Методические рекомендации обучающимся по выполнению практических занятий учебной дисциплины «Русский язык и литература»
Методические рекомендации обучающимся по выполнению практических занятий учебной дисциплины «Русский язык и литература»
Методические рекомендации разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины «Русский язык и литература» по специальностям среднего профессионального образования 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 08.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий», 08.02.03 «Производство неметаллических строительных изделий и конструкций».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации обучающимся по выполнению практических занятий учебной дисциплины «Русский язык и литература»»
ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Методические рекомендации обучающимся по выполнению практических занятий разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины «Русский язык и литература» по специальностям среднего профессионального образования 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 08.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий», 08.02.03 «Производство неметаллических строительных изделий и конструкций».
Свеженцев Борис Митрофанович , преподаватель ОГАПОУ преподаватель ОГАПОУ «БСК».
Рекомендовано методическим советом ОГАПОУ «БСК»
Протокол № 1 от 31августа 2015 г.
Заместитель директора по учебно-методической работе
____________________
Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии
Протокол № 1 от 31августа 2015 г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии
______________________
Пояснительная записка
Комплект практических работ по дисциплине "Русский язык и литература" предназначен для студентов специальностей 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 08.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий», 08.02.03 «Производство неметаллических строительных изделий и конструкций».
Практические работы по указанной дисциплине проводятся в ходе осуществления учебного процесса и направлены на закрепление теоретического материала. Комплект практических работ по учебной дисциплине «Русский язык и литература» составлен в соответствии с Государственными требованиями по изучаемому предмету и может быть рекомендован для преподавания дисциплины в областном государственном автономном профессиональном образовательном учреждении «Белгородский строительный колледж» и других профильных учебных заведениях, для опубликования в специализированных изданиях. Время выполнения каждой работы 2 академических часа.
Содержание практических работ по учебной дисциплине позволяет:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Согласно учебному плану по данной учебной дисциплине предусмотрено проведение практических занятий в количестве 96 часов. Из них 78 часов (занятия по русскому языку), а так же написание сочинений по литературе (в количестве 18 часов).
Тематика сочинений ( ЛИТЕРАТУРА)
№
п/п
Наименование
Кол-во
часов
1
Сочинение по творчеству А.Н. Островского
2
2
Сочинение по творчеству И.С. Тургенева
2
3
Сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского
2
4
Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого
2
5
Сочинение по творчеству А.А. Блока
2
6
Сочинение по творчеству В.В. Маяковского
2
7
Сочинение по творчеству С.А. Есенина
2
8
Сочинение по творчеству М.А. Булгакова
2
9
Сочинение по творчеству А.Т, Твардовского
2
Итого:
18 ч.
ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
№
п/п
Наименование
Кол-во
часов
1
Язык и речь.
2
2
Функциональные стили речи и их особенности.
2
3
Текст как произведение речи.Признаки, структура текста.
2
4
Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста.
2
5
Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация).
2
6
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).
2
7
Соединение в тексте различных типов речи. Лингвостилистический анализ текста.
2
8
Фонетические единицы.
2
9
Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи.
2
10
Орфоэпические нормы.
2
11
Орфография.
2
12
Слово в лексической системе языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление
2
13
Русская лексика с точки зрения ее происхождения. Лексика с точки зрения ее употребления. Активный и пассивный словарный запас.
2
14
Фольклорная лексика и фразеология. Лексические нормы.
2
15
Лексико-фразеологический разбор. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление.
2
16
Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.
2
17
Понятие морфемы как значимой части слова.
2
18
Способы словообразования.
2
19
Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи.
2
20
Орфография.
2
21
Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов.
2
22
Грамматические признаки слова. Имя существительное.
2
23
Имя прилагательное.
2
24
Имя числительное.Местоимение.
2
25
Глагол.
2
26
Причастие как особая форма глагола. Деепричастие как особая форма глагола.
2
27
Наречие. Слова категории состояния.
2
28
Служебные части речи. Предлог как часть речи.Союз как часть речи.
2
29
Частица как часть речи. Междометия и звукоподражательные слова.
2
30
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.
2
31
Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.
2
32
Простое предложение.
2
33
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.
2
34
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.
2
35
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста.
2
36
Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте. Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.
2
37
Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств.
2
38
Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
2
39
Сложное предложение.
2
Итого:
78 ч.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Описания практических работ должны содержать:
наименование работы;
задание;
перечень используемого оборудования;
перечень справочной литературы, таблицы;
краткие теоретические сведения;
порядок проведения работы;
контрольные вопросы;
вывод о проделанной работе;
список литературы.
Титульный листявляется первой страницей любой научной работы и для конкретного вида работы заполняется по определенным правилам. Для практических работ титульный лист оформляется следующим образом.
В верхнем поле листа указывают полное наименование учебного заведения.
В среднем поле указывается вид работы, в данном случае практическая работа с указанием курса, по которому она выполнена, и ниже ее название. Название практической работы приводится без слова тема и в кавычки не заключается.
Далее ближе к правому краю титульного листа указывают фамилию, инициалы, курс и группу учащегося, выполнившего работу, а также фамилию, инициалы, должность преподавателя, принявшего работу.
В нижнем поле листа указывается место выполнения работы и год ее написания (без слова год).
Образец написания титульного листа лабораторной работы приведен в прил. 1.
Цель работыдолжна отражать тему практической работы, а также конкретные задачи, поставленные студенту на период выполнения работы. По объему цель работы в зависимости от сложности и многозадачности работы составляет от нескольких строк до 0,5 страницы.
Краткие теоретические сведения. В этом разделе излагается краткое теоретическое описание изучаемого в работе явления или процесса. Материал раздела не должен копировать содержание методического пособия или учебника по данной теме, а ограничивается изложением основных понятий и тезисов. Объем литературного обзора не должен превышать 1/3 части всего отчета.
Выводы. В выводах кратко излагаются результаты работы.
Отчет по практической работе оформляется на писчей бумаге стандартного формата А4 на одной стороне листа, которые сшиваются в скоросшивателе или переплетаются. Допускается оформление отчета по лабораторной работе только в электронном виде средствами Microsoft Office.
Если по специальному практикуму требуется оформить в конце семестра общий отчет по всему циклу лабораторных работ, посвященных исследованию одного и того материала разными методами, оформляются также и отдельные отчеты по каждой работе цикла по мере их выполнения. На основе отчетов по каждой работе в конце семестра оформляется итоговый отчет, в котором основное внимание должно быть уделено анализу результатов, полученных в разных лабораторных работах.
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Требования к знаниям и умениям обучаю, формируемым во время практических занятий, должны быть направлены на повышение общего уровня их читательской культуры и формирование активного отношения к собственной читательской деятельности: сознательном и целенаправленном выборе книг для чтения, в привычке и умении использовать прочитанные книги в процессе общения с окружающими и в своей жизненной практике.
Для достижения этих целей учебный процесс не может ограничиваться только прослушиванием лекций. Прочность, осознанность и действенность знаний студентов наиболее эффективно обеспечивается решением практических задач.
Перечень практических работ, рекомендуемых студентам, для выполнения на уроках:
работа с тестами произведений (изучение текстов, а также выполнение различных заданий);
изучение студентами и устный анализ текстов произведений, умение осознать сложность социально-психологического конфликта произведения,знание творческой истории, композиции, образов главных героев, проблематики произведения;
написание рефератов, эссе, творческих работ по изучаемым темам;
изучение и анализ студентами произведений, рекомендованных для самостоятельного изучения;
написание различного рода сочинений по предложенным преподавателем, а также самостоятельно выбранным студентами темам.
работа с дополнительной литературой.
В связи с этим при выполнении практической работы, студент должен:
предварительно повторить теоретический материал темы (тем) по которой проводится практическое занятие. При выполнении отдельных практических работ (например, написание творческой работы, реферата) тема может быть выбрана самостоятельно.
при выборе свободной темы необходимо согласовать ее с преподавателем;
ознакомиться с практическим заданием, уяснить его фабулу и поставленные контрольные вопросы;
составить план работы;
продумать логику и последовательность изложения материала.решение должно быть аргументированным;
сдать выполненную в полном объеме практическую работу в срок, установленный преподавателем (в течение двух учебных часов).
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»
Сочинение в учебном процессе — одна из форм закрепления, обобщения и практической проверки теоретических знаний по литературе и русскому языку. Работа над сочинением способствует формированию навыков письменной речи, развитию творческих способностей.
Сочинение — форма самостоятельной письменной работы, которой необходимо овладеть, четко понимая особенности этой формы, представляя требования, которые предъявляются к сочинению.
При подготовке к сочинению необходимо поставить перед собой задачу — научиться писать сочинение на любую из предложенных тем. Научиться этому возможно при соблюдении определенных условий. Главное из них — хорошее знание литературных текстов, предложенных в программе.
Сочинение — форма практической учебной работы. Сочинение может быть творческой работой, а может быть и компилятивным, но в жанре научно - критической статьи. Лучше всего использовать именно эту жанровую форму. В сочинении не стоит стремиться к особой оригинальности стиля, и разного рода эффектам.
Эпиграф, помещаемый перед сочинением, должен являться ключом к основной идее произведения. Эпиграф пишется в правом верхнем углу над работой и не заключается в кавычки.
Для сочинения главное — правильное понимание темы, логичное грамотное изложение мыслей, знание художественных текстов, убедительные выводы, вытекающие именно из Вашего изложения материала. В сочинении обязательно должен в той или иной мере прозвучать сам художественный текст. Чтобы научиться писать сочинение, удовлетворяющее требованиям, нужно не только исполнять эти условия, но и овладеть методикой работы, не забывая при этом о вдумчивом изучении художественных текстов. Очень важно сделать правильный выбор темы: Вы должны хорошо знать текст, помнить хотя бы небольшие фрагменты наизусть, понимать место этого произведения в литературном процессе.
В выборе темы решающее значение должно иметь наличие у Вас опыта в написании сочинения на подобную тему. В сочинении на выбранную Вами тему Вы должны проанализировать или упомянуть все связанные с темой произведения (это прежде всего касается лирики), данные в программе. Привлечение внепрограммного материала, конечно, возможно, но не в ущерб обязательным текстам. Необходимый для анализа литературный материал отбирается на стадии выбора темы. По материалу тема может оказаться монографической, сопоставительной и обобщающей, причем внутри каждого из этих делений существуют свои подразделы, позволяющие включить в монографические темы материал, связанный как с анализом одного произведения в целом, так и с анализом какого - то одного образа, художественного приема или проблемы. Поэтому неожиданный поворот темы может сделать трудным для анализа даже хорошо знакомое произведение.
Монографические темы требуют предельной детализации описаний и рассуждений, хорошего знания текста и умения сопоставлять конкретные эпизоды, приемы и образы, понимать произведение как целое. В сопоставительных темах к анализу привлекаются либо несколько произведений одного автора, чтобы рассмотреть ту или иную проблему в развитии, в эволюции, либо произведения разных авторов на близкие темы. Раскрытие такой темы требует умения сопоставлять произведения, определять их сходство и видеть различия, понимать причины обращения разных авторов к подобным темам, и уметь видеть эволюцию, развитие темы на фоне общественной и литературной жизни страны.
Сопоставление может быть как жестко направленным формулировкой темы (Онегин и Печорин как типы «лишнего человека »), так и предполагающим творческую свободу автора сочинения в подборе материала. Например, к теме «Вольнолюбивая лирика Пушкина » принято относить произведения с ярко выраженной политической направленностью, такие, как «Вольность», « Деревня», « К Чаадаеву », « Любви, надежды, тихой славы ...», « Во глубине сибирских руд ...», «Арион». Но автор сочинения имеет полное право включить в анализ произведения, в которых эта тема решается в философском ключе, например, «Свободы сеятель пустынный ...», или в плане размышлений поэта о свободе творчества («Поэт», « Поэту», «Поэт и толпа») и о свободе личности (« Пора, мой друг, пора ...»). Для сопоставления могут быть взяты как сходные образы и мотивы в творчестве одного или нескольких писателей, так и противоположные.
Обобщающая тема содержит рассуждения не только собственно литературного, но и публицистического характера, основанные на материале предложенных произведений или самостоятельно выбранных студентами в рамках списка обязательной литературы и заявленных в теме периода. По формулировкам темы разделяются на темы - понятия, темы - суждения и темы - вопросы.
Тема - понятие определяет явление, сущность которого и надо раскрыть в произведении.
Темы – суждения - это сочетание понятий, одно из которых определяется и раскрывается через другое. Здесь формулировки тем представляют собой мысль (тезис), правомерность которой вам предстоит обосновать. Если же Вы полемист по своей природе, то вам лучше выбрать тему - вопрос или дискуссионную тему. Их раскрытие не предполагает наличия однозначных ответов на поставленные вопросы. Надо обращать внимание на возможные противоречия в толковании темы и различные точки зрения исследователей по данному вопросу. Например, «Горе от ума » — комедия нравов или трагедия личности?». Выбрав тему и определив для себя главное направление своей работы, важно в процессе работы не уклониться от него, иначе возможны такие ошибки содержательного характера, как уход от темы или неполное раскрытие темы. Таким образом, при выборе темы необходимо учитывать следующие факторы: хорошее знание текста и умение выделить в нем главное и второстепенное; понимание сути формулировки темы; интерес к данной теме, желание осмыслить ее для себя и донести свои размышления до преподавателя. Сочинение должно быть полным, самостоятельным и убедительным.
При написании письменных практических работ, таких как сочинение, реферат, доклад, эссе следует уделить особое внимание составлению плана.
Работа над планом поможет вам представить логику развития темы, поможет сделать стройной композицию работы, избежать неточностей и неполноты. Наиболее полно и продуктивно раскрыть тему поможет составление развернутого плана, сущность которого в следующем: каждый пункт подробного плана разделяется на подпункты, которые напомнят Вам о необходимости осветить одну из сторон общего тезиса или понятия, сформулированного в данном пункте письменной работы. Пункты располагаются в основной части строго последовательно. Они взаимозависимые, то есть не могут произвольно меняться местами. Каждый пункт выражает законченную аргументированную мысль. Все вместе они доказывают и иллюстрируют идею работы. При рассмотрении темы переход от одного пункта к другому должен осуществляться плавно, должны соблюдаться так называемые «логические мостики», т. е. мотивировка перехода, объяснение взаимосвязи двух понятий, обозначенных в пунктах плана. При работе над планом можно пункты плана тут же дополнять примерами из текста, на которые вы будете ссылаться при написании работы. План — своеобразный конспект вашей будущей работы, он организует мысль, способствует логике изложения материала. План можно делать рабочим, т. е. писать его только в черновике. Главное в плане — правильно обозначить ход и последовательность Ваших размышлений.
При устном анализе изучаемых произведений следует уделить внимание освещению таких вопросов как:
1. Тема произведения - это то, о чем идет речь в произведении, те события и явления действительности, которые отражены в нем. Тема литературного произведения охватывает все изображенное в нем и поэтому может быть постигнута с нужной полнотой лишь на основе осмысления всех сторон произведения. Каждое явление жизни, каждый характер, изображенный в произведении, — это отдельная тема, совокупность отдельных тем образует тематику произведения.
2. Проблема — это тот вопрос, который ставит писатель, обращаясь к той или иной теме. В некоторых произведениях проблемный характер темы непосредственно подчеркивается их названиями: «Что делать?» Н.Г.Чернышевского, « Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Преступление и наказание» Ф.М .Достоевского и др. Одна и та же тема может служить основой для постановки разных проблем.
3.Проблематика — перечень проблем, затронутых в произведении. Пристальное внимание ко всему многообразию тематики и проблематики особенно необходимо при анализе таких крупных произведений, как « Война и мир » Л.Н.Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, « Тихий Дон » М.А.Шолохова, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова и др.
4.Идея — это то, что хотел сказать автор, решение главной проблемы или указание пути, которым она может решиться. Например, одной из главных идей романа Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание» является идея христианского смирения и всепрощения.христианской любви к людям как основы самовозрождения личности. В некоторых случаях идея произведения может заключаться в приговоре герою, не нашедшему верные ориентиры в жизни. Такова идея многих романов XIX века, в центре которых — судьба дворянского героя как «лишнего человека », «умной ненужности».
5.Портрет — это внешний вид героя, его одежда, манера вести себя, через которые можно просчитать внутреннюю сущность характера, к чему и стремится автор (обратите внимание на портреты Печорина, гоголевских помещиков, героев романа «Отцы и дети » и др.). Иногда дается и во внешности персонажа, и в его поведении, и в его одежде какая - то одна черта, деталь, по которой можно составить представление о характере и судьбе героя в целом («лучистые глаза» княжны Марьи Волконской, « старый персидский халат» Обломова, который сопровождает героя всю его жизнь, став чуть ли не символом его судьбы, «платок, смоченный одеколоном», которым пользуется Павел ПетровичКирсанов, разговаривая с крестьянами, и др.).
6.Прямая авторская характеристика. Одной из важнейших составляющих ее является психологический анализ внутреннего мира героя. Это особенно ярко видно в авторских характеристиках Андрея Болконского, раненного на поле Аустерлица, Пьера Безухова, после разговора с Наташей Ростовой, трагически переживающей свое увлечение Анатолием Курагиным. Авторская характеристика может также служить для знакомства читателей с предысторией героев, что мы видим, например, в романе « Отцы и дети ». Авторская характеристика помогает лучше понять атмосферу, в которой живет герой, узнать его окружение и т. д .
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯК ИЗЛОЖЕНИЮ
Преподаватель дважды медленно зачитывает законченный по смыслу отрывок текста. Студенту же предстоит выполнить следующие операции:
Передать содержание отрывка, по возможности близко к тексту, сохраняя его стилистические особенности;
Грамотно написать текст изложения, проверить работу.
Очень важно помнить: изложение предполагает, что пишущий должен не рассказать о том, что было прочитано, а передать содержание как можно близко к тексту, не нарушая принадлежности этого текста к тому или иному стилю (художественному, публицистическому или научному).
Технология написания изложения
Во время чтения преподавателем текста необходимо сделать как можно больше рабочих записей (имена собственные, даты, прямая речь и диалог, цифры и прочее в этом роде).
Во время чтения выявить тему и основную мысль. После этого можно составить план, другими словами, разбить текст на микротексты и определить их микротемы.
Написать текст на черновике. Основным этапом работы над изложением является редактирование на черновике его первого варианта. Проследите, насколько соблюдена логика изложения, не встречаются ли частые повторы одних и тех же слов, не нарушены ли нормы сочетаемости слов, правильно ли использованы грамматические формы.
Проверка орфографии и пунктуации – важная часть работы.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ.
Примерный объем текста
I курс
II курс
Изложение (количество слов)
450-500
450-500
Сочинение по русскому языку (количество страниц)
4-5
5-7
Сочинение по литературе( кол-во страниц)
4-5
5-7
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда работа проверяет знания обучающихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речевое оформление) считается отметкой по литературе.
Критерии оценивания сочинений и изложений
Содержание
Речевое оформление
Грамотность
соответствие содержания работы заявленной теме;
полнота раскрытия темы;
наличие фактических ошибок;
последовательность изложения
разнообразие лексики и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов
Число допущенных ошибок:
орфографических;
пунктуационных;
грамматических
Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях
Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка— это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет — это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет — с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет — это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.
Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения.
Речевыми недочетами можно считать:
повторение одного и того же слова;
однообразие словарных конструкций;
неудачный порядок слов;
различного рода стилевые смешения.
Ошибки в содержании сочинений и изложений
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что студент не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения.
Фактические ошибки. Логические ошибки
В изложении:
неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.
В сочинении:
искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат;
нарушение последовательности в высказывании;
отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;
неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
раздробление одной микротемы другой микротемой;
несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;
перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование.
Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые в свою очередь делятся на семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:
неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;
неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместоотец) одного из малышей;
смешение лексики разных исторических эпох;
употребление штампов. ......
Речевые ошибки в построении текста: .
бедность и однообразие синтаксических конструкций;
нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
стилистически неоправданное повторение слов;
неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;
неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки.
Грамматические ошибки — это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок .
Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизми т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)
Синтаксические.
а) Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
б) ошибки в структуре простого предложения:
нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;
нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;
разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;
Нормы оценивания сочинений и изложений
Оценка
Основные критерии оценки
Содержание и речь
Грамотность
«5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста.
3. Содержание работы излагается последовательно.
4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций.
5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
6. Допускается 1 недочет в содержании
Допускается 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка
«4»
1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.
2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов
Допускаются:
• 2 орфографические + 2 пунктуационные
+3 грамматические ошибки;
• 1 орфографическая + 3 пунктуационные
+ 3 грамматические ошибки;
• 0 орфографических + 4 пунктуационные
+ 3 грамматические ошибки. В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических — двух, однако, если из трех орфографических ошибок одна является негрубой, то допускается выставление отметки «4»
«3»
1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы. 2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста. 3. Допущено нарушение последовательности изложения.
4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны.
5. Встречается неправильное употребление слов.
6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых
Допускаются:
• 0 орфографических + 5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых);
2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану.
4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.
5. Нарушено стилевое единство текста.
6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов
Допускаются:
- 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;
- 8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых)
независимо от количества орфографических. Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических
«1»
Допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов
Имеется по 7 и более орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок
Примечания:
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла студенческого сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
На оценку сочинений и изложений распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях (см. раздел «Оценка диктантов»).
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДИКТАНТА
Диктант— одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, отвечающие нормам современного литературного языка и доступные по содержанию обучающимся данного курса и группы.
Требования к тексту диктанта.
Курс
Количество в контрольном диктанте
Количество слов в словарном диктанте
слов (самостоятельных и служебных)
орфограмм
пунктограмм
слое с непроверяемыми орфограммами
I курс
170-200
24
15
10
35-40
II курс
170-200
24
15
10
35-40
Примечание: в текст контрольного диктанта могут включаться только те орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись не менее чем на 2-3-х предыдущих занятиях.
• 6 орфографических + 6 пунктуационных (если есть однотипные и негрубые орфографические и пунктуационные)
• 7 орфографических + 7 пунктуационных;
• 6 орфографических + 8 пунктуационных;
• 5 орфографических + 9 пунктуационных;
• 8 орфографических + 6 пунктуационных
Словарный
0
1-2
3-4
до 7
Примечание:
диктанты оцениваются одной отметкой в соответствии с нормами,
при выставлении отметки за диктант следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную отметку: для «4» такой предел — 2 орфографические ошибки, для «3» — 4 орфографические ошибки, для «2» — 7 орфографических ошибок;
отличная отметка не выставляется при наличии трех и более исправлений;
при наличии в контрольном диктанте пяти и более поправок (исправлений неверного написания) оценка снижается на 1 балл, с «4» до «3». При этом за большое количество поправок оценка не может быть снижена до неудовлетворительной.
При оценивании диктантов нередко имеют место случаи, как завышения, так и занижения оценок. Занижение происходит потому, что преподаватель:
в число орфографических ошибок включает грамматические ошибки и описки;
учитывает однотипные ошибки как обычные;
все исправления считает за ошибку.
Завышение оценки происходит по следующим причинам:
учитываются как однотипные ошибки, которые таковыми не являются;
оценка не снижается за многочисленные исправления;
все однотипные ошибки считаются как одна.
При выставлении отметки за четверть (триместр, полугодие) преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками (речевыми, орфографическими, пунктуационными). Поэтому итоговая отметка не может быть положительной, если большинство контрольных диктантов на протяжении семестра (триместра, полугодия) оценены на «2».
Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта
1. Неверные написания ( неизученные орфограммы) не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки. К неверным написаниям относятся:
описка (искажение звуко-буквенного состава слова: чаплявместо цапля);
ошибка на правило, неизучаемое в учебном заведении;
ошибка в переносе слова;
ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);
ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.
2. Характер допущенной студентом ошибки (грубая или негрубая). К негрубым орфографическим относятся ошибки:
в исключениях из правил;
в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;
в написании ы и ипосле приставок;
в случаях трудного различения не и ни;
в собственных именах нерусского происхождения.
К негрубым пунктуационным относятся ошибки:
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).
При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. пол-ошибки.
3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.
Повторяющиеся — это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: выращенный, возрост), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные — это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая — как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.
Оценка дополнительного задания к диктанту
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, грамматического, орфографического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).
Показатели для оценки дополнительного задания к диктанту
Оценка
«5»
«4»
«3»
«2»
Уровень выполнения задания
Все задания выполнены верно
Правильно выполнены не менее 3/4 всех заданий
Правильно выполнено не менее 1/2 заданий
Не выполнено более половины заданий
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основные источники:
Архангельский А.Н. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень) ,М., «Дрофа»,2014.
БогдановаГ.А., Виноградова Е.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый и углубленный уровни) М., «Русское слово» ,2014.
Чалмаев В.А., Зинин С.А .Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) М., «Русское слово» ,2012.
Голубков М.М., Скороспелова Е.Б. Русский язык и литература. Литература М., «Мнемозина»,2011.
Дополнительные источники:
История русской литературы XIX в., 1800-1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. - М., «Просвещение» 2012.
История русской литературы XI—XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. — М., « Вики-пресс» 2013.
История русской литературы XIX в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. -М., «Проспект» 2012.
Набоков В. Лекции по русской литературе. - М., 2011.
Смирнова Л.Н. Русская литература конца XIX — начала XX в. — М., «Вики-пресс» 2011.