Авторская программа элективного курса по русскому языку " Изобразительно - выразительные средства русского языка
Авторская программа элективного курса по русскому языку " Изобразительно - выразительные средства русского языка
Элективный курс «Изобразительно – выразительные средства русского языка» выстроен на уровне межпредметных связей (русский язык и литература), рассчитан на 18 часов и предназначен для учащихся 9 класса. Данный курс направлен на углубление и расширение знаний учащихся о тексте, совершенствование навыков определения выразительных средств языка на уровне компетенции.
В основной школе изучение выразительных средств языка осуществляется на уроках литературы в связи с анализом художественных произведений. Формирование знаний теоретических понятий, а также речеведческий анализ текста выполняется попутно с изучением художественных произведений. Такой работы недостаточно для совершенствования речевой культуры учащихся, формирования аналитического и речеведческого опыта учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Авторская программа элективного курса по русскому языку " Изобразительно - выразительные средства русского языка»
Программа элективного курса
по русскому языку
Изобразительно - выразительные средства русского языка
Составила: Кутуз Татьяна Тихоновна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3
г. Новозыбкова» Брянской области
Пояснительная записка
Элективный курс «Изобразительно – выразительные средства русского языка» выстроен на уровне межпредметных связей (русский язык и литература) , рассчитан на 18 часов и предназначен для учащихся 9 класса. Данный курс направлен на углубление и расширение знаний учащихся о тексте, совершенствование навыков определения выразительных средств языка на уровне компетенции.
В основной школе изучение выразительных средств языка осуществляется на уроках литературы в связи с анализом художественных произведений. Формирование знаний теоретических понятий, а также речеведческий анализ текста выполняется попутно с изучением художественных произведений. Такой работы недостаточно для совершенствования речевой культуры учащихся, формирования аналитического и речеведческого опыта учащихся. Цели курса:
перспективная: помочь ученику, творчески овладевая русским языком, расширить и углубить знания о законах языка, художественно- выразительных средствах;
ближайшая: помочь сориентироваться для успешной сдачи экзамена в условиях системы государственной аттестации учащихся 9 классов по русскому языку, помочь определиться с профилем для обучения в старших классах. Задачи курса:
• Совершенствование речевой культуры.
• Воспитание культурно-ценностного отношения к русской речи.
Задать систему ориентиров в многообразии языковых средств, вооружить ученика чёткими критериями их разграничения, чтобы ученик мог самостоятельно определять границы своей языковой компетенции и ставить индивидуальные учебные цели.
Способствовать овладению новыми формами работы с информацией: анализ, синтез, проектирование .
Способствовать расширению аналитического и речеведческого опыта учащихся .
Подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации .
Сформировать потребность в речевом усовершенствовании
Основные направления курса: 1. Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за средствами художественной выразительности, а также в ходе работы со словарными статьями . 2. Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи; навыками и умениями анализа художественного текста на примере лучших образцов произведений. Содержательной основой является более глубокое осмысление речевой деятельности, культуры речи, обогащение речи изобразительно-выразительными средствами, овладение рациональными приемами и способами решения орфографических и пунктуационных задач.
Форма занятий: лекции с элементами беседы, тренинги по определению средств и приемов создания выразительной речи, анализ художественных текстов. Практические занятия предполагают непосредственную работу с языковыми средствами: наблюдение в речевом высказывании средств выразительности, распознавание в тексте, анализ художественных произведений, самостоятельный подбор текстов для анализа. С целью контроля знаний учащихся предполагаются тематические зачёты, тестирование. Контроль сформированных практических умений и навыков производится упражнениями по анализу текстов.
Специфика подхода к занятиям: Рабочая программа курса носит примерный характер. Не ставится задача системного и последовательного изучения всех изобразительно-выразительных средств русской речи. Отбор их производится по критериям частотности употребления их в художественных текстах и уровню лингвистической компетенции учащихся.
Учебно-тематическое планирование курса
№ п/п
Перечень разделов, тем
Количество часов
Вид занятий
Теоретические сведения о изобразительно-выразительных средствах русского языка (тропах)