Просмотр содержимого документа
«Обобщение по теме «Согласование. Управление. Примыкание»»
Тема урока: Обобщение по теме «Согласование. Управление. Примыкание»
Цели: проверить качество усвоения материала по теме «Словосочетание».
Задачи:
проверить умение анализировать словосочетание;
проверить умения определять тип связи в словосочетании;
проверить умения выделять в предложении словосочетание с определённым типом связи
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование:
раздаточный материал
мультимедийное сопровождение
презентация
учебник русского языка для 7 класса
Планируемые результаты:
Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;
Уметь: выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи;
Воспитывать:уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
Развивать:навыки монологической речи, навыки и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
Ход урока.
1.Оргмомент. Приветствие учителя.
2. «Приветствие» уч-ся. Играет музыка, у учителя три цвета ладони (синий, оранжевый и зеленый цвет). Учитель поочередно поднимает ладони, при ладони синего цвета – учащиеся приветствуют друг друга пожатием руки, при оранжевом – обнимаются, при зеленом – спинами. (2 мин)
3. Деление на группы. (цветными стикерами)
Выбрать спикера группы, выдать ему оценочный лист.
4. Определение темы и цели урока.
-Что это за сочетания слов? слайд
Осенний пейзаж, картины осени, шёл улыбаясь, хвойный лес, слишком громко, обращение к людям. (это словосочетания)
- Словосочетания объедините в блоки. Сколько блоков вы получили? По какому признаку делили? (по типам связи: согл, упр, прим)
1 блок – словосочетания со связью согласование: осенний пейзаж, хвойный лес. Что такое согласование?
2 блок –словосочетания со связью управление: картины осени, обращение к людям. Что такое управление?
3 блок –словосочетания со связью примыкание: шёл улыбаясь, слишком громко. Что такое примыкание?
-Как вы думаете, сегодня на уроке о чем мы будем говорить? (О словосочетании, о типах подчинительной связи: согл., упр., прим.)
-Правильно. Сегодня мы будем говорить о словосочетании, о типах подчинительной связи: согласовании, управлении, примыкании. Итак, тему урока вы знаете.
Озвучьте цели урока. (Повторить и закрепить три типа подчинит.связи в словосоч: согласование, управление, примыкание, уметь определять в словосочетаниях тип связи)
В тестовых заданиях при подготовке к ВОУДу и ЕНТ вопросы по данной теме часто встречаются.
Так как сегодняшний урок – повторительно-обобщающий вам предстоит в форме презентации представить свои групповые работы.
1 группа:
Признаки словосочетания: чит.материал стр.19,22
☀ состав словосочетания –
два (и более) самостоятельных слова;
☀ смысловое единство слов; шел быстро
☀ подчинительная грамматическая связь
между главным и зависимым словами: выражается с помощью окончания (высокая гора);
с помощью окончания и предлога (идти по дороге)
2 группа.
Какое сочетание слов не является словосочетанием. (чит.материал на листочках)
▪ сочетание подлежащего и сказуемого
☀светит солнце,
▪ сочетание однородных членов
☀ цветы и травы,
▪ сочетание предлога и слова
☀у колодца
Группы оценивают выступление друг-друга - дайте 2 звезды, скажите 1 пожелание.
Учитель: Хорошо. Повторили и сказали, что такое словосочетание и что не является словосочетанием.
5.Выполнение тренировочных упражнений.
А) Выпишите только словосочетания. Парная работа. Обсуждают в паре. Пишут, взаимопроверка, выставить оценки и сказать спикеру. (парная работа, взаимопроверка - 0 ошибок «5» и т.д.)
На планете, густые леса, за окном, гордиться страной, спросить учителя, лес шумит, лес и поле, часы приема, часы остановились, виртуозно играть.
Б) Укажите типы подчинительной связи, главные и зависимые слова в словосочетаниях. (групповая работа)
2 группа. Прилетают до заката; освещенное огнем; сердито хмуриться; рано проснулся; сочная зелень; ягоды земляники; поздоровалась со мной.
В) Групповая работа.
Работа с текстом «Подарок» К.Паустовского. Прочитайте текст.
1 группа.Выпишите из предложений словосочетания по типу связи согласование.(5 словосоч)
2 группа. Выпишите из предложений словосочетания по типу связи управление.(5словосоч)
ПОДАРОК.
Зима у нас длинная, затяжная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы. Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати. Он часто приходил к нам в деревню. Однажды Ваня принес маленькую, выкопанную с корнем березу.
- Это вам, - сказал он и покраснел. - Подарок. Посадите ее в деревянную кадку и поставьте в теплой комнате - она всю зиму будет зеленая.
Мы принесли из сарая ящик, насыпали его доверху землей и пересадили в него маленькую березу. Ящик поставили в самой светлой и теплой комнате у окна, и через день опустившиеся ветки березы поднялись, вся она повеселела, и даже листья у нее уже шумели, когда ветер врывался в комнату. В саду поселилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными и живыми.
Как-то ночью пришел первый заморозок. Он надышал холодом на стекла в доме, и они запотели, посыпал инеем крыши. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука - пастуший рожок пел в темноте. За окнами едва заметно голубела заря. Я оделся и вышел в сад. Ветра не было, но в саду все падали и падали листья. Березы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым и печальным дождем. (К. Паустовский)
-Как вы думаете, что произошло далее? Выслушать детей. Затем прочитать 2 часть.
-Почему береза сбросила листья, ведь она стояла в тепле? Выслушать детей. Читать 3 часть.
-По закону природы осыпаются листья с деревьев. Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья, они бы погибли от многих вещей.
-Какова основная мысль произведения?
Человек не может изменить закон природы.
Спикер сдает оценочный лист.
6. Стадия рефлексии.
— Что было легко?
— Как оцениваете свои действия?
-Достиг ли ты поставленной цели?
5. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру на тему «Весна в моем городе».