Программа представляет собой курс, рассчитанный для учащихся 8 классов общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 35 часов. В заявленной программе предполагается создание условий для систематической учебно-познавательной деятельности обучающихся, для углубленного изучения русского языка. Достижение данной цели возможно в связи с использованием в обучении практических работ учащихся, предполагающих закрепление теоретических знаний и их применение на практике.
Выбранные формы обучения (практические занятия, творческие работы) способствуют созданию условий для индивидуальной деятельности обучающихся.
Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников. Оно построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими. Включенный в программу материал доступен по своему содержанию для ребят различной степени подготовленности.
Программа позволяет сформировать практическую деятельность обучающихся в области журналистики. В ней конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости.
Программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основы журналистики в школе. »
Содержание
Пояснительная записка стр. 2
Содержание программы стр. 3-4
Требования к уровню освоения курса стр. 5
Учебно-тематический план стр.6-8
Список литературы и Интернет-ресурсов стр. 9
Приложения стр.10
Пояснительная записка
Элективный курс "Основы журналистики” предлагается для учащихся восьмых классов как элемент активизации интереса к урокам развития речи и последующего профессионального выбора.
Предлагаемая программа не только учит детей формировать и отстаивать свою точку зрения, но и прививает им навыки журналистской работы: ясно излагать свои мысли, используя разные газетные жанры; планировать и подбирать интересный материал для текущих выпусков. Она направлена на развитие культуры речи, творческих способностей учащихся среднего школьного звена. Курс «Основы журналистики» как нельзя лучше приближает учащихся к главнейшей цели обучения – научить учащихся полноценно пользоваться русским языком во всех видах речевой деятельности в разных сферах его применения.
Методологической основой программы является личностно-ориентированный подход, дающий возможность создать условия для формирования социально активной личности.
Электронная газета – это доступное средство массовой информации для всех участников общеобразовательного процесса: и детей, и их родителей, и педагогов. Она помогает учащимся постичь окружающий мир и себя в этом мире. Это совместное дело, которое сближает учащихся, педагогов, родителей, жителей микрорайона школы, вовлеченных в процесс работы над очередным выпуском газеты.
Курс рассчитан на 35 часов.
Цель программы: теоретическое и практическое знакомство с газетными жанрами и принципами создания школьной прессы; формирование культуры речи учащихся.
Задачи
расширение представлений о газетных жанрах;
развитие коммуникативной компетенции через участие в создании школьной прессы;
развитие сознательного интереса к СМИ;
формирование умения ориентироваться в современном потоке информации;
знакомство с основными принципами и законами написания и редактирования художественного, научного, публицистического текстов;
повышение уровня речевой компетенции учащихся;
содействие личностному росту учащихся;
развитие творческих способностей учащихся;
профессиональная ориентация учащихся;
воспитание гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость).
На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нем. Программа элективного курса наряду с теоретическими знаниями помогает развивать практические навыки. Все это делает процесс обучения увлекательным, а жизнь детей значимой, так как появляется возможность самоутвердиться каждому.
Формы обучения:
лекция;
практикум;
экскурсия;
ролевая игра;
работа в группах.
Содержание программы
Программа элективного курса предусматривает знакомство с основными журналистскими жанрами, формирование умения редактировать тексты разной направленности. Она знакомит учащихся с газетными жанрами, учит ориентироваться в направлениях жанров, помогает добиваться решения жизненных задач каждого ребенка, уметь понимать и принимать чужую точку зрения.
Тема 1. Введение (2 часа)
Организационные вопросы. Знакомство с профессией журналиста. Функции журналистики. Журналистские профессии. Роль журналистики в жизни общества.
Из истории российской журналистики. Газета «Ведомости» — начало истории российской печати. Заслуги М.В. Ломоносова в становлении российской журналистики. Наиболее читаемые издания в современном мире.
Форма занятия: лекция с элементами беседы и игры, выступления учащихся, викторина.
Тема 2. Основные понятия о газете (2 часа)
Газета - один из видов печатных изданий. Композиция газеты. Рубрики в газете: постоянные, приуроченные к знаменательным датам. СМИ города Белогорска.
Форма занятия:лекция, практикум «Как делается газета». Экскурсия в студию «Видеосервис». Знакомство с журналистами, выпускниками школы № 17.
Тема 3. Общее знакомство с жанрами журналистики (2 часа)
Познакомить со спецификой данных жанров и с важнейшими требованиями к этим информационным сообщениям: оперативность, фактическая точность, краткость информации.
Форма занятия:лекция, практикум, творческая мастерская.
Тема 4. Заметка - основной жанр журналистики (5 часов)
Лексические и синтаксические особенности жанра. Цель написания заметки. Лаконизм художественных средств. Культура поведения. Умение получать информацию. Ведение записей.
Форма занятия: лекция, практикум, творческая мастерская.
Тема 5. Статья как публицистический жанр (1 час)
Типы статей. Задачи, стоящие перед автором статьи. Признаки статьи. Предмет отображения в статье. Стилистические особенности статьи. Взаимосвязь заголовков. Авторство и соавторство при создании некоторых статей.
Форма занятия:лекция, практикум, творческая мастерская.
Тема 6. Интервью как жанр журналистики (6 часов)
Причины, время и место беседы. Особенности диалога. Постановка вопросов. Уточнения. Записи со слов интервьюированного. Запись речи собеседника, ее передача. Внимание к слову, людям, датам, подробностям. Учет пожеланий собеседника. Обработка полученных сведений. Подготовка статьи.
Форма занятия: лекция, практикум, творческая мастерская.
Тема 7. Репортаж как жанр журналистики (3 часа)
Предмет репортажа. Форма репортажа (вступление, основная часть, вывод). Особенности ведения репортажа.
Форма занятия:лекция, практикум, творческая мастерская.
Тема 8. Редактирование (5 часов)
Правка текста: орфографическая, пунктуационная, авторская, редакционная. Язык и реклама. Экология языка.
Форма занятия:лекция, практикум.
Тема 9. Выпуск электронной версии газеты (5часов)
Традиции школьной газеты. Утверждение редакционной коллегии. Определение названия, тематики, идеи, задач номера. Выбор композиции газеты. Оформление газеты.
Форма занятия:деловая игра, практикум.
Тема 10. Подведение итогов года. Презентация выпуска школьной газеты (2 часа).
Требования к уровню освоения курса
Учащиеся должны знать:
основные жанры прессы;
законы построения номера газеты;
особенности стилевой организации газеты.
Учащиеся должны уметь:
логично излагать материал;
создавать различные по жанру статьи;
проводить опросы, анкетирование учащихся;
брать интервью;
работать индивидуально, в соавторстве, в группе;
определять и доносить до читателя свою идею;
соблюдать нормы русского литературного языка и понимать эстетическую функцию языка;
применять выразительные средства языка, различные приемы построения речи;
иллюстрировать свои материалы, подбирать фотографии по теме.
Учебно-тематический план
№
Тема занятия
Формы занятия
Тема 1. Введение (2 часа)
1.1
Организационные вопросы. Знакомство с профессией журналиста. Функции журналистики. Журналистские профессии. Роль журналистики в жизни общества.
Профессиональные качества
журналиста:
объективность
оперативность
толерантность
коммуникабельность.
Лекция с элементами беседы и игры.
Вводное тестирование на выявление творческого потенциала у учащихся.
2.2
Из истории российской журналистики.
Заслуги М.В. Ломоносова в становлении российской журналистики. Наиболее читаемые издания в современном мире.
Выступления учащихся, викторина.
Тема 2. Основные понятия о газете (2 часа)
3.1
Газета - один из видов печатных изданий. Композиция газеты. Рубрики в газете: постоянные, приуроченные к знаменательным датам.
Беседа о роли СМИ в жизни человека. Мозговой штурм: предлагается участникам закончить предложение «СМИ – это…» или «Ваши ассоциации со словосочетанием «средства массовой информации».
4.2
Газетные жанры. Языковые особенности и стиль газетных жанров.
Определение жанров. Сопоставление изданий.
Разработка проекта газеты: определение аудитории, цели и задач, названия рубрик, объема газеты, предполагаемых источников доходов, способов продвижения на рынок (слоган, реклама и т.д.).
5.3
Встреча с журналистами - выпускниками МОАУ СОШ № 17.
Экскурсия в студию «Видеосервис».
Тема 3. Общее знакомство с жанрами журналистики (2 часа)
6.1
Жанры журналистики:
оперативно-новостные (заметка);
исследовательские (статья, письмо, обозрение).
Лекция, творческая мастерская.
Деловая игра «Трансформация информации» («испорченный телефон»)
Беседа психолога школы о психологии общения. Упражнение«Трехступенчатое интервью»: участники объединяются в малые группы по 3 человека: «интервьюер», «отвечающий», «записывающий». В течение 3 минут «интервьюер» берет интервью у второго участника («отвечающего»). В функции «записывающего» входит ведение протокола наблюдения за ходом интервью. Роли и тематика меняются после каждого интервью.
18.4
Практическое занятие: выбор темы, выбор собеседника.
Деловая игра «Интервью».
Выход на интервью и персональные задания по развитию навыков журналистской работы.