7. Методика преподавания русского языка (под ред. Баранова). – М., 2000.

  8. Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. //РЯШ. – 2000. - № 4. – с.3-11.

  9. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980.

  10. Лингвистическое краеведение в образовательномпрцессе: Учебно-методическое пособие. Часть 2// Авт.-сост. Т.И.Павлова.- Ростов н/Д.: изд-во РО ИПК и ПРО, 2009






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности по лингвистическому краеведению

Автор: Романенко Елена Геннадьевна

Дата: 08.01.2017

Номер свидетельства: 376632

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб чтецов" "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-klub-chtietsov"
    ["file_id"] => string(6) "146398"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419171337"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЧЕСКОЕ  КРАЕВЕДЕНИЕ». НАПРАВЛЕНИЕ:  ДУХОВНО  -  НРАВСТВЕННОЕ.  ВИД  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:  ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ "
    ["seo_title"] => string(145) "programma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-istorichieskoie-kraieviedieniie-napravlieniie-dukhovno-nravstviennoie-vid-dieiatiel-nosti-poznavatiel-naia"
    ["file_id"] => string(6) "195402"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427903631"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства