привить интерес к русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как к учебному предмету.
Задачи:
способствовать формированию у школьников мотивации к учению,
содействовать развитию навыков самостоятельной коллективной работы,
содействовать развитию умения творческого применения знаний в новых ситуациях.
Ход игры
1. Организационный момент
Здравствуйте, уважаемые участники Турнира эрудитов. Турнир мы посвящаем его величеству – Русскому языку.
Ученик читает стихотворение
М. Ефимов
Усердно русский я учил,
Дружил с ним неразлучно
Он окрылял и чаровал
Простою речью звучной,
Читая Пушкина стихи,
Вдыхая строчек свежесть,
С волнением в сердце я познал
Как он прекрасно нежен!
Учитель: Сегодня в нашей игре принимают участие 2 команды. Это сильнейшие представители 6-х классов – знатоки русского языка. Помогают участникам 2 команды болельщиков
Представление участников
Правила игры:
-проводим 10 раундов;
- каждый правильный ответ – 1 балл;
- если у игрока нет правильного ответа, дается время на обсуждение другой команде;
- победительницей будет признана команда, набравшая большее количество баллов.
Представление капитанов
Итак, команды выбирают своего капитана, придумывают название.
1 раунд Разминка для капитанов: 1 балл за каждый правильный ответ.
Расставить правильно ударение в словах
1. КаталОг;
2. ТОрты
3. БалОванный
4. ГазопровОд
5. ЩавЕль
6. ОблегчИть;
7. ЗвонИт
8. КрасИвее
9. КиломЕтр
10. БралА
11. СтолЯр
12. СрЕдства
Молодцы, капитаны! Можно отправляться в путь!
2 раунд «Редактор»
Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении. 1) Я одел пальто и пошел гулять (на себя – надел). 2) Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками (известен всей школе). 3) У дороги стоял пожилой гриб (старый). 4) Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов (из-за). 5) Она уверена в свои силы (уверена в своих силах).
6) Все гости получили памятные сувениры.
7) Петя он всегда опаздывал в школу. ( он – лишнее)
8) Вся семья радостно встретили Новый год.( встретила) 9) Один брат был богатей другого.( богаче)
10) Мы узнаем об ихних планах. (их)
3 раунд Разминка для команды болельщиков
- Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква Ц)
- В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Стонет)
- Что общего у дня и ночи? (Ь на конце)
- Что находится между горой и оврагом? (Буква И)
- Какой глагол состоит из трех местоимений? (вы-мы-ты)
- Какие два местоимения мешают автотранспорту? (я-мы)
- Какое местоимение, прочитанное наоборот, превращается в союз? (но)
- В каком местоимении два звука, но одна буква? (я)
- Какие местоимения читаются одинаково и слева направо, и справа налево? (тот, оно)
4 раунд «Полиглот»
Загадки, отгадки должны быть на трёх языках( русском, казахском, английском)
1.- В школьной сумке я лежу, как ты учишься скажу (дневник - кунделік - diary)
2.- Белый, а не снег, сладкий, а не мёд (сахар – секер - sugar)
3.- То в клетку, то в линейку, написать по ней сумей - ка, можешь и нарисовать, называюсь я… (тетрадь - дәптер - copy book)
4. - Белый камешек растаял, на доске следы оставил (мел – бор - chalk)
5.- Круглое, румяное, оно растёт на ветке, любят его взрослые и маленькие дети (яблоко – алма - apple)
6. - Четыре ноги, а ходить не может (стол - үстел - table)
7. - Кто молча учит? (книга – кітап - book)
8. - Февраль богат снегом, а апрель … (вода - су - water)
5 раунд Конкурс «Вопрос-шутка» ( болельщики)
1.- Оно бывает пятым у телеги. Некоторые любят вставлять в него палки. Можно в нём вертеться, но особенно его почему – то любят белки. Что это? КОЛЕСО
2.- Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. Глупый человек может искать её в стоге сена, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет? ИГОЛКА
3.- Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает живая и мёртвая. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то можете набрать её в рот. Но в ваших интересах на него ответить. Что это? ВОДА
4.- Молодожёны очень хорошо его знают, потому что он рядом с ними целый месяц. А когда его целая бочка, то находятся вредители, готовые испортить его, добавив в него ложку дёгтя. Его обожал один персонаж мультфильма, любящий прикидываться тучкой. Что это такое? МЁД
5.- Он может бить, а может и открывать. Он может быть мокрым, а может быть сухим. Иногда его можно потрогать, а иногда это всего лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. (Ключ.)
Физминутка
Подведение итогов. Члены жюри комментируют ответы, выставляют баллы.
6 раунд «Собери слова»
Из букв слова ГОСУДАРСТВО учащиеся должны собрать как можно больше слов. (Товар, год, суд, дар, сосуд, город, ура, оса, удар, вор) За каждый правильный ответ 1 балл.
7 раунд «Знатоки пословиц»( болельщики)
К данным пословицам народов мира подберите их русские аналоги (пословицы, близкие по смыслу).
Английская: «Слишком много поваров портят бульон» – (У семи нянек дитя без глазу).
Монгольская: «Бычьи рога в мешок не спрячешь» (Шило в мешке не утаишь).
Японская: «Дурнушка зеркала не любит» (Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива).
Дагестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости». (Поспешишь — людей насмешишь.)
Украинская: «И живи до старости, и учись до старости». (Век живи — век учись.)
Киргизская: «Потихоньку далеко пойдешь, а пляской устанешь». (Тише едешь — дальше будешь.)
Киргизская: «Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда». (Что посеешь, то и пожнешь.) Таджикская: «Еще не знал никто и никогда роз без шипов, удачи без труда». (Без труда не вытянешь рыбку из пруда..)
Каракалпакская: «Если кривы дерева, то от них и тень крива». (Яблоко от яблони недалеко падает.)
Казахская: «Щедрый не хвастает подарком, богатырь не отказывается от сказанного». (Не давши слова — крепись, а давши — держись)
8 раунд « Шерлок Холмс»
По описанию портрета литературного персонажа назовите героя, а также произведение и автора:
1) « Ей не минуло еще и семнадцати лет…. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было еще никогда и не будет никогда на селе. Она знала и слышала все, что про нее говорили, и была капризна, как красавица. Парубки гонялись за нею толпами, но, потерявши терпение, оставляли мало-помалу и обращались к другим, не так избалованным. Один только кузнец был упрям и не оставлял своего волокитства..." Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством» Оксана
2) У самой елки очутился на виду замечательный человечек. Он вел себя тихо и скромно, словно спокойно ожидая, когда дойдет очередь и до него. Правда, он был не очень складный: чересчур длинное и плотное туловище на коротеньких и тонких ножках, да и голова тоже как будто великовата. Зато по щегольской одежде сразу было видно, что это человек благовоспитанный и со вкусом. На нем был очень красивый блестящий фиолетовый гусарский доломан, весь в пуговичках. Внимательно вглядываясь в славного человечка, который полюбился ей с первого же взгляда, Мари заметила, каким добродушием светилось его лицо. Зеленоватые навыкате глаза смотрели приветливо и доброжелательно. Гофман. «Щелкунчик и крысиный король» -Щелкунчик
3) Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плеч. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж...И.С.Тургенев «Муму» Герасим
9 раунд«Скороговорщики» ( болельщики)
Каждый участник игры должен произнести две скороговорки.
Задача – правильно и быстро произнести скороговорку.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках: санки скок, Сенька с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все – в сугроб.
Не жалела мама мыла, мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
10 раунд«Собери фразеологизмы»
Вешать
Бить
Сматывать
Смотреть сквозь
Ломать
Вставлять палки в
Сесть в
- голову
-нос
- колеса
- галошу
-удочки
-баклуши
-пальцы
Подведение итогов. Члены жюри комментируют ответы, выставляют баллы
Ведущий. Итак, в упорной борьбе победила команда…
Ведущий. Поскольку наша игра была посвящена русскому языку, послушайте стихотворение и сделайте для себя вывод.