План подготовки к региональному экзамену по русскому языку, 8 класс
План подготовки к региональному экзамену по русскому языку, 8 класс
Данный материал представляет собой план подготовки к региональному экзамену по русскому языку в 8 классе. Материал составлен в соответствии со спецификой регионального экзамена.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План подготовки к региональному экзамену по русскому языку, 8 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пилюгинская средняя общеобразовательная школа»»
План
подготовки к региональному экзамену
по русскому языку
8 класс
на 2017-2018 учебный год
учителя русского языка и литературы
Ширшовой Ольги Александровны
Пояснительная записка
Данный план составлен с целью проведения подготовки учащихся к региональному экзамену по русскому языку.
Особенностью занятий по данному учебному плану является то, что каждый учащийся будет иметь возможность психологически и практически подготовиться к итоговому тестированию и постоянно отслеживать результаты своего обучения. Этому способствует включение в план подготовки входного, пробного, репетиционного тестирования учащихся по материалам регионального экзамена (демоверсии) по русскому языку. Более того, каждое занятие содержит не только теоретическую часть, призванную восполнить пробелы в знаниях учащихся, но и практическую часть. Практическая часть - это специально подобранные к каждому занятию задания, нацеленные на проверку и коррекцию орфографической и пунктуационной грамотности семиклассников, а также тесты по отдельным темам, составленные на основе заданий регионального экзамена.
Занятия по данному плану предусматривают домашние задания, включающие в себя тестирование, тренировочные упражнения, заучивание опорных таблиц и схем, тренировочные работы по написанию сочинения-рассуждения, написание сочинения-рассуждения.
. Назначение тестовой работы
Назначение экзаменационной работы – выявить и оценить степень соответствия подготовки обучающихся 8 классов образовательных организаций требованиям государственного образовательного стандарта основного общего образования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Нормативно-правовая база
Документы, определяющие нормативно-правовую базу аттестационной работы: Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года № 1089), Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Характеристика структуры и содержания работы
Общее количество заданий в работе – 17.
Характеристика структуры работы
Экзаменационная работа разделена на 2 части и включает задания разных типов. Часть 1 включает 16 заданий (1-16), требующих краткого ответа. В заданиях с кратким ответом ответ дается в виде слова, словосочетания, цифры или комбинации цифр или слов. Задание считается выполненным, если верный ответ зафиксирован в той форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания.
Часть 2 состоит из 1 задания (17), требующего развернутого ответа, который оценивается в соответствии с установленными критериями оценки.
Проверяемые элементы содержания
Содержание и структура теста дают возможность достаточно полно проверить необходимый комплекс знаний и умений по предмету. Большинство заданий содержат элементы содержания, изучаемые в 8 классе.
Работа проверяет лингвистическую компетенцию учащихся (знания о языке и речи; умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом, а также опознавательные, классификационные, аналитические учебно-языковые умения и навыки). О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных).
Коммуникативная компетенция проверяется в работе на уровне владения обучающимися продуктивными и рецептивными навыками речевой деятельности (в частности, извлекать информацию из текста, интерпретировать содержание прочитанного текста).
1. Элементы содержания, относящиеся к коммуникативной компетенции обучающихся:
речь и речевое общение: речь устная и письменная, диалогическая и монологическая;
функциональные разновидности языка: разговорная речь, ситуации речевого общения, публицистический стиль речи;
текст как продукт речевой деятельности: основные признаки текста, функционально- смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение), функциональные стили речи,
содержание текста (тема текста, основная мысль текста, авторская позиция в публицистическом
тексте, микротемы текста), структура текста.
2. Элементы содержания, относящиеся к языковой и лингвистической компетенциям
обучающихся:
общие сведения о языке и науке, его изучающей: понятие о русском литературном языке и его нормах, наука о русском языке и ее основные разделы;
фонетика и орфоэпия: основные средства звуковой стороны речи (звуки речи, слог, ударение, интонация), изменение звуков в речевом потоке, основные орфоэпические нормы
русского литературного языка;
состав слова (морфемика) и словообразование: морфема как минимальная значимая единица языка, виды морфем, чередование звуков в морфемах;
лексика и фразеология: слово как основная единица языка, лексическое значение слова, прямое и переносное значение слова, синонимы, стилистически окрашенная лексика русского языка, основные лексические нормы современного русского литературного языка;
морфология: система частей речи в русском языке, самостоятельные и служебные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, основные морфологические нормы русского литературного языка;
синтаксис: словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса,
синтаксические связи слов в словосочетании и предложении, виды сказуемых, предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные,
однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращения, вводные,
вставные слова и конструкции, способы передачи чужой речи, основные синтаксические нормы
современного русского литературного языка;
орфография: правописание гласных и согласных в составе морфем, слитное, раздельное
и дефисное написание слов;
пунктуация: знаки препинания, их функции, одиночные и парные знаки препинания,
знаки препинания в конце предложения, в простом предложении (обособленные определения,
обстоятельства, уточняющие члены предложения, обращения, вводные слова и конструкции,
однородные члены предложения), при прямой речи, цитировании, диалоге, сочетание знаков
препинания.
Проверяемые умения
Содержание и структура теста дают возможность достаточно полно проверить комплекс необходимых умений по предмету, а именно:
умение распознавать: функциональные стили речи и функционально-смысловые типы текста, языковые единицы, языковые явления, изученные орфограммы и пунктограммы, нарушения норм русского литературного языка;
умение классифицировать: языковые единицы, языковые явления, нарушения норм русского литературного языка;
умение соблюдать на письме изученные орфографические и пунктуационные правила;
умение производить языковой анализ: лексический анализ слова, орфографический и морфологический анализ слова, синтаксический анализ словосочетания и простого предложения;
умение при чтении текста определять тему, авторскую позицию, основную мысль текста, определять функционально-смысловые типы текста, функциональные стили речи, анализировать структуру и языковые особенности текста, находить и извлекать из текста необходимую информацию, интерпретировать и оценивать содержание прочитанного текста.
Необходимое количество вариантов КИМ
Экзаменационная работа будет представлена в двух вариантах.
Время выполнения и условия проведения работы
Время выполнения работы – 90 минут.
Дополнительное оборудование не используется.
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За выполнение каждого из заданий 1-16 (кроме заданий 4, 5, 7, 9 и 15) выставляется 1 балл при условии, что дан правильный ответ. В случае неверного ответа или его отсутствия выставляется 0 баллов.
В задании 2, где в качестве ответа записывается два слова, 1 балл выставляется, если верно указаны все слова. Порядок слов в ответе не учитывается при оценивании. В задании 6, где в качестве ответа записывается несколько цифр, 1 балл выставляется, если верно указаны все цифры. Порядок цифр в ответе не учитывается при оценивании. Если даны два ответа и более, в том числе правильный, и неверные ответы не перечѐркнуты, то ответ не засчитывается За выполнение заданий 4, 5 и 9 выставляется от 0 до 2 баллов. За каждую верно указанную цифру экзаменуемый получает по 1 баллу. Если экзаменуемый верно указал только одну цифру, то выставляется 1 балл, а если неверно указаны обе цифры – 0 баллов. Порядок цифр в ответе не учитывается при оценивании. За выполнение задания 7 (задание на соответствие) выставляется от 0 до 4 баллов. За каждую верно указанную цифру экзаменуемый получает по 1 баллу. Порядок цифр в ответе учитывается при оценивании.
За выполнение задания 15 (задание на соответствие) выставляется от 0 до 3 баллов. За каждую верно указанную цифру экзаменуемый получает по 1 баллу. Порядок цифр в ответе учитывается при оценивании. Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно вы-
полнивший 15 заданий первой части работы, – 24 балла. Оценка ответа на задания 17 второй части работы осуществляется по специально разработанным критериям.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение второй части работы, – 19 баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 43 баллов.
Условия проведения экзамена (требования к специалистам)
На экзамен по русскому языку в аудиторию не допускаются специалисты-филологи.
Организатором проведения экзамена должен быть педагог, не преподающий русский язык и литературу. Рекомендуемый порядок проведения экзамена приводится далее. Получив пакет с экзаменационными материалами, экзаменуемые подписывают все листы или бланки, на которых они будут выполнять задания. Подписанные листы или бланки складываются в нужном порядке на рабочем месте экзаменуемых и заполняются ими в ходе экзамена.
Сначала экзаменуемые выполняют задания первой части экзаменационной работы.
Затем учащиеся знакомятся с текстом для чтения, который предъявляется каждому из них в распечатанном виде. Экзаменуемым предлагается выполнить задания, связанные с содержательным и лингвистическим анализом прочитанного текста. Задания с развѐрнутым ответом проверяются специалистами по русскому языку, знакомыми с системой оценивания заданий с развернутым ответом и прошедшими специальную подготовку для проверки заданий регионального экзамена по русскому языку в 8 классе.
Календарно – тематическое планирование занятий
№
Тема занятия
Дата
план
Дата факт
1
Знакомство с демоверсией РЭ
2
Орфоэпические нормы (ударение).
3
Слитное и раздельное написание производных
предлогов и союзов
4
Слитное и раздельное написание производных
предлогов и союзов
5
Сочинение. Информационная обработка текста:
интерпретация текста, аргументированная речь.
6
Структура сочинения 17.1.
7
Речевые клише для написания сочинения 17.1
8
Практикум по написанию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему
9
Структура сочинения 17.2
10
Речевые клише для написания сочинения 17.2
11
Практикум по написанию сочинения – рассуждения на морально – этическую тему.
12
Виды сказуемых: простое глагольное сказуемое,
составное глагольное сказуемое, составное
именное сказуемое.
13
Виды сказуемых: простое глагольное сказуемое,
составное глагольное сказуемое, составное
именное сказуемое.
14
Употребление тире между подлежащим и сказуемом в простом предложении.
15
Знаки препинания в простом предложении, осложненном однородными членами с союзами.
16
Знаки препинания в простом предложении, осложненном вводными словами и конструкциями.
17
Соблюдение синтаксических норм языка (согласование определений и приложений, согласование сказуемого с подлежащим, сочетание однородных членов).
18
Соблюдение синтаксических норм языка (согласование определений и приложений, согласование сказуемого с подлежащим, сочетание однородных членов).
19
Текст как речевое произведение. Смысловая и
композиционная целостность текста.
20
Текст как продукт речевой деятельности. Основные признаки текста. Функциональные стили и функционально-смысловые типы речи.
21
Текст как продукт речевой деятельности. Основные признаки текста. Функциональные стили и функционально-смысловые типы речи.
22
Лексическое значение слова. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами.
23
Текст как продукт речевой деятельности. Художественные средства выразительности речи.
24
Текст как продукт речевой деятельности. Художественные средства выразительности речи.
25
Типы подчинительной связи в словосочетании:
согласование, управление, примыкание.
26
Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Типы простых предложений по составу грамматической основы: двусоставные и односоставные.
27
Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Типы простых предложений по составу грамматической основы: двусоставные и односоставные.
28
Типы простых предложений по составу грамматической основы: двусоставные и односоставные. Виды односоставных предложений.
29
Типы простых предложений по составу грамматической основы: двусоставные и односоставные. Виды односоставных предложений.
30
Синтаксический анализ простого осложненного предложения (виды простых осложненных предложений: с обращениями, приложениями, уточняющими и однородными членами предложения
31
Синтаксический анализ простого осложненного предложения (виды простых осложненных предложений: с обращениями, приложениями, уточняющими и однородными членами предложения
32
Структура текста: средства связи предложений в тексте.
0 – 18 19 – 33 34 – 39 (не менее 4-х баллов СК5-СК9) 40 – 43 (не менее 6-и баллов СК5-СК9)
Отметка «2» выставляется в том случае, если обучающийся набрал не более 18 баллов (от 0 до 18) за выполнение всех частей экзаменационной работы;
отметка «3» выставляется в том случае, если обучающийся набрал не менее 19 и не более 33 баллов (от 19 до 33) за выполнение всех частей экзаменационной работы;
отметка «4» выставляется в том случае, если обучающийся набрал не менее 34 и не более 39 баллов (от 34 до 39) за выполнение всех частей экзаменационной работы.
При этом обучающийся должен набрать не менее 4 баллов за грамотность (критерии СК5-СК8). Если по критериям СК5-СК8 обучающийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».
Отметка «5» выставляется в том случае, если обучающийся набрал не менее 40 и
не более 43 баллов (от 40 до 43) за выполнение всех частей экзаменационной работы.
При этом обучающийся должен набрать не менее 6 баллов за грамотность (критерии
СК5-СК8). Если по критериям СК5-СК8 обучающийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».