Рабочая программа "Многоаспектный анализ к тайнам мысли и слова"
Рабочая программа "Многоаспектный анализ к тайнам мысли и слова"
Рабочая программа элективного курса создана на основе авторской программы «Русская словесность» для обучающихся 5 – 9 классов под редакцией Р.И. Альбетковой, опубликованной в сборнике «Программа для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл. 10-11 кл./ сост. Е. И. Харитонова.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Многоаспектный анализ к тайнам мысли и слова"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рассмотрено и принято
на заседании МО учителей русского языка и литературы
руководитель МО
Минаева Е. Н.
протокол № ____
от «___»______2015г.
Рассмотрено и
согласовано на заседании
методического совета
председатель:
протокол №____
от«______»_______2015г
Согласовано:____________
заместитель директора по УВР
Щукина Н. Е.
«_____»_____________2015г.
УТВЕРЖДАЮ:____________
директор МБОУ СОШ № 19
С.Б. Погадаева
приказ № _____________ от
«______»______________201г.
Рабочая программа элективного курса
«К тайнам мысли и слова» для 9 класса,
Головиной Татьяны Александровны
Междуреченск
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «К тайнам мысли и слова » для обучающихся 9 классов создана на основе авторской программы «Русская словесность» для обучающихся 5 – 9 классов под редакцией Р.И. Альбетковой, опубликованной в сборнике «Программа для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл.. 10-11 кл./ сост. Е. И. Харитонова.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010
Цель: помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.
Эта цель обуславливает следующие задачи:
1. Изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов — все, что выработано народом — творцом словесности — на протяжении веков его развития.
2. Овладевать умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.
3. Научиться использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческому употреблению родного языка
В учебном плане МБОУ СОШ № 19 на курс «К тайнам мысли и слова» в 9 классе выделено 1 час в неделю (35часов в год, 35 учебных недель).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусстваслова — и есть специфический предметизучения на уроках словесности. Иными словами, предмет словесности — рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка — всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идейно-художественного содержания и словесной формы выражения содержания, как явления искусства слова.
Программа «Основы русской словесности. От слова к словесности» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития.
Программа элективного курса в 9 классе нацелена на формирование навыков анализа художественного произведения в единстве художественного содержания и его словесного выражения, освоение понятия художественный образ, созданный средствами языка, умения понимать художественное содержание произведения, выраженное в словесной форме.
Содержание курса
Средства художественной изобразительности
Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном произведении. Индивидуально-авторские особенности применения средств художественной изобразительности.
Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя. Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.
Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.
Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности.
Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведениях. Значение гиперболы.
Парадокс и алогизм, их роль в произведении.
Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.
Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка.
«Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведении словесности.
Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов.
Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.
Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.
Жизненный факт и поэтическое
Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект.
Предмет изображения, тема и идея произведения.
Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой.
Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении.
Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.
Историческая жизнь поэтического слова
Принципы изображения действительности и поэтическое слово.
Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности.
Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. Повести петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина.
Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина.
Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.
Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.
Произведение словесности
Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения.
Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.
Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетической оценки, результат творчества.
Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.
Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.
Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения художественного содержания.
Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.
Произведение словесности в истории культуры
Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.
Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы. Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.
Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной словесности для развития языка. Значение произведения словесности для его времени. Познание мира средствами искусства слова. Нравственные проблемы в произведениях словесности. Очеловечивание мира. Главное назначение искусства — помочь совершенствованию мира и человека.
Тематическое планирование
№ п/п
Наименование раздела, темы урока
Количество часов по программе
Средства художественной изобразительности
11
Жизненный факт и поэтическое слово
4
Историческая жизнь поэтического слова
5
Произведение словесности как единство художественного содержания и его словесного выражения.
6
Произведение словесности в истории культуры
9
Итого количество часов:
35
Календарно-тематический план
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Сроки
Примечание
Средства художественной изобразительности
11
1
Эпитет в произведении Аллегория и символ в художественном произведении словесности.
1
2
Сравнение и параллелизм. Развёрнутое сравнение, их роль в художественном произведении.
1
3
Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.
1
4
Аллегория и символ в художественном произведении. Употребление этих средств
в художественном произведении
1
5
Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведении. Значение гиперболы.
1
6
Парадокс и алогизм, их роль в произведении.
1
7
Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.
1
8
Бурлеск как жанр и как изобразительное средство выразительности.
1
9
«Макароническая речь» Значение употребления этого средства в произведении словесности.
1
10
Этимология и внутренняя форма слова. Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.
1
11
Зачёт№1 по теме «Средства художественной изобразительности»
1
Жизненный факт и поэтическое слово.
4
12
Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект.
1
13
Предмет изображения. Тема и идея произведения. Прототип и литературный герой.
1
14
Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении.
1
15
Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.
1
Историческая жизнь поэтического слова.
5
16
Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Значение этикета и канона. Своеобразие средств художественной выразительности.
1
17
Изображение действительности поэтическое слово в литературе ХУIII века. Повести петровского времени. Новое отношение к поэтическому слову Г. Р. Державина.
1
18
Поэтические открытия В. А, Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина.
1
19
Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.
1
20
Авторская индивидуальность. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.
1
Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения.
6
21
Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.
1
22
Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа.
1
23
Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.
1
24
Словесная форма выражения художественного содержания. Эстетическая функция языка.
1
25
Художественное время и художественное пространство (хронотоп). Как один из видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности.
1
26
Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания.
1
Произведение словесности в истории культуры.
9
27
Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.
1
28
Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы. Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.
2
29
Роль словесности в развитии общества и в жизни личности
1
30
Нравственные проблемы в произведениях словесности
1
31
Главное назначение искусства – помочь совершенствованию мира и человека
1
32
Познание мира средствами искусства слова
1
33
Язык как материал словесности.
1
34
Зачёт№2 по теме «Повторение»
1
Итого:
35
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «К тайнам мысли и слова» в 9 классе ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: словесность, средства выразительности языка, художественный образ, культура речи;
эстетическую функцию языка
идейно – художественное значение и многообразие средств художественной изобразительности языка, особенности их употребления в художественных текстах
способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении.
проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении
стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.
роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной словесности для развития языка
уметь
осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
проводить анализ художественных текстов; использовать основные виды чтения;
извлекать необходимую информацию из различных источников;
понимать идейно-художественное значение средств художественной изобразительности;
определять тему и идею произведения;
определять авторскую позицию в произведениях;
понимать значение художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени;
говорение и письмо
создавать собственные сочинения-рассуждения с использованием средств художественной изобразительности языка
применять в практике речевого общения основные понятия, изучаемые в курсе
использовать основные приемы выразительности в процессе анализа и создания устного и письменного текста;
воспринимать и передавать при выразительном чтении особенности прозаических и поэтических текстов разных эпох
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Альбеткова Р.И. Русская словесность.Учебник.9 класс. М.: Дрофа, 2010
Альбеткова Р.И. Русская словесность. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2007
Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности». М.: Дрофа, 2007
Альбеткова Р.И. Русская словесность. Рабочая тетрадь для 9 класса. М.: Дрофа, 2012
Альбеткова Р.И. Русская словесность. Учебник.9 класс. М.: Дрофа, 2010