Ход занятия.
- Здравствуйте, уважаемые судьи, тренеры, болельщики. Сегодня в нашем зале состоится товарищеская встреча двух команд 9 а и 9 б классов по лингвистическому футболу. Поприветствуем команды. (Команды выбегают под музыку)(СЛАЙД 1)
2. Словарная работа.
Лингвистический футбол. Слово футбол мы все знаем, а вот, что такое лингвистический?. Может кто-нибудь сказать? (СЛАЙД 2)
3.Правила игры.
Матч контролируется судьёй, обладающим всеми правами и обязанностями по обеспечению соблюдения Правил игры.
Перед игрой после представления команд происходит жеребьевка, определяющая, кто начинает игру.
Игра начинается по свистку судьи.
Команда, получившая по жребию право начать игру, задаёт противнику вопрос, называя чётко его номер и громко прочитывая вопрос.
По свистку судьи участники команды противника в течение минуты обсуждают вопрос и дают ответ.
Если ответ правильный, то команда получает право задать вопрос соперникам.
Если ответ неправильный, то гол считается забитым в ворота, команда, забившая гол, получает право бить ещё раз.
Решение о правильности или неправильности ответа принимает судейская коллегия.
За нарушение правил команды наказываются штрафом. За первое нарушение судья показывает жёлтую карточку, за второе – красную. За два нарушения игрок удаляется с поля на всю игру без права замены. Нарушение – это общение защитников с болельщиками, подсказка тренера, обсуждение после свистка.
Игра идёт в два тайма по 20 минут, считается общее время. Перерыв 5 минут. ( В случае ничейного счёта по решению судейской коллегии можно провести дополнительный тайм – 10 минут).
4. Приветствие команд.
5. Жеребьёвка
6. Футбол. Вытягивание вопроса.
1. Расположить слова в алфавитном порядке: Арбуз, кефир, балкон сейчас, вагон. | 1. Арбуз, балкон, вагон, кефир, сейчас. |
2. Исключи «лишнее» слово. Прыгнул, прыгал, скакал, допрыгался. | 2. Скакал. |
3. Какой разделительный знак надо вписать в слова: Под…ём, об…единение, с…езд | 3. Разделительный твёрдый знак. Подъём, объединение, съезд |
4. Какой частью речи является слово перемирие? | 4. Существительное |
5. Как определить род, число, падеж прилагательных? | 5. По существительному |
6. Отгадайте шараду: Начало – голос птицы, Конец на дне пруда, А целое в музее Найдёте без труда. | 6. Картина. |
7. Как выделяются части сложного предложения на письме? | 7. Запятой |
8. Как определить род у имени существительного? | 8. По словам-помощникам (он мой. Она моя, оно моё.) |
9. Сколько падежей в русском языке | 9. 6 |
10. Какая часть речи обозначает предмет? | 10. Имя существительное. |
11. Какие существительные относятся к 1 склонению? | 11. Существительные женского и мужского рода, имеющие окончание – а, -я. |
12. Как проверить безударную гласную в корне слова? | 12. Надо подобрать проверочное (однокоренное) слово, чтоб встала под ударение (стала ударной) |
13. На какие вопросы отвечает дательный падеж? | 13. Кому? Чему? |
14. Назовите главные члены предложения. | 14. Подлежащее, сказуемое. |
15. Превратите существительное жар в глагол. | 15. Надо добавить Ь: жарь |
16. Как называют предложения, которые состоят только из подлежащего и сказуемого? | 16. Нераспространённые. |
17. Отгадайте загадку: Уж очень строгий я друзья. За корнем место мне досталось. Как только к корню встану я, Так сразу слово поменялось | 17. Суффикс |
18. Какие слова мы называем родственными? | 18. Однокоренные (слова, у которых один корень) |
19. Найдите спрятанные слова: хлев, удочка, щель | 19. Лев, дочка, ель. |
20. Образовать слова-предметы, обозначающие сладость: сушить, варить | 20. Сушки, варенье |
21. С какой частью речи не употребляется предлог? | 21. С глаголом |
22. В каком падеже стоит существительное в словосочетании вышел из воды | 22. Вышел (из чего?) из воды (Родительный падеж) |
23. Какие существительные относятся к третьему склонению? | 23. Существительные женского рода, оканчивающиеся на мягкий знак. |
24. Какая часть речи обозначает признак предмета? | 24. Имя прилагательное |
25. Назвать одним словом, что значит выражение. Бить баклуши, душа в пятки ушла, зарубить на носу | 25.Лениться, испугаться, запомнить |
26. Назвать слова с противоположным смыслом: злой, короткий, беспорядок | 26. Добрый, длинный, порядок |
27. Сколько букв в алфавите между буквами А и Я | 27. 31 |
28. Чего в русском языке больше, звуков или букв? | 28. звуков |
29. Отгадать загадку Я самый главный в слове, И называюсь … | 29. корень |
30. Люблю я зонтики, Друзья! Крючком цепляюсь за слова. Крючком обозначаюсь я. Состав тяну – идёт молва! Не встану сзади я – не жди! Стою я в слове впереди. | 30. приставка |
31. Хамелеон я в слове, так скажу. Для связи слов я в предложении – служу | 31 окончание |