Цели урока: углубление и закрепление знаний о птицах, развитие интереса к природе и ее изучению, экологическое образование и воспитание.
Оборудование: таблица по теме; чучела птиц; записи голосов птиц; рисунки с изображением птичьих гнезд, выставка книг о птицах; доклады учащихся о птицах;
Класс делится на 4–5 команд по 6 человек.
ХОД УРОКА
I. Конкурс-разминка
Каждая команда получает кроссворд "Птицы". На его разгадывание отводится 3 минуты. За каждое правильно указанное слово команда получает 1 балл.
По горизонтали: 1. Мелкий представитель воробьинообразных. 2. Нелетающая, но хорошо плавающая и ныряющая птица. 3. Вид дрозда. 4. Крупная нелетающая птица. 6. Птица из отряда воробьинообразных, в песне которой слышится: "Ты Витю видел?". 8. Представитель воробьинообразных, мельче воробья. 9. Крупный дневной хищник. 10. Представитель воробьинообразных, прекрасный певец. 16. Вид крупных говорящих попугаев. 17. Птица из семейства вьюрковых.
По вертикали: 4. Хищная дневная птица. 6. Мелкая утка. 7. Ярко окрашенный представитель курообразных. 8. Птица из отряда воробьинообразных. 11. Представитель семейства врановых. 12. Синица, вьющая гнездо из пуха в виде "варежки". 13. Мелкая сова. 15. Крупная морская птица.
Ответы:
По горизонтали: 1. Воробей. 2. Пингвин. 3. Рябчик. 5. Страус. 6. Чечевица. 7. Пищуха. 9. Орел. 10. Соловей. 14. Скворец. 16. Ара. 17.Чиж.
По вертикали: 4. Ястреб. 6. Чирок. 7. Фазан. 8. Пеночка. 11. Ворон. 12. Ремез. 13. Сыч. 15. Буревестник.
II. Конкурс эрудитов
От каждой команды выходят по 1 человеку. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Вопросы 1-й команде:
1. Что изучает орнитология? (Птиц)
2. У какой птицы нет голоса? (У аиста)
3. Для чего у глухаря к зиме на лапе вырастают роговые щеточки? (Чтобы удерживаться на обледеневших ветках)
4. Как убивает свою добычу орел? (Закалывает когтями)
5. Какая птица ловит насекомых в сумерках? (Козодой)
Вопросы 2-й команде:
1. Какая птица может передвигаться только вверх по стволу дерева? (Дятел)
2. Может ли ястреб питаться осами? (Да, осоед)
3. Пух какой птицы используют для изготовления самой теплой одежды? (Гусь)
4. Какой из органов чувств наиболее хорошо развит у совы? (Слух)
5. Как отличить старого грача от молодого? (По клюву)
Вопросы 3-й команде:
1. Где у птицы "вилочка"? (В поясе передних конечностей)
2. Какие птицы могут передвигаться по суше, скользя на брюхе? (Пингвин)
3. У каких птиц на ногах не хватает пальцев? (У страусов)
4. Какие птицы могут опылять растения? (Колибри, нектарницы)
5. Кому хвост служит опорой? (Дятлу)
Вопросы 4-й команде:
1. У какой птицы "лицо-локатор"? (У совы)
2. Птенцы какой птицы плавают, сидя на спине у мамы? (У чомги)
3. Есть ли у птиц зубы? (Есть только у птенцов – птенцовый зуб)
4. Какая хищная птица нашей страны считается самой крупной? (Гриф)
5. Какая птица умеет летать вперед и назад, не разворачиваясь? (Колибри)
Вопросы 5-й команде:
1. Почему в Новой Зеландии много птиц, не умеющих летать? (У них нет врагов)
2. Что такое клобучок? (Шапочка для ловчей птицы)
3. Какую птицу обожествляли древние египтяне? (Ибис)
4. Какая птица с наступлением весны бормочет: "Куплю балахон, продам шубу", а осенью "Продам балахон, куплю шубу"? (Тетерев-косач)
5. Какая кость в строении нижней конечности есть только у птиц? (Цевка)
III. Конкурс “Третий лишний”
Командам предлагаются ряды птиц, сгруппированные по определенному признаку. Но одна птица в каждом ряду не имеет этого признака и потому является лишней, нужно определить, кто лишний и почему.
1. Сова, кречет, коршун. (Сова – ночной хищник)
2. Филин, цапля, бородач. (Цапля – нехищная птица)
3. Глухарь, тетерев, скворец. (Скворец – непромысловая птица)
4. Иволга, соловей, фазан. (Фазан – не певчая птица)
5. Пустельга, сова-сплюшка, неясыть. (Пустельга – дневной хищник)
За полный ответ – 2 балла.
IV. Конкурс “Птицы в русском фольклоре”
Используются карточки обучающей игры "Экология в филологии". Карточки перемешиваются и поровну раздаются командам.
Задание: составить пословицы и поговорки о птицах из двух половинок.
1. Была бы падаль, а воронье налетит.
2. В своем гнезде ворона коршуну глаз выклюет.
3. Всяк кулик в своем болоте велик.
4. Всяк кулик свое болото хвалит.
5. Всякая птица свое гнездо любит.
6. Всякая птица свои песни поет.
7. Всякая сорока от своего языка погибает.
8. Кулик до воды охочь, а плавать не умеет.
9. На своей улочке и курочка храбра.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
V. Конкурс “Заморочки из бочки”
Используются бочонки игры “Русское лото”. Члены команды выбирают бочонки, учитель читает вопрос под данным номером, члены команды совещаются 1 минуту и отвечают. Правильный ответ оценивается в 3 балла.