kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основы журналистики в школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа представляет собой курс, рассчитанный для учащихся 8 классов общеобразовательной школы.  Программа рассчитана на 35 часов. В заявленной программе предполагается создание условий для систематической учебно-познавательной деятельности обучающихся, для углубленного изучения русского языка. Достижение данной цели возможно в связи с использованием в обучении практических работ учащихся, предполагающих закрепление теоретических знаний и их применение на практике.

 Выбранные формы обучения  (практические занятия, творческие работы) способствуют созданию условий для индивидуальной деятельности обучающихся. 

 Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников.  Оно построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими. Включенный в программу материал доступен по своему содержанию для ребят различной степени подготовленности.

 Программа позволяет сформировать практическую деятельность обучающихся в области журналистики. В ней конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости.

 Программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основы журналистики в школе. »

Содержание



  1. Пояснительная записка стр. 2

  2. Содержание программы стр. 3-4

  3. Требования к уровню освоения курса стр. 5

  4. Учебно-тематический план стр.6-8

  5. Список литературы и Интернет-ресурсов стр. 9

  6. Приложения стр.10














































Пояснительная записка


Элективный курс "Основы журналистики” предлагается для учащихся восьмых классов как элемент активизации интереса к урокам развития речи и последующего профессионального выбора.

Предлагаемая программа не только учит детей формировать и отстаивать свою точку зрения, но и прививает им навыки журналистской работы: ясно излагать свои мысли, используя разные газетные жанры; планировать и подбирать интересный материал для текущих выпусков. Она направлена на развитие культуры речи, творческих способностей учащихся среднего школьного звена. Курс «Основы журналистики» как нельзя лучше приближает учащихся к главнейшей цели обучения – научить учащихся полноценно пользоваться русским языком во всех видах речевой деятельности в разных сферах его применения.

Методологической основой программы является личностно-ориентированный подход, дающий возможность создать условия для формирования социально активной личности.

Электронная газета – это доступное средство массовой информации для всех участников общеобразовательного процесса: и детей, и их родителей, и педагогов. Она помогает учащимся постичь окружающий мир и себя в этом мире. Это совместное дело, которое сближает учащихся, педагогов, родителей, жителей микрорайона школы, вовлеченных в процесс работы над очередным выпуском газеты.

Курс рассчитан на 35 часов.


Цель программы: теоретическое и практическое знакомство с газетными жанрами и принципами создания школьной прессы; формирование культуры речи учащихся.


Задачи


  • расширение представлений о газетных жанрах;

  • развитие коммуникативной компетенции через участие в создании школьной прессы;

  • развитие сознательного интереса к СМИ;

  • формирование умения ориентироваться в современном потоке информации;

  • знакомство с основными принципами и законами написания и редактирования художественного, научного, публицистического текстов;

  • повышение уровня речевой компетенции учащихся;

  • содействие личностному росту учащихся;

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • профессиональная ориентация учащихся;

  • воспитание гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость).

На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нем. Программа элективного курса наряду с теоретическими знаниями помогает развивать практические навыки. Все это делает процесс обучения увлекательным, а жизнь детей значимой, так как появляется возможность самоутвердиться каждому.




Формы обучения:

  • лекция;

  • практикум;

  • экскурсия;

  • ролевая игра;

  • работа в группах.



Содержание программы


Программа элективного курса предусматривает знакомство с основными журналистскими жанрами, формирование умения редактировать тексты разной направленности. Она знакомит учащихся с газетными жанрами, учит ориентироваться в направлениях жанров, помогает добиваться решения жизненных задач каждого ребенка, уметь понимать и принимать чужую точку зрения.



Тема 1. Введение (2 часа)

Организационные вопросы. Знакомство с профессией журналиста. Функции журналистики. Журналистские профессии. Роль журналистики в жизни общества.

Из истории российской журналистики. Газета «Ведомости» — начало истории российской печати. Заслуги М.В. Ломоносова в становлении российской журналистики. Наиболее читаемые издания в современном мире.

Форма занятия: лекция с элементами беседы и игры, выступления учащихся, викторина.




Тема 2. Основные понятия о газете (2 часа)

Газета - один из видов печатных изданий. Композиция газеты. Рубрики в газете: постоянные, приуроченные к знаменательным датам. СМИ города Белогорска.

Форма занятия: лекция, практикум «Как делается газета». Экскурсия в студию «Видеосервис». Знакомство с журналистами, выпускниками школы № 17.




Тема 3. Общее знакомство с жанрами журналистики (2 часа)

Особенности публицистического текста.

Журналистские жанры:

  • оперативно-новостные (заметка);

  • исследовательские (статья, письмо, обозрение);

  • оперативно-исследовательские (интервью, репортажи, отчёты);

  • исследовательско-новостные (корреспонденция, комментарий, рецензия);

  • исследовательско-образные (очерк, эссе, фельетон, памфлет).

Познакомить со спецификой данных жанров и с важнейшими требованиями к этим информационным сообщениям: оперативность, фактическая точность, краткость информации.

Форма занятия: лекция, практикум, творческая мастерская.




Тема 4. Заметка - основной жанр журналистики (5 часов)

Лексические и синтаксические особенности жанра. Цель написания заметки. Лаконизм художественных средств. Культура поведения. Умение получать информацию. Ведение записей.

Форма занятия: лекция, практикум, творческая мастерская.




Тема 5. Статья как публицистический жанр (1 час)

Типы статей. Задачи, стоящие перед автором статьи. Признаки статьи. Предмет отображения в статье. Стилистические особенности статьи. Взаимосвязь заголовков. Авторство и соавторство при создании некоторых статей.

Форма занятия: лекция, практикум, творческая мастерская.



Тема 6. Интервью как жанр журналистики (6 часов)

Причины, время и место беседы. Особенности диалога. Постановка вопросов. Уточнения. Записи со слов интервьюированного. Запись речи собеседника, ее передача. Внимание к слову, людям, датам, подробностям. Учет пожеланий собеседника. Обработка полученных сведений. Подготовка статьи.

Форма занятия: лекция, практикум, творческая мастерская.



Тема 7. Репортаж как жанр журналистики (3 часа)

Предмет репортажа. Форма репортажа (вступление, основная часть, вывод). Особенности ведения репортажа.

Форма занятия: лекция, практикум, творческая мастерская.




Тема 8. Редактирование (5 часов)

Правка текста: орфографическая, пунктуационная, авторская, редакционная. Язык и реклама. Экология языка.

Форма занятия: лекция, практикум.




Тема 9. Выпуск электронной версии газеты (5часов)

Традиции школьной газеты. Утверждение редакционной коллегии. Определение названия, тематики, идеи, задач номера. Выбор композиции газеты. Оформление газеты.

Форма занятия: деловая игра, практикум.




Тема 10. Подведение итогов года. Презентация выпуска школьной газеты (2 часа).








Требования к уровню освоения курса


Учащиеся должны знать:

  • основные жанры прессы;

  • законы построения номера газеты;

  • особенности стилевой организации газеты.


Учащиеся должны уметь:

  • логично излагать материал;

  • создавать различные по жанру статьи;

  • проводить опросы, анкетирование учащихся;

  • брать интервью;

  • работать индивидуально, в соавторстве, в группе;

  • определять и доносить до читателя свою идею;

  • соблюдать нормы русского литературного языка и понимать эстетическую функцию языка;

  • применять выразительные средства языка, различные приемы построения речи;

  • рецензировать художественные, научные, публицистические тексты;

  • осуществлять орфографическую, пунктуационную, стилистическую правку текста;

  • иллюстрировать свои материалы, подбирать фотографии по теме.






























Учебно-тематический план




Тема занятия

Формы занятия

Тема 1. Введение (2 часа)

1.1

Организационные вопросы. Знакомство с профессией журналиста. Функции журналистики. Журналистские профессии. Роль журналистики в жизни общества.

Профессиональные качества

журналиста:

  • объективность

  • оперативность

  • толерантность

  • коммуникабельность.

Лекция с элементами беседы и игры.

Вводное тестирование на выявление творческого потенциала у учащихся.


2.2

Из истории российской журналистики.

Заслуги М.В. Ломоносова в становлении российской журналистики. Наиболее читаемые издания в современном мире.

Выступления учащихся, викторина.


Тема 2. Основные понятия о газете (2 часа)

3.1

Газета - один из видов печатных изданий. Композиция газеты. Рубрики в газете: постоянные, приуроченные к знаменательным датам.

Беседа о роли СМИ в жизни человека. Мозговой штурм: предлагается участникам закончить предложение «СМИ – это…» или «Ваши ассоциации со словосочетанием «средства массовой информации».

4.2

Газетные жанры. Языковые особенности и стиль газетных жанров.

Определение жанров. Сопоставление изданий.

Разработка проекта газеты: определение аудитории, цели и задач, названия рубрик, объема газеты, предполагаемых источников доходов, способов продвижения на рынок (слоган, реклама и т.д.).

5.3

Встреча с журналистами - выпускниками МОАУ СОШ № 17.

Экскурсия в студию «Видеосервис».

Тема 3. Общее знакомство с жанрами журналистики (2 часа)

6.1

Жанры журналистики:

  • оперативно-новостные (заметка);

  • исследовательские (статья, письмо, обозрение).

Лекция, творческая мастерская.

Деловая игра «Трансформация информации» («испорченный телефон»)

7.2

Жанры журналистики:

  • оперативно-исследовательские (интервью, репортажи, отчёты);

  • исследовательско-образные (очерк, эссе, фельетон, памфлет).

Дискуссия на тему: «Какая информация нужна аудитории?»

Тема 4. Заметка - основной жанр журналистики (5 часов)

8.1

Заметка как ответ на вопрос «Что? Где? Когда?» Лексические и синтаксические особенности жанра. Цель написания заметки.

Лекция, творческая мастерская.


9.2

Культура поведения корреспондента. Умение получать информацию.

Инсценированное, составление памятки «Культура поведения корреспондента».


10.3

Лаконизм художественных средств. Ведение записей.

Лекция, творческая мастерская.


11.4

Практическое занятие: редактирование готовой заметки.

Упражнение «Найди ошибку/промах автора».

12.5

Практическое занятие: написание заметки.

Практикум.

Тема 5. Статья как публицистический жанр (2 часа)

13.1

Типы статей. Задачи, стоящие перед автором статьи. Признаки статьи. Предмет отображения в статье.

Лекция с элементами беседы, игры.

14.2

Стилистические особенности статьи. Взаимосвязь заголовков. Авторство и соавторство при создании некоторых статей.

Упражнение «Контакты».


Тема 6. Интервью как жанр журналистики (5 часов)

15.1

Причины, время и место беседы. Особенности диалога. Постановка вопросов. Уточнения. Внимание к слову, людям, датам, подробностям.

Лекция с элементами игры, инсценирования.

16.2

Записи со слов интервьюированного. Запись речи собеседника, ее передача.

Упражнение «Контакты»: серия встреч с разными людьми. Необходимо войти в контакт с собеседником, начать разговор или поддержать его.

17.3

Учет пожеланий собеседника. Обработка полученных сведений. Подготовка статьи.

Беседа психолога школы о психологии общения. Упражнение «Трехступенчатое интервью»: участники объединяются в малые группы по 3 человека: «интервьюер», «отвечающий», «записывающий». В течение 3 минут «интервьюер» берет интервью у второго участника («отвечающего»). В функции «записывающего» входит ведение протокола наблюдения за ходом интервью. Роли и тематика меняются после каждого интервью.

18.4

Практическое занятие: выбор темы, выбор собеседника.

Деловая игра «Интервью».

Выход на интервью и персональные задания по развитию навыков журналистской работы.


Интервью с известными людьми города Белогорска.

19.5

Практическое занятие: постановка вопросов.

20.6

Практическое занятие: обработка полученных сведений. Подготовка статьи.

Тема 7. Репортаж как жанр журналистики (3 часа)

21.1

Предмет репортажа. Форма репортажа (вступление, основная часть, вывод).

Лекция с элементами беседы, викторины.

22.2

Особенности ведения репортажа.


 Составление вопросов, отбор фактов, их проверка.

23.3

Практическое занятие: репортаж с места события. Обработка материала для представления в виде интервью, публикации в газете.

Выезд на места для освещения событий. Создание информационного репортажа.

Тема 8. Редактирование (5 часов)

24.1

Правка текста: орфографическая, пунктуационная, авторская, редакционная.

Игра «Из чего складывается редактирование? Как совершенствовать написанное?»

25.2

Язык и реклама. Экология языка.


Классификация речевых, грамматических ошибок, их условное обозначение.

26.3

Практическое занятие: редактирование текста художественной литературы.

Классификация речевых, грамматических ошибок, их условное обозначение.

27.4

Практическое занятие: редактирование текста, составленного участниками группы.

Оформление одного и того же материала в различных газетных жанрах.

28.5

Практическое занятие: редактирование текста, составленного участниками группы.

Классификация речевых, грамматических ошибок, их условное обозначение.

Тема 9. Выпуск электронной версии газеты (5часов)

29.1

Традиции школьной газеты. Утверждение редакционной коллегии.

Сбор информации, написание материалов, редактирование, вёрстка, печать и распространение газеты.

30.2

Уточнение названия, тематики, идеи, задач номера. Выбор композиции газеты.

31.3

Классификация подготовленного материала, редактирование.

32.4

Художественная верстка номера и дизайн. Подбор иллюстративного материала, фотографий.

33.5

Художественная верстка номера и дизайн.

Тема 10. Подведение итогов года.

34.1

Презентация выпуска школьной газеты


35.2

Презентация выпуска школьной газеты









Список литературы и Интернет-ресурсов




  1. Горохов В.М. Журналистское мастерство. М.: Мысль, 1982.

  2. Концова В.В. Детское объединение «Пресс-центр» // Классный руководитель

2003, №3 – с. 64 – 72.

  1. Ладыженская Т.А. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». М.: Просвещение,1990.

  2. Цымбаленко С.Б. О детях, лете и газете. М.: Юнпресс, 1997.





  • http: //journ.ucoz.ru/forum (форум сайта Журфак-PRO).

  • http://www.al-dedov.narod.ru/proryv/love.htm ( Способы сделать газету интересной)

http://www.visioncorrection.ru/eye-gymnastics/computer/ (Упражнения для глаз при работе за компьютером).








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Основы журналистики в школе.

Автор: Лунева Анна Ивановна

Дата: 03.11.2014

Номер свидетельства: 125529

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Наша газета… (О проблемах школьной журналистики)"
    ["seo_title"] => string(46) "nashaghazietaoprobliemakhshkolnoizhurnalistiki"
    ["file_id"] => string(6) "261172"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449075691"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Работа элективного курса "Основы журналистики" "
    ["seo_title"] => string(47) "rabota-eliektivnogho-kursa-osnovy-zhurnalistiki"
    ["file_id"] => string(6) "156559"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421438144"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Эффективные методики ИКТ в учебно- воспитательном процессе "
    ["seo_title"] => string(66) "effiektivnyie-mietodiki-ikt-v-uchiebno-vospitatiel-nom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "148468"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419713536"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) ""Престиж" №1   2014-2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(36) "priestizh-1-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "155417"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421264931"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) ""Престиж" Избранное "
    ["seo_title"] => string(20) "priestizh-izbrannoie"
    ["file_id"] => string(6) "160305"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422026042"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства