kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие по русскому языку "История пунктуации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие позволит расширить и углубить знания по истории пунктуации, взаимосвязи интонации и пунктуации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку "История пунктуации"»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ



Разработала учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №13» г. Железногорска Курской области

Зарубина Елена Владимировна






Тема: Интонация и пунктуация.


Цель: Расширить и углубить знания по истории пунктуации, взаимосвязи интонации и пунктуации.


Задачи

Образовательная:

  1. Сообщить об истории пунктуации в русском языке;

  2. Выявить в процессе анализа предложений алгоритм постановки знаков препинания;

  3. Создать условия для развития интереса учащихся к изучению русского языка;

  4. Создать условия для выявления одарённых в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитание у слабоуспевающих учеников веры в свои силы, в возможности преодоления отставания по русскому языку;

  5. Способствовать осознанию значения знаков препинания в предложении;

  6. Актуализировать знания учащихся о пунктуации.


Развивающая:

  1. Способствовать развитию психических процессов (произвольного внимания, памяти, мышления);

  2. Способствовать развитию умения строить доказательные умозаключения;

  3. Способствовать осознанному развитию адекватной самооценки учащихся.


Воспитательная:

  1. Способствовать воспитанию умения слушать и принимать к сведению доводы оппонентов;

  2. Способствовать воспитанию волевого контроля, умения следовать заданным правилам.


Оборудование: карточки с текстом, презентация

Формируемые УУД:

личностные: становление адекватной самооценки учащихся, формирование умения ставить перед собой учебные цели, становление осознанной положительной учебной мотивации. умение корректировать цель в зависимости от результатов деятельности;

познавательные: умение применять усвоенные ранее знания, умение строить грамотное рассуждение по вопросу, умение добывать недостающие знания в процессе рассуждения;

регулятивные: умение выстраивать план предстоящей деятельности, умение вести запись в заданной форме (таблица);

коммуникативные: умение вести диалог в процессе фронтальной работы, умение принимать другое мнение, умение обосновывать собственное.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Цель: Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

1. Мотивация к учебной деятельности

-Прочитайте стихотворение С.Я. Маршака «Знаки препинания».

Постарайтесь выяснить, какой знак важнее.






У последней точки

На последней строчке

Собралась компания

Знаков препинания.


Прибежал чудак –

Восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

-Ура! Долой! Караул! Разбой!


Притащился кривоносый

Вопросительный знак,

Задаёт он всем вопросы:

Кто? Кого? Откуда? Как?


Явились запятые,

Девицы завитые,

Живут они в диктовке

На каждое остановке.


Прискакало двоеточие,

Прикатило многоточие,
И прочие, и прочие, и прочие…


Заявили запятые:

Мы особы занятые,

Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.


-Если нет над вами точки,

Запятая – знак пустой!-

Отозвались с той же строчки

Тётя точка с запятой;


Двоеточие, мигая,

Закричало: Нет, постой,

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой,


Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу.


-Нет,- сказало многоточие,

Еле глазками ворочая,-

Если вам угодно знать,

Я важней, чем прочие…

Там, где нечего сказать,

Ставят многоточие…


Вопросительный знак

Удивился: То есть как?

Восклицательный знак

Возмутился: То есть как!


-Так, - сказала точка,

Точка-одиночка,-

Мной кончается рассказ,

Значит, я важнее вас.


-Каждый знак важен по-своему и хорош на своём месте.


Познавательные УУД


Личностные УУД


Цель: Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

-Я предлагаю творческим группам выступить с сообщением о происхождении знаков препинания.

























































-Какие выводы мы можем сделать, прослушав сообщения одноклассников?


-Давайте вернёмся к

стихотворению и перечитаем строки.



-Всегда ли знаки препинания соответствуют остановкам голоса?

-Можно ли расставлять знаки препинания при письме по слуху, полагаясь на интонацию?



-

1 группа

Пунктуация появилась намного позже, чем запись слов с помощью алфавита. До конца 15 века текст писался или вообще без промежутков между словами, или делился на нерасчленённые отрезки.


Слайд

Отрывок из рукописи первой половины 15 века: «тоеосеникнязьсеменъдмитриевичъсуздальский приидератьюкновъгородунижнему. Аснимъцаревичентякстысячьютатаръ. Людижезатворилисявъгороде».


(В ту осень князь Семен Дмитриевич Суздальский пришёл с войском к Новгороду Нижнему. А вместе с ним царевич Ентяк с тысячью татар. Люди же затворились в городе).


Первые знаки препинания показывали паузы.



2 группа

Раньше всех была введена точка (с 80-х годов 15 столетия), затем запятая (к концу первой четверти 16 века). Появившаяся после них точка с запятой вначале употреблялась и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой.

Появление и упорядочение знаков препинания связывают с развитием книгопечатания. Так, в книгах первой половины 16 века уже использовались такие знаки препинания: запятая, точка, точка с запятой, вопросительный знак. Несколько позднее появился восклицательный знак.


3 группа

В «Грамматике словенской» Мелетия Смотрицкого был использован новый знак – скобки, который в ту пору называли «вместным» знаком.

К концу 18 века появились тире, кавычки, и многоточие. Знак тире (или «черту») первым начал применять Н.М. Карамзин, русский писатель и историк.

В грамматических трудах тире впервые упоминается у языковеда А.А. Барсова, ученика М.В. Ломоносова. Этот учёный называл тире «молчанкой».

И другие знаки препинания раньше имели иные наименования. Так, точку с запятой в 16 веке называли «подстолия», а в 17 веке – «полуточие». Восклицательный знак именовался «удивным» (удивительным) знаком, а кавычки – знаком «пресекательным», «отменительным». Знак переноса вначале относили к пунктуационным знакам и называли «единитным».


-Все знаки препинания важны, но мы их можем расположить в хронологическом порядке появления в языке.


Явились запятые,

Девицы завитые,

Живут они в диктовке

На каждое остановке.


-Нельзя утверждать, что каждая остановка голоса обозначается запятой. Видимо, в своём весёлом стихотворении С.Я. Маршак говорит о запятых не всерьёз, а ради шутки, чтобы стихотворение читалось с большим интересом.


Регулятивные УУД





Познавательные УУД, Коммуникативные УУД

Личностные УУД



























Личностные УУД,






коммуникативные УУД



Личностные УУД



Регулятивные УУД, коммуникативные УУД

Цель: выявление и фиксация затруднения, связанного с постановкой знаков препинания.

3.Выявление причин затруднения и постановка цели

-Вы можете предположить, о чём мы сегодня будем говорить?

- Сформулируйте тему занятия.


- Оцените уровень собственного знания по вопросу.


- Может ли уровень измениться к концу занятия?


- Какие качества помогут вам это сделать?

-Интонация и пунктуация.




-Низкий, зачастую знаки препинания ставятся детьми в соответствии с интонацией, у нас не хватает знаний.

Личностные УУД



Регулятивные УУД

Цель: выстроить алгоритм предстоящей деятельности для выявления системы постановки знаков препинания; выявить, какие аспекты надо учитывать при постановке знаков препинания в предложении.

4. «Открытие» детьми нового знания

-Предлагаю ученикам ряд предложений, которые они записывают, разделяя фразы знаками пауз на речевые звенья.

















- Проанализируйте примеры и определите, совпадают ли в предложениях паузы и знаки препинания.



- На что мы обращаем внимание при постановке знаков препинания? (подсказка)




- Давайте расширим наши знания о роли знаков препинания.

-К чему может привести отсутствие знаков препинания в тексте?

Известна история о том, как один из умерших древнегреческих богачей оставил завещание, где содержалось требование поставить в память завещателя «статую золотую пику держащую».

Это вызвало долгие споры. Одни считали, что надо поставить

«статую золотую, пику держащую». Это могло бы вконец разорить наследников. Другие полагали, что надо поставить «статую, золотую пику держащую». Такое понимание условия завещания было бы для наследников наиболее приемлемым, поскольку его легче было бы выполнить.


- Что необходимо учитывать, чтобы правильно расставлять знаки препинания в предложении?

- Что заметили?




1.День был совершенно ясный,/ тихий/, жаркий.


2.Видны были заводы,/ верфи/, мачты пароходов, /дымы/, бледное предвечернее

небо.


3.Я люблю эти тёмные ночи, /эти звёзды/, и клёны/, и пруд.


4.Давно уже не слышно было /ни звона колокольчика,/ни стука колёс/ по кремнистой дороге.


5.Снеговые горы /начинали скрываться/ в лиловом тумане.


6.Давно взошедший прозрачный месяц/ начинал белеть/ на тёмной лазури.


-Результат анализа таков:

В первых трёх предложениях паузы и знаки препинания(запятые) совпадают, в четвёртом предложении совпадают частично, а в пятом и шестом абсолютно не совпадают.


-На интонацию и структуру предложения?































-Интонацию при постановке знаков препинания учитывать необходимо, но в первую очередь нужно обращать внимание на особенности смысла (семантики) предложения и его структуры (строения)

-Отсутствие знаков препинания может привести к спорному пониманию смысла высказывания. Неясно, с какой интонацией следует читать предложение.


Познавательные УУД, Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД























Познавательные УУД,

























Регулятивные УУД


Познавательные УУД

Цель: создать условия для осознанного применения полученных знаний

5. Первичное закрепление

- Предлагаю ученикам указать, какие ошибки, приводящие к искажению смысла, допущены при расстановке знаков препинания.



- Обоснуйте свой выбор (проговаривание во внешней речи)

Слайд и индивидуальные карточки

1.Анатомически-арифметический парадокс

«Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать».

2.Рогатый скот?!

«В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней».

3.Охотники и рябчики

«Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях».

4.Солнце блеяло?!

«Когда солнце село с блеянием и рёвом, прошло стадо».

5.Скамейка ждала подругу?

«Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу».

6.Кто же пришёл?

«-Все ли здесь?

-Нет. Здесь только Ваня, Миша, Маша, Коля, Дима, Настя, ещё не пришли»



Регулятивные УУД



Коммуникативные УУД, Познавательные УУД

Цель: самостоятельно применять новое знание с дальнейшей самопроверкой по эталону.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Предлагаю ученикам занимательную задачу: расставить в предложении запятые шестью способами.


-По окончании работы предлагаю сравнить с эталоном.

Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели.




Одна запятая:

Внезапно проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.

Внезапно проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.

Внезапно проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.


Две запятые:

Внезапно, проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.

Внезапно, проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.

Внезапно, проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.


Регулятивные УУД



Коммуникативные УУД, Познавательные УУД

Цель: структурировать знания учащихся, акцентировать внимание на месте нового знания в системе изученного

7. Повторение и закрепление изученного

- Восстановите схему, с учётом знаний, полученных на уроке.

При постановке знаков препинания необходимо учитывать:

-интонацию;

-семантику;

-структуру предложения.

Познавательные УУД

Цель: осознанная оценка собственной учебной деятельности

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Какое знание нам удалось добыть?



- Каким был изначальный уровень знания по этому вопросу?

- Оцените свой настоящий уровень знания.

- Что можете сказать об изменении уровня знания?

- Оправдались ли ваши прогнозы?

- Знание о том, как ставить знаки препинания в предложении…



- Недостаточным…




- Сейчас уровень знания стал преимущественно средним…

- Да, но работать ещё необходимо в этом направлении

Познавательные УУД



Личностные УУД




Личностные УУД









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеклассное мероприятие по русскому языку "История пунктуации"

Автор: Зарубина Елена Владимировна

Дата: 18.08.2016

Номер свидетельства: 339887

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "В гостях у Пунктуации" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-russkomu-iazyku-v-ghostiakh-u-punktuatsii"
    ["file_id"] => string(6) "103252"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402574608"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства