kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Авторская программа элективного курса по русскому языку " Изобразительно - выразительные средства русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Элективный курс «Изобразительно – выразительные средства русского языка»  выстроен на уровне межпредметных связей (русский язык и литература), рассчитан   на 18 часов и  предназначен для учащихся  9 класса. Данный курс направлен на углубление и расширение знаний учащихся о тексте, совершенствование  навыков определения выразительных средств языка на уровне компетенции.

     В основной школе изучение выразительных средств языка осуществляется на уроках литературы в связи с анализом художественных произведений. Формирование знаний теоретических понятий, а  также речеведческий анализ текста выполняется  попутно с изучением художественных произведений. Такой работы недостаточно для совершенствования  речевой культуры учащихся, формирования аналитического и речеведческого опыта учащихся.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа элективного курса по русскому языку " Изобразительно - выразительные средства русского языка»

Программа элективного курса

по русскому языку











Изобразительно - выразительные средства русского языка











Составила: Кутуз Татьяна Тихоновна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3

г. Новозыбкова» Брянской области















Пояснительная записка

Элективный курс «Изобразительно – выразительные средства русского языка» выстроен на уровне межпредметных связей (русский язык и литература) , рассчитан на 18 часов и предназначен для учащихся 9 класса. Данный курс направлен на углубление и расширение знаний учащихся о тексте, совершенствование навыков определения выразительных средств языка на уровне компетенции.

В основной школе изучение выразительных средств языка осуществляется на уроках литературы в связи с анализом художественных произведений. Формирование знаний теоретических понятий, а также речеведческий анализ текста выполняется попутно с изучением художественных произведений. Такой работы недостаточно для совершенствования речевой культуры учащихся, формирования аналитического и речеведческого опыта учащихся.
Цели курса:

перспективная: помочь ученику, творчески овладевая русским языком, расширить и углубить знания о законах языка, художественно- выразительных средствах; 

ближайшая: помочь сориентироваться для успешной сдачи экзамена в условиях системы государственной аттестации учащихся 9 классов по русскому языку, помочь определиться с профилем для обучения в старших классах. 
Задачи курса:

• Совершенствование речевой культуры.

• Воспитание культурно-ценностного отношения к русской речи. 

Задать систему ориентиров в многообразии языковых средств, вооружить ученика чёткими критериями их разграничения, чтобы ученик мог самостоятельно определять границы своей языковой компетенции и ставить индивидуальные учебные цели. 

Способствовать овладению новыми формами работы с информацией: анализ, синтез, проектирование . 

Способствовать расширению аналитического и речеведческого опыта учащихся . 

Подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации . 

Сформировать потребность в речевом усовершенствовании 

Основные направления курса: 
1. Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за средствами художественной выразительности, а также в ходе работы со словарными статьями . 
2. Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи; навыками и умениями анализа художественного текста на примере лучших образцов произведений. 
Содержательной основой является более глубокое осмысление речевой деятельности, культуры речи, обогащение речи изобразительно-выразительными средствами, овладение рациональными приемами и способами решения орфографических и пунктуационных задач. 

Форма занятий: лекции с элементами беседы, тренинги по определению средств и приемов создания выразительной речи, анализ художественных текстов. Практические занятия предполагают непосредственную работу с языковыми средствами: наблюдение в речевом высказывании средств выразительности, распознавание в тексте, анализ художественных произведений, самостоятельный подбор текстов для анализа. С целью контроля знаний учащихся предполагаются тематические зачёты, тестирование. Контроль сформированных практических умений и навыков производится упражнениями по анализу текстов.


Специфика подхода к занятиям: 
Рабочая программа курса носит примерный характер. Не ставится задача системного и последовательного изучения всех изобразительно-выразительных средств русской речи. Отбор их производится по критериям частотности употребления их в художественных текстах и уровню лингвистической компетенции учащихся. 

Учебно-тематическое планирование курса

№ п/п

Перечень разделов, тем

Количество часов

Вид занятий

Теоретические сведения о изобразительно-выразительных средствах русского языка (тропах)

1.

Введение. Образные средства речи.

1

Лекция

2-3.

Средства художественной выразительности. Тропы.

Эпитет. Эпитеты постоянные, изобразительные, эмоциональные, метафорические.

 

2

Лекция, практическая работа

4-5.

Метафора. Олицетворение.

2

Лекция, практическая работа

6.

Метонимия. Синекдоха.

1

Лекция, практическая работа

7.

Иносказание. Аллегория.

1

Лекция, практическая работа

8.

Гипербола. Литота.

1

Лекция, практическая работа

9.

Сравнение

1

Лекция, практическая работа

10.

Ирония. Перифраза.

1

Лекция, практическая работа

11.

 Практикум по теме «Тропы».

1

Работа с текстом, решение тестов.

Теоретические сведения  об изобразительно-выразительных средствах русского языка (фигурах речи)

12.

Стилистические фигуры. Анафора. Эпифора. Параллелизм.

1

Лекция, практическая работа

13.

Антитеза.

1

Лекция, практическая работа

14.

Инверсия. Оксюморон. Градация

1

Лекция, практическая работа

15.

Многосоюзие. Бессоюзие. Параллелизм. Эллипсис. Парцелляция.

1

Лекция, практическая работа

16.

Риторическое обращение, риторическое восклицание, риторический вопрос

1

Лекция, практическая работа

17.

Ритмомелодическое оформление.

1

Лекция, практическая работа

18.

Практикум по теме «Фигуры речи».

1

Работа с текстом, решение тестов.

Литература

  1. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи, М.: 1998.

  2. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать, М.: 1988.

  3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика, М.: 1988.

  4. Новиков Л.А. Искусство слова. М.: 1991.

  5. Махницкая Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе. Пособие для подготовки к экзаменам. Ростов-на-Дону.: 2005.

  6. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область “Филология” /Министерство образования РФ.- М.:Вита-Пресс,2004. 

  7. Краткий словарь литературоведческих терминов (любое издание). 

  8. Словарь юного филолога.

  9. Литература: Большая Энциклопедия школьника. 5-11 классы.- М.: Дрофа,2001. 

  10. Русский язык. Языкознание: Большая Энциклопедия школьника. 5-11 классы.- М.: Дрофа, 2001. 

  11. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.- М.:Дрофа,2001. 

  12. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М.:Просвещение,1999.

  13. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения на отлично. Стилистика и культура речи.- М.: Махаон, 2005. 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кутуз Татьяна Тихоновна

Дата: 12.01.2016

Номер свидетельства: 275910

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Учебная программа факультативного курса по русскому языку "От слова к словесности" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(95) "uchiebnaia-proghramma-fakul-tativnogho-kursa-po-russkomu-iazyku-ot-slova-k-sloviesnosti-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141147"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418058853"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Программа авторского элективного курса «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста» 10-11 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_avtorskogo_elektivnogo_kursa_teoriia_i_praktika_sochineniia_rassuzhden"
    ["file_id"] => string(6) "532844"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1576786455"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства