"В стране чудесных слов" (лингвистическая игра для 5 класса)
"В стране чудесных слов" (лингвистическая игра для 5 класса)
"В стране чудесных слов" - это лингвистическая игра для 5 класса, которую можно провести как в одном классе, так и между двумя классами после изучения темы "Лексикология".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"В стране чудесных слов" (лингвистическая игра для 5 класса)»
Лакей Ольга Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Средняя школа № 15 г. Макеевки»
«В стране чудесных слов»
(Лингвистическая игра для 5 класса)
Класс делится заранее на две команды, которые получают домашнее задание.
Домашнее задание:
придумать название своей команды в соответствии с темой игры;
подготовить три вопроса по теме команде-сопернице;
подготовить рекламу так, чтобы всем сразу же захотелось иметь кактус (1 команда); джинсы с одной штаниной (2 команда);
придумать рассказ с заданным началом и концом (Кошка заболела вечером, лежа на печке. Мина взорвалась в песчаном карьере.)
Ход игры
I. Приветствие команд. Капитаны представляют своих помощников.
II. Вопросы ведущего обеим командам.
Продолжите пословицу.
Гусь… (свинье не товарищ).
Правда с кривдой… (не уживаются).
Заставь дурака богу молиться… (он и лоб расшибет).
Встречают по одежке, … (провожают по уму).
Рыба ищет, где глубже, … (а человек, где лучше).
С миру по нитке… (голому рубаха).
Сколько волка не корми, … (он все равно в лес смотрит).
Не плюй в колодец, … (пригодится воды напиться).
Не родись красивой, … (а родись счастливой).
Не зная броду, … (не суйся в воду).
Подбери фразеологизмы.
Он ничего не делает. (Бьет баклуши).
Он очень счастлив. (На седьмом небе от счастья).
Избегает заслуженного наказания. (Выходит сухим из воды).
Сильно преувеличивать. (Делать из мухи слона).
Кто-то очень молод, не опытен. (Молоко на губах не обсохло).
Большая часть чего-либо. (Львиная доля).
Везде, повсюду. (На каждом шагу).
Безобидный, добродушный человек. (Мухи не обидит).
Стараться изо всех сил, усердствовать. (Из кожи вон лезть).
Не отличается большими способностями. (Звезд с неба не хватает).
Очень удивиться чему-либо. (Диву даваться).
Стараться забыть, перестать думать о ком-либо или о чем-либо. (Выбросить из головы).
Слабое, уязвимое место. (Ахиллесова пята).
Команды задают свои вопросы друг другу. (Жюри оценивает правильность и качество ответа и качество вопроса).
Проверяется домашнее задание – реклама (например, кактуса или джинсов без штанины).
«Иносказание».
Команды выбирают водящих (из каждой – по одному человеку). Они выходят за дверь. В это время каждая команда загадывает слово, имеющее много синонимов. (В данном случае ведущий их сам дает командам: 1 – холодный; II – чудесный). Когда водящие заходят, игроки произносят предложения, в которых вместо этого слова употребляются синонимы.
Необходимо быстрее отгадать слово (какая команда со скольких предложений правильно ответит).
Вызываются по одному человеку от каждой команды. Задание каждому отдельное. Нужно придумать и показать без слов (пантомимой) пословицу так, чтобы своя команда могла ее назвать.
В чужие сани не садись.
Дареному коню в зубы не смотрят.
Конкурс на лучшего «скороговорщика».
В это время (пока участники предыдущего конкурса готовятся) вызываются еще по два человека из обеих команд. Каждый получает скороговорку:
Два дровосека, два дроворуба, два дровокола.
Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать.
Расскажу я про покупки, про крупу да про подкупки.
Три дровосека на трех дворах дрова рубят.
Задание: проговорить три раза быстро. Кто запнется – выходит из игры. Побеждает та команда, чей представитель останется.
Отгадывание пословиц по представленным пантомимам.
Общие задания.
На доске: хлеба – хлебы
меха – мехи
На доске: кроссворд (в составе кроссворда – слова общего рода). Необходимо разгадать кроссворд.
А
А
А
А
А
Человек, жалующийся на кого-либо (ябеда).
Невоспитанный человек (невежа).
Человек, вечно недовольный чем-либо; тот, кто все время ворчит (зануда).
Ребенок, не имеющий родителей (сирота).
Домашнее задание (прослушивание рассказов по данному началу и концу).
III. Подведение итогов.
Награждение команд и их самых активных участников.