Курс по русскому языку в 7 классе «Развитие орфографических навыков у учащихся через выполнение системы словообразовательных упражнений»
Курс по русскому языку в 7 классе «Развитие орфографических навыков у учащихся через выполнение системы словообразовательных упражнений»
Данный курс является дополнением к основному курсу русского языка и предназначен для учащихся 7 классов. Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися данной возрастной категории устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии и, конечно же, орфографии. Зачастую же в практике наблюдается, что орфографические навыки детьми 12-13- летнего возраста, в условиях современной действительности, усваиваются слабо. Проблема отсутствия «языкового чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. Именно это заставляет учителей вновь и вновь обращаться к методикам, направленным на развитие навыков орфографической «зоркости».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Курс по русскому языку в 7 классе «Развитие орфографических навыков у учащихся через выполнение системы словообразовательных упражнений»»
Программа дополнительного курса по русскому языку в 7 классе
«Развитие орфографических навыков у учащихся
через выполнение системы словообразовательных упражнений»
2015-2016уч.г.
Автор программы- учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 3» Барыкина Клавдия Сергеевна
1 час в неделю, 34 часа в год.
Пояснительная записка.
Данный курс является дополнением к основному курсу русского языка и предназначен для учащихся 7 классов. Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися данной возрастной категории устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии и, конечно же, орфографии. Зачастую же в практике наблюдается, что орфографические навыки детьми 12-13- летнего возраста, в условиях современной действительности, усваиваются слабо. Проблема отсутствия «языкового чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. Именно это заставляет учителей вновь и вновь обращаться к методикам, направленным на развитие навыков орфографической «зоркости».
Данный курс предлагает решить эту проблему через систему морфемико - словообразовательных упражнений. Изучение словообразования является благодатным материалом для решения задач развития мышления учащихся, и задача учителя состоит в том, чтобы полнее использовать эти возможности при обучении детей. Задача данного курса - не только вооружить ученика определённым багажом знаний, но и научить самостоятельно приобретать знания, развивать умения, навыки.
Методика изучения словообразования как основы формирования орфографических навыков и развития мышления предполагает знакомство со словообразовательными гнездами и лексическим значением входящих в них слов, знакомство с морфемами и их морфами: корнем, суффиксом, приставкой, изучение фонемо - буквенного состава морфемы, наблюдение над возможным позиционными и непозиционными чередованиями при словоизменении и словообразовании.
В рамках данного курса целесообразно обратиться к вопросу систематизации морфем (смыслообразующих и формообразующих). Особый раздел курса, конечно же, должен быть посвящен окончанию и правописанию окончаний различных частей речи.
Особое внимание уделяется работе с тестами в формате ОГЭ и ЕГЭ. Что позволит учащимся заранее подготовиться к такого рода выполнению тестов и будет способствовать отработке и закреплению изученного материала. ( * см. контрольно-измерительный материал)
Работа по созданию «банка морфем» помогает решить проблему усовершенствования орфографических навыков учащихся. В практике учителей возможна следующая система работы по созданию «банка морфем».
1.Введение морфем в память.
2.Выделение морфемы в словоформах.
3.Выделение морфем в производных словах.
4.Упражнения по словообразованию.
5.Включение изученных морфем в систему попутного повторения.
Важно отметить, что прохождение данного курса направлено на решение разного рода проблем, на корректировку знаний учащихся по разным темам, включая повторение ранее изученного материала. А также прохождение данного курса невозможно без знаний учащимися основ морфологии, которую учащиеся параллельно изучают (а некоторые разделы повторяют) в основном курсе русского языка в 7 классе.*
* См. рабочую программу.
Программа курса.
1.Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах.
2.Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем.
Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением.
Правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением.
Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-).
Правописание корней с сомнительными согласными. Оглушение согласных. Ассимиляция согласных. Чередование согласных в корнях слов.
Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях слов.
3.Правописание приставок. Классификация приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова).
Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов. Правописание суффиксов.
9ч.(1к)
5.
Окончание. Правописание окончаний разных частей речи.
4ч.(1к.)
Итого: 34ч.
Календарное планирование дополнительного курса по русскому языку в 7 классе
«Развитие орфографических навыков у учащихся
через выполнение системы словообразовательных упражнений»
№
Дата
Факт
Тема занятия
1.
02.09
02.09
Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах.
2.
08.09
08.09
Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем.(тест в формате ЕГЭ)
3.
15.09
15.09
Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением.
4.
22.09
22.09
Правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением.
5.
29.09
29.09
Классификация и правописание корней с чередующимися гласными.
6.
13.10
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-).
7.
20.10
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных (-лаг-, -раст-, -скоч-).
8.
27.10
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-).
9.
03.11
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-).
10.
10.11
Правописание корней с сомнительными согласными. Оглушение согласных. Ассимиляция согласных. Чередование согласных в корнях слов.
11.
24.11
Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях слов.
12.
01.12
Контрольная работа на тему: «Правописание корней».
13.
08.12
Правописание приставок. Классификация приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова).