kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Собиратель русских слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие о жизни и творчестве В.И.Даля.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Собиратель русских слов"»

Кабинет празднично украшен, воздушные шары создают настроение приподнятости. На доске вывешен девиз мероприятия «Выучи русский язык!» Также на стенах - высказывания  о русском языке.
Цель:
• развивать логическое мышление, интерес к глубокому изучению языка;
• воспитывать любовь к родному языку;
• развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: высказывания о русском языке
Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, задушевный, как песня над колыбелью... Что такое Родина? – весь народ. Это его культура, его язык. А.Н.Толстой
1.Открытие мероприятия «Дар слова».
Литературный монтаж.

Чтец 1:
Великий, могучий, правдивый, свободный,
Народной живительной силы родник!
Тебе посвящаем мы конкурс сегодня,
Наш гордый, наш русский, родной наш язык!
Чтец 2:

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре -
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!

Чтец 1:
Горького зоркость,
Бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
Сабир Абдулла, узбекский поэт

Вступительное слово учителя:
-Добрый день, дорогие любители русского языка. Н.В. Гоголь, известный русский писатель, восхищался русским языком: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценнее самой вещи». Наша задача – сохранить это богатство. Для этого мы должны хорошо знать родной язык и бережно к нему относиться.

Дорогие друзья, добро пожаловать в страну русского языка. Девиз нашей игры: «Выучи русский язык». Посмотрим, какая команда быстро и правильно выполнит задания, в какой команде больших знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. У каждой команды есть свой девиз, название, капитан.

- Пожелаем им удачи! Просим команды представиться. Итак, мы начинаем.


2.Представление команд «Слог» (Союз любителей орфографии, грамматики) и «Ребус» (Ребята учат слова).
3.Представление жюри.
4.Конкурсная программа.

Учитель: Сегодня мы совершим путешествие по стране русского языка.

Сейчас мы узнаем название наших кораблей, кто быстрее? (Команда должна из карточек, на которых написано по одной букве, сложить название корабля, например,  «Бесстрашный», «Непобедимый».)

1 задание

Теперь в путь! Испытания будут непростыми. «Чей корабль первым отойдёт от причала?» Необходимо выполнить задания прежде, чем двигаться дальше. Задания командам. Составьте предложения.

1. Из предложения Тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, выступающее в роли  определения, поставить его в форме именительного падежа, женского рода, единственного числа.

2. Из предложения. За ночь земля покрылась пушистым снегом взять обстоятельство, употребив это слово как подлежащее.

3. Добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван.

4. Из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолёт взять обстоятельство.

Получилось предложение: Тихая ночь опустилась над городом.

2задание

Пришло сообщение, попробуйте расшифровать её. Соберите пословицу

(Раздаются карточки с перемешанными слогами хлеб всему голова).

Соберите пословицу. Раздаются карточки с перемешанными слогами: у стра ха гла за ве ли ки

3 задание

А теперь за три минуты  составить запись в судовой журнал. Кто больше соберёт слов, используя буквенный состав слова благородство.

4 задание

Ой-ой-ой! Корабли во время маневрирования среди рифов получили пробоины. Нужно немедленно их закрыть. Для этого выполним следующее задание. Вопросы для команды №1. 1-Я КОМАНДА

1) Какой вид пирогов существует на Руси?

А. Расстегай. В. Распрягай.

Б. Расседлай. Г. Расстилай.

(Большой круглый открытый сверху пирог с начинкой; вообще пирожок с открытой начинкой.)

2) Какое из этих кулинарных изделий не является мучным?

А. ЛАВАШ. В. ЭКЛЕР.

Б. КЛЁЦКИ. Г. АЗУ.

3) Какой из этих супов традиционно готовят из рыбы?

А. УХА. В. РАССОЛЬНИК..

Б. ШУРПА. Г. БОТВИНЬЯ.

4) Как называется большой свадебный пирог конусовидной формы с различными слоями начинок, одна из которых обязательно делалась из куриного мяса?

А. Курник. В. Курятник.

Б. Курьёз. Г. Курень.

5) Какого из этих ингредиентов нет в классической рецептуре "греческого салата"?

А. ТОМАТЫ. В. ОГУРЦЫ.

Б. МАСЛИНЫ. Г. АВОКАДО.

6) Выберите правильное окончание русской пословицы: " Первый блин: "

А. КОЛОМ. В. КОМОМ.

Б. МАСЛОМ НЕ ИСПОРТИШЬ. Г. ОТДАЙ ВРАГУ.

7) Какой из этих предметов кухонной утвари используют в процессе приготовления макарон?

А. Сито. В. Шумовка.

Б. Дуршлаг. Г. Решето.

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных. (заранее приготовить листы с вопросами и ручки).

2-Я КОМАНДА

1) Что означает слово «бутерброд»?

А.Вкусный завтрак В.Булка с сыром

Б.Хлеб с маслом Г. Булка с мёдом

2) Что из этого является русским кушаньем?

А. Кулебяка. В. Забияка.

Б. Каляка. Г. Маляка.

(Большой продолговатый пирог с начинкой из мяса или рыбы, капусты, каши.)

3) Чем, согласно русской пословице, красна изба?

А. Икрой (красной). В. Рыбой (красной).

Б. Пирогами. Г. Борщом.

4) В каком из этих продуктов не содержится холестерин?

А. Куриный окорочок. В. Подсолнечное масло.

Б. Копчёная колбаса. Г. Рыбное филе.

5) Какую кашу называют кашей английских королей?

А. Овсяную. В. Гречневую.

Б. Рисовую. Г. Манную.

6) Какое из этих кулинарных изделий не является мучным?

А. ЛАВАШ. В. ЭКЛЕР.

Б. КЛЁЦКИ. Г. АЗУ.

7) Какой из этих салатов выдержан в багровых тонах?

А. «Оливье». В. "Столичный".

Б. "Мимоза". Г. «Винегрет».

Конкурс капитанов. Отвечает один капитан, другой выходит за дверь. Гонка за лидером. Устный блицопрос:

1. Главный член предложения, обозначающий действие предмета. (Сказуемое).

2. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? Какая? Какие? Чей? И обозначает признак предмета. (Определение).

3. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия. (Обстоятельство).

4. Раздел науки о языке, в котором изучается правильная постановка знаков препинания. (Пунктуация).

5. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение. (Синтаксис).

6. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. (Обращение).

7. Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. (Словосочетание).

8. Главный член предложения, обозначающий предмет. (Подлежащее),

Каждый правильный ответ по 1 баллу.

5 задание

Справа по борту какой-то предмет. Это закупоренная бутылка. Выловим и откроем её. На листке что-то написано. Кто правильно расшифрует послание,  получит дополнительное очко.

Шваа  домакан   натойдсо   быдепо.
(Ваша  команда достойна победы).

Болельщики могут принести очки для своей команды, если ответят на  шуточные вопросы:

Для болельщиков 1 команды:

1. Назовите три слова, в которых по сто согласных. (Стог, стол, стой).

2. Что мы говорим в начале урока? (Звук «у»)

3. Какой алфавит состоит из 6 букв? (Азбука).

Для болельщиков 2 команды:

1. В каком слове сорок гласных ? (Сорока).

2. Как превратить высокое растение, которое растёт по берегам рек, в маленькую мышь? (Переставить в нём слоги: кА-мыш – мыш-ка.)

Для болельщиков

В этих словах рассыпались буквы. Переставьте их и прочтите слова.

Лёзок, кута, дашоль, лесо, оварок, сугь, путех, азок,, цурика, воца. (Козёл, утка, лошадь, осёл, корова, гусь, петух, коза, курица, овца).

6 задание

«Одним словом». Команды отвечают по очереди.

А теперь в интеллектуальном конкурсе участвует уже вся команда. Вопросы задаются по очереди каждой команде (на обсуждение дается 10 секунд, отвечающего определяет капитан).

1 Французы не представляют новогоднего стола без традиционной жареной индейки, а вот в Венгрии и Австрии считается, что птицу есть в этот вечер нельзя. Почему?

Улетит счастье.

2. Как называется полный комплект столовой или чайной посуды?

Сервиз.

3. Что не войдет даже в самую большую кастрюлю?

Ее крышка.

4. Какой рукой лучше всего мешать чай?

Чай лучше всего мешать ложкой.

5. Без рук, без ног, а в гору лезет, что это?

Тесто.

6. Скажите по-английски: “стружка, тонкие кусочки”.

Чипсы.

7. Почему американцы рекламируют червивые яблоки?

Черви питаются только экологически чистыми яблоками.

8. Мудрецы прошлого говорили: завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай… Кому?

Врагу.

9.Что сырым не едят, а вареным выбрасывают?

Лавровый лист.

10. Можно ли приготовить “сапоги всмятку”?

Да. Так называли сапоги с голенищами-гармошками. Чтобы сделать такую “гармошку”, особым образом мяли кожу – вот и получались “сапоги всмятку”.

11. А. С. Пушкин дал герою своей сказки прозвище “толоконный лоб”. Что на Руси называлось толокном?

Толокном на Руси называлась овсяная крупа особого приготовления.

12. Семена репы очень мелкие. Как вы думаете, как наши предки сеяли репу?

Ее сеяли, выплевывая семена изо рта. И далеко не у всех получалось хорошо выплевывать. Лучшие плевальщики очень ценились и почитались.

13. В сказке Пушкина жадный поп кормил своего работника Балду полбой. Что же такое полба?

Полбяная пшеница – злаковое растение, что-то среднее между пшеницей и ячменем. Из полбы варили кашу, которая, хотя и считалась питательной, но была груба на вкус и пользовалась спросом только у бедняков.

14. Сколько яиц можно съесть натощак?

Одно

15. В каком году люди едят более обыкновенного?

В високосном.

За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Если команда ответ дать не может, ответить может та команда, в которой первым поднял руку капитан.

Жюри имеет право в этом конкурсе назначать штрафные очки команде за недостойное поведение.



5.Подведение итогов конкурса.

6.Награждение команд.




7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Собиратель русских слов"

Автор: Зуева Людмила Михайловна

Дата: 20.10.2022

Номер свидетельства: 615537

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) ""Неутомимый собиратель русских слов. Устный журнал, посвященный В.И.Далю, создателю «Толкового словаря живого великорусского языка». Для учащихся 6 – 7 классов""
    ["seo_title"] => string(155) "nieutomimyisobiratielrusskikhslovustnyizhurnalposviashchiennyividaliusozdatieliutolkovoghoslovariazhivoghovielikorusskoghoiazykadliauchashchikhsia67klassov"
    ["file_id"] => string(6) "272336"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451951268"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Презентация к внеклассному мероприятию "Неутомимый собиратель русских слов. Устный журнал, посвященный В.И.Далю. Для учащихся 6 – 7 классов""
    ["seo_title"] => string(139) "priezientatsiiakvnieklassnomumieropriiatiiunieutomimyisobiratielrusskikhslovustnyizhurnalposviashchiennyividaliudliauchashchikhsia67klassov"
    ["file_id"] => string(6) "272337"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451951691"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Богатство русского языка "
    ["seo_title"] => string(27) "boghatstvo-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "108729"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403819055"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Презентация к уроку русского языка "Любитель русского слова""
    ["seo_title"] => string(66) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-liubitiel-russkogho-slova"
    ["file_id"] => string(6) "337214"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1468152468"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Владимир Иванович Даль "
    ["seo_title"] => string(22) "vladimir-ivanovich-dal"
    ["file_id"] => string(6) "108731"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403819298"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства