Мероприятие проводится в рамках недели родного языка. Ведущие читают стихи о красоте русского слова. Встречаются 5 команд. Игра проводится в 6 туров. В начале учащиеся показывают общие знания русского языка, потом соревнуются в знаниях поговорок, пословиц, фразеологических оборотов, синонимов. Самым интерсным конкурсом дети посчитали - конкурс, в котором учащиеся переводили слова с другого языка на русский.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие ко дню родного языка»
Внеклассное мероприятие ко дню родного языка
Цель: воспитать у учащихся бережное отношение к родному слову, развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время; расширить кругозор учащихся; развивать их творческие способности, смекалку, сообразительность
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
1-й ведущий:
Есть много способов общенья:
Жест, мимика или сигнал.
Но вот в «прекрасное мгновенье»
Связь звуков человек познал!
2-й ведущий:
Теперь известна сила слова!
И как богат язык людей!
Один вопрос тревожит снова:
Какой язык считать важней?
3-й ведущий:
Кого ни спросишь, без сомненья,
Хоть это финн, словак, казах,
Ответят, не вступая в прения:
Вся красота в родных словах!
4-й ведущий:
Ведь свой язык милее слуху,
И всех дороже тоже он.
Родной язык – основа духа.
Народом он введен на трон.
1-й ведущий:
Ты уважай язык своей Отчизны,
Считая долгом в совершенстве его знать.
Историю и быт народной жизни
Через него удастся нам познать.
2-й ведущий:
Любой язык по-своему велик,
Бесценное наследство вековое.
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое!
3-й ведущий:
Около 6 тысяч языков существует в мире, и ко всем можно отнести эти высокие слова. Каждый язык – ценность. Он отражает историю своего народа, его опыт, жизненную мудрость. Один из самых ярких и образных языков – русский язык. Лучшие его качества – афористичность, изумительная меткость, гибкость и выразительность.
4-й ведущий:
Известно много высказываний великих людей о русском языке. Мастерам слова можно верить: они знали русский язык, умели им пользоваться, понимали и оберегали его богатства.
Посвящаем нашу игру великому русскому языку
Итак, начинаем игр. Игра проходит в 6 туров. Встречаются 5 команд – знатоков русского языка. Представление команд.
1 тур.
1к.1) Кто написал стихотворение «Бородино»? Пушкин, Лермонтов, Некрасов.
2) Что стоит в слове перед корнем? (приставка).
3) Как называется сооружение для переправы через реку? (мост).
4) Какой писатель родился 31 февраля 1940г? (никакой)
5) В каком произведении Пушкина 14 раз повторяется слово «там»? (Руслан и Людмила)
2 к.
6) Какой литературный герой в половодье спасал зайцев? (дед Мазай)
8) Являются ли слова «подводный» и «водитель» однокоренными? (нет)
9) Сколько падежей в русском языке? (6)
10) На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (кого?, чего?)
11) Напиток белого цвета, полезный и детям и взрослым? (молоко)
3к.
12) Назовите главного героя сказки «по щучьему велению»? (Емеля).
13) Сколько спряжений у глагола? (2)
14) Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33)
15) Назовите окончание существительных 1-го склонения? (ж. и м.р.- а, - я)
19) Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком).
4 к.
21) Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)
24) Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно)
28) Как называются в русском языке такие слова как: большой, огромный, гигантский? (синонимы)
29) На какие вопросы отвечают слова в Предл. падеже? (о ком?, о чем?)
5 к.
34) С каким врагом сражается Илья Муромец? с Чингисханом, со Змеем Горынычем, Соловьём- Разбойником.
35) Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли )
37) Из какого произведения строки: «одеяло убежало, улетела простыня»? («Мойдодыр» Чуковский )
40) Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)
43) Завершите пословицу: «За двумя зайцами погонишься …. ? ( ни одного не поймаешь)
2 тур
«Карл V, римский император говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российском языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что и со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». Так говорил Ломоносов.
С ним трудно не согласиться. Особенно ярко эти качества проявились в произведениях устного народного творчества.
Продолжите пословицу:
1 к.- Не спеши языком, … (торопись делом)
- Одежда лучше новая, …. (а друзья старые)
2 к.- Под лежачий камень … (вода не течет)
- Волков бояться, … (так и в лес не ходить)
3к.- Делу время, … (а потехе час)
- Дерево смотри в плодах, а …. (человека в делах)
4 к.- Человек без друзей, что … (дерево без корней)
- Маленькое дело, … (лучше большого безделья)
5 к.- Терпение и труд, …. (всё перетрут)
- Родина-мать, … (сумей за нее постоять)
3 тур.Объясните смысл поговорки
1к.- Как кошка с собакой. Съесть вместе пуд соли.
2к.- Дело в шляпе. Набрать в рот воды.
3к.- Переливать из пустого в порожнее. В час по чайной ложке.
4к.- Лететь на всех парусах. Сесть в калошу.
5к.- Легок на помине. За словом в карман не полезет
4тур. Сказать одним словом.
1к 1.в час по чайной ложке (мало)
2.кривить душой (лгать)
3.себе на уме (хитрить)
4.кожа да кости( худой)
5.раз, два и обчелся (мало)
6. вставлять палки в колеса (мешать)
2к 7.заячья душа (трус)
8.в двух словах ( коротко)
9.куры не клюют (много)
10.зарубить на носу (запомнить)
11.ушки на макушке (внимательно)
12.язык проглотить (молчать)
3 к 13.повесить голову (печалиться)
14. клевать носом (дремать)
15.рукой подать (близко)
16.гонять лодыря (бездельничать)
17.во все лопатки (быстро)
18.мастер на все руки (умелец)
4к.
19. витать в облаках (мечтать)
20. водить за нос (обманывать)
21. играть первую скрипку(быть главным)
22. идти в ногу (действовать согласованно)
23. стреляный воробей(опытный чел.)
24. бросать слова на ветер( говорить зря)
5 к. 25. делать из мухи слона(преувеличивать)
26. говорить сквозь зубы (неохотно)
27. избушка на курьих ножках(старое что-то)
28. одна нога здесь, другая там (быстро)
29. спустя рукава (плохо)
30. засучив рукава (хорошо)
5тур. Подобрать как можно больше синонимов
1к. идти (шагать, ползти, топать);
2к. трусливый (боязливый, несмелый, пугливый);
3к. говорить (сказать, повторить, молвить, добавить, воскликнуть, заявить);
1. На языке коми «син» - глаз, «лыс» - хвоя. Переведите на русский язык с языка коми слово «синлыс». (ресницы)
2. По-древнегречески толпа – «охлос». А как, согласно одной из версий, называли отдельно взятого представителя этой толпы? (охламон)
3. Название какого парфюмерного средства переводится с французского как «вода из Кёльна»? (одеколон)
4. Какой молочный продукт приготовить проще простого, если судить по названию? (простоквашу)
5. «Ветеринар» по-чукотски – «кора-доктор». Что означает чукотское слово «кора»? (олень)
Подводятся итоги конкурса.
Заключительное слово учителя.
Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, … сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие».
Действительно, слово – это великая сила. Учитесь, каждый день правильно обращаться со словом.