kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа "Многоаспектный анализ к тайнам мысли и слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса создана на основе авторской программы «Русская словесность» для обучающихся 5 – 9 классов под редакцией Р.И. Альбетковой, опубликованной в сборнике «Программа для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл. 10-11 кл./ сост. Е. И. Харитонова.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Многоаспектный анализ к тайнам мысли и слова"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов»


Рассмотрено и принято

на заседании МО учителей русского языка и литературы

руководитель МО

Минаева Е. Н.


протокол № ____

от «___»______2015г.

Рассмотрено и

согласовано на заседании

методического совета

председатель:


протокол №____

от«______»_______2015г

Согласовано:____________

заместитель директора по УВР

Щукина Н. Е.

«_____»_____________2015г.

УТВЕРЖДАЮ:____________

директор МБОУ СОШ № 19

С.Б. Погадаева

приказ № _____________ от

«______»______________201г.


Рабочая программа элективного курса

«К тайнам мысли и слова» для 9 класса,

Головиной Татьяны Александровны







Междуреченск

2015







Пояснительная записка


Рабочая программа элективного курса «К тайнам мысли и слова » для обучающихся 9 классов создана на основе авторской программы «Русская словесность» для обучающихся 5 – 9 классов под редакцией Р.И. Альбетковой, опубликованной в сборнике «Программа для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл.. 10-11 кл./ сост. Е. И. Харитонова.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010

Цель: помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.

Эта цель обуславливает следующие задачи:

1.   Изучить законы употребления языка, его лексиче­ские, фонетические, словообразовательные, грам­матические средства, формы словесного выраже­ния содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов — все, что выработано народом — творцом словеснос­ти — на протяжении веков его развития.

2.      Овладевать умением са­мостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, компози­ции, идее, учится осмысливать все компоненты со­держания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.

3. Научиться ис­пользовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений сло­весности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческому употреблению родного языка

В учебном плане МБОУ СОШ № 19 на курс «К тайнам мысли и слова» в 9 классе выделено 1 час в неделю (35часов в год, 35 учебных недель).





ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА


Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова — и есть специфический предмет изучения на уроках словесности. Иными словами, предмет словесности — рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка — всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идей­но-художественного содержания и сло­весной формы выражения содер­жания, как явления искусства слова.

Программа «Основы русской словесности. От слова к словесности» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературно­го развития.

Программа элективного курса в 9 классе нацелена на формирование навыков анализа художественного произведения в единстве художественного содержания и его словесного выражения, освоение понятия художественный образ, созданный средствами языка, умения понимать художественное содержание произведения, выраженное в словесной форме.



Содержание курса

Средства художественной изобразительности


Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном произведении. Индивидуально-авторские особенности применения средств художественной изобразительности.

Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя.
Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.

Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.

Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности.

Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведениях. Значение гиперболы.

Парадокс и алогизм, их роль в произведении.

Гротеск и его значение в произведении. Различ­ная эмоциональная окраска гротеска.

Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка.

«Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведении словесности.

Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов.

Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.

Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.

Жизненный факт и поэтическое

Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект.

Предмет изображения, тема и идея произведения.

Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой.

Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении.

Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.

Историческая жизнь поэтического слова

Принципы изображения действительности и поэтическое слово.

Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности.

Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. Повести петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина.

Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина.

Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.

Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.

Произведение словесности

Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения.

Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.

Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетической оценки, результат творчества.

Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.

Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.

Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения художе­ственного содержания.

Герой произведения словесности как средство вы­ражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.

Произведение словесности в истории культуры

Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.

Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы. Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.

Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной словесности для развития языка. Значение произведения словесности для его времени. Познание мира средствами искусства слова. Нравственные проблемы в произведениях словесности. Очеловечивание мира. Главное назначение искусства — помочь совершенствованию мира и человека.





Тематическое планирование




№ п/п

Наименование раздела, темы урока

Количество часов по программе

Средства художественной изобразительности

11

Жизненный факт и поэтическое слово

4

Историческая жизнь поэтического слова


5

Произведение словесности как единство художественного содержания и его словесного выражения.


6

Произведение словесности в истории культуры


9

Итого количество часов:

35



Календарно-тематический план


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Сроки

Примечание


Средства художественной изобразительности

11



1

Эпитет в произведении Аллегория и символ в художественном произведении словесности.

1



2

Сравнение и параллелизм. Развёрнутое сравнение, их роль в художественном произведении.

1



3

Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.

1



4

Аллегория и символ в художественном произведении. Употребление этих средств

в художественном произведении

1



5

Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведении. Значение гиперболы.

1



6

Парадокс и алогизм, их роль в произведении.

1



7

Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.

1



8

Бурлеск как жанр и как изобразительное средство выразительности.

1



9

«Макароническая речь» Значение употребления этого средства в произведении словесности.

1



10

Этимология и внутренняя форма слова. Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.

1



11

Зачёт№1 по теме «Средства художественной изобразительности»

1




Жизненный факт и поэтическое слово.

4



12

Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект.

1



13

Предмет изображения. Тема и идея произведения. Прототип и литературный герой.

1



14

Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении.

1



15

Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.

1




Историческая жизнь поэтического слова.


5



16

Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Значение этикета и канона. Своеобразие средств художественной выразительности.

1



17

Изображение действительности поэтическое слово в литературе ХУIII века. Повести петровского времени. Новое отношение к поэтическому слову Г. Р. Державина.

1



18

Поэтические открытия В. А, Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина.

1



19

Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.

1



20

Авторская индивидуальность. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.

1




Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения.

6



21

Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.

1



22

Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа.

1



23

Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.

1



24

Словесная форма выражения художественного содержания. Эстетическая функция языка.

1



25

Художественное время и художественное пространство (хронотоп). Как один из видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности.

1



26

Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания.

1




Произведение словесности в истории культуры.

9



27

Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.

1



28

Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы. Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.

2



29

Роль словесности в развитии общества и в жизни личности

1



30

Нравственные проблемы в произведениях словесности

1



31

Главное назначение искусства – помочь совершенствованию мира и человека

1



32

Познание мира средствами искусства слова

1



33

Язык как материал словесности.

1



34

Зачёт№2 по теме «Повторение»


1



Итого:


35





Требования к уровню подготовки учащихся



В результате изучения курса «К тайнам мысли и слова» в 9 классе ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: словесность, средства выразительности языка, художественный образ, культура речи;

  • эстетическую функцию языка

  • идейно – художественное значение и многообразие средств художественной изобразительности языка, особенности их употребления в художественных текстах

  • способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении.

  • проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении

  • стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.

  • роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной словесности для развития языка


уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точ­ки зрения языкового оформления;

  • проводить анализ художественных текстов; использовать основные виды чтения;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников;

  • понимать идейно-художественное значение средств художественной изобразительности;

  • определять тему и идею произведения;

  • определять авторскую позицию в произведениях;

  • понимать значение художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени;


говорение и письмо

  • создавать собственные сочинения-рассуждения с использованием средств художественной изобразительности языка

  • применять в практике речевого общения основные понятия, изучаемые в курсе

  • использовать основные приемы выразительности в процессе анализа и создания устного и письменного текста;

  • воспринимать и передавать при выразительном чтении особенности прозаических и поэтических текстов разных эпох


Список рекомендуемой учебно-методической литературы

  1. Альбеткова Р.И. Русская словесность.Учебник.9 класс. М.: Дрофа, 2010

  2. Альбеткова Р.И. Русская словесность. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2007

  3. Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности». М.: Дрофа, 2007

  4. Альбеткова Р.И. Русская словесность. Рабочая тетрадь для 9 класса. М.: Дрофа, 2012

  5. Альбеткова Р.И. Русская словесность. Учебник.9 класс. М.: Дрофа, 2010

Интернет-ресурсы

  1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru

  2. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

  3. Культура письменной речи http://www.gramma.ru

  4. Мир слова русского http://www.rusword.org



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая программа "Многоаспектный анализ к тайнам мысли и слова"

Автор: Головина Татьяна Александровна

Дата: 22.08.2016

Номер свидетельства: 340280


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства