Сценарий литературного утренника в 5 классе "Русская азбука"
Сценарий литературного утренника в 5 классе "Русская азбука"
Утренник посвящён созданию славянской азбуки. В сценарий включены стихи о Кирилле и Мефодии, маленькие сценки о Несторе, Интересные вопросы изагадки, конкурсы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературного утренника в 5 классе "Русская азбука"»
«Аз- свет миру»
Сценарий праздника славянской
письменности и культуры
в ГБОУ СОШ № 932
Разработала учитель русского языка и литературы
В.М.Лукьяненко
Май 2013 года
1 ведущий: 24 мая вся Россия торжественно отмечает День Славянской письменности и культуры! (слайды)
Начиная с 1992 года празднование Дня славянской письменности и культуры приобретает государственный характер. В том же году в Москве на Славянской площади был сооружён памятник святым братьям Кириллу и Мефодию. (Слайды)
2 ведущий:
Жили на свете Кирилл и Мефодий,
Два византийских монаха и вдруг
Нет, не легенда, не миф, не пародия,
Кто- то из низ и задумался: «Друг!
Сколько славян без Христа безъязычных!
Надо создать для славян алфавит…
Как Прометей, зажжём эту спичк
Всё выполнимо, а это болит!
3 ведущий:
Так и возникло понятье «кириллица». (Слайды)
Перевели по- славянски Псалтирь.
Всё развивается, крепнет и ширится.
Пишем по – русски мы «Родина», Мир».
Вот и Москва. И любуемся, бродим.
Площадь Славянская, память, цветы.
Вечная слава! Кирилла с Мефодием
Церковь причислила к лику святых.
4 ведущий: До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности. Кирилл и Мефодий создали первый славянский алфавит. Они написали и перевели евангельские притчи, апостольские послания и богослужебные тексты.
1 ведущий: (Слайды- азбука)
Нет, он от века не отстал.
Здесь что ни слово, то кристалл!
Да что там слово- буквы в нём
Горят божественным огнём!
2 ведущий:
Я прислушиваюсь к словам:
Открывается в них Россия,
Жизнь и счастье дающая сила-
Легендарная быль славян.
II часть
3 ведущий: Послушайте былину о Кирилле и Мефодии.
Автор стилизации- учитель русского языка и литературы В.М Лукьяненко.
(Читает былину ученик в народном костюме)
Былина о Кирилле и Мефодии
То не солнце всходило красное
Из- за гор, из-за леса дремучего-
На святой земле нашей – матушке
Порождалися два богатыря.
И росли они в Македонии,
Набиралися ума-разума в Солониках,
Постигали языки латинские
Ещё греческие да болгарские.
Изучали они арифметику,
И сам царь Византийский им кланялся
За учёность их и усердие.
Вот 15 лет братьям минуло
И ещё т7 лет со остаточком-
Тут Мефодий стал военачальником.
Он создал себе дружинушку хоробрую,
Удалых дородных добрых молодцев.
А меньшой- то брат во Царь- град пошёл,
Изучил там все книги латинские,
Ещё греческие и еврейские,
И не стало равных брату меньшему
По уму его и учёности.
И ЗА МУДРОСТЬ ЕГО ЗА ВЕЛИКУЮ
Нарекли Константина Философом.
И пошли к Михаилу- императору
В Царь- град послы славянские,
Пришли с просьбой о великой милости,
Чтоб послал он на Русь мужа учёного-
Пусть обучит славян он грамоте!
И призвал император Мефодия,
Константина призвал Философа,
Повелел он составить азбуку,
Просветить все народы славянские.
И составили братья азбуку,
43 сочинили буквицы,
Чтоб учились славяне грамоте,
Чтоб услышали слово книжное,
И чтоб все племена словенские
Светом разума просветилися.
То не солнце восходит красное-
Земля Русская прославляется
И богатством своим , и знатностью,
Ну а пуще того- учёностью!
Имена же своих учителей
Не забудут народы славянские,
Чтят Кирилла и чтят Мефодия,
Всенародных своих просветителей!
частьIII
4 ведущий:
Он самый молитвенный в мире,
Он волею Божьей возник,
Язык нашей дивной Псалтири
И святоотеческих книг.
1 ведущий:
М.В.Ломоносов восхищался богатством русского языка:
«Испанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично….Но русским языком со всеми оными говорить пристойно, ибо в нём великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и краткость греческого и латинского языка»
2 ведущий:
Русская азбука- уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. Азбука представляет собой сумму кодирующих фраз.
Рассмотрим 3 первые букВЫ:
Аз-я
Буки- БУКВЫ
Веди – знать, ведать
Аз БУКИ ВЕДИ – я знаю буквы
Глагол Добро Есте – Слово – это достояние
Живете – жить в труде
Земля – планета Земля и её обитатели
И – союз
Иже – те, которые
Како – как
Люди – существа разумные
Эта часть азбуки означала:
Живите, трудясь усердно, земляне, как подобает людям, постигайте наше мироздание.
3 ведущий:
А вот и всё азбучное послание:
Я знаю буквы:
Письмо- это достояние.
Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям.
Постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание- дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!
4 ведущиё: Русскиё алфавит- это наше национальное достояние. Именно он отражает всё богатство нашего великого русского языка, именно он и есть стержень нашей культуры, нашего самосознания, нашего бытия как русской нации.
1 ведущий:
Так вот они – наши истоки,
Плывут, в полумраке светясь,
Торжественно- строгие строки,
Литая славянская вязь,
Так вот где, так вот где впервые
Обрёл у подножия гор
Под огненным знаком Софии
Алмазную крепость глагол.
3 ведущий:
Великое таинство звука,
Презревшее тленье и смерть,
На синих днепровских излуках
Качнуло недвижную твердь.
И Русь над водой многопенной,
Открытая вольным ветрам,
«Аз есмь!»- заявила Вселенной,
«Аз есмь!»- заявила векам!
IY часть
4 ведущий:
В монастырской келье узкой
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озарённый тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Монах:
Ещё одно последнее сказанье,
И рукопись окончена моя.
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне грешному…
Стук в дверь
-Чу! Слышу шорох! Кто там?
( 3 мальчика)
- Это мы, батюшка!
-Заходите, чада любезные! С чем пожаловали?
-Прослышали мы, батюшка, что тут грамоте можно. Научиться.
-Пожалуй, что можно.
- А вы чьи будете?
-Я Ивашка! Я Захарка! А я Онфимка!
-Скажи, батюшка, откуда буквы взялись?
-Правда, откуда?
-Расскажи, батюшка!
-Давным- давно люди писать не умелт, посылали друг другу предметы. Послали как-то скифы царю Дарию…
-А кто такие скифы, батюшка?
- Это народ, который в древности населял юг России.
-Так вот, послали скифы Дарию послание, в котором были предметы: мышь, лягушка, птица и 5 настоящих стрел. Долго думали жрецы и , наконец, разгадали смысл этого письма: «Если вы, персы, не научитесь прыгать по болоту, как лягушка, прятаться в норы, как мышь, и летать, как птица, то вы будете осыпаны стрелами, как только вступите на нашу землю.»
-1) Здорово! Правда, ребята? Здесь каждый предмет говорит сам за себя!
2) А как, батюшка, ещё люди писали?
- На скалах рисунки делали. Пиктография называется
-3) Интересное слово- пиктография.
- Потом на сырых глиняных дощечках клинопись делали палочками
- А мы, батюшка, как будем писать?
- Наше письмо славянское. А подарили нам его Кирилл и Мефодий.
Кирилл молится:
Прошу тебя, Господи, просвети меня! Назову букву словом известным. Моя первая буква будет АЗ, что значит Я.Вторая буква БУКИ-это буквы. Третья буква Веди- это В. Широк смысл слов моих. Добро есть хорошо. Добро есть правда и благо. Воспрянет отныне народ славянский, возгордится именем своим!
1 ведущий:
Пройдут года, века , тысячелетия, но никогда потомки не забудут имён святых – Кирилл и Мефодий!