kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Курс по русскому языку в 7 классе «Развитие орфографических навыков у учащихся через выполнение системы словообразовательных упражнений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Данный курс является дополнением к основному курсу русского языка  и предназначен  для учащихся 7 классов. Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися данной возрастной категории  устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии и, конечно же, орфографии. Зачастую же в практике наблюдается, что орфографические навыки детьми 12-13- летнего возраста, в условиях современной действительности, усваиваются слабо. Проблема отсутствия «языкового чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. Именно это заставляет учителей вновь и вновь обращаться к методикам, направленным на развитие навыков орфографической «зоркости».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Курс по русскому языку в 7 классе «Развитие орфографических навыков у учащихся через выполнение системы словообразовательных упражнений»»

Программа дополнительного курса по русскому языку в 7 классе

«Развитие орфографических навыков у учащихся

через выполнение системы словообразовательных упражнений»

2015-2016уч.г.

Автор программы- учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 3» Барыкина Клавдия Сергеевна


1 час в неделю, 34 часа в год.


 

   

Пояснительная записка.

 

   Данный курс является дополнением к основному курсу русского языка  и предназначен  для учащихся 7 классов. Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися данной возрастной категории  устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии и, конечно же, орфографии. Зачастую же в практике наблюдается, что орфографические навыки детьми 12-13- летнего возраста, в условиях современной действительности, усваиваются слабо. Проблема отсутствия «языкового чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. Именно это заставляет учителей вновь и вновь обращаться к методикам, направленным на развитие навыков орфографической «зоркости».

   Данный курс предлагает решить эту проблему через систему морфемико - словообразовательных упражнений.  Изучение словообразования является благодатным материалом для решения задач развития мышления учащихся, и задача учителя состоит в том, чтобы полнее использовать эти возможности при обучении детей. Задача данного курса - не только вооружить ученика определённым багажом знаний, но и  научить самостоятельно приобретать знания, развивать умения, навыки.

     Методика изучения словообразования как основы формирования орфографических навыков и развития мышления предполагает знакомство со словообразовательными гнездами и лексическим значением входящих в них слов, знакомство с морфемами и их морфами: корнем, суффиксом, приставкой, изучение фонемо - буквенного состава морфемы, наблюдение над возможным позиционными и непозиционными чередованиями при словоизменении и словообразовании.

       В рамках данного курса целесообразно обратиться к вопросу систематизации морфем (смыслообразующих и формообразующих). Особый раздел курса, конечно же, должен быть посвящен окончанию и правописанию окончаний различных частей речи.

Особое внимание уделяется работе с тестами в формате ОГЭ и ЕГЭ. Что позволит учащимся заранее подготовиться к такого рода выполнению тестов и будет способствовать отработке и закреплению изученного материала. ( * см. контрольно-измерительный материал)

     Работа по созданию «банка морфем» помогает решить  проблему усовершенствования орфографических навыков учащихся. В практике учителей возможна следующая система работы по созданию «банка морфем».

1.Введение морфем в память.

2.Выделение морфемы в словоформах.

3.Выделение морфем в производных словах.

4.Упражнения по словообразованию.

5.Включение изученных морфем в систему попутного повторения.

 

Важно отметить, что прохождение данного курса направлено на решение разного рода проблем, на корректировку знаний учащихся по разным темам, включая повторение ранее изученного материала. А также прохождение данного курса невозможно без знаний учащимися основ морфологии, которую учащиеся параллельно изучают (а некоторые разделы повторяют) в основном курсе русского языка в 7 классе.*

 

 * См. рабочую программу.

                                            

 

 

 

Программа курса.

 

1.Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах.

2.Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем.

Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением.

Правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением.

Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-).

Правописание корней с сомнительными согласными. Оглушение согласных. Ассимиляция согласных. Чередование согласных в корнях слов.

Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях слов.

3.Правописание приставок. Классификация приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова).

 Приставки с традиционным написанием .

Приставки с позиционным написанием.

Правописание приставок пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-.

Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок.

4.Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов (смыслообразующие и формообразующие; суффиксы различных частей речи).

Правописание суффиксов существительных.

Правописание суффиксов прилагательных.

Правописание суффиксов глаголов.

Правописание суффиксов причастий.

Правописание суффиксов  деепричастий и наречий.

5. Понятие об окончании.

Правописание окончаний имен существительных.

Правописание окончаний имен прилагательных и причастий.

Правописание окончаний глаголов.

6. И-Ы после Ц в разных частях слова.

7. О-Ё после шипящих в разных частях слова.

 

 

  1

Смыслообразующие и формообразующие морфемы

       2ч.

2

Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем. Правописание корней.

       11ч.(1к)

3.

Приставки. Классификация приставок. Правописание приставок.

       8ч(1к)

4.

Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов. Правописание суффиксов.

       9ч.(1к)

5.

Окончание. Правописание окончаний разных частей речи.

       4ч.(1к.)

                                                                                         Итого:                        34ч.









 

Календарное планирование дополнительного курса по русскому языку в 7 классе

«Развитие орфографических навыков у учащихся

через выполнение системы словообразовательных упражнений»


Дата

Факт

Тема занятия

1.

 02.09

 02.09

Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах.

2.

 08.09

 08.09

Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем.(тест в формате ЕГЭ)

3.

 15.09

 15.09

Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением.

4.

 22.09

 22.09

Правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением.

5.

 29.09

 29.09

Классификация и правописание корней с чередующимися гласными.

6.

 13.10


Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-).

7.

 20.10


Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных (-лаг-, -раст-, -скоч-).

8.

 27.10


Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А  (-бер- и аналогичные , -кос-).

9.

 03.11


Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-).

10.

 10.11


Правописание корней с сомнительными согласными. Оглушение согласных. Ассимиляция согласных. Чередование согласных в корнях слов.

11.

 24.11


Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях слов.

12.

 01.12


Контрольная работа на тему: «Правописание корней».

13.

 08.12


Правописание приставок. Классификация приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова).

14.

 15.12


Приставки с традиционным написанием.

15.

 22.12


Приставки с позиционным написанием.

16.

 29.12


Правописание приставок пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-.

17.

 12.01


Самостоятельная работа.

18.

 19.01


Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.

19.

 26.01


Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок.

20.

 


Контрольная работа.

21.

 


Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов (смыслообразующие и формообразующие; суффиксы различных частей речи).

22.

 


Правописание суффиксов существительных.

23.

 


Правописание суффиксов прилагательных.

24.

 


Правописание суффиксов глаголов.

25.

 


Правописание суффиксов причастий.

26.

 


Правописание суффиксов причастий.

27.

 


Правописание суффиксов  деепричастий и наречий. Самостоятельная работа.

28.

 


Понятие об окончании. Правописание окончаний имен существительных.

29.

 


Правописание окончаний имен прилагательных и причастий.

30.

 


Правописание окончаний глаголов.

31.

 


Правописание окончаний глаголов.

32.

 


И-Ы после Ц в разных частях слова.

33.

 


О-Ё после шипящих в разных частях слова.

34.

 


Итоговая контрольная работа.

 

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Барыкина Клавдия Сергеевна

Дата: 21.11.2015

Номер свидетельства: 256177

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Проблемы преподавания русского языка в начальной школе по ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(70) "probliemy-priepodavaniia-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "211090"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431537927"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Использование изобразительно-выразительных средств языка в системе работы над связной речью в третьем классе."
    ["seo_title"] => string(123) "ispol-zovaniie-izobrazitiel-no-vyrazitiel-nykh-sriedstv-iazyka-v-sistiemie-raboty-nad-sviaznoi-riech-iu-v-triet-iem-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "317936"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460465261"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства