Инновационные решения при подготовке учащихся 9-ых классов к ОГЭ по русскому языку
Инновационные решения при подготовке учащихся 9-ых классов к ОГЭ по русскому языку
Подготовка к ОГЭ-процесс специфический и имеет массу особенностей.Для успешной сдачи экзамена по русскому языку мало грамотно писать,необходимо понять саму специфику экзамена.Анализ работ показывает,что объектом контроля являются не отдельныезнания,умения и навыки,а их комплексы,составляющие ту или иную компетенцию.
Каждый учитель выбирает свою систему подготовки девятиклассников к итоговой аттестации.Я в своей работе пользуюсьмногими источниками.Далее коректирую полученный материал в соответствии с уровнем подготовки класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационные решения при подготовке учащихся 9-ых классов к ОГЭ по русскому языку »
Инновационные решения при подготовке учащихся 9-ых классов к ОГЭ по русскому языку
Подготовка к ОГЭ – процесс специфический и имеет массу особенностей. Для успешной сдачи ОГЭ по русскому языку мало грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена. Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Следовательно, контрольно-измерительные материалы надо готовить тоже в компетентностном ключе. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций: 1) лингвистическую; 2) языковую; 3) коммуникативную.
Анализ работ учащихся по русскому языку в новой форме выявил ряд проблем:
проблему адекватности восприятия текста на слух;
проблему организации планомерной и постоянной работы над освоением учениками лексического богатства русского языка;
проблема недостаточного владения учащимися методами морфемного анализа слова;
проблема определения грамматической основы предложения
Результаты экзамена позволяют сделать вывод о том, что в курсе русского языка в основной школе большее внимание уделяется теоретической составляющей в освоении норм орфографии и пунктуации, чем практическому овладению этими нормами. Усиление практической направленности обучения русскому языку и соединение теории с практикой может быть достигнуто на основе многоплановой, системной и систематической работы.
В своей системе работы по подготовке к ОГЭ я выяснила для себя, что предметно-содержательный анализ текста- одно из условий успешной сдачи ОГЭ
«Начните действовать с того, что необходимо, затем сделайте то, что возможно, и неожиданно вы сможете сделать невозможное». Эти слова я как учитель, много лет готовящий выпускников к аттестации в разной форме, считаю призывом действовать, учитывая многие аспекты: уровень подготовленности класса, мотивацию учащихся, информированность родителей. Для выявления уровня подготовки учащихся проводится диагностика, результаты которой ложатся в основу предметно-содержательного анализа. Учитывая данные предметно- содержательного анализа, корректируется рабочая программа, в частности, в рабочую программу по русскому языку в раздел «Дополнительное содержание» включаются упражнения, направленные на ликвидацию пробелов, закрепляющие умения и навыки по определенным темам.
Анализ ОГЭ прошлых лет выявил определенные проблемы в подготовке учащихся, о чем было сказано выше. Следовательно, чтобы эффективнее шел процесс подготовки, следует продумать систему повторения изученного материала.
Необходимо совершенствовать формы промежуточного контроля по русскому языку с учетом новой формы итоговой аттестации.
В процессе обучения особое внимание необходимо уделять формированию аналитических навыков обучающихся, для чего следует усилить работу по разноаспектному лингвистическому анализу текста на уроках русского языка.
На уроках развития речи необходимо достаточное внимание уделять упражнениям на восприятие и воспроизведение информации в различном объеме.
Каждый учитель вырабатывает свою систему подготовки девятиклассников к итоговой аттестации. Я в своей работе пользуюсь многими источниками: специальной литературой (КИМы, тестовые задания, тренировочные упражнения), Интернет- ресурсами. Далее корректирую полученный материал в соответствии с уровнем подготовки класса. Я убеждена, что подготовка к итоговой аттестации- процесс длительный. Начинать работу нужно не с 9 класса, а с 5-го.
С 5-го по 9-ый класс с целью формирования ключевых компетенций использую пособие Малышкиной «Комплексный анализ текста». Работа с данным пособием в системе дает положительные результаты: у учащихся вырабатываются навыки определения стиля и типа речи, выделения микротем текста, навыки всех видов разбора.
Для формирования языковой и лингвистической компетенции широко использую такой вид контроля как тестирование. Создаю тематические тесты. В качестве подготовки учащихся к тематическим и контрольным тестам, особенно в 5-7 классах, в системе провожу цифровые диктанты, работу с перфокартами. Однако, как показывает опыт, не все дети способны на одном уровне овладеть изучаемым материалом. С целью создания ситуации успеха для каждого ученика применяю технологию уровневой дифференциации - внутреннюю дифференциацию, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика. Для этого применяю карточки базового и продвинутого уровня.
Особо хотелось остановиться на подготовке выпускников 9-х классов к написанию сжатого изложения. Начиная с 5-го класса практикую написание изложений-миниатюр и сочинений –миниатюр. Непосредственно в8-ых и 9-ых классах ведется работа по формированию навыков сжатия текста разных стилей и объемов. В этом плане мне близка система коллег из Саратова, разработавших курс подготовки учащихся 9-х классов к ГИА. Учитывая уровень подготовки своих учеников, я взяла часть курса у саратовских коллег, подготовив практическую базу для отработки навыков написания изложения.
И, конечно, невозможно сейчас представить работу учителя без использования ИКТ технологий, в том числе, и при подготовке к ОГЭ. В своей работе в системе использую тренажер «Фраза» в качестве контроля и самоконтроля, а также отработки орфографических и пунктуационных навыков.
Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися. Но всех нас объединяет одно: необходим результат. И это не только успешная сдача выпускниками 9 - х классов ОГЭ по русскому языку, это прежде всего воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью, личности компетентной.
«Трудности – это то, что делает жизнь интересной, их преодоление- содержательной».
Одним из помощников при подготовке к экзамену является для меня и моих учеников работа в кружке «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Далее я предлагаю план работы этого кружка
Программа кружка
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21»
г.Альметьевска Республики Татарстан
Сафиной Даймы Рашитовны
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОГЭ в 9 классе проверяет умение писать сжатое изложение, используя различные способы компрессии текста, читать текст и анализировать его содержание, выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка, то есть выполнять комплексный анализ текста.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы. Например, определение микротем, ключевых выражений, определения главной и второстепенной информации, формирование умения абзацного членения текста. Поэтому необходим специальный дополнительный курс, основной целью которого является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка.
Задачи занятий:
систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения ОГЭ;
совершенствование умения излагать текст в сжатой форме с использованием разных способов компрессии текста;
совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.
Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.
Информационный материал сочетается с активными формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов, и с промежуточным контролем ЗУН
На занятиях используются:
Лекции учителя с различными видами заданий;
Составление обобщающих таблиц и опорных схем;
Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
Самостоятельный отбор материала;
Работа в группах;
Работа с пакетами КИМов;
Написание изложений и сочинений.
В результате изучения курса учащиеся должны:
-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
-уметь писать сочинения-рассуждения на заданные темы;
-уметь писать сжатые изложения
ЗНАТЬ:
нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).
В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:
текст как речевое произведение;
смысловая и композиционная цельность, связность текста;
функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;
средства связи предложений в тексте;
лексическое значение слова и фразеологического оборота;
морфемно-словообразовательный анализ слова;
основные способы словообразования;
морфологический анализ знаменательных частей речи;
морфологический анализ служебных частей речи;
словосочетание, способы подчинительной связи в словосочетаниях;
простое предложение: главные и второстепенные члены;
двусоставные и односоставные предложения;
сложносочиненное предложение;
сложноподчиненное предложение;
сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
сложные предложения с разными видами связи между частями;
синтаксический анализ простого предложения;
синтаксический анализ сложного предложения.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Постигаем тайны ОГЭ. Знакомство с целями, задачами, содержанием кружка «Подготовка к ОГЭ по русскому языку», со спецификой ОГЭ, со структурой и содержанием экзаменационной работы, с критериями оценивания экзаменационной работы. Знакомство с демоверсией.
I. Подготовка к выполнению части 1 - написанию сжатого изложения
Слушание. Адекватное понимание устной речи. Изложение. Виды изложений Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические. . Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).
II. Подготовка к выполнению части 2
Адекватное понимание письменной речи. Текст как речевое произведение. Анализ текста. Смысловая и композиционная целостность текста. Тестовые задания.
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Понятие о контексте. Слово в контексте. Группы слов по происхождению и употреблению. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Лексическая сочетаемость. Смешение паронимов. Жаргонизмы. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Лексический анализ. Тестовые задания.
Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики. Разграничение понятий «тропы, фигуры речи, приемы» Анализ средств выразительности. Тестовые задания.
Правописание корней, словарных слов, корней с чередованием.
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. (Тест)
Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Синтаксические нормы.
Словосочетание Типы подчинительной связи в словосочетаниях Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Тест. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых. Простое осложнённое предложение. Правильное построение предложений с обособленными членами. Знаки препинания в простом осложнённом предложении
Практикум. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами
Тест. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых.
Синтаксический анализ сложного предложения.
Сложные предложения, виды подчинения в сложном предложении.
Сложные предложения с разными видами связи.
IV. Подготовка к выполнению части 3,
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения С2. Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Композиция сочинения-рассуждения: тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи.
Итоговое занятие. Работа с бланками ответов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
Оборудование
Виды учебной деятельности
Формы промежуточного контроля
1
Введение. Постигаем тайны ОГЭ
Сборники типовых тестовых заданий. Распечатки критериев проверки и оценки выполнения заданий
разных частей ОГЭ
Знакомство с целями, задачами, содержанием курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку», со спецификой ОГЭ, со структурой и содержанием экзаменационной работы, с критериями оценивания экзаменационной работы. Работа с демоверсией
2
Виды изложений Особенности сжатого изложения
Текст как единицы языка.
Распечатки текстов
“Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под редакцией И.П.Цыбулько”
36 вариантов, Национальное образование, Москва. 2014 г.
и из Открытого банка заданий.
Лекция. Беседа. Ведение тетради для подготовки к ОГЭ, запись теоретического и практического материала в эту тетрадь.
Составление словарной статьи к понятию «Сжатое изложение»
Анализ критериев оценивания сжатого изложения
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Функциональные стили речи, типы текстов
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Содержательный анализ текста
3
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Главная и второстепенная информация в тексте
Способы и приемы компрессии текста
Распечатки текстов
Сборник под редакцией И.П.Цыбулько
Презентация
Работа с текстом, абзацное членение, выделение микротем.
Определение темы, основной мысли текста, подбор заголовка, деление на смысловые части, выделение ключевых слов, главной и второстепенной информации в тексте.
Запись в тетрадь.
Слушание. Адекватное понимание устной речи. Сжатие текстов, используя разные приемы компрессии. Запись в тетрадь.
4
Сжатое изложение с использованием приема сокращения. Сжатое изложение с использованием приема обобщения. Анализ сжатых изложений.
Презентация.
Сборник под редакцией И.П.Цыбулько
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости Приемы сжатия текста.
Сжатое изложение
5
-Адекватное понимание письменной речи. Текст как речевое произведение.. Смысловая и композиционная целостность текста. –задание2
- Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слово в контексте -задание 6 Смешение паронимов.
-Распечатки текстов из
сборника под редакцией И.П.Цыбулько
-Презентации
-Краткий словарь лингвистических и литературоведческих терминов
-Таблицы, опорные схемы
-Справочные материалы
Запись теоретического материала в тетрадь для подготовки к ОГЭ
Выполнение заданий - презентация
Работа со словарями
Выполнение заданий - презентация
Работа с паронимическим минимумом
Развернутый ответ по опорной схеме.
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Разграничение понятий «тропы, фигуры речи, приемы»
тест
5
Выразительность русской речи. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики. Анализ средств выразительности -задание 3.
Разграничение понятий «тропы, фигуры речи, приемы». Запись в тетрадь «ОГЭ»
Выполнение заданий -презентация
Тренировочные упражнения с тропами и фигурами речи - презентация.
Распечатки исходных текстов из сборника под редакцией И.П.Цыбулько
Фонетический разбор слов. Выполнение задания - презентация. Запись теории и примеров в тетрадь «ОГЭ». Выполнение заданий .
Тест
7
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени-задание 5
Учебники русского языка.
Сборник под редакцией И.П.Цыбулько
Запись теории и примеров в тетрадь «ОГЭ».
Тренировочные упражнения-тесты
Выполнение заданий -презентация
Тест
8
Практикум. Выполнение тестов с заданиями 2-7.
Распечатки текстов из сборника И.П.Цыбулько
Анализ текста. Выполнение заданий
Лингвистический анализ текста
9
Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению
Синтаксические нормы. Словосочетание Типы подчинительной связи в словосочетаниях -задание6
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых -задание 8,11
Словари, справочники.
Сборник под редакцией И.П.Цыбулько
Презентации
Учебники русского яз., 8 кл.
Запись теории и примеров в тетрадь «ОГЭ».
Анализ текста. Выполнение заданий
Выделение словосочетаний из предложений, определение способа связи - тесты
Выполнение заданий -тесты
Выполнение заданий – тесты, презентации
Тест
10
- Простое осложнённое предложение. Правильное построение предложений с обособленными членами.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении
- Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения-задание 10,9
Сборник под редакцией И.П.Цыбулько
Распечатки текстов
Запись теории и примеров в тетрадь «ОГЭ».
Выполнение заданий – тесты, презентации
Характеристика и разбор предложений Выполнение заданий
11
Знаки препинания в сложносочинённом предложении, виды связей.
Знаки препинания в СПП –задание13
Тесты с заданиями
Запись в тетрадь «ОГЭ» теории и примеров.
Тренировочные упражнения Выполнение заданий
тест
12
Синтаксический анализ СП, виды подчинений –задание 12-14
Тесты с заданиями
Запись в тетрадь «ОГЭ» теории и примеров.
Характеристика и разбор предложений Тренировочные упражнения
тест
13
Сложные предложения с разными видами связи –задание 14
Тесты с заданиями
Тесты из сборника И.П.Цыбулько.
Запись в тетрадь «ОГЭ» теории и примеров
Характеристика и разбор предложений.
Тренировочные упражнения
тест
14-15
Практикум
Тесты из сборника И.П.Цыбулько
Выполнение тестов с заданиями
Анализ допущенных ошибок.
тест
IV. Подготовка к выполнению заданий 15.1,15.2,15.3
16
Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении.Знакомство с высказываниями для сочинений из сборника И.П.Цыбулько.
Презентация
Запись в тетрадь для подготовки к ОГЭ.
Классификация речевых, логических и грамматических ошибок.
17
Сочинение-рассуждение.Компо-
зиция сочинения-рассуждения . Средства межфразовой связи.
Презентация
Написание сочинения-рассуждения
Чтение текстов и анализ сочинений-образцов. Самостоятельная работа. Корректировка работ.
сочинение
18
Практикум. Написание сочинений по высказываниям из сборника И.П.Цыбулько.
Написание сочинений-рассуждений. Чтение текстов и анализ сочинений.
сочинение
V. Выполнение тестов из сборника И.П.Цыбулько
19-33
Выполнение тестов из сборника И.П.Цыбулько
Распечатка тестов из сборника И.П.Цыбулько
Выполнение тестов, анализ заданий, допущенных ошибок, работа над ошибками.
тест
34
Репетиционный экзамен в формате ОГЭ
Распечатка тестов из сборника И.П.Цыбулько
Работа с бланками ответов
тест
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Егораева Г.Т. Русский язык: 9 класс. ГИА (в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. –М.: «Экзамен», 2011.
2. Русский язык. Типовые экзаменационные материалы под редакцией И.П.Цыбулько, издательство «Национальное образование», Москва. 2013 г.
3. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка – М.: Просвещение, 1989
4. Крючков С.Е. Русский язык в таблицах. 5-9 классы. - М.: Айрис-пресс,2004.
5. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: ООО «А ТЕМП», 2008
6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. - М.: Айрис-пресс,2004.
7. Скиргайло Т.О, Ахбарова Г.Х. Сочинения на лингвистическую тему. Русский язык. 9 класс: пособие для учащихся.-Казань: Изд-во МОиН РТ,2011
8.Драбкина с.В.,Субботин Д.И.Успешная подготовка.Разбор заданий.Алгоритмы.Тесты.Государственная итоговая аттестация в новой форме.Москва. «интеллект-Центр»2014
9.Шипачёва Л.А.Русская орфография и пунктуация.Пособие для старшеклассников.Москва. «Школьная пресса.2007
10\Сенина Н.А.Русский язык.Подготовка к ГИА-2015.Ростов-на-Дону.2014
Материалы, размещенные на сайтах
-www:fipi.ru:
- документы, регламентирующие разработку КИМов для государственной итоговой аттестации по русскому языку 2013 г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);
- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов 2013 г.;
- перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзамену.
- www1.ege.edu.ru/g
Памятка для учащихся «Как писать сжатое изложение»
Прослушайте текст.
После первого чтения текста выполните следующие шаги:
Определите тему текста (о чем текст?).
Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).
Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
Прослушайте текст во второй раз.
Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).
Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).
Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.