КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИКУМЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО-3
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИКУМЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО-3
В статье представлены теоретические и практические основы формирования языковых компетенций. Автор исследует , анализирует зависимость чтения и понимания текстов.
Просмотр содержимого документа
«КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИКУМЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО-3 »
Сюбаева Марина Ильинична, г.Белово
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО-3
В статье представлены теоретические и практические основы формирования языковых компетенций. Автор исследует , анализирует зависимость чтения и понимания текстов.
COMPETENCE APPROACH TO ORGANIZATION TRAINING COLLEGE IN IMPLEMENTATION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF SECONDARY VACATIONAL EDUCATION-3
The paper presents the theoretical and practical basis for the formation of linguistic competence. The author investigates and analyzes the dependence of reading and understanding of texts. Keywords: competence, language competence, educational standard, creativity.
Привычная картина: ребёнок у телевизора, ребёнок с телевизионной приставкой, ребёнок с плеером, учащийся у компьютера. Сколько времени может в течение дня проводить ребёнок с техникой? Не считали? Я поинтересовалась у своих первокурсников и выяснила, что эти пять-шесть часов незаметно для них пролетают, когда они усаживаются “поиграть” один на один или с группой возле “мыслящего,” но бессловесного и бесчувственного игрока. А возьмите и посчитайте, сколько часов это будет в течение месяца (150-180) и года (1825-2190)! Всё это время подросток оказывается в духовном вакууме, когда у него отсутствует общение.
На смену традиционным методикам пришли в последнее время интегральные технологи, где решающее место занял компьютер. Значит, долгое время в жизни обучающегося оказывается невостребованным такой компонент обучения как языковая и коммуникативная компетенция. И я поставила целью обучения: формирование у обучаемых языковой компетенции.
Компетентность - непосредственный результат образования, выражающийся в овладении определенным набором способов деятельности.
Компетентностный подход к обучению русскому языку позволяет ответить на вопрос, как ребёнок владеет языком, на каком уровне: языковом, лингвистическом, коммуникативном, социокультурном.
В настоящее время в практике преподавания русского языка наметились тенденции к созданию новых технологий, связанных с построением дидактико-методических систем обучения русскому языку. На основе анализа методической литературы и изучения опыта преподавания русского языка установлена необходимость поиска оптимальных условий языкового развития обучающихся. Это актуализировало проблему формирования языковой компетентности студентов. Таким образом, возникает потребность в разрешении основного противоречия между требованиями Образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку к уровню языковой подготовки обучающихся и отсутствием условий, обеспечивающих эту подготовку.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. На уроках русского языка предлагаю студентам разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.
В колледже мы учим создавать тексты всех стилей русского литературного языка, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов. Вместе с навыками письменной речи у студентов развивается память, логическое и образное мышление, волевые качества: усидчивость, терпение. Всё это необходимо в любой профессии.
Развитие лексической стороны речи, языковой прослеживается через работу со словарями, составление сказок собственного сочинения, озвучивании творческих работ.
Осуществление графической стороны речи включает в себя художественное оформление сказок собственного сочинения, картин природы, образов литературных героев, эпизодов произведений, значений фразеологизмов.
Произносительная и грамматическая стороны речи прослеживаются в каждой форме работы- это игровая деятельность, монологическая, диалогическая речь, выступления с докладами, рефератами, на конференциях.
Орфографическая, грамматическая, синтаксическая стороны речи просматриваются в написании письма литературному герою, кроссвордах, озвучивании творческих работ, составлении методического обеспечения, выполнении контрольно-измерительных материалов.
Информационные технологии – использование видео-коллекции: худож. фильмы, видео-лекции, развивающие занимательные материалы по русому языку, работа на компьютерах, составление презентаций и наглядных пособий.
Использую различные виды контроля, в том числе, входной и итоговый, где отчётливо видна практическая направленность данной темы.
По итогам входного контроля групп 1 курса по русскому языку средний балл знаний составлял от 2,3 до 2, 9; а за 1 семестр от 2,7 до 3,2.
Низкий средний балл из-за посещаемости студентов, плохой базы усвоения школьной программы, медленного и неосознанного чтения!
Чтобы были высокие показатели в учебной деятельности студентов, необходимо бегло читать, воспроизводить и понимать текст. В каждом учебном году я два раза провожу и отслеживаю динамику техники чтения отрывка незнакомого произведения. Предлагаю вашему вниманию динамику за четыре года:
Большую сложность составило задание на понимание прочитанного текста.
В 2009-2010 учебном году работу на понимание текста выполнило 37,5 % исследуемых студентов 1 курса, в 2010-2011 году- 43, 7%, в 2011-2012 году-48,2%, а 2012-2013 году – 50,1%.
Применение языковой компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без её развития не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, грамотного специалиста.
Список литературы:
1. Зеер Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования//Высшее образование в России.-2005.-№ 4
2. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос»-2005.-12 декабря
3. Божович, Е.Д. Языковая компетенция как критерий готовности к школьному обучению (на материале родного языка) // Е.Д.Божович, Е.И. Козицкая. -Психологическая наука и образование.-1999.-№ 1.