Пояснительная записка
В связи с расширением межкультурных контактов все более актуальным становится вопрос изучения русского языка в группах с обучением детей на государственном языке.
Реализация программы «Біз мектепке барамыз» позволяет формировать у детей разнообразные средства устной коммуникации на русском языке для налаживания отношений и взаимодействия, развивать умение адекватного отбора необходимых лексических и грамматических языковых средств и применять их в практической деятельности.
В процессе разработки данной программы учтены следующие принципы:
-принцип системности, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии;
-онтогенетический принцип, обуславливающий учет закономерностей развития детской речи;
-принцип связи речи с другими сторонами психического развития, так как речь развивается в процессе развития восприятия, внимания, памяти, мышления;
-принцип концентричности, означающий усложнение учебного материала от этапа к этапу в пределах одной лексической темы, поскольку содержание обучения на каждом из предшествующих этапов подготавливает детей к прохождению более сложного материала;
-принцип линейности, обеспечивающий повторяемость учебного материала, что позволяет формировать у детей прочные умения и навыки;
-принцип индивидуального и дифференцированного подхода, предполагающий индивидуализацию темпа работы, переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;
-принцип коммуникативной направленности воспитания речи, предполагающий применение изученного материала в практической коммуникации.
При лексическом подходе к планированию работы подбор материала осуществляется по тематическому признаку. Это способствует систематическому усвоению и запоминанию, повышает эффективность словарной работы в контексте практической деятельности.
Настоящая программа соответствует требованиям Государственного общеобязательного стандарта образования РК дошкольного воспитания и обучения. Содержание программы «Біз мектепке барамыз» «направлено на реализацию обучения детей в предшкольном классе. Количество занятий определяется учебным планом, общий объем организованной учебной деятельности - 36, продолжительностью 25-30 минут.
Программа «Біз мектепке барамыз» состоит из следующих разделов:
-формирование и развитие фонетико-фонематических представлений;
-развитие словаря;
-развитие грамматического строя речи.
Цель программы «Біз мектепке барамыз» – освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.
В работе по изучению русского языка реализуются следующие группы задач:
1. В области формирования звуковой стороны речи:
-уточнить артикуляцию звуков, имеющихся у детей данной возрастной группы, закрепить их произношение в речи;
-развивать навык различения на слух усвоенных в произношении звуков (изолированно, в слове, во фразе) для подготовки к звуковому анализу слов;
-развивать навыки овладения основными фонетическими противопоставлениями русского языка: твердость - мягкость, глухость - звонкость согласных звуков, показать их смыслоразличительную роль;
-обучать интонационным навыкам русской речи в различных типах высказываний (просьба, вопрос и т. п.)
2. В области лексики русского языка
-обеспечить постепенное овладение детьми лексическим объемом импрессивной и экспрессивной речи в соответствии с возрастными требованиями;
-активизировать употребление новых слов в различных синтаксических конструкциях.
3. В области грамматики
-учить обозначать множественность предметов, используя окончания существительных;
-учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением;
-формировать практическое представление о роде существительных;
-учить образовывать падежные формы существительных единственного и множественного числа;
-учить образовывать прилагательные от существительных;
-учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе;
-учить детей выполнять просьбы, поручения, используя форму повелительного наклонения глагола;
-учить изменять глагол по числам, лицам, времени;
-формировать навык образования приставочных глаголов;
-учить употреблять предлоги в сочетании с соответствующими падежными формами существительных;
-закреплять грамматические навыки, предоставляя детям возможность использовать их на новом лексическом материале;
-учить понимать речевые высказывания разной грамматической структуры;
-учить детей самостоятельно строить фразы различной синтаксической конструкции;
-активизировать навыки правильного грамматического оформления самостоятельного речевого высказывания.
Программа «Біз мектепке барамыз» адресована педагогам, обучающим детей русскому языку в дошкольных организациях, в группах с государственным языком обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Планирование для класса предшкольной подготовке»
Пояснительная записка
В связи с расширением межкультурных контактов все более актуальным становится вопрос изучения русского языка в группах с обучением детей на государственном языке.
Реализация программы «Біз мектепке барамыз» позволяет формировать у детей разнообразные средства устной коммуникации на русском языке для налаживания отношений и взаимодействия, развивать умение адекватного отбора необходимых лексических и грамматических языковых средств и применять их в практической деятельности.
В процессе разработки данной программы учтены следующие принципы:
-принцип системности, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии;
-онтогенетический принцип, обуславливающий учет закономерностей развития детской речи;
-принцип связи речи с другими сторонами психического развития, так как речь развивается в процессе развития восприятия, внимания, памяти, мышления;
-принцип концентричности, означающий усложнение учебного материала от этапа к этапу в пределах одной лексической темы, поскольку содержание обучения на каждом из предшествующих этапов подготавливает детей к прохождению более сложного материала;
-принцип линейности, обеспечивающий повторяемость учебного материала, что позволяет формировать у детей прочные умения и навыки;
-принцип индивидуального и дифференцированного подхода, предполагающий индивидуализацию темпа работы, переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;
-принцип коммуникативной направленности воспитания речи, предполагающий применение изученного материала в практической коммуникации.
При лексическом подходе к планированию работы подбор материала осуществляется по тематическому признаку. Это способствует систематическому усвоению и запоминанию, повышает эффективность словарной работы в контексте практической деятельности.
Настоящая программа соответствует требованиям Государственного общеобязательного стандарта образования РК дошкольного воспитания и обучения. Содержание программы «Біз мектепке барамыз» «направлено на реализацию обучения детей в предшкольном классе. Количество занятий определяется учебным планом, общий объем организованной учебной деятельности - 36, продолжительностью 25-30 минут.
Программа «Біз мектепке барамыз» состоит из следующих разделов:
-формирование и развитие фонетико-фонематических представлений;
-развитие словаря;
-развитие грамматического строя речи.
Цель программы «Біз мектепке барамыз» – освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.
В работе по изучению русского языка реализуются следующие группы задач:
1. В области формирования звуковой стороны речи:
-уточнить артикуляцию звуков, имеющихся у детей данной возрастной группы, закрепить их произношение в речи;
-развивать навык различения на слух усвоенных в произношении звуков (изолированно, в слове, во фразе) для подготовки к звуковому анализу слов;
-развивать навыки овладения основными фонетическими противопоставлениями русского языка: твердость - мягкость, глухость - звонкость согласных звуков, показать их смыслоразличительную роль;
-обучать интонационным навыкам русской речи в различных типах высказываний (просьба, вопрос и т. п.)
2. В области лексики русского языка
-обеспечить постепенное овладение детьми лексическим объемом импрессивной и экспрессивной речи в соответствии с возрастными требованиями;
-активизировать употребление новых слов в различных синтаксических конструкциях.
3. В области грамматики
-учить обозначать множественность предметов, используя окончания существительных;
-учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением;
-формировать практическое представление о роде существительных;
-учить образовывать падежные формы существительных единственного и множественного числа;
-учить образовывать прилагательные от существительных;
-учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе;
-учить детей выполнять просьбы, поручения, используя форму повелительного наклонения глагола;
-учить изменять глагол по числам, лицам, времени;
-формировать навык образования приставочных глаголов;
-учить употреблять предлоги в сочетании с соответствующими падежными формами существительных;
-закреплять грамматические навыки, предоставляя детям возможность использовать их на новом лексическом материале;
Программа «Біз мектепке барамыз» адресована педагогам, обучающим детей русскому языку в дошкольных организациях, в группах с государственным языком обучения.
Образовательная область «Коммуникация»
Раздел «Русский язык»
Базовое содержание предмета
Задачи по изучению русского языка:
-развитие понимания речи;
-обогащение и активизация словарного запаса существительных, глаголов, прилагательных, наречий;
а) формы существительных с окончанием -а при сохранениизвуковой структуры основы начальной формы слова(лес - леса, облако - облака, окно - окна, гнездо - гнезда, блюдце - блюдца, полотенце - полотенца, щенок - щенята, жеребенок - жеребята);
б) формы множественного с окончанием -йа (лист - листья, перо - перья, платье - платья);
в) формы существительных множественного числа с окончанием -ы -и при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова (огурец - огурцы, дятел - дятлы, скворец – скворцы, лев - львы, лоб - лбы, рот – рты, соловей - соловьи, день - дни, пень - пни, ухо - уши);
2) Беспредложные конструкции существительных единственного числа
Винительный падеж
а) формы неодушевленных существительных с нулевым окончанием мужского рода (стул, поезд, забор), женского рода 3 склонения (медаль, педаль, тетрадь);
б) формы существительных среднего рода с окончанием -о, -е (кольцо, облако, яйцо, поле);
в) формы существительных женского рода с окончанием -у (лису, сосну, куклу, бабочку);
г) формы существительных мужского рода с окончанием -а в именительном падеже (папу, дедушку);
д) формы одушевленных существительных мужского рода с окончанием -а, -я при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова (слона, коня, соловья, волка, мальчика, медведя);
е) формы одушевленных существительных мужского рода с окончанием -а, -я при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова (льва, щенка, скворца, гусенка, дятла, зайца)
Родительный падеж
а) формы существительных мужского и среднего рода с окончанием -а -я при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова (коня, пирога, ведра, полотенца, яблока, платья);
б) формы существительных мужского рода с окончанием -а -я при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова (щенка, дня, пня, льва, утенка, ягненка, зайца);
в) формы существительных мужского и женского рода с окончанием -ы -и (козы, лисы, сестры, папы, дедушки, дяди, мыши, вазы, бабочки)
Дательный падеж
а) формы существительных мужского и среднего рода с окончанием -у, -ю при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова
б) формы существительных мужского рода с окончанием -у, -ю при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова (замку, льву, дню, дятлу, гусенку, зайцу);
в) формы существительных женского рода с окончанием -е при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова (овце, свинье, синице, ромашке)
Творительный падеж
а) формы существительных мужского и среднего рода с окончанием -ом, -ем
при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова (ключом, ведром, карандашом, клювом, полотенцем, зеркалом);
б) формы существительных мужского рода с окончанием -ом при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова (молотком, крючком);
в) формы существительных женского рода на -ой (удочкой, бабушкой, рукой, лопатой)
3) Предложно - падежные конструкции единственного числа:
- предлоги в, на, под, над, имеющие конкретные значения;
- предлоги из, с, за, перед, из-за, из-под.
4) Формы существительных множественного числа
Дательный падеж
формы существительных с окончанием -ам, ям при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова (муравьям, облакам, гвоздям, львам, птицам, братьям, креслам).
Творительный падеж
формы существительных с окончанием -ами, -ями при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова (овощами, львами, конями,
коврами, пнями, ведрами, ящиками, тетрадями)
Родительный падеж
а) формы существительных мужского и среднего рода с окончаниями -ов,
б) формы существительных с нулевым окончанием при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова:
ж. р. 1 склонение (стен, ваз, книг);
ср. р. (гнезд, одеял, зеркал);
в) формы существительных с нулевым окончанием при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова: женский род 1 склонение (кукол, сестер, скамеек); средний род (блюдец, кресел, писем, полотенец);
г) формы существительных с окончанием -ей при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова (ежей, пней, карандашей, камней, дверей, дочерей, свечей, полей, ушей, кроватей, тетрадей)
Винительный падеж
5) Предложно-падежные конструкции существительных множественного числа
Предложный падеж
формы существительных с окончанием -ах (пнях, домах, реках, деревьях, коньках, санках, лыжах, качелях)
6) Глагол
а) согласование существительного и глагола настоящего времени в числе:
-глагольные формы без чередования звуков основы слова с ударными окончаниями (говорит - говорят, идет - идут, стучит - стучат);
-глагольные формы с чередованием звуков основы слова (бежит - бегут, печет - пекут, течет - текут, стрижет - стригут);
б) дифференциация глаголов настоящего времени по лицам:
-формы глаголов 1 и 2 лица единственного числа (говоришь - говорю, собираю – собираешь);
-формы глаголов 1и 2 лица множественного числа (собираем - собираете, лечим - лечите);
в) согласование глаголов прошедшего времени и существительного в роде и числе:
-формы мужского рода прошедшего времени;
-формы женского рода прошедшего времени;
-формы среднего рода прошедшего времени;
-дифференциация глагольных форм прошедшего времени (упал - упала - упало - упали).
7) Согласование прилагательных с существительными единственного и множественного числа в именительном падеже:
-формы мужского рода (голубой, лесной, меховой, синий, добрый);
-формы женского рода (шерстяная, меховая, синяя, заботливая, веселая);
-формы среднего рода (шерстяное, меховое, большое, голубое, лесное);
-формы множественного числа (большие, вкусные, удобные).
8) Согласование прилагательных с существительными единственного числа в косвенных падежах:
а) беспредложные конструкции (Молоко дадим пушистой кошке. Траву дадим рогатой козе. Маша надела теплый берет. Малыш ест вкусную кашу.
Котлеты нужно есть вилкой. Замок открываю большим ключом.
У зайца нет длинного хвоста. В комнате нет большого окна.)
б) предложные конструкции (Молоко налили в белый молочник. Дети стоят у старого дуба. Бабушка встала с удобного кресла. Под большим диваном спряталась кошка.)
9) Согласование прилагательных с существительными множественного числа в косвенных падежах:
а) беспредложные конструкции (Мама купила новые карандаши.)
б) конструкции с предлогами (У Маши платье с длинными рукавами.)
-образование названий детенышей животных, птиц (без чередования звуков в основе слова: лисенок, гусенок); (с чередованием звуков в основе слова: индюшонок, бельчонок, медвежонок); (с заменой корня: жеребенок, ягненок);
-грамматика: владеть навыками словоизменения и словообразования, пользоваться простыми и сложными предлогами
-навыки общения: уметь составлять простые распространенные предложения и сложные предложения, вести диалог, задавать вопросы;
-фонетико-фонематические представления: правильно произносить звуки, определять позицию звука, называть слова с заданным звуком, различать на слух звуки, сходные по артикуляторно-акустическим признакам.
№
Содержание программного материала
кол-во часов
дата проведения
лексическая тема
грамматическая тема
первое полугодие
1
Знакомство
Введение
1
03.09
2
Моя семья
2
07.09
Диалог
Слова – антонимы (большой-маленький, старший-младший, старый-молодой)
Пословицы о семье
08.09
3
Игрушки
2
10.09
Составление простых предложений
14.09
Составление сложных предложений
4
Мебель
2
15.09
Слова – антонимы (новый-старый, чистый-грязный, высокий-низкий)
17.09
Составление простых предлложений
5
Моя любимая игрушка
2
21.09
Составление простых предложений
22.09
Составление сложных предложений
6
Щедрая осень
2
24.09
Составление простых предложений о погоде
28.09
Пословицы и поговорки об осени
7
Овощи
2
29.09
Составление простых предложений
01.10
Слова – антонимы (большой-маленький, сладкий – горький)
Скорогововорки
8
Фрукты
2
05.10
Составление простых предложений
06.10
Пословицы и поговорки о фруктах
9
Моя родина-Казахстан
Символы страны.
2
08.10
Составление рассказа по картинке
12.10
Пословицы о Родине
10
Дикие животные
2
13.10
Образование названий детенышей животных
15.10
Составление простых предложений
11
Одежда
Одежда по сезонам
2
19.10
Образование слов
при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов
20.10
Поговорки об одежде
12
Обувь
2
22.10
Слова – антонимы (новый-старый, чистый-грязный, белый-чёрный)
26.10
Составление простых предложений
13
Цвета
2
27.10
Разнообразие оттенков
29.10
Составление простых предложений
14
Счет от 1 до 10
2
02.11
Количественные числительные
03.11
Составление простых предложений
15
Времена года
3
12.11
Составление простых предложений о временах года
16.11
17.11
Составление рассказа по картинке
16
Хлеб-наше богатство
Как хлеб на стол пришёл
3
19.11
23.11
24.11
Слова – антонимы (твёрдый-мягкий, круглый-квадратный)
Пословицы и поговорки о хлебе и труде
17
Продукты питания
Составление простых предложений
3
26.11
Слова – антонимы (горький-сладкий, твёрдый-мягкий)
30.11
01.12
Диалог «В магазине»
18
Посуда
3
03.12
Составление простых предложений
07.12
08.12
19
Зима
Зимние явления
3
10.12
Погода зимой
14.12
15.12
Рисуем узоры
3
17.12
20
Зимние забавы
Составление рассказа по картине
21.12
22.12
Распространение предложений однородными членами предложения
21
Здравствуй, новогодняя ёлка
Новогодние песни
Новогодние стихи
2
24.12
25.12
второе полугодие
22
Зимующие птицы
3
11.01
Составление простых предложений
12.01
14.01
23
Домашние птицы
3
18.01
Составление простых предложений
19.01
21.01
Стихи и песни о птицах
24
Домашние животные
Образование названий детенышей животных
3
25.01
26.01
28.01
Сказка о животных
25
Животные жарких стран
Образование названий детенышей животных
3
08.02
09.02
Пословицы о животных
10.02
26
Транспорт
4
11.02
Слова – антонимы (новый-старый, чистый-грязный, быстро-медленно)
15.02
16.02
18.02
27
Водный мир
4
22.02
23.02
Ловись, рыбка, мала и велика!
Многозначные слова
25.02
29.02
Раз-словечко, два – словечко-будет песенка
28
Головные уборы
Развитие речи по темам: «Одежда», «Обувь», «Головные уборы»
3
01.03
03.03
07.03
3
09.03
29
Инструменты
Скороговорки, пословицы о труде
10.03
14.03
30
Мамин день
Стихи о маме
3
15.03
Составление рассказа «Как я помогаю маме»
16.03
17.03
31
Дом. Комнаты
2
05.04
Слова – антонимы (новый-старый, широкий-узкий, маленький-большой)
07.04
Пословицы о весне
32
Весна
Пословицы о весне
2
11.04
Составление простых предложений о погоде
12.04
33
Деревья и кустарники
Берегите лес!
2
14.04
Рисуем зеленые насаждения
18.04
34
Перелетные птицы
2
19.04
Составление рассказа по картинке
21.04
35
Насекомые
3
25.04
Скороговорки
26.04
28.04
Следую по следам (пропись)
36
Цветы
3
03.05
Составление простых предложений
05.05
10.05
Составление сложных предложений
37
Ягоды
3
12.05
Составление простых предложений
16.05
Слова – антонимы (большой-маленький, сладкий – горький)