kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "В гостях у Пунктуации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Расширить знания детей о пунктуации .

          Познакомить с историей появления знаков препинания.

          Прививать интерес к русскому языку.

          Формировать коммуникативные компетенции (навык работы в команде,

          умение  ставить вопрос), учебно-познавательные компетенции (развивать

          элементы общеучебной деятельности, логику, самостоятельность мышления)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "В гостях у Пунктуации" »

МКОУ СОШ с.Преображенка Катангский район Иркутская область








Конспект

внеклассного мероприятия по русскому языку





«В гостях у Пунктуации»








Разработала учитель начальных классов Егорова Екатерина Юрьевна









2013-14г

«В гостях у пунктуации»


Цель: Расширить знания детей о пунктуации .

Познакомить с историей появления знаков препинания.

Прививать интерес к русскому языку.

Формировать коммуникативные компетенции (навык работы в команде,

умение ставить вопрос), учебно-познавательные компетенции (развивать

элементы общеучебной деятельности, логику, самостоятельность мышления)



Ход мероприятия:


Учитель: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!

Я рада приветствовать вас на нашей встрече, посвящённой её величеству – Пунктуации.

А что обозначает это красивое слово – Пунктуация?


Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.


А какие знаки препинания знаете вы? (ответы детей)


Молодцы!


Всего же в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания: точка [.], запятая [,], точка с запятой [;], многоточие […], двоеточие [:], вопросительный знак [?], восклицательный знак [!], тире [-], скобки [()] и кавычки [" «].



Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.


Хотите с ними поближе познакомиться?


Тогда начнём.


Как вы думаете, ребята, какой знак препинания люди стали употреблять на письме раньше других?


Древнейшим знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности.


В древнерусских летописях точка выступает как неосмысленный знак. Писец заканчивал писать или переписывать текст и ставил точку для памяти. В тот период точка ставилась не внизу на строке, а выше – посреди неё.

Какую роль сейчас играет точка в предложении?


Точка меньше муравья,

Но помощница моя.

Мне укажет без сомнения,

Где конец у предложения.

Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть.


Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Означает она - „останавливать“, „задерживать“.


Выйдет на дорожку,

Всем подставит ножку.


Так говорят её враги. Она же, наоборот, помогает людям читать. Там, где она стоит, нужно сделать небольшую паузу.


Заявили запятые:

«Мы – особы занятые.

Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ».


И это - истинная правда. Круглое и с хвостом, как в известной загадке, стало разбивать слова в русских предложениях примерно с 1520 года.



После точки и запятой появилось «полуточие»- точка с запятой, которая употреблялась и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой.

Её придумал и ввел в употребление знаменитый венецианский издатель Альд Мануций. По его замыслу точка с запятой разделяла противоположные слова и независимые части сложносочиненных предложений.



Большинство же известных нам сегодня знаков препинания в русском языке появились лишь в XVI-XVIII веках.


В памятниках XVI века встречаются скобки [()]. Раньше этот знак назывался „вместительным“ , который "слово или целый разум в речь вмещает".


Скобки всегда всем рады,

Хоть похожи на преграду:

Если первая откроет,

То вторая все закроет.

Поясняем иногда,

Что? Зачем? Когда? Куда?


С конца XVI века начинает употребляться на письме двоеточие [:] как разделительный знак.


Двоеточие

Глазастое

Ходит,

Знаниями

Хвастая:

Так и хочется

Ему

Разъяснить нам,

Что к чему...


Двоеточие – знак пояснения: оно указывает на то, что часть текста после него связана пояснительными или причинными отношениями с частью текста, что находится перед ним.



Следующий знак ставят для того,

Чтоб выделить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество...

И право от рождения

В грамматике дано:

Где он, то предложение

С особым выражением

Произнестись должно!


О каком знаке я веду речь?


Восклицательный знак [!]произошел от буквенного сочетания "lo", которое в латыни использовали для выражения радости и ставили в конце предложения. Впоследствии букву "o" стали писать под "l" в виде маленького кружка, который затем и вовсе превратился в точку. В таком виде этот знак препинания и попал в русский язык.


Первые упоминания об "удивительном" знаке, именно так называли восклицательный знак на Руси, в русском языке встречаются в старинных грамматиках В.Е.Адодурова и М.Смотрицкого.


А вот первые правила употребления этого знака сформулировал в своей грамматике русского языка Михаил Васильевич Ломоносов в 1755 году.



Чуть раньше восклицательного знака, стали применять знак вопросительный [?] Однако для выражения вопроса он закрепился значительно позже, лишь в XVIII веке.


Поэт Тредиаковский как-то спросил царского шута, знает ли тот что-нибудь о вопросительном знаке. «Знаю, – ответил шут. – Это маленькая горбатенькая фигура, которая задает дурацкие вопросы».


И действительно,

Вопросительный знак.

Задаёт он всем вопросы:

«Кто? Кого? Откуда? Как?»


Поэт Михаил Светлов шутил, что вопросительный знак – это состарившийся восклицательный.

Но на самом деле это оказалось не так: в предках у знака вопроса числится точка с тильдой, то есть волнистой чертой сверху, которая обозначала удивление в голосе.



К более поздним знакам относятся тире [-], кавычки и многоточие […].


Тире первым начал применять русский писатель Н. Карамзин. Он называл этот знак «черта», а языковед А. Барсов, ученик М. Ломоносова, — «молчанкой». Впервые знак тире [-] описан в „Российской грамматике“ в 1797 году .


Ляжет

Палочкой

На строчку:

—Проходите

По мосточку.


Свое двусложное название тире получило от французского глагола со значением «растягивать».


Знак многоточие […] под названием „знак пресекательный“ – полная противоположность точке: оно обозначает паузу или незакоченную мысль и может, к тому же, нести оттенок неуверенности.


«Если вам угодно знать,

Я важней, чем прочие.

Там, где нечего сказать,

Ставят многоточие...»


Владимир Набоков назвал многоточие следами слов, ушедших на цыпочках. В английском и русском варианте его изображают тремя точками, а в китайском языке так целыми шестью.


Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки [» «].Смешное слово произошло от диалектного «кавка», то есть лягушка, или «кавыкать» – ковылять. Сейчас французские «елочки» и немецкие "лапки" употребляют для выделения прямой речи и цитат.


Точки, палочки, крючки…

Неприметные значки,

А во время чтения

Требуют почтения.


В 1755 году М. В. Ломоносов в Петербурге издал «российскую грамматику» . В ней был приведён перечень всех знаков препинания и даны правила их употребления.


Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году, то есть более полувека назад.


Как вы думаете, можно ли отменить пунктуацию? Почему?


Знаки препинания помогают передать на письме смысл высказывания, его части, интонацию говорящего. Чтобы все одинаково понимали записанную речь.


И мы в этом сейчас убедимся.

Одной девочке очень хотелось пойти в поход с одноклассниками, но бабушка не отпускала. Тогда она решила послать телеграмму родителям в санаторий, а в ответ получила следующее: БЫТЬ ДОМА НЕЛЬЗЯ ИДТИ ПОХОД. Как понять этот текст? Почему его можно прочитать по-разному?



Телеграмма №2


Утром в одно учреждение пришла телеграмма о прибытии в Москву иностранной делегации: ДЕЛЕГАЦИЯ ВЫЕЗЪЖАЕТ УТРОМ ВСТРЕЧАЙТЕ. Телеграмма вызвала недоумение сотрудников. Как вы думаете, почему?


Телеграмма №3


Куда делся товарищ Петра?


Внимательно прочитайте 2 предложения и уловите между ними разницу. Чем они отличаются? Что повлияло на различие в смысле фраз?


НА ВОКЗАЛЕ ПЕТР ВСТРЕТИЛ МАТЬ, СЕСТРУ, БРАТА, СВОЕГО ТОВАРИЩА.


НА ВОКЗАЛЕ ПЕТР ВСТРЕТИЛ МАТЬ, СЕСТРУ, БРАТА СВОЕГО ТОВАРИЩА.


- Видите, отсутствие запятой может привести к непониманию и даже серьезным недоразумениям.


А.С. Пушкин так говорил о знаках препинания: «Они существуют, чтобы выделить мысль…, дать фразе легкость и правильное звучание…»


Иногда от постановки запятой зависела даже человеческая жизнь. Вспомним известное предложение «Казнить нельзя помиловать». Смысл предложения меняется от постановки запятой.



На самом деле этот пример восходит к историческому факту. Английский король Эдуард 2 восстановил против себя подданных, так как собирал непосильные налоги. Против него составился заговор, во главе которого стояла его жена Изабелла. Король был заключен в замок, в котором провел 8 месяцев, ожидая своей участи. Королева послала тюремщикам записку, не содержащую запятых: «Эдуарда убить не смейте бояться полезно». Все зависело от того, как прочитать текст:


1) Эдуарда убить не смейте, бояться полезно (т.е. следует бояться)


2) Эдуарда убить, не смейте бояться (так как это полезно0.


Тюремщики поняли уловку королевы и прочли письмо так, как ей хотелось. Получилась «кровавая запятая».


А есть еще одна история.


Один богач в древней Греции оставил большое наследство, но, как указано было в завещании, наследники должны были выполнить обязательное условие: «поставить статую золотую пику держащую». Как понять это требование, допускающее двоякое толкование:


1) поставить статую, золотую пику держащую


2) поставить статую золотую, пику держащую.


Первое толкование вполне устраивало наследников, так как золотая пика обошлась бы им дешевле. Но враги наследников настаивали на втором толковании, а это разорило наследников, так как золотая статуя была бы им не по карману. Вопрос остался открытым.

А.П. Чехов считал, что «знаки препинания служат нотами при чтении!.»


Перед вами стихотворение. Прочитайте его сначала про себя, а потом вслух. Бывает ли то, о чём говориться в этом забавном стихотворении? Где нужно поставить точки, а где запятые, чтобы устранить несуразности, нелепости?


В реке там рыба на бугре

мычит корова в кожуре

собака лает на заборе

поет синичка в коридоре

играют дети на стене

висит картина на окне

узоры инея в печурке

горят дрова в руках девчурки

нарядная там кукла в клетке

ручной щегол поет салфетки

там на столе лежат коньки

к зиме готовят там очки

лежат для бабушки тетрадки

всегда содержатся в порядке.


Молодцы!


А теперь подумайте и скажите, можно ли общаться друг с другом только при помощи знаков препинания?


Знаки препинания могут о многом рассказать. Говорят, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет новой книги «Отверженные», желая узнать, как идет распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один вопросительный знак. Ответ издателя был не менее остроумным и кратким.


Ведущий: Что написал в ответ Виктору Гюго издатель? («!».) Попробуйте словами выразить смысл этой переписки. (Писатель спрашивает примерно так: «Ну как? Понравилось? Можно будет это издать?» Ответ издателя можно понять так: «Замечательно! Великолепно! Я немедленно издам эту книгу!»





9. Инсценировка стихотворения С. Я. Маршака «Знаки препинания».


1-й ученик:


У последней точки


На последней строчке


Собралась компания


Знаков препинания.


2-й ученик


Прибежал чудак –


Восклицательный знак.


Никогда он не молчит,


Оглушительно кричит:


Ура!


Долой!


Караул!


Разбой!


3-й ученик:


Притащился кривоносый


Вопросительный знак.


Задает он всем вопросы:


Кто? Кого? Откуда? Как?


4 и 5 ученики:


Явились запятые,


Девицы завитые.


Живут они в диктовке

На каждой остановке.


6-й уч.


Прискакало двоеточие,


Прикатило многоточие


И прочие, и прочие,


И прочие.


4 и 5 ученики:


Заявили запятые:


Мы особы занятые,


Не обходится без нас


Ни диктовка, ни рассказ.


7 ученик:


Если нет над вами точки,


Запятая – знак пустой! –


Отозвалась с той же строчки


Тетя точка с запятой.


8 ученик:


Двоеточие, мигая,


Закричало: - Нет, постой!


Я важней, чем запятая


Или точка с запятой.


Потому что я в два раза


Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу,


За порядком я слежу.


9 ученик:


Нет, - сказало многоточие,


Еле глазками ворочая,-


Если вам угодно знать,


Я важней, чем прочие.


Там, где нечего сказать,


Ставят многоточие…


3 ученик:


Вопросительный знакУдивился: - То есть как?


2 ученик:


Восклицательный знак


Возмутился: - То есть как!


10 ученик:


Так, - сказала точка,


Точка-одиночка,-


Мной кончается рассказ


Значит, я важнее вас.


- А вы, ребята, согласны с этим мнением?

Каждый знак препинания важен и нужен на своём месте.


Помните известную песенку:

Точка-точка-запятая,

Мне бы хотелось её немного перефразировать

Точка-точка-запятая,

знаки препинания,

получается картинка,

Уж очень замечательная.

Конкурс на лучшую картинку.


Закончить нашу встречу мне хотелось бы притчей

“Берегите знаки препинания!”


Человек потерял запятую,

Стал бояться сложных предложений.

За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял ! и начал говорить тихо, с одной интонацией.

Его ничего не радовало и не возмущало.

Затем он потерял ? и перестал задавать весёлые вопросы.

Так он дошёл до точки и совсем разучился мыслить.

Берегите знаки препинания.

Они нужны нам как дыхание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "В гостях у Пунктуации"

Автор: Егорова Екатерина Юрьевна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103252


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства