Просмотр содержимого документа
«Курс "Риторика.10 класс. ФГОС СОО"»
ПРОГРАММА КУРСА
«РИТОРИКА. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»
10 КЛАСС
Курс по выбору
Нижний Тагил
2016
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по риторике для 10 класса разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» №273 – ФЗ от 29.12.12;
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
- авторской программой Михальской А. К. Риторика. 10-11 классы (Михальская А. К. Риторика. 10–11 классы. Базовый уровень. Учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2013 г.);
Программа ориентирована на использование учебника Михальской А. К. Риторика. 10-11 классы. Базовый уровень. Учебник. М.: Дрофа, 2013.
Возрождение риторики как теоретической и учебной дисциплины, начавшееся во второй половине прошлого века, в России привело к разработке отечественной теории современной риторики и её становлению в качестве вузовского и школьного предмета на рубеже ХХ и ХХI вв. Сегодня не только общая риторика, но и частные (профессиональные) дисциплины (риторики педагогическая, юридическая и пр.) вошли в госстандарты и учебные планы различных направлений высшего образования.
Риторика как учебный курс в старших классах школы имеет свою специфику. К 15-16 годам возрастные особенности школьников, степень развития их когнитивных и творческих способностей и возможностей самоанализа и самоконтроля позволяют поднять уровень целей и задач обучения риторике на качественно новый, значительно более высокий уровень.
На завершающих этапах школьной гуманитарной подготовки риторика, некогда синкретически объединявшая концептуальные основы гуманитарных наук (логики, филологии, лингвистики, психологии общения), может и должна служить интегрирующим курсом, позволяющим не только обобщить полученные знания, но и, главное, использовать их на практике, в повседневной жизни, а также подготовиться к будущей профессиональной деятельности или продолжению образования в вузе.
В предлагаемой программе реализована современная концепция отечественной риторики, в соответствии с которой этот курс является не суммой отдельных сведений из разных областей гуманитарного знания, а самостоятельной теоретической и практической дисциплиной со своей 2,5-тысячелетней историей, особой методологией, системой категорий, законов, принципов, методов и техник.
Данная концепция, представленная и апробированная автором в обширном количестве публикаций, состоит в том, что система основных категорий риторики отражает особенности риторического идеала, исторически сложившегося в культуре и характерного для неё. Это даёт возможность не только приобщить учеников к истории мировой речевой культуры, но и помочь им осознать и почувствовать специфику отечественной речевой традиции, узнать её сложную и древнюю историю, в ХХ в. столь же драматичную, сколь и мало изученную.
Курс современной риторики даёт возможность учащимся овладеть не только культурой слова, но и культурой мысли об избранном предмете. Кроме того, риторика – единственная дисциплина, изучение которой позволяет познать законы порождения словесных произведений и воплотить эти знания на практике, используя риторические техники. При этом знания из области литературы, русского языка, истории не только систематизируются, но и актуализируются.
Принципы отбора материала для данной программы определяются её основной целью – предоставлением учащимся современного риторического образования – и её основными задачами:
- приобщить учеников к истории отечественной риторической культуры, включить каждого из них в русло отечественной речевой традиции как самостоятельную личность, носителя собственного, индивидуализированного, культурного и свободного слова;
- помочь школьникам овладеть основными элементами речевого мастерства в области наиболее востребованных жанров публичной ораторской речи, различных диалогических форм речевого общения, т. е. получить необходимые для успешной социализации компетенции.
2. Общая характеристика курса
Программа курса риторики предполагает:
- предоставление учащимся основ знаний о речевом общении, принципах его совершенствования, причинах и признаках успеха или неудачи;
- освоение учащимися методов и способов работы над своей речью, принципов эффективного речевого поведения в различных ситуациях общения;
- формирование у школьников понимания реальности и важности национально-культурных различий в речевом поведении, овладение ими основными принципами и способами налаживания взаимопонимания между носителями различных национальных культур.
Методические принципы программы соответствуют принципам, принятым в мировой практике современной риторической педагогики: самонаблюдения и самоанализа, самоконтроля и самооценки, реализуемым в постоянной активной риторической деятельности на уроках под руководством преподавателя и в процессе самостоятельной подготовки. Активная риторическая педагогика предполагает отведение максимально возможного аудиторного времени для устной речевой деятельности самих учащихся, а не учителя. Необходимость учебной книги, соответствующей этой программе и её принципам, в связи с вышесказанным очевидна.
Программа предполагает развитие у учащихся следующих компетенций:
1) аналитико-риторической (способности анализировать речевую ситуацию, оценивать собственное и партнёров речевое поведение и его результаты при публичном выступлении и в диалогическом межличностном общении; аналитического слушания; риторического анализа текста);
2) контролирующе-риторической (способности к самоконтролю в процессе речи в различных речевых ситуациях, к владению собой и управлению своими эмоциями в речи и пр.);
3) творчески-риторической (создания риторических произведений различных жанров в различных речевых ситуациях);
4) коммуникативно-риторической (способности устанавливать и поддерживать коммуникативный контакт, противостоять нарушениям понимания и разрыву контакта).
Данная программа отражает содержание курса риторики в средней школе.
Вводная часть курса знакомит с риторикой как современной теоретической дисциплиной.
Первый раздел освещает пути становления и развития отечественного речевого идеала в контексте мировой риторической культуры.
Во втором разделе основные риторические категории рассматриваются в процессе практического овладения важнейшими элементами общериторического мастерства, причём наибольшее внимание уделяется формированию способности к публичному ораторскому выступлению.
Третий раздел посвящён формированию способности к диалогическим формам речевого общения (беседе и спору в их различных видах).
Четвёртый раздел формирует способность к деловому общению.
Критерии оценки учебных достижений обучающихся
Контроль за результатами обучения осуществляется по двум направлениям:
- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями;
- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Критерии оценки обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
Если возможные ошибка были; предупреждены в хода работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.
Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.
Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1–2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Планируемые результаты освоения учебной программы курса «Риторика. Базовый уровень»:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
9) владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
3. Описание места учебного курса
«Риторика. Базовый уровень» в учебном плане
Место курса риторики в учебном плане определяется школой.
Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Риторика. Базовый уровень»
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы базового уровня по риторике являются:
1) понимание историко-культурной ценности русского риторического идеала как прототипа риторического идеала будущего (соединяющего требования гармонии в общении, уважения к мнению и личности собеседника и пр.), личной ответственности за сохранение и развитие русской речевой культуры и речевого идеала, особенностей иных речевых идеалов и их ценности; осознание роли риторики как дисциплины, необходимой для демократии и тесно связанной с ней; готовность усвоить и совершенствовать своё речевое мастерство, необходимое для реализации активной гражданской позиции;
2) обретение уверенности в себе и способности формировать и публично высказывать собственное мнение; умение с уважением и вниманием включать позицию партнёра (адресата) в собственную картину мира и своё слово о нём; развитие богатства, структурности и смысловой насыщенности своего слова в публичном общении;
3) понимание важности, ценности и возможности взаимопонимания с различными по возрасту, социальному статусу, принадлежности к национально-культурной речевой традиции партнёрами; успешная социализация личности, формирование её как риторически подготовленного собеседника, владеющего продуктивными типами беседы и умеющего противодействовать непродуктивным, разрушающим подлинное общение формам; самоидентификация в аспекте социальной и речевой роли в различных речевых ситуациях; формирование этики диалогического речевого общения, понимания путей самосовершенствования на основе усвоенных элементов речевого мастерства в беседе, понимание ценности реального живого человеческого общения с помощью слова; воспитание уважения к партнёру в споре и осознания необходимости корректного речевого поведения; навыки самооценки, самоконтроля и самоорганизации в аспекте речевого поведения в беседе и споре;
4) развитие умений успешного прохождения собеседования при приёме на работу; обретение уверенности в профессиональном успехе при выборе специальностей, использующих слово как основной инструмент; формирование этического отношения к деловым контактам и способности реализовать его с помощью усвоенных в курсе техник.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы базового уровня по риторике являются:
1) осознание исторического характера русского риторического идеала, понимание его взаимосвязи и взаимозависимости с античной и русской историей; включённость в риторическую картину мира знаний об исторических истоках всемирной и русской риторики и знаний античных и древнерусских литературных памятников, отразивших судьбу риторики;
2) включённость в деятельность по освоению второго раздела и активизация в практике анализа и оценки публичной речи знаний норм современного русского языка на всех языковых уровнях; знаний о типах переносных значений и синтаксических структурах повышенной выразительности; знаний о роли ораторской речи в истории России и во всемирной истории;
3) практическое владение диалогическими жанрами речи в её литературно-разговорном стиле, активизация знаний, полученных в курсе русского языка; овладение умениями и навыками регулятивного (самоконтроль в беседе), познавательного (анализ реального речевого материала, порождаемого в ходе беседы) и коммуникативного характера; умение вести продуктивный и конструктивный диалог в различных ситуациях; наблюдать, анализировать и оценивать поведение, речевую деятельность и подобные живые процессуальные объекты; различать формально-логические и реальные словесные высказывания, оценивать степень истинности первых и вторых;
4) развитие общеделовых речевых умений в основных ситуациях делового общения, способности и умения анализировать чужие критические высказывания, адекватно воспринимать их и создавать корректные и продуктивные критические высказывания; воспринимать на слух, структурно осмысливать, анализировать и оценивать в нужном темпе чужую речь в ситуациях общения, требующих эмоциональной напряжённости.
Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы базового уровня по риторике являются:
1) умение анализировать и оценивать собственную и чужую речь в аспекте соответствия её требованиям риторического идеала и культурной традиции; готовность к речевому общению с представителями иных национально-речевых культур; знания о предмете и задачах риторики, о риторике общей и частных, структуре, особенностях и источниках отечественного риторического идеала и верных (продуктивных) способах речевого поведения современного человека;
2) умение анализировать публичное выступление по различным параметрам, видеть недостатки и достоинства — оценивать его; умение оценивать аудиторию и создавать её в процессе речи; умение строить свою ораторскую речь «по законам адресата», управлять вниманием аудитории, используя риторические техники основных элементов публичной речи; знание теоретических основ успешной ораторской речи и умение применять его практически;
3) освоение знаний о возможностях и факторах взаимопонимания в диалогическом общении, способах и техниках организации продуктивного общения в беседах различных типов, различиях социальной и речевой роли и основных стратегиях и тактиках беседы; приобретение умений строить беседу соответственно социальной и речевой роли, навыков быстрой и верной реакции на реплику партнёра; умение использовать на практике знания о типах беседы в обиходно-бытовом и публичном общении, речевом поведении в беседе и споре; овладение современным концептуальным аппаратом, научными концепциями и аналитическими методами современной лингвопрагматики, основами мастерства спора и его логическими структурами, а также путями совершенствования полученных умений в дальнейшей жизни и профессиональной деятельности.
4) владение навыками речевого поведения в основных ситуациях делового общения: беседе и бизнес-презентации (деловом докладе); усвоение знаний о структуре таких ситуаций, их психологических особенностях и техниках диалога и выступления, где основной риторической задачей является убеждение адресата в обоснованности собственной позиции.
5. Содержание учебного курса «Риторика. Базовый уровень»
Введение
Риторика как теория и мастерство воздействующей, целесообразной, гармонизирующей речи. Риторика в современном мире. Общая и частные риторики.
Риторические знания как компонент гуманитарного образования, как условие успешной реализации возможностей личности. Цель и задачи курса, его структура. Этапы овладения элементами речевого мастерства. Самонаблюдение, самоанализ, самоконтроль и методы работы в риторическом классе.
Источники курса и истоки современной риторики.
РАЗДЕЛ I. История и особенности русского речевого идеала
1. У истоков отечественной речевой традиции. Понятие речевого (риторического) идеала — исторически сложившегося в данной культуре речевого (риторического) образца, отражающего наиболее общие требования к речи и речевому поведению и соответствующего особенностям общеэстетического и нравственного идеалов, принятых в данной культуре. Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры.
3. Риторический идеал раннего христианства. Речевой образец евангельских текстов (Нагорная проповедь). «Лествица» Иоанна Лествичника как отражение принятых норм и идеалов речевого поведения. Основные категории риторического образца, принятого в православном христианстве: кротость, смирение, миролюбие, дружелюбие, сдержанность; риторические категории, отражающие этот образец.
4. Древнерусская риторическая традиция. Особенности речевой культуры и специфика отечественного речевого идеала. Его прошлое, настоящее и будущее, перспективы реконструкции и развития.
РАЗДЕЛ II. Основные риторические категории и элементы речевого мастерства
1. Понятие эффективности речевого общения. Различие принципов определения эффективности речи в зависимости от особенностей контекста культуры: информационное и дискурсивное определения.
Категория монолога и диалога и формы речевого общения.
2. Оратория: мастерство публичного выступления.
1) принципы подготовки к публичной речи;
2) законы эффективного речевого общения: от Аристотеля к современной неориторике. Принцип коммуникативного сотрудничества и правила речевого общения. Коммуникативность речи и речевого поведения: средства достижения контакта с адресатом;
3) основные элементы речевой ситуации: говорящий, слушающий (адресат, аудитория), предмет речи, условия речевого общения;
4) фактор говорящего. Образ оратора. Качества, которые необходимо развивать. Принцип гармонизирующего диалога в речевом поведении оратора. Дружелюбие как риторическая категория. Речевая этика в риторическом понимании. Механизм стресса, способы его преодоления и использования;
5) фактор аудитории. Построение речи «по законам адресата». Социология и психология аудитории. Стратегия и тактика речевого поведения оратора;
6) факторы внимания. Данные психологии внимания: оптимальная продолжительность речи и её частей, особенности структуры и формы публичной речи, направленные на привлечение и удержание внимания аудитории. Основные факторы внимания: движение (словесное, содержательное, физическое — жесты и мимика, изменение положения тела оратора и т. д.), конкретность, близость, разнообразие, юмор. Контроль за вниманием;
7) фактор движения. Язык движений. Мимика, жест. Поза оратора. Основные принципы жестикуляции и ораторские жесты: история и современность. Принципы и способы аудиторной и самостоятельной работы над ораторским движением;
8) речь и звук: акустика речи. Значимые акустические признаки речи и основные параметры: ритм, темп, паузирование, интонирование, высота голоса, громкость, тембр. Приёмы звуковой выразительности и способы их использования. Способы и приёмы работы над звуковой стороной своей речи;
9) структура публичного выступления. Путь от мысли к слову, его основные этапы. Классический риторический канон и современность. Общие принципы изобретения содержания, отбора и расположения материала, облачения его в словесную форму. Использование техники «общих мест». Структура хрии и использование её принципов в построении публичной речи. Функции отдельных этапов (частей) речи и задачи оратора. Методика составления аннотированного плана выступления;
10) техника импровизированной речи. Ситуации и стереотипы. Особенности импровизации. Подготовка, организация и исполнение. Использование техники «общих мест». Приёмы импровизированной речи;
11) фактор удовольствия: эстетика речи. Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы. Амплификация. «Ссылка на авторитеты», цитирование, пословица, афоризм. Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной речи;
12) риторические функции речевой нормы. Принципы и способы работы над правильностью речи. Эстетические функции старой и устаревшей нормы.
РАЗДЕЛ III. Мастерство беседы
1. Проблема понимания. Сообщение и метасообщение: буквальный и коммуникативный смысл высказывания. Прямое и непрямое информирование. Речевой стиль в бесе-де: национально-культурные, социальные, индивидуально-личностные особенности. Речевое поведение: стратегия, тактика. Типы беседы и соотношения речевых ролей собеседников.
2. Архитектоника беседы. Речевые стратегии в беседе. Социальная и речевая роли. Истоки нарушения понимания. Пути преодоления непонимания. Способы развития быстроты реакции на реплику собеседника.
3. Искусство выражать своё мнение: риторика оценки. Хвала и хула как риторические категории. Допустимая степень категоричности высказывания и национальные речевые традиции.
4. Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Виды доказательств. Ошибки и уловки спорщиков. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих. Спор, дискуссия, полемика. Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора.
5. Риторика адресата: основы теории и тактики слушания. Приёмы и техника активного слушания монологической и полилогической речи.
РАЗДЕЛ IV. Основы риторики делового общения
1. Риторика делового общения: её предмет и задачи, значение в общественной и частной жизни. Особенности делового общения, его важнейшие формы.
2. Деловая беседа: определение, функции, риторические особенности. Ситуация деловой беседы: цели и речевое поведение собеседников, стратегия и тактика деловой беседы. Техника постановки вопросов. Совершенствование реакции на реплику и поведение собеседника. Речевая этика в деловой беседе. Подготовка к деловой беседе. Техника ведения записей.
3. Деловое выступление. Типы делового выступления, цели и речевое поведение выступающего. Оценка реакции аудитории. Специфика выражения оценочных суждений. Этапы делового выступления. Подготовка к деловому выступлению, ведение записей.
Тема 1. Традиционное определение риторики (2 ч.).
Традиционное определение риторики. Сила слова в общественной жизни. Риторика истинная и ложная. Роль Сократа в становлении истинного красноречия
Тема 2. Риторика в современном мире (2 ч.).
Особенности и сущность современного красноречия. Слово в современном мире: утраты и перспективы.
Тема 3. Предмет риторики в античной Греции (2 ч.).
Тема 4. Предмет риторики в России (VII—XIX вв.) (2 ч.).
«Краткое руководство к красноречию» М. В. Ломоносова. «Общая риторика» Н. Ф. Кошанского. Изменение предмета русской риторики в ХIX — начале ХХ в.
Тема 5. Определение современной риторики (2 ч.).
Возрождение риторики во второй половине ХХ в. Определение предмета современной риторики. Необходимость риторического мастерства для гражданина современного общества.
Тема 6. Современная общая и частные риторики (2 ч.).
Общая риторика и её основные разделы в соответствии с этапами классического риторического канона. Аргументация. Современные частные риторики. Оратория, мастерство беседы, применение риторики в повседневном общении, понятие об этнориторике. Риторика политическая, юридическая, педагогическая и др.
Тема 7. Речевое событие, дискурс, речевая ситуация (2 ч.).
Речевое событие как основная единица речевого поведения и общения. Дискурс. Речевая ситуация и её компоненты. Риторика и лингвопрагматика. Речевое поведение и картина мира.
Тема 8. Структура речевой ситуации (2 ч.).
Участники, отношения между ними, обстоятельства как основные компоненты речевой ситуации. Социальная и речевая роли. Речевые цели (намерения).
Тема 9. Словесный поступок (речевой акт) (2 ч.).
Речевое действие (речевой акт) как основная единица речевого поведения и понятие лингвопрагматики. Типы речевых актов и типы дискурса. Речевые акты в поведении человека.
Тема 10. Виды сообщений: прямое и косвенное (2 ч.).
Прямые и косвенные сообщения. Формы метасообщений. Возможности взаимопонимания и его нарушения. Выгоды и опасности непрямых (косвенных) сообщений.
Тема 11. Гармония речевого общения и образ говорящего (2 ч.).
Гармония как принцип успешного речевого общения. Образ говорящего как система свойств личности. Эффективность речи и образ говорящего. Обаяние и артистизм как риторические понятия и их проявления в поведении говорящего. Признаки успешности речевого общения и проявления гармонии. Последствия нарушения принципа гармонии в речевом общении.
Тема 12. Важнейшие качества говорящего. Уверенность (2 ч.).
Уверенность говорящего и «право на речь». Ораторский страх. Страх и волнение. Стресс и его влияние на речевое поведение. Способы борьбы со стрессом и его проявлениями в речевом поведении.
Тема 13. Другие необходимые качества говорящего (2 ч.).
Дружелюбие, искренность, объективность, увлечённость предметом речи как риторические категории. Способы их проявления в речевом поведении.
Тема 14. Первый закон современной общей риторики и принципы его реализации
(2 ч.).
Законы риторики и гармония речевого события. Закон гармонизирующего диалога как наиболее общий закон риторики. Принципы диалогизации речевого поведения. Внимание говорящего к адресату как принцип реализации первого закона риторики.
Тема 15. Принципы близости и конкретности речи (2 ч.).
Принципы близости и конкретности речи как основные современные способы её диалогизации. Близость содержания и речевого поведения к потребностям и возможностям адресата как реализация принципа внимания к адресату. Конкретность речи — необходимое свойство хорошей речи, стимулирующее и поддерживающее внимание адресата.
Тема 16. Второй закон риторики (2 ч.).
Сущность второго закона риторики — закона продвижения и ориентации адресата на «карте» речи. Способы создания движения в речи.
Тема 17. Третий закон риторики (2 ч.).
Третий закон риторики — закон эмоциональности речи. Риторические средства и принципы выполнения этого закона.
Тема 18. Четвёртый закон риторики (2 ч.).
Четвёртый закон общей риторики — закон удовольствия. Риторические средства и принципы создания удовольствия адресата от речи. «Риторика» Аристотеля: «приятное» как один из важнейших способов управления вниманием адресата.
Тема 19. Единство общериторических законов (2 ч.).
Взаимосвязь и взаимозависимость четырёх законов общей риторики. Первый закон как обобщающий, три других закона в их иерархии по значимости (от второго к четвёртому).
Тема 20. Коммуникативное сотрудничество говорящего и адресата (2 ч.).
Говорящий и адресат в живом взаимодействии. Принцип коммуникативного сотрудничества. Аристотель: основные требования к хорошей речи. Требования к речи в лингвопрагматике ХХ в.
Тема 21. Этика современного речевого поведения (2 ч.).
Традиционная риторическая этика (от «Риторики» Аристотеля к современным проблемам публичного общения). Этика речевого поведения, или «правила вежливости» (Р. Лакофф).
Тема 22. Основные коммуникативные стратегии и принцип гармонии дискурса
(2 ч.).
Три важнейшие коммуникативные стратегии: близости, отстранённости и предоставления выбора. Примеры их реализации в поведении. Гармония дискурса и его характеристики. Восприятие говорящего адресатом и оценка речи. Проявление коммуникативных стратегий в характеристиках дискурса. Причины предпочтения той или иной стратегии.
Тема 23. Развитие «чувства аудитории» (2 ч.).
«Чувство аудитории» и принцип коммуникативного сотрудничества в публичной речи. Его проявления в речевом мастерстве. Тренировка основных элементов (зрительный контакт, разговорность речи, голосовой контакт). Три способа развития коммуникативности.
Тема 24. Классический риторический канон и его этапы (2 ч.).
Классический античный риторический канон как путь от мысли к слову, его этапы: изобретение, расположение, выражение, запоминание, произнесение. Риторический канон и современность. Античный риторический канон как основа европейской риторической культуры.
Тема 25. Топика. Топ «род и вид», «определение», «целое и части» (2 ч.).
Топика как система «общих мест» (топов = топосов). Особенности важнейших в риторической практике топов - «определение», «род и вид», «разновидности», «целое-части». Риторика и логика. Место топосов (топов) в структуре речи и в речи художественной. Топосы как проявления общих законов мышления — дедукции и индукции, анализа и синтеза.
Тема 26. Топы «свойства», «сопоставление», «причины и следствия» (2 ч.).
Топы «свойства» («признаки», «качества», «функции»). Топ «сопоставление как закон мышления. Топ «причины и следствия», его виды. Применение топов в речи. Виды топа «сопоставление»: сравнение и противопоставление, поиски сходства и различий. Топ «причины и следствия»: ключевое положение в аргументирующей речи.
Тема 27. Топы «обстоятельства», «пример» и «свидетельство», «имя» (2 ч.).
«Обстоятельства», «пример» и «свидетельство» в публичной речи. Возможности топа «имя». Примеры использования топов. Топы «как?», «где?», «когда?», «почему?» и их применение в речи.
Тема 28. Смысловая схема речи (2 ч.).
Важность смысловой схемы для создания и восприятия речи. Общий метод анализа и создания смысловой схемы текста. Способы «размножения идей» (метод М. В. Ломоносова). Метод «дерева» при составлении смысловой схемы речи.
Тема 29. Расположение (диспозиция). Как описать предмет речи?(2 ч.)
Расположение как второй этап риторического канона и второй основной раздел классической и современной риторики. Итоговый принцип расположения содержания в хорошем современном описании Метод старых риторик. Метод расположения в описании по М. В. Ломоносову. Рекомендации Н. Ф. Кошанского.
Импровизированные выступления – описания конкретных предметов. Импровизированные выступления – описания лиц и отвлечённых предметов.
Тема 31. Как рассказывать истории?(2 ч.)
Основные стратегии расположения содержания в повествовании и их связь с риторической ситуацией. Способы расположения содержания, направленные на привлечение и удержание внимания адресата.
Импровизированные выступления учащихся на выбранные и обсуждённые заранее темы по образцу расположения. Импровизированные выступления по различным образцам расположения.
Тема 33. Как говорить, рассуждая? Классическая хрия (2 ч.).
Структура восьмичастной классической строгой хрии: дедуктивный образец, история и современное применение. Рассуждение и хрия. Хрия как образец полной аргументации тезиса, сочетающий коммуникативные задачи (1-й и 8-й этапы), рациональные дедуктивные доводы (прямое и обратное доказательство: причины и следствия, противное), индуктивное доказательство (пример и подобие), эмоциональные и образные аргумент (свидетельство, подобие).
Тема 34. Хрия как учебное упражнение в риторическом классе: обучение (1 ч.).
Составление учителем с помощью учащихся рассуждения на заданный учениками тезис; совместная работа риторического класса по составлению классической хрии на предложенный учителем тезис под его руководством. Составление учащимися риторического класса под руководством учителя хрии на противоречащие друг другу тезисы, предложенные учениками. Импровизированные выступления-рассуждения учеников риторического класса на произвольно данные тезисы по плану классической хрии под контролем учителя. Импровизированные выступления-рассуждения учеников в риторическом классе на противоречащие тезисы по плану классической хрии под контролем учителя.
Тема 35. Нестрогие модели хрии (1 ч.).
Особенности ситуаций использования «обратной» хрии, построенной по индуктивному образцу. Использование хрии с отступлениями от классического канона: хрия с пропусками некоторых этапов (анализ текстов учебника).
Распределение учебного времени по четвертям
Четверть
Кол-во часов
1 четверть
16
2 четверть
16
3 четверть
20
4 четверть
16
ИТОГО
68
6. Тематическое планирование курса «Риторика. Базовый уровень». 10 класс (68 часов)
№
Срок
Тема урока
Кол-во часов
Основное
содержание
Формируемые УУД
Домашнее задание
1-2
сентябрь
Традиционное определение риторики
2
Традиционное определение риторики. Сила слова в общественной жизни. Риторика истинная и ложная. Роль Сократа в становлении истинного красноречия
Личностные: осознание роли риторики как дисциплины, необходимой для демократии и тесно связанной с ней.
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: умение анализировать и оценивать собственную и чужую речь в аспекте соответствия её требованиям риторического идеала и культурной традиции.
Подгото-вить презентацию на тему «Сила слова в обществен-ной жизни», сформули-ровать тезисы по данной теме
3-4
сентябрь
Риторика в современном мире
2
Особенности и сущность современного красноречия. Слово в современном мире: утраты и перспективы.
Личностные: готовность усвоить и совершенствовать своё речевое мастерство, необходимое для реализации активной гражданской позиции.
Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
Познавательные: умение строить свою ораторскую речь «по законам адресата», управлять вниманием аудитории, используя риторические техники основных элементов публичной речи; знание теоретических основ успешной ораторской речи и умение применять его практически.
Личностные: участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
Познавательные: получить знания о предмете и задачах риторики, о риторике общей и частных, структуре, особенностях и источниках отечественного риторического идеала и верных (продуктивных) способах речевого поведения современного человека.
Зад. 2, 3 (с 47-48)
7-8
сентябрь
Предмет риторики в России (VII—XIX вв.)
2
«Краткое руководство к красноречию» М. В. Ломоносова. «Общая риторика» Н. Ф. Кошанского. Изменение предмета русской риторики в ХIX — начале ХХ в.
Личностные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Коммуникативные: формировать навыки речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки.
Познавательные: умение анализировать и оценивать собственную и чужую речь в аспекте соответствия её требованиям риторического идеала и культурной традиции.
Подгото-вить сообщения по произведе-ниям М. В. Ломоносова и Н. Ф. Кошанского
9-10
октябрь
Определение современной риторики
2
Возрождение риторики во второй половине ХХ в. Определение предмета современной риторики. Необходимость риторического мастерства для гражданина современного общества.
Личностные: осознавать ответственность за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста; потребность сохранить чистоту русского языка; умение чувствовать выразительность речи.
Коммуникативные: владеть монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: умение анализировать и оценивать собственную и чужую речь в аспекте соответствия её требованиям риторического идеала и культурной традиции.
Зад. 4, 5 (с. 48-49)
11-12
октябрь
Современная общая и частные риторики
2
Общая риторика и её основные разделы в соответствии с этапами классического риторического канона. Аргументация. Современные частные риторики. Оратория, мастерство беседы, применение риторики в повседневном общении, понятие об этнориторике. Риторика политическая, юридическая, педагогическая и др.
Личностные: участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
Познавательные: получить знания о предмете и задачах риторики, о риторике общей и частных, структуре, особенностях и источниках отечественного риторического идеала и верных (продуктивных) способах речевого поведения современного человека.
Зад. 6, 7 (с. 49)
13-14
октябрь
Речевое событие, дискурс, речевая ситуация
2
Речевое событие как основная единица речевого поведения и общения. Дискурс. Речевая ситуация и её компоненты. Риторика и лингвопрагматика. Речевое поведение и картина мира
Личностные: участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
Познавательные: получить знания о предмете и задачах риторики, о риторике общей и частных, структуре, особенностях и источниках отечественного риторического идеала и верных (продуктивных) способах речевого поведения современного человека.
С. 128 (вопросы 1-4), описать любую речевую ситуацию
15-16
октябрь
Структура речевой ситуации
2
Участники, отношения между ними, обстоятельства как основные компоненты речевой ситуации. Социальная и речевая роли. Речевые цели (намерения).
Личностные: способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе
Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
Познавательные: уметь описывать структуру речевой ситуации
Зад. 1, 2 (с. 130-131)
17-18
ноябрь
Словесный поступок (речевой акт)
2
Речевое действие (речевой акт) как основная единица речевого поведения и понятие лингвопрагматики. Типы речевых актов и типы дискурса. Речевые акты в поведении человека.
Личностные: уметь участвовать в диалоге, аргументировано доказывать свою позицию
Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).
Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Познавательные: знать типы речевых актов и типы дискурса.
С. 129 (вопросы 6-8), зад. 3 (с. 131)
19-20
ноябрь
Виды сообщений: прямое и косвенное
2
Прямые и косвенные сообщения. Формы ме-тасообщений. Возможности взаимопонимания и его нарушения. Выгоды и опасности непрямых (косвенных) сообщений.
Личностные: формировать способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфографическими и орфоэпическими нормами родного языка.
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: различать прямые и косвенные сообщения.
С. 129 (вопросы 9, 10), составить презентацию по теме, подгото-вить сообщение о выгодах и опасностях непрямых сообщений
21-22
ноябрь
Гармония речевого общения и образ говорящего
2
Гармония как принцип успешного речевого общения. Образ говорящего как система свойств личности. Эффективность речи и образ говорящего. Обаяние и артистизм как риторические понятия и их проявления в поведении говорящего. Признаки успешности речевого общения и проявления гармонии. Последствия нарушения принципа гармонии в речевом общении.
Личностные: формировать положительную мотивацию к учебной деятельности.
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: знать признаки успешности речевого общения и проявления гармонии.
С. 129 (вопросы 11-14), подготовить сообщениеоб эффектив-ности речи (говорящий и речь – на выбор)
23-24
декабрь
Важнейшие качества говорящего. Уверенность
2
Уверенность говорящего и «право на речь». Ораторский страх. Страх и волнение. Стресс и его влияние на речевое поведение. Способы борьбы со стрессом и его проявлениями в речевом поведении.
Личностные: формировать познавательный интерес и устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с лексическими нормами родного языка.
Регулятивные: проектировать траектории через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: знать способы борьбы со стрессом и его проявлениями в речевом поведении.
С. 129 (вопрос 15), зад. 4 (с. 132)
25-26
декабрь
Другие необходимые качества говорящего
2
Дружелюбие, искренность, объективность, увлечённость предметом речи как риторические категории. Способы их проявления в речевом поведении.
Личностные: готовность усвоить и совершенствовать своё речевое мастерство, необходимое для реализации активной гражданской позиции.
Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
Познавательные: умение строить свою ораторскую речь «по законам адресата», управлять вниманием аудитории, используя риторические техники основных элементов публичной речи; знание теоретических основ успешной ораторской речи и умение применять его практически.
Зад. 5 (с. 132), подготовить сообщения о необходимых качествах говорящего
27-28
декабрь
Первый закон современной общей риторики и принципы его реализации
2
Законы риторики и гармония речевого события. Закон гармонизирующего диалога как наиболее общий закон риторики. Принципы диалогизации речевого поведения. Внимание говорящего к адресату как принцип реализации первого закона риторики
Личностные: проявлять желание умело пользоваться языком, сознательного отношение к своей речи
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: знать первый закон риторики.
С. 129-130 (вопросы 16-18), зад. 6 (с. 133)
29-30
декабрь
Принципы близости и конкретности речи
2
Принципы близости и конкретности речи как основные современные способы её диалогизации. Близость содержания и речевого поведения к потребностям и возможностям адресата как реализация принципа внимания к адресату. Конкретность речи – необходимое свойство хорошей речи, стимулирующее и поддерживающее внимание адресата.
Личностные: формировать способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе
Коммуникативные: формировать речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: знать принципы близости и конкретности речи
Сформули-ровать тезисы по данной теме, проанализировать конкрет-ную речь (на выбор) с точки зрения соответствия данным принципам
31-32
декабрь
Второй закон риторики
2
Сущность второго закона риторики — закона продвижения и ориентации адресата на «карте» речи. Способы создания движения в речи.
Личностные: оценивать ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относиться к учению, к познавательной деятельности; желать приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
Познавательные: знать второй закон риторики.
С. 130 (вопрос 19), зад. 7 (с. 133)
33-34
январь
Третий закон риторики
2
Третий закон риторики – закон эмоциональности речи. Риторические средства и принципы выполнения этого закона.
Личностные: формировать навыки составления алгоритма выполнения задачи
Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: знать третий закон риторики.
С. 130 (вопрос 20), зад. 8 (с. 134)
35-36
январь
Четвёртый закон риторики
2
Четвёртый закон общей риторики – закон удовольствия. Риторические средства и принципы создания удовольствия адресата от речи. «Риторика» Аристотеля: «приятное» как один из важнейших способов управления вниманием адресата.
Личностные: формировать устойчивую мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности
Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
Познавательные: знать четвертый закон риторики.
С. 130 (вопрос 21), сообщения по тексту «Риторики» Аристотеля
37-38
февраль
Единство общериторических законов
2
Взаимосвязь и взаимозависимость четырёх законов общей риторики. Первый закон как обобщающий, три других закона в их иерархии по значимости (от второго к четвёртому)
Личностные: уметь участвовать в диалоге, аргументировано доказывать свою позицию
Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).
Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Познавательные: объяснять взаимосвязь и взаимозависимость четырёх законов общей риторики.
С. 130 (вопросы 22-23), § 61, 62 (тезисы)
39-40
февраль
Коммуникатив-ное сотрудничество говорящего и адресата
2
Говорящий и адресат в живом взаимодействии. Принцип коммуникативного сотрудничества. Аристотель: основные требования к хорошей речи. Требования к речи в лингвопрагматике ХХ в.
Личностные: формировать положительную мотивацию к учебной деятельности
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять принцип коммуникативного сотрудничества
С. 130 (вопросы 23-26), сообщения (анализ речевых ситуаций с точки зрения коммуникативного сотрудничества)
41-42
февраль
Этика современного речевого поведения
2
Традиционная риторическая этика (от «Риторики» Аристотеля к современным проблемам публичного общения). Этика речевого поведения, или «правила вежливости» (Р. Лакофф)
Личностные: осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
С. 130 (вопросы 27-28), подобрать примеры нарушения этики (речевые ситуации – на выбор)
43-44
февраль
Основные коммуникативные стратегии и принцип гармонии дискурса
2
Три важнейшие коммуникативные стратегии: близости, отстранённости и предоставления выбора. Примеры их реализации в поведении. Гармония дискурса и его характеристики. Восприятие говорящего адресатом и оценка речи. Проявление коммуникативных стратегий в характеристиках дискурса. Причины предпочтения той или иной стратегии.
Личностные: проявлять желание умело пользоваться языком, сознательного отношения к своей речи
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
§ 67-69 (тезисы), сообщения о плюсах и минусах коммуника-тивных стратегий
45-46
март
Развитие «чувства аудитории»
2
«Чувство аудитории» и принцип коммуникативного сотрудничества в публичной речи. Его проявления в речевом мастерстве. Тренировка основных элементов (зрительный контакт, разговорность речи, голосовой контакт). Три способа развития коммуникативности.
Личностные: формировать способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе
Коммуникативные: формировать речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять «чувство аудитории» и принцип коммуникативного сотрудничества в публичной речи.
Зад. 9, 10 (с. 135, 136)
47-48
март
Классический риторический канон и его этапы
2
Классический античный риторический канон как путь от мысли к слову, его этапы: изобретение, расположение, выражение, запоминание, произнесение. Риторический канон и современность. Античный риторический канон как основа европейской риторической культуры
Личностные: формировать навыки анализа, работы в парах по алгоритму, самопроверки, взаимопроверки
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Топика. Топ «род и вид», «определение», «целое и части»
2
Топика как система «общих мест» (топов = топосов). Особенности важнейших в риторической практике топов - «определение», «род и вид», «разновидности», «целое-части» Риторика и логика. Место топосов (топов) в структуре речи и в речи художественной. Топосы как проявления общих законов мышления — дедукции и индукции, анализа и синтеза.
Личностные: участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности
Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).
Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Познавательные: объяснять топику как систему топосов.
Топы «свойства», «сопоставление», «причины и следствия»
2
Топы «свойства» («при-знаки», «качества», «функции»). Топ «сопоставление как закон мышления. Топ «причины и следствия», его виды. Применение топов в речи. Виды топа «сопоставление»: сравнение и противопоставление, поиски сходства и различий. Топ «причины и следствия»: ключевое положение в аргументирующей речи.
Личностные: проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника
Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
Познавательные: объяснять топику как систему топосов.
§§ 91-93 (тезисы), зад. 13-14 (с. 194-195)
53-54
апрель
Топы «обстоятельства», «пример» и «свидетельст-во», «имя»
2
«Обстоятельства», «пример» и «свидетельство» в публичной речи. Возможности топа «имя». Примеры использования топов. Топы «как?», «где?», «когда?», «почему?» и их применение в речи.
Личностные: формировать устойчивую мотивацию к самостоятельной и групповой исследовательской деятельности
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять топику как систему топосов
§§ 94-97 (тезисы), зад. 17 (с. 196)
55-56
апрель
Смысловая схема речи
2
Важность смысловой схемы для создания и восприятия речи. Общий метод анализа и создания смысловой схемы текста. Способы «размножения идей» (метод М. В. Ломоносова). Метод «дерева» при составлении смысловой схемы речи.
Личностные: способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе
Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
Познавательные: составлять смысловую схему речи
§§ 98, 99, зад. 18, 19 (с. 197)
57-58
апрель
Расположение (диспозиция). Как описать предмет речи?
2
Расположение как второй этап риторического канона и второй основной раздел классической и современной риторики. Итоговый принцип расположения содержания в хорошем современном описании Метод старых риторик. Метод расположения в описании по М. В. Ломоносову. Рекомендации Н. Ф. Кошанского.
Личностные: формировать навыки самоанализа и самоконтроля.
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: уметь описывать предмет речи.
Зад. 21-23 (с. 197-198)
59-60
апрель
Мастерство описания: импровизация
2
Импровизированные выступления – описания конкретных предметов. Импровизированные выступления – описания лиц и отвлечённых предметов.
Личностные: формировать устойчивую мотивацию к самостоятельной и групповой исследовательской деятельности
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Зад. 24, 25 (с. 199), подгото-виться к импровизи-рованному выступле-нию
61-62
май
Как рассказывать истории?
2
Основные стратегии расположения содержания в повествовании и их связь с риторической ситуацией. Способы расположения содержания, направленные на привлечение и удержание внимания адресата.
Личностные: формировать навыки самоанализа и самоконтроля
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Импровизированные выступления учащихся на выбранные и обсуждённые заранее темы по образцу расположения. Импровизированные выступления по различным образцам расположения.
Личностные: формировать устойчивую мотивацию к самостоятельной и групповой исследовательской деятельности
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Структура восьмичастной классической строгой хрии: дедуктивный образец, история и современное применение. Рассуждение и хрия. Хрия как образец полной аргументации тезиса, сочетающий коммуникативные задачи (1-й и 8-й этапы), рациональные дедуктивные доводы (прямое и обратное доказательство: причины и следствия, противное), индуктивное доказательство (пример и подобие), эмоциональные и образные аргумент (свидетельство, подобие).
Личностные: способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе
Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
Хрия как учебное упражнение в риторическом классе: обучение созданию хрии, импровизация
1
Составление учителем с помощью учащихся рассуждения на заданный учениками тезис; совместная работа риторического класса по составлению классической хрии на предложенный учителем тезис под его руководством. Составление учащимися риторического класса под руководством учителя хрии на противоречащие друг другу тезисы, предложенные учениками. Импровизированные выступления-рассуждения учеников риторического класса на произвольно данные тезисы по плану классической хрии под контролем учителя. Импровизированные выступления-рассуждения учеников в риторическом классе на противоречащие тезисы по плану классической хрии под контролем учителя.
Личностные: формировать навыки самоанализа и самоконтроля
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: уметь составлять хрии на противоречащие друг другу тезисы.
Зад. 14 (с. 236)
68
май
Нестрогие модели хрии
1
Особенности ситуаций использования «обратной» хрии, построенной по индуктивному образцу. Использование хрии с отступлениями от классического канона: хрия с пропусками некоторых этапов (анализ текстов учебника).
Личностные: способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе
Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(239) "Формирование у учащихся мировоззрения человека мира, активной гражданской позиции на уроках родного русского языка и литературы "
["seo_title"] => string(146) "formirovaniie-u-uchashchikhsia-mirovozzrieniia-chielovieka-mira-aktivnoi-ghrazhdanskoi-pozitsii-na-urokakh-rodnogho-russkogho-iazyka-i-litieratury"
["file_id"] => string(6) "177814"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1424710306"
}
}