kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс "Пиши и говори правильно"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели    элективного  учебного предмета :    

  1. формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач 
  2. совершенствование языковой грамотности;
  3. совершенствование письменной речи;
  4. освоение норм русского литературного языка;
  5. развитие логического мышления
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Пиши и говори правильно"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа элективного учебного предмета по русскому языку «Пишем и говорим правильно» разработана для учащихся 10-11 классов и рассчитана на 68 учебных часов (по 34 часа в каждом классе). Программа элективного учебного предмета в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку, Приказом Минобрнауки России №1400 от 26.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» и  Приказом Минобрнауки России № 306 от 24 марта 2016 г. «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400».

Элективный учебный предмет по русскому языку «Пишем и говорим правильно» очень актуален для выпускников. КИМы по русскому языку имеют свою специфику в формулировке и содержании заданий и требуют от учащихся определенных технологий выполнения этих заданий, элективный учебный предмет по русскому языку полностью ориентирован на формат КИМов и позволяет эффективно подготовить выпускника к итоговой аттестации по русскому языку и способствует расширению и систематизации теоретических сведений, полученных учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, усовершенствовать навыки составления своего текста, будет способствовать развитию речи учащихся, совершенствовать языковую грамотность, развивать мыслительные операции, - все эти умения позволят выпускнику эффективно учиться и профессионально развиваться в дальнейшем.

Цели элективного учебного предмета :

  1. формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач

  2. совершенствование языковой грамотности;

  3. совершенствование письменной речи;

  4. освоение норм русского литературного языка;

  5. развитие логического мышления

Задачи элективного учебного предмета :

1. обобщить и повторить полученные знания по основным разделам русского языка курса средней школы;

2. закрепить орфографические и пунктуационные навыки;

3. развивать владение нормами русского языка и языковую культуру;

4. развивать умение составлять алгоритм к задаче;

5. сформировать умение использовать разные виды чтения;

6. развивать умение анализировать текст;

7. сформировать умение формулировать тезис и адекватно его аргументировать;

8. сформировать навыки составления собственного текста;

9. сформировать умение искать и обрабатывать информацию;



Результаты освоения элективного учебного предмета


После освоения элективного учебного предмета выпускники должны знать:

  • правила русской орфографии и пунктуации;

  • нормы русского литературного языка;

  • основные теоретические понятия лингвистики;

  • средства художественной выразительности;

  • основы анализа текста;

  • теорию написания сочинения-рассуждения;



уметь:

  • Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов.

  • Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм.

  • Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов

  • Объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов.

  • Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи.

  • Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации.

  • Владеть основными приёмами информационной переработки письменного текста.

  • Создавать письменные высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст.

  • Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка.

  • Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

  • Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 10 класс (34 часа)

Введение (1 ч.)

Языковые нормы. (3 ч.)

Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.

Орфоэпические нормы (1 ч.)

Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.

Лексические нормы (3 ч.)

Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка.. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Грамматические нормы (3 ч.)

Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические.

Словообразовательные нормы (2 ч.)

Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок.

Морфологические нормы (9 ч.)

Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Средства связи предложений в тексте.

Синтаксические нормы (13 ч.)

Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение словосочетаний.

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.

Построение предложений с однородными членами. Построение сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 11 класс (34 часа)

Орфографические нормы (4 ч.) Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные написания. Н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов.

Пунктуационные нормы (4 ч.)

Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

Текст (7 ч.)

Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Функционально-смысловые типы речи. (5 ч.)

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

Функциональные стили речи (6 ч.)

Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста..

Изобразительно-выразительные средства языка. (4 ч.)

Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

Коммуникативная компетенция (4 ч.)

Информационная обработка текста. Употребление языковых средств.

Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы.

Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.

Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение.

Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.

Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм.























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

10 класс



П/П

ТЕМА

КОЛ-ВО

ЧАСОВ

ТЕОРЕТ.

ЧАСТЬ

ПРАКТИЧ.

ЧАСТЬ

1

Введение.

1

1


2

Литературный язык. Языковые нормы.

3

1

2

3

Орфоэпические нормы русского языка

1

-

1

4

Лексические нормы

3

1

2

5

Грамматические нормы

3

1

2

6

Словообразовательные нормы

2

1

1

7

Морфологические нормы.

9

2

7

8

Синтаксические нормы и пунктуация

13

2

11


Всего часов

34

9

25



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

11 класс



П/П

ТЕМА

КОЛ-ВО

ЧАСОВ

ТЕОРЕТ.

ЧАСТЬ

ПРАКТИЧ.

ЧАСТЬ

1

Орфографические нормы

7

3

4

2

Пунктуационные нормы

4

1

3

3

Текст

3

1

2

4

Функционально-смысловые типы речи

5

1

4

5

Функциональные стили речи

6

1

5

6

Изобразительно-выразительные средства языка

3

1

2

7

Коммуникативная компетенция.

5

2

3


Всего часов

34

7

27





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс ( 34 часа)

№ п/п

Тема занятия

К-во час.

Дата проведения

Примечание

По плану

Фактически


Введение

1




Языковые нормы

3




1.

Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм.

1




2.

Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка.

1




3

Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка.

1




Орфоэпические нормы

1




4.

Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.

1




Лексические нормы

3




5.

Лексическое и грамматическое значение слова

1




6.

Деление лексики русского языка на группы

1




7.

Фразеологизмы. Речевые ошибки

1




Грамматические нормы

3




8.

Грамматические нормы.

1




9.

Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические.

1




10.

Грамматические ошибки и их предупреждение.

1




Словообразовательные нормы

2




11.

Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Ошибочное словообразование.

1




12.

Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе.

1




Морфологические нормы

9




13.

Морфологические нормы.

1




14.

Правила и нормы образования форм слов разных частей речи.

1




15.

Морфология и орфография. Морфологические нормы русского языка.

1




16.

Самостоятельные части речи.

1




17.

Служебные части речи.

1




18.

Междометия. Звукоподражательные слова.

1




19.

Морфология. Средства связи предложений в тексте.

1




20.

Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.

1




21.

Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.

1




Синтаксические нормы.

13




22.

Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов.

1




23.

Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая основа предложения.

1




24.

Простые и сложные предложения.

1




25.

Односоставные предложения. Неполные предложения.

1




26.

Нормы согласования

1




27.

Нормы управления.

1




28.

Нормы примыкания.

1




29.

Синтаксическая синонимия.

1




30.

Знаки препинания в простом предложении.

1




31.

Предложения с вводными словами и конструкциями.

1




32.

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.

1




33.

Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях.

1




34.

Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.

1





Всего часов

34










ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11 класс (34 часа)

№ п/п

Тема занятия

К-во час.

Дата проведения

Примечание

По плану

Фактически


Орфографические нормы

7




1.

Трудные случаи русской орфографии: правописание корней и приставок.

1




2.

Правописание корней. Безударные гласные корня.





3.

Гласные и, ы после приставок.





4.

Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм.





5.

–Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание суффиксов различных частей

1




6.

Слитное и раздельное написание не с различными частями речи

1




7

Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов.

1




Пунктуационные нормы

4




8.

Трудные случаи пунктуации.

1




9.

Трудные случаи пунктуации.

1




10.

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями.

1




11.

Пунктуация в сложных предложениях: Сложное предложение с разными видами связи.

1




Текст

4




12.

Смысловая и композиционная целостность текста.

1




13.

Последовательность предложений в тексте. Логико-смысловые отношения между частями микротекста.

1




14.

Средства связи предложений в тексте.

1




15.

Основная и дополнительная информация микротекста.

1




Функциональные стили речи

6




16.

Функциональные стили речи, их основные особенности.

1




17.

Разговорный стиль речи. Его особенности.

1




18.

Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки.

1




19.

Публицистический стиль, его особенности.

1




20.

Научный стиль, его особенности.

1




21.

Художественный стиль речи.





Функционально-смысловые типы речи

5




22.

Функционально-смысловые типы речи .

1




23.

Повествование.

1




24.

Описание.

1




25.

Рассуждение.

1




26.

Предупреждение ошибок при определении типов речи.

1




Изобразительно-выразительные средства языка

3




27.

Речь. Выразительные средства лексики и фразеологии.

1




28.

Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте.

1




29.

Стилистические фигуры, их роль в тексте.

1




Коммуникативная компетенция

5




30.

Исходные тексты. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем.

1




31.

Комментарий к проблеме текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.

1




32.

Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации.

1




33.

Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении.

1




34.

Требования к точности и выразительности речи .

1





Всего часов

34














ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ



1. Васильевых И.П., Иванов С.Л., Дощинский Р.А. ЕГЭ-2018. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов. / Под редакцией И.П. Цыбулько. – М. : Издательство «Национальное образование», 2018. – 384 с.

2. Власенков А.И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 383 с.

3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы», изд. 2-е, М.: Просвещение, 2004.  

4. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы», книга для учителя, издание 5-е, М.: Просвещение, 2002.

5. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. М., 2016.

6. Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы. М., 2011.

7. Драбкина С.В. Единый государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие. / С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. – 2-е изд., испр. – Москва: Интеллект-центр, 2017. – 320 с.

8. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку. Комментарий к сформулированной проблеме текста: подготовка к выполнению части 2 / Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 110, [2] с. (Серия «ЕГЭ. Практикум»)

9. ЕГЭ 2018. Русский язык. 50 вариантов типовых тестовых задний / Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Львов В.В., Егораева Г.Т. – М.: Издательство «Экзамен», 2018. – 447 с.

10. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс - М.: ТП Сфера, 2010.

11. Назарова Т.Н. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий части 1: задания 1-24 / Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка. – М. : Издательство «Экзамен», 2017. – 174, [2] с. (Серия «ЕГЭ. Практикум»)

12. Сенина Н.А., Гармаш С.В., Гурдаева Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2017. 25 тренировочных вариантов по демоверсии 2017 года : учебно-методическое пособие / Под редакцией Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2017. – 592 с. – (ЕГЭ).

13. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. / Под редакцией Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2016. – 288 с. – (ЕГЭ).

Интернет-ресурсы.

1. http://www.ege.edu.ru

2. http://www.fipi.ru

3. http://reshuege.ru/














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Элективный курс "Пиши и говори правильно"

Автор: Пчела Татьяна Николаевна

Дата: 24.09.2022

Номер свидетельства: 613728

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Говорим и пишем правильно""
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_elektivnogo_kursa_po_russkomu_iazyku_govorim_i_pishem_pravil"
    ["file_id"] => string(6) "503202"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1552702111"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Система подготовки к ГИА по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(45) "sistiema-podghotovki-k-gia-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "194461"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427782894"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства