Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Дружат люди - дружат языки" ко Дню языков»
Башинская Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы КГУ «Краснодольская основная школа» Тайыншинского района Северо-Казахстанской области
Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню языков «Дружат люди – дружат языки»
Цель: формировать стремление к изучению языков, воспитание патриотизма через изучение культурного наследия народа.
Задачи:
1.Вызвать интерес к овладению казахским, русским и английским языками.
2. Изучение традиций и обычаев народов, населяющих территорию Казахстана;
3. Воспитание толерантности.
Ход мероприятия:
1-й ведущий: Сәлеметсіздер ме, құрметті достар!
2-й ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Жители необъятного Казахстана! Все мы родились в этой одной прекрасной стране, а говорим на разных языках. И всё потому, что Казахстан - многонациональное государство. Сегодня мы празднуем День языков.
3-йведущий: Hello, inhabitants this school and this city!
1-йведущий: Баршаңызды бүгінгі Қазақстан Республикасының Тілдер күні мерекесімен шын жүректен кұттықтаймыз!
2-й ведущий: Ежегодно 22 сентября в Казахстане отмечается День языков. Это общий праздник для всех народов Казахстана.
В основе многонационального праздника языков лежит такая идея: каждый язык - это часть духовного наследия всего человечества, а каждая культура - это бесценный вклад в мировую цивилизацию.
2-й ведущий: (на фоне песни на казахском языке):
Акылбек Шаясменов
Земные языки
Когда с природой я наедине,
То различаю языки земные:
Беседуют деревья в тишине.
Друг с другом птицы говорят лесные.
Есть говор свой у волн вдали,
Насвистывает что-то тихий ветер...
Мне не узнать всех языков Земли
За краткий срок, отпущенный на свете.
Так тяжко на Земле без языка!
Не высказать ни счастья, ни печали...
Безмолвны горы долгие года.
О чём они, возвысясь, замолчали?
Всё в языке: рожденье, первый шаг,
Любовь и смерть, и жизнь на новом взлете.
И если вдруг исчезнет мой язык,
То и меня вы больше не найдете!
1-й ведущий: Язык - это общественное явление, которое действует на протяжении всего существования человечества.
Язык связан с мышлением, сознанием людей. Он возник в глубокой древности. Он тесно связан с жизнью общества. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. И это понятно. Человек существует только в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. Средством общения служит язык. При помощи языка люди передают свои мысли, желания, чувства.
2-й ведущий: Исторически сложилось так, что на территории Казахстана действуют и развиваются более 100 языков. В нашей Конституции закреплён статус казахского языка как государственного языка, а русский язык является языком межнационального общения. Кроме того каждый вправе изучать и знать свой родной язык.
1-й ведущий: Нашим государством оказывается всесторонняя помощь в изучении родного языка представителями различных национальностей, проживающих в Казахстане. В эфире национального телеканала “Казахстан” и Казахского радио выходят программы на корейском, уйгурском, немецком языках. В республике издаются газеты и журналы, выходят в эфир теле- и радиопередаче на 11 национальных языках, в том числе на украинском, польском, английском, немецком, корейском, уйгурском, турецком, дунганском, узбекском и др.
2-й ведущий: Как прекрасно звучат слова приветствия на разных языках!
2-й ведущий: А как поздороваться по-русски? А вы не забываете поздороваться по утрам?
1-й ведущий: Наш праздник открывает конкурс чтецов. Сейчас прозвучат стихи о родном языке.
Я люблю свой родной язык.
Он понятен для всех.
Он певуч...
Хочешь - песни, гимны пиши,
Хочешь - выскажи боль души,
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земли, живуч.
2-й ведущий: Первыми приглашаются ребята 5-6 классов.
Спасибо, ребята!
- А теперь приглашаем чтецов 7 класса.
1-й ведущий: Пока жюри подводит итоги, поиграем в «Небо. Земля.Вода».
Зрители делятся на 3 сектора, ведущий читает слова, а каждый сектор реагирует по-своему: если слово имеет отношение к небу, хлопают, подняв руки, если к земле – топают, если к воде – круговые движения руками. Начали!
1-й ведущий: Беркут
Конь
Облака
Лебеди
Самолёт взлетел.
Посадка самолёта.
Лодка
Юрта
Ковыль
- Молодцы!
2-й ведущий: Главное богатство любой страны – это человек. У каждого народа свой характер, и он определяет лицо страны. Русский характер – это удаль, сила, стремительный бег тройки, широта души.
1-й ведущий: Казахский характер – это бескрайние степи, байга и гостеприимство. Хотите принять участие в байге?
2-й ведущий: Конкурс «Байга» На этот конкурс приглашается несколько человек.
Вы по очереди отвечаете на вопросы, кто не ответил, выбывает. Кто останется, тот и победитель.
Столица Казахстана – (Астана)
Государственные символы РК – (Флаг, Герб, Гимн)
Какие два цвета присутствуют на Гербе РК? (Голубой и золотистый)
Что находится в центре Герба? (Шанырак)
Что располагается вертикально на нашем флаге? (Орнамент)
Как называется национальная валюта РК? (Тенге)
Полное название нашего государства – Республика Казахстан.
Что такое шанырак? (Верхняя сводчатая часть юрты)
Что в гербе олицетворяет высокие помыслы народа, его мечту о лучшем будущем? (Звезда)
Самое большое озеро Казахстана – (Балхаш)
Великий казахский поэт, писатель, основоположник казахской литературы. (Абай)
Что означает слово «гимн»? (Торжественная песня)
Летняя стоянка, пастбище у казахов – (жайляу).
Любимый герой казахских народных сказок – (Алдар Косе)
Казахские музыкальные инструменты – (домбра, кобыз, …..)
Каков статус казахского языка в нашей стране? (Является государственным языком)
Как называется главный правовой документ, в котором определяется роль языка в государстве? (Конституция)
1-й ведущий: Просим уважаемое жюри подвести итоги конкурса чтецов.
2-й ведущий: А теперь у насбудет конкурсная программа. Приглашаются по 2 человека с 5, 6, 7 классов.
В результате жеребьёвки формируем две команды.
( Далее конкурсную программу ведёт учитель)
Для проведения конкурсной программы приглашаются две команды из учащихся 5 – 7 классов. Ребята занимают свои места.
1. Разминка. Блиц-вопросы.
- Что, если вылетит, не поймаешь? (Слово)
- Что до Киева доведёт? (Язык)
- Что, не являясь орудием, ранит больно? (Слово)
- Что бывает русским, казахским, английским, но не бывает американским, канадским? (Язык)
- Какой язык считается языком оперы? (Итальянский)
- Какой язык считается мёртвым, на нём не говорят, его используют врачи и учёные? (Латинский)
- Язык, на котором говорит 1 млрд. 300 млн. человек?
- О ком говорят «медведь на ухо наступил»?
- О ком говорят «свинья везде грязь найдёт»?
- О ком говорят «язык проглотил»?
2. Конкурс «Сделай покупку»
Команды получают карточки с перечнем предметов, которые нужно приобрести в супермаркете. Названия даны на казахском языке. Условно разложенные товары представлены на русском языке. Суть игры состоит в том, что надо правильно перевести слова, чтобы купить всё необходимое из списка.
1 команда 2 команда
Дәптер - тетрадь кітап - книга
қалам - ручка бор - мел
қағаз - бумага қайшы - - ножницы
сызғыш - линейка тарақ - расчёска
сөздік - словарь гүл - цветок
сабын - мыло бояу - краски
желім - клей орамал - платок
бөкебай - шарф құлақшын - шапка
ойыншық - игрушка биялай - перчатки
қызыл бұрыш - красный перец қара бұрыш - чёрный перец
Сколько правильных предметов выбрала команда, столько баллов и набрала.
3. Конкурс « Орфографический»
Нужно исправить надписи к фотографиям Пети Ошибилкина, которые он выложил в Интернете.
Это я и мая сабака булька. Я с другом фетькой на озире. Прагулка на лотке. Мы на рыбалки. На кастре варица уха. Закат нат озиром. Скоро ноч.
Я с бабушкой и дедушком на дачи. Я и маи новые друзя.
Пока ребята исправляют ошибки, со зрителями проводится слуховой диктант. На слух определить ошибку и исправить её.
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.
Кенгура в кафе зашёл,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
(С. Маршак)
4. Конкурс «Собери пословицы»
Командам даётся конверт с частями казахских, русских, английских пословиц. Части нужно соединить, чтобы получилась пословица.
5. Конкурс «Изобрази пословицу».
Каждая команда тянет жребий и вытаскивает по две пословицы, которые ей нужно изобразить. Другая команда должна понять изображаемое и озвучить пословицу.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Не плюй в колодец – самому пригодится напиться.
Как аукнется, так и откликнется.
Не рой яму другому, сам в неё попадёшь.
Пока команды готовятся, зрителям предлагают игру «Закончи пословицу»
Где кто родится, там и ………..пригодится.
Всяк кулик своё болото …………..хвалит.
Видно сокола по полёту, а добра молодца по …………делам.
Не так страшен чёрт, как его …………… малюют.
Не зная броду ,……………….не суйся в воду.
Сделал дело, ………………… гуляй смело.
Кто старое помянет, тому ………………… глаз вон.
Повторенье - ……………………..мать ученья.
Не дал слово – крепись, а давши слово ………………. держись.
Старый друг лучше ……………………….новых двух.
Друг познаётся …………………. в беде.
Семь раз отмерь, один …….раз отрежь.
6. Конкурс «Переводчик»
Командам даются одинаковые задания: перевести с казахского на русский и английский языки слова: ана, әке, Отан, күн, түн, кеш, таң, сөз, сөздік, мақал, тіл, ай, мереке, қыркүйек. А также пословицу: Оттансыз адам – ормансыз бұлбұл.
Мать, отец, Родина; день, солнце; ночь, вечер,утро, слово, словарь, пословица, язык, луна, праздник,сентябрь.
Человек без Родины, как лес без соловья.
Жюри подводит итоги.
1-й ведущий:
Известна истина простая:
Все люди, хоть из разных стран,
Важнее слов не представляют,
Чем Country, Родина, Отан.
2-й ведущий:
Любой язык по-своему велик,
Бесценное наследство вековое.
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое!
1-й ведущий: Вот и закончился наш праздник, но мы не прощаемся, а говорим: « До новых встреч!»
2-й ведущий: Желаем всем успехов в овладении языками. Ещё великий Абай сказал: «Знание чужого языка и культуры делает человека равноправным с этим народом»