Методическаяцель: реализация игровой технологии с целью активизации учебно-познавательной деятельности и развития у обучающихся коммуникативных навыков.
Цель мероприятия: создать условия для совместной познавательно-творческой деятельности.
Задачи мероприятия
Планируемые результаты
образовательные:
расширение общего кругозора, знаний в области русского языка и литературы, музыки и истории.
Предметные:
Знать: содержание и героев предложенных литературных произведений.
Уметь: объяснять правила орфографии, орфоэпии, давать определения понятиям; применять знания на практике;
развивающие:
развивать познавательную активность, интеллектуальные и творческие способности;
развивать умение свободно общаться со сверстниками и взрослыми, вступать в разговор, активно поддерживать, внимательно слушать собеседника.
Познавательные УУД:
развитие познавательной компетенции учащихся через игровую технологию;
умение ориентироваться в своей системе знаний;
воспроизведение по памяти необходимой информации;
умение анализировать, использовать полученные знания в ходе выполнения заданий.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и вступать в диалог;
применять правила сотрудничества в группе;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные УУД:
самостоятельно определять и формулировать цель учебной деятельности;
выдвигать версии решения вопросов,
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее.
воспитательные:
формировать умение работать в команде, содействовать воспитанию таких личностных качеств, как организованность, дисциплинированность, чувство ответственности за результаты своего труда.
Личностные универсальные учебные действия:
определять личностный смысл деятельности;
ответственное отношение к учению;
стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками.
развитие мотива творческой самореализации и эмоционального осознания себя на мероприятии.
Дидактическое обеспечение урока: презентация Microsoft Power Point, видеофрагменты: заставка к игре, фрагменты о группе «Кино» и князе Владимире, фрагмент мультфильма «Федорино горе».
Применяемые технологии: игровая технология
Формы организации учебной деятельности: групповая
Межпредметные связи
Литература, русский язык, история, музыка.
Ход мероприятия
Этап мероприятия
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный
Организация пространства класса для работы учащихся. Выбор названия команд и капитанов.
Задача – настроить на игру- интеллектуальное соревнование.
Приветствует учащихся классов, проверяет их готовность к занятию.
Приветствуют преподавателя.
Выбирают капитанов и дают название команде.
Индуктор (мотивация)
Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели мероприятия, побуждение к деятельности. Создание условий для применения знаний в новой ситуации.
Постановка целей занятия-игры, обращает внимание на то, что суворовцы должны знать и уметь в результате проведения данной игры.
Разъясняет правила игры на каждом этапе.
Слушают и фиксируют над чем будут работать в ходе занятия. Настраиваются на предъявление знаний и получение высшего результата.
Команды, получив вопрос, совещаются, капитаны предъявляют ответы. Обсуждают и корректируют ответ.
Итоги урока. Рефлексия
Подвести итоги и получить обратную связь.
Организует подведение итогов игры.
Организует рефлексию, побуждает к высказыванию собственного мнения.
(При выполнении какого задания вы испытывали трудности?
Какой раунд вам показался наиболее легким? Почему? Интересным?)
Отвечают на вопросы, заканчивают фразу: « Я доволен (не доволен) своей работой на занятии, потомучто…» Оценивают свою работу, работу своих товарищей и общее впечатление от занятия.
Преподаватель Евдокова Л.И.
План-сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 6 классов
«Своя игра».
Организационный момент.
Вступление
Преподаватель: Ребята! Сегодня наше занятие пройдет онлайн в виде игры-соревнования между классами.
Представление команд 6-х классов, членов жюри.
21 уч.гр. - «Морфологисты».
22 уч.гр. – «Литературоведы».
23уч.гр. – «Музыкальный экипаж»
24 уч.гр.– «Дети Суворова»
Капитаны команд представьтесь.
Индуктор (мотивация)
Постановка целей игры и разъяснение правил.
Командам будут предложены вопросы в четырех раундах, где понадобятся знания по русскому языку, литературе, истории и музыке. Для победы в игре необходимо будет быстро и правильно ответить на вопросы. В туре «Своя игра» команды обдумывают ответ 20сек. В случае отказа или неверного ответа вопрос переходит к другой команде.
Этапы проведения игры
Звучит заставка к игре
1.«Литературная страничка»
Звучит заставка к 1 этапу.
Задания:
Кто является автором цикла «Повести Белкина»?
- Михаил Лермонтов - Николай Гоголь - Александр Пушкин - Иван Бунин
В каком году был написан цикл А.С. Пушкина «Повести Белкина»?
• 1825 г.
• 1827 г.
• 1830 г.
• 1832 г.
Цикл А. С. Пушкина «Повести Белкина» был написан в 1830 году.
Какова была самая сильная страсть Сильвио в повести Пушкина «Выстрел»?
•Вино
• Азартные игры
• Лошади
• Стрельба
Ведущий дополняет:«...Главное упражнение его состояло в стрельбе из пистолета. Стены его комнаты были все источены пулями, все в скважинах, как соты пчелиные. Богатое собрание пистолетов было единственной роскошью бедной мазанки, где он жил...»
Сколько повестей входит в цикл Александра Сергеевича Пушкина «Повести Белкина»?
• 3
• 4
• 5
• 7
Ведущий дополняет: В цикл вошли 5 повестей покойного Ивана Петровича Белкина – выдуманного персонажа, за именем которого скрывался сам Пушкин. Это «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка».
Что предложил Марье Гавриловне её возлюбленный, бедный прапорщик Владимир?
• Украсть у отца деньги
• Убить родителей и завладеть наследством
• Сбежать в Сибирь
• Тайно обвенчаться
Ведущий дополняет:«...Владимир Николаевич в каждом письме умолял ее предаться ему, венчаться тайно, скрываться несколько времени, броситься потом к ногам родителей, которые конечно будут тронуты наконец героическим постоянством и несчастием любовников и скажут им непременно: «Дети! придите в наши объятия»...».
Кем по профессии был Адриан Прохоров?
• Часовщик
• Кондитер
• Гробовщик
• Ювелир
Ведущий дополняет:«...нрав нашего гробовщика совершенно соответствовал мрачному его ремеслу. Адриан Прохоров обыкновенно был угрюм и задумчив...».
Кто пришел в гости к Адриану Прохорову ночью?
• Сосед-немец
• Теща
• Трубочист
• Мертвецы
Ведущий дополняет: «...Адриану показалось, что по комнатам его ходят люди. «Что за дьявольщина!» — подумал он и спешил войти... тут ноги его подкосились. Комната полна была мертвецами...».
Как звали единственную дочь станционного смотрителя Вырина?
• Катерина
• Прасковья
• Дуня
• Наталья
Ведущий дополняет: «...Эй, Дуня! — закричал смотритель, — поставь самовар да сходи за сливками». При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. Красота ее меня поразила. «Это твоя дочка?» — спросил я смотрителя. «Дочка-с, — отвечал он с видом довольного самолюбия...».
Кем предстала Лиза Муромская перед своим соседом Алексеем?
• Крестьянка
• Гувернантка
• Поэтесса
• Художница
Ведущий дополняет: «...— Да нет, нехорошо. Он может подумать, что я за ним гоняюсь. К тому же отцы наши в ссоре, так и мне всё же нельзя будет с ним познакомиться... Ах, Настя! Знаешь ли что? Наряжусь я крестьянкою!..».
Какое прозвище было у киевского князя Владимира Святославича?
• Владимир Невский
• Владимир Ясно Солнышко
• Владимир Светлый
• Владимир Тишайший
Ведущий дополняет: Владимир Святославич (ок. 958-1015 гг.) – князь новгородский, князь киевский, которого в народе величали не иначе как Владимир Красно Солнышко.
Кем была мать князя Владимира Святославича?
• Княгиня
• Византийская принцесса
• Наложница
• Ключница
Ведущий дополняет: Владимир Святославич был сыном киевского князя Святослава Игоревича и ключницы Малуши.
Сколько родных братьев было у князя Владимира?
• Один
• Два
• Три
• Не было братьев
Ведущий дополняет: Согласно «Повести временных лет» Владимир среди сыновей Святослава был третьим по старшинству после Ярополка и Олега.
Какой город был оставлен Владимиру после смерти его отца, князя Святослава Игоревича?
• Новгород
• Киев
• Полоцк
• Муром
Ведущий дополняет: Перед смертью князь Святослав Игоревич разделил все свои владения между тремя сыновьями, и Владимиру достался Новгород.
Как звали князя, старшего брата Владимира, которому достался Киев?
• Ярополк
• Олег
• Всеволод
• Ярослав
Ведущий дополняет: После гибели в 972 году князя Святослава Киевом управлял Ярополк.
Что послужило причиной междоусобицы между тремя братьями – Олегом, Ярополком и Владимиром?
• Любовь к одной женщине
• Давние детские обиды
• Разные взгляды на религию
• Борьба за власть в Киеве
Ведущий дополняет: В 972 году, после смерти князя Святослава, на киевский престол взошел его старший сын Ярополк. С этого момента между братьями разгорелась нешуточная борьба за власть.
Где князь Владимир собрал новое крепкое войско?
• Скандинавия
• Византия
• Персия
• Крым
Ведущий дополняет: С остатками войска Владимир отправился в Норвегию к королю Хакону Могучему, которому тот покровительствовал. Набрав приличную дружину в Скандинавии, князь Владимир вернулся на родину.
Как звали дочь правителя Полоцка и невесту Ярополка, которую Владимир насильно взял в жены?
Ведущий дополняет: Единственную дочь Рогнеду, которая была невестой Ярополка, Владимир насильно сделал своей женой.
Сколько главных богов было славянском язычестве?
• один
• два
• шесть
• десять
Ведущий дополняет: По приказу Владимира в Киеве было воздвигнуто капище с идолами шести главных богов славянского язычества: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши.
В каком году произошло крещение Руси?
• 978 г.
• 982 г.
• 988 г.
• 989 г.
Ведущий дополняет: В 988 году Русь прошла обряд крещение. Это было важное решение, которое значительно укрепило связь с могущественной Византией, дало толчок культурному развитию государства, укреплению позиций Руси на международной арене.
3. «Страничка русского языка»
Видеофрагмент мультфильма «Федорино горе»
Задание 1.
Как правильно говорить: «надеть» или «одеть»?
В каком предложении нужно использовать глагол «надеть»?
Игорь не смог надеть/одеть подаренное мной пальто, потому что оно мало.
Катя мне помогла надеть/одеть малыша.
Вера помогла Марии надеть/одеть немощную старушку.
Ирина Петровна была вынуждена надеть/одеть маленького Пашу, потому что он еще не умел застегивать пуговицы.
Ведущий дополняет: Глагол «надеть» указывает на действие, которое переходит на какой-либо предмет или аксессуар: «надеть (что?) пальто».
Найдите предложение, в котором глагол «одеть» использован правильно:
Девушка поспешно одела шубу.
Когда я одел малыша, тот лишь устало вздохнул и сладко зевнул.
Мы одели праздничные костюмы и поспешили в клуб.
Когда вы успели одеть это нелепое платье?
Ведущий дополняет: Глагол «одеть» подразумевает наличие двух лиц: того, кто одевает, и того, кого одевают. Действие обозначает покрытие кого-либо одеждой или укрытие чего-либо покровом: «одел (кого?) малыша».
В каком предложении на месте пропуска пишется производное причастие от «одеть»?
Пациент был ... в теплую больничную пижаму.
На мне ... голубые джинсы и белая футболка.
Розовое платье было ... пару раз.
Левый носок ... на правую ногу.
Ведущий дополняет: «Пациент был одет в пижаму». Производное причастие от глагола «одеть» подразумевает, что определенное лицо (пациент) был покрыт одеждой (пижамой).
Укажите, какие глаголы на месте пропусков нужно использовать в предложении «Мирослава грустно... ребенка, хотя ей самой еще нужно было... шапку и ботинки»:
надевала, одеть
одевала, одеть
надевала, надеть
одевала, надеть
Задание 2
Как пишется «красатуля» или «красотуля»?
Как проверить написание слова «красотуля»?
Подобрать однокоренные слова
Образовать формы слова
Проверить слово по словарю
Нет правильного ответа
Ведущий дополняет: Чтобы правильно написать слово «красотуля», нужно запомнить, что в его составе находится суффикс «-от-». Этот суффикс во всех словах пишется одинаково, с гласной «о». Подбор однокоренных слов или форм слова не позволит определить, какую букву нужно писать перед «т».
Как пишется «матрас» или «матрац»?
Выберите предложение без ошибки:
Мы купили удобный матрац.
Что делать, если матрас слишком жесткий?
Некоторые матрасы вредят позвоночнику.
Все предложения правильны.
Ведущий дополняет: В русском языке существуют оба слова: «матрас» и «матрац». На конце можно писать как согласную «с», так и «ц».
Укажите предложение, в котором употреблено слово, зафиксированное в словаре Даля:
На полу лежит белый матрас.
Эти матрасы стоят слишком дорого, мы не можем их приобрести.
Если вам по душе мягкие матрацы, выбирайте натуральный наполнитель.
Под матрасом лежал кошелек с деньгами.
Ведущий дополняет: Владимир Иванович Даль ввел в русский язык слово «матрац» с согласной «ц» на конце. Этот вариант написания долгое время оставался популярным.
Специалист по производству ортопедических изделий употребит слово:
матрац
матрас
матрасс
матрас и матрац
Ведущий дополняет: В профессиональной лексике более распространено именно слово «матрас». Существительное «матрац» считается более устаревшим и не употребляется в профессиональной сфере.
4. «Музыкальная страничка»
Видеофрагмент с песней В. Цоя
Кем был Виктор Цой?
Певец
Музыкант
Автор песен
Все ответы верны
Ведущий дополняет: Виктор Цой — основатель и лидер рок-группы «Кино», музыкант, певец, автор собственных песен.
В каком году родился Виктор Цой?
1960
1962
1967
1971
Ведущий дополняет: Виктор Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде.
Чем любил заниматься Цой в раннем детстве?
Рисовать
Петь
Играть в футбол
Сочинять стихи
Ведущий дополняет: С ранних лет Цой проявил способности в рисовании, и родители записали его в художественную школу.
Куда поступил учиться Виктор Цой после окончания школы?
Музыкальное училище
Художественное училище
МГУ
Никуда не поступил
Ведущий дополняет: После окончания девятого класса Цой поступил в Ленинградское художественное училище им. Серова, чтобы получить профессию художника-оформителя. Но из-за низкой успеваемости был отчислен со второго курса.
В каком классе Цой впервые проявил интерес к музыке?
В третьем
В пятом
В восьмом
В десятом
Ведущий дополняет: В пятом классе Виктор Цой неожиданно увлекся музыкой. Родители подарили ему гитару, и вскоре будущий музыкант организовал свою первую группу.
Как изначально называлась группа, основанная Виктором Цоем в 1981 году?
«Кино»
«Палата №6»
«Гарин и Гиперболоиды»
«Гиперболоид инженера Гарина»
Ведущий дополняет: В 1981 году Цой вместе с Алексеем Рыбиным и Олегом Валинским создал группу «Гарин и Гиперболоиды», которая со временем была переименована в группу «Кино».
Как назывался первый альбом группы «Кино»?
«45»
«46»
«Группа крови»
«Начальник Камчатки»
В1982 году группа «Кино» выпустила свой дебютный альбом под названием «45».
.4. Итоги урока. Рефлексия
Цель: подвести итоги и получить обратную связь.
Жюри оглашает баллы, полученные командами в ходе игры, объявляет победителя. Ребята оценивают свою работу, работу своих товарищей и общее впечатление от занятия.
Преподаватель организует рефлексию, побуждает к высказыванию собственного мнения.
- Закончите фразу: « Я доволен (не доволен) своей работой на занятии, потому что…»
- Кого вы считаете самым активным игроком команды?
- При выполнении какого задания вы испытали трудности?
- Какой раунд вам показался наиболее легким? А интересным? Почему?