Цель мероприятия: углубление знаний о деятельности русского лингвиста и писателя В.И.Даля, о его вкладе в развитие и становление русского национального языка; определение места и значения «Толкового словаря живого великорусского языка» в русской лексикографии.
Задачи мероприятия:
Формировать познавательный интерес.
Расширитьзнания учащихся о словаре В.И.Даля и представление о культурной жизни России в первой половине 19-ого века.
Развивать творческие способности обучающихся и их устную монологическую речь через подготовленные устные ответы и инсценирование.
Воспитывать интерес к богатству родного языка.
Оборудование и материалы: экран для демонстрации слайдов; компьютер;
иллюстративно-демонстрационный материал;
стенд, посвященный жизни и деятельности В.И.Даля;
выставка книг В.И.Даля.
Данный сценарий предполагает проведение открытого мероприятия с целью приобретения учащимися новых знаний о жизни и творчестве автора «Толкового словаря живого великорусского языка». Сценарий составлен с учетом того, что в действии активное участие принимают дети, играя роль ведущих, изображая известных персонажей.
Сценарий составлен в форме устного журнала.
План мероприятия:
Страница 1. «Владимир Даль — талантливый и разносторонний человек»
Сценарий подготовила Бородынкина Е.Н., преподаватель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №29» г.о.Балашиха
Цель мероприятия: углубление знаний о деятельности русского лингвиста и писателя В.И.Даля, о его вкладе в развитие и становление русского национального языка; определение места и значения «Толкового словаря живого великорусского языка» в русской лексикографии.
Задачи мероприятия:
Формировать познавательный интерес.
Расширитьзнания учащихся о словаре В.И.Даля и представление о культурной жизни России в первой половине 19-ого века.
Развивать творческие способности обучающихся и их устную монологическую речь через подготовленные устные ответы и инсценирование.
Воспитывать интерес к богатству родного языка.
Оборудование и материалы: экран для демонстрации слайдов; компьютер;
иллюстративно-демонстрационный материал;
стенд, посвященный жизни и деятельности В.И.Даля;
выставка книг В.И.Даля.
Данный сценарий предполагает проведение открытого мероприятия с целью приобретения учащимися новых знаний о жизни и творчестве автора «Толкового словаря живого великорусского языка». Сценарий составлен с учетом того, что в действии активное участие принимают дети, играя роль ведущих, изображая известных персонажей.
Сценарий составлен в форме устного журнала.
План мероприятия:
Страница 1. «Владимир Даль — талантливый и разносторонний человек»
«Назначение человека именно то, чтоб делать добро».
В. И. Даль
Вступление.
Учитель. Все ценители русского языка, желающие постичь его тонкости и тайны, знакомы с именем Владимира Ивановича Даля. Даль был человеком разносторонним и очень талантливым, но в отечественную историю и культуру Даль вошел как выдающийся лексикограф, создатель знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка». Словарь этот – уникальное явление в истории мировой литературы, это национальная сокровищница русской культуры.
Звучит стихотворение Всеволода Рождественского:
Ветшают прадедов слова,
Они уже полузабыты,
Но как извечная трава,
Всё пробивается сквозь плиты.
Кто нынче скажет «окоём»,
Иль «росстани», иль «первопуток»-
Всё, что Толковым словарём
В безвестный загнано закуток?
Слова угасшей старины
Вдали мерцают еле-еле,
А прежде, жизнью рождены,
Они ласкали, жгли и пели.
Они рождались неспроста,
Не прихотью, а волей сердца
Из чернозёмного пласта
Для друга и единоверца.
Но даже в наши времена
Для тех, кто с русской речью дружен,
Не так легко добыть со дна
Родные россыпи жемчужин.
Страница первая
«Владимир Даль — талантливый и разносторонний человек».
Ученик 1: Откроем первую страницу нашего журнала. Она – о Владимире Ивановиче Дале. Даль был морским офицером и плавал на одном судне со знаменитым российским флотоводцем Павлом Нахимовым.
Ученик 2: Даль был замечательным хирургом и учился в университете вместе с Николаем Пироговым, основоположником военно-полевой хирургии. Пирогов очень высоко ценил врачебное мастерство своего друга. Как врач Даль участвовал в двух войнах и спас жизнь великому множеству раненых.
Ученик 3: Даль был отважным солдатом, а однажды совершил и вовсе невероятный подвиг: сумел задержать наступление целой вражеской армии и уберечь свой пехотный корпус от неминуемой гибели… одним ударом топора.
Однажды корпус, в котором служил Даль, был прижат польскими войсками к берегу Вислы. Силы были неравны, чтобы вступить в бой, но и отступить за реку русские солдаты тоже не могли - единственный мост был сожжен поляками... Вспомнив свои инженерные навыки - а были у него и таковые - Владимир Иванович руководит работами солдат по сооружению временной переправы. Материалом для моста послужили валявшиеся пустые деревянные бочки. Русское войско без труда перебралось на другой берег Вислы, а вот полякам не повезло: как только польское войско дошло до середины моста, Даль взмахнул топором и разрубил скреплявшие мост канаты, вражеские офицеры и кавалерия мгновенно оказались в реке. Находчивость и отвага дивизионного врача спасла русское войско. А за заслуги царь Николай I личным указом наградил Даля боевым Владимирским крестом с бриллиантами и бантом.
Ученик 4: Все знают, что великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин был ранен на дуэли. Но совсем немногим известно, что умер он на руках у Владимира Даля, который неотлучно провел у постели раненого Пушкина трое суток и как мог старался облегчить страдания своего умирающего друга…
Страница вторая
«Мое отечество - Русь».
Ученик 1: Владимир Иванович Даль родился 22 ноября 1801 года в Луганске. Его отец, датчанин, Иоганн Христиан Даль, в 1778 году окончил Йенский университет и слыл знатоком новых и древних языков. Екатерина II выписала его в Россию и определила придворным библиотекарем. Скоро Иоганн Христиан убедился, что библиотекарь, даже придворный, должность не очень доходная. Жизнь заставила подумать о хлебе насущном. Иоганн Христиан снова отправился в свой Йенский университет, но на другой факультет, медицинский. В Россию он вернулся уже врачом.
Ученик 2: Иоганн Христиан Даль принял русское подданство и стал именоваться Иваном Матвеевичем. Иван Матвеевич был честный человек и настоящий врач. В своих рапортах он рассказывал о невыносимой жизни «работных людей», называл причиной многих болезней постоянную нужду и тяжелый труд. Иван Матвеевич организовал первую в Луганске заводскую больницу.
Ученик 3: В Петербурге он женился на Марии Христофоровне Фрейтаг. Обрусевшая немка, дочь известной переводчицы М.Фрейтаг, Мария была хорошо образованной женщиной: владела пятью языками, была музыкальна, прекрасно пела и играла на фортепиано. И всему (кроме математики и рисования) учила детей сама. Поучительны ее слова: «Надо зацеплять всякое знание, какое встретится на пути; никак нельзя сказать вперед, что в жизни пригодится».
Ученик 4: В семье всегда говорили по-русски. Отец при каждом случае напоминал детям, что они русские. «Древние и новые языки», которыми владел отец, пять языков, на которых говорила мать, - все это рождало в детях «чувство языка».
Ученик 5: В 1814 году отец отправил Владимира в Петербург. Даль поступает в Морской кадетский корпус, от учебы в котором, по его словам, «в памяти остались только розги». Вот как он описывает жизнь в кадетском корпусе: «Как Даля Иваныча в мундир нарядили, к тесаку прицепили, барабаном будили, толокном кормили, книги накупили, тетрадей нашили, ничему не учили, да по субботам били. Вышел молодец на свой образец. Вот-де говорит: в молодые лета дали эполеты. Поглядел кругом упрямо, да и пошел прямо. Иду я пойду, куда-нибудь да дойду».
Ученик 6: В одно и то же время с Далем в корпусе учились будущий адмирал П.С.Нахимов и будущий декабрист Д.И.Завалишин. Здесь Даль составил свой первый словарь кадетского жаргона из 34 слов. В 1817 году в числе 12 лучших гардемаринов Даль совершил плавание на бриге «Феникс» к берегам Швеции и Дании; выяснилось, что Даль страдает морской болезнью. Но он заканчивает корпус в 1819 году и направляется мичманом на службу во флот в Николаеве.
Страница третья
«Главный день».
(Разыгрывается сценка о начале работы над словарем на пути из Петербурга в Москву)
Ученик 1: В марте 1819 года по дороге из Петербурга в Москву на паре почтовых лошадей ехал молодой флотский офицер. Всего несколько дней назад он закончил обучение в морском корпусе и получил звание мичмана. Служить его отправили на Черноморский флот. Путь предстоял неблизкий.
(Выходит ямщик в тулупе, с кнутом в руках)
Ученик 2 (ямщик): Ну что, барин, будем ехать или еще погреемся?
Ученик 3 (Даль):(застегивая шинель): А доберемся в такую пургу?
Ученик 2 (ямщик): Не сомневайтесь (тычет кнутом в небо). Замолаживает.
Ученик 3 (Даль):Как это «замолаживает»?
Ученик 2 (ямщик): Пасмурнеет. К теплу.
Ученик 3 (Даль):Это что ж, у вас в Новгородской губернии так говорят?
Ученик 2 (ямщик): Так. Небо тучами заволакивается, к ненастью клонит.
(Даль вытаскивает из кармана записную книжечку, карандаш, дует на окоченевшие пальцы и начинает что-то писать. Ямщик уходит)
Ученик 4: Морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана Даля. На пути из Петербурга в Москву, где-то у Зимогорского Яма, затерянного в новгородских снегах, человек принял решение, которое повернуло его жизнь. Застывшими пальцами исписал в книжке первую страничку. Одна страница – какая малость, но, как говорил Пушкин, “понемногу сокровища растут”. Это было рождение «Толкового словаря».
Страница четвертая
«Талантливый студент».
Ученик 1: На флоте Даль прослужил недолго. Даля тянуло не к офицерской карьере, а к научной деятельности: «Я почувствовал необходимость в основательном учении, в образовании, дабы быть на свете полезным человеком».
Ученик 2: В январе 1826 года Даль подает в отставку. Решив идти по стопам отца, поступает на медицинский факультет в университет города Дерпта (сейчас это эстонский город Тарту). Учился он очень старательно. Сам себе назначил задание: каждый день выучивать сто новых латинских слов, подолгу просиживал в библиотеке, сутками не уходил из клиники. Вскоре о Дале заговорили и профессора, и студенты.
Ученик 3: Дерптский период своей жизни Даль называет «временем восторга и золотым веком нашей жизни». Здесь он дружит с Н.М. Языковым, общается с В.А. Жуковским, сыновьями Н.М. Карамзина; здесь читаются стихи А.С. Пушкина, с опальным поэтом ведется переписка.
Ученик 4: Знаменитый хирург Николай Пирогов, обучавшийся в том же университете, вспоминал о Дале как об остроумном, жизнерадостном, музыкальном юноше: «Это был человек, что называется, на все руки. За что ни брался Даль, все ему удавалось освоить».
Ученик 5: Многие современники объясняли его успехи в хирургии не только усиленными занятиями, но и склонностью к тонкой ручной работе. Даль был еще и умелым резчиком по дереву, а также делал миниатюрные изделия из стекла, а кроме того, он одинаково хорошо владел правой и левой руками.
Ученик 6: Перед талантливым студентом открывалось блестящее будущее ученого и преподавателя. Однако этим его планам не суждено было сбыться: в 1828 году вспыхнула русско-турецкая война. На фронте не хватало врачей, поэтому всех студентов-медиков срочно призвали на военную службу. И Владимир Даль отправился воевать.
Страница пятая
«Казак Луганский».
Ученик 1: В марте 1829 года Даль досрочно защищает диссертацию и отправляется на берег Дуная, где оперирует раненых, борется с чумой и холерой. Общаясь с солдатами, собранными со всех концов России, военный врач успевает вести и собирательскую работу. Записи слов и произведений народного творчества вырастают у него до таких размеров, что для перевозки материалов ему приходится использовать верблюда. Далю верблюд был дороже золота: верблюд был нагружен тетрадями со словами. Однажды во время боя верблюд пропал. Даль перевязывал раненых, а когда вернулся в обоз – верблюда нет.
Ученик 2: Даль признавался потом, что осиротел с пропажею своих записок. Солдаты искали верблюда одиннадцать дней и в итоге отбили его у турок.Тетради были целы. Даль обнял верблюда за шею, прижался лбом к пыльной и жаркой шерсти, да так и стоял, ослабев. Может, и хорошо, что записи на время были утеряны: Даль понял, что не увлечение это было, а призвание. Так «золотой верблюд» укрепил решение Даля заниматься собиранием слов.
Ученик 3: За эту войну Даль был награжден орденом святой Анны третьей степени и Георгиевской медалью на ленте. К последней награде Владимир Иванович относился иронически: она выдавалась всем уцелевшим на войне. Но это была печальная ирония: из трехсот врачей, призванных в армию вместе с Далем, более двухсот погибло от вражеских сабель, пуль и снарядов.
Ученик 4: Многое ему пришлось услышать за время войны. Каждый день тетрадки пополнялись новыми записями. А однажды он стал сочинять сказки. Страшновато было отдавать их на суд читателей. Но все-таки решился напечатать несколько. Только фамилию свою не поставил. Придумал псевдоним – Казак Луганский. Первая книжка, в которую вошли пять сказок, увидела свет под названием «Первый пяток».
Страница шестая
«Дружба с Пушкиным».
Ученик 1: Осень 1832. Даль взял книгу своих “Русских сказок” и отправился к Пушкину. Александр Сергеевич в это время был уже не только великим поэтом, прозаиком, драматургом, но и сказочником. Пушкин сразу показался Далю очень русским: у Пушкина был великолепный московский говор. Перелистывая «Пяток первый», Пушкин сказал: «Сказка сказкой, а язык наш сам по себе…»
Ученик 2: Даль мог быть доволен. Пушкин понял его, он восхитился обилием накопленных пословиц и поговорок, которые использовал Владимир Иванович Даль в своих сказках. Пушкин под впечатлением от удивительного языка сказок Даля и сам сочинил свою сказку «О рыбаке и рыбке». Рукопись ее Пушкин подарил Владимиру Ивановичу с надписью: «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому от сказочника Пушкина».
Ученик 3: Осень 1833г. И снова встреча! Даль и Пушкин встретились в Оренбургской губернии. С мая этого года Даль – чиновник особых поручений при оренбургском генерал-губернаторе Перовском, а Пушкин приехал в далекую губернию для изучения исторических мест восстания Пугачева. Даль и Пушкин в течение пяти дней объезжали исторические места восстания Пугачева.
Ученик 4: Даль сопровождал Пушкина, посетили Бердскую станицу – место пребывания Пугачева во время осады Оренбурга, встречались с казаками, помнившими восстание Пугачева. Пушкин расспрашивал их, заносил в записную книжку их рассказы и понравившуюся ему живую образную речь. Даль также делал пометки, записывал те же слова, пословицы, поговорки и песни.
Ученик 5: 23 сентября 1833 года Даль проводил Пушкина, спешившего в Болдино…А через три года Даль с трепетным вниманием прочтет созданные великим Пушкиным «Капитанскую дочку» и «Историю Пугачева», где узнает, конечно, знакомые места и своих друзей.
Страница седьмая
«Какова выползина!»
(Разыгрывается сценка — Даль и Пушкин)
Ученик 1 (Даль): С легкой руки Александра Сергеевича я занялся составлением словаря русского языка. Зиму 1837 провел в Петербурге. Как всегда много работал. Однажды вечером ко мне заехал Пушкин.
Ученик 2 (Пушкин): Покажите, покажите, что нового появилось в вашей коллекции.
(Даль показывает ему свои записи. Пушкин берет листок, читает)
Ученик 2 (Пушкин): Приметы: «Кота убить – семь лет ни в чем удачи не видеть»; «Подавая соль, смейся, не то поссоришься»; «При первой кукушке брякни деньгами, чтобы водились»; «Ложка, забытая на столе, - к гостю» А вот просто слова: «медуница, выступки, калуга, выползина..»Выползина… Это еще что такое?
Ученик 1 (Даль): Выползиной крестьяне называют старую кожу змеи, оставленную ею после линьки
Ученик 2 (Пушкин): Ишь ты!.. Вот мы пишем, зовемся писателями, а половины русских слов не знаем!.. Ну, брат, а у меня сегодня сюртук новый. Какова выползина! Из этой выползины я еще не скоро выползу! В этой выползине я еще такое напишу!..
Ученик 3: А через несколько дней именно в этом сюртуке Пушкин будет смертельно ранен на дуэли. Он действительно не снял этого сюртука, его спороли с него 27 января 1837, чтобы облегчить смертельную муку от раны. Умирающий Пушкин скажет Далю прерывающимся голосом: «Выползину тоже возьми себе...» На память о Пушкине достались Далю простреленный черный сюртук с небольшой дырочкой внизу живота и перстень с изумрудом, который сам поэт называл талисманом и подарил другу незадолго до смерти.
Ученик 1 (Даль): «…Перстень Пушкина для меня теперь настоящий талисман… Можно подхватить перстень кончиками пальцев, поднести к глазам, заглянуть в чуть продолговатый зеленый камень: камень бездонно глубок, до черноты, и лучист. Так смотрят в глаза… Как гляну на него, так и пробежит во мне искорка с ног до головы, и хочется приняться за что-нибудь порядочное.»
Страница восьмая
«Толковый словарь живого великорусского языка».
Ученик 1: Подлинной памятью о великом друге стал для Даля «Толковый словарь живого великорусского языка». Пушкин серьёзно относился к поисковой работе друга. Он много подарил Далю интересных слов.
Ученик 2: На закате дней Даль написал: «Я не пропустил дня, чтобы не записать речь, слово, оборот на пополнение своих запасов. Пушкин «горячо поддержал это направление моё... Это труд всей моей жизни. Но до последних дней моей жизни я буду записывать новые слова и их значения».
Ученик 3: Пятьдесят три года жизни были отданы напряжённому труду. В 1819 году молодой мичман проездом к месту службы услышал незнакомое слово – «замолаживает». Последние четыре новых слова, услышанные от прислуги, он записал прикованный к постели. Уже не в силах встать, Даль позовет дочь и попросит: «Запиши словечко».
Ученик 4: «Толковый словарь живого великорусского языка» - явление исключительное и, в некотором роде, единственное. Он своеобразен не только по замыслу, но и по выполнению. Другого подобного труда лексикография не знает. О себе и своём словаре Даль говорит: «Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других, а кто боле многих над ним трудился; ученик, собиравший весь век свой по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка».
Ученик 5: Первый том словаря был издан в 1863 году, последний – в 1866. В словарь вошло более двухсот тысяч слов, из них восемьдесят тысяч собрано самим Далем, они не входили раньше ни в один словарь. Больше всего в словаре слов на букву П. Один том из четырех они занимают целиком. А 4 слова в словаре Даля снабжены иллюстрациями: «говядина», «мачта», «парус» и «шляпа».
Ученик 6: Но Даль ещё и объяснял каждое слово, подыскивал близкие ему по смыслу, приводил примеры. Даль заметил, что один и тот же предмет в разных местах зовётся по-разному. Люди в старину ездили мало. Часто человек за всю жизнь ни разу не покидал своей деревни или города. Так наряду с общими словами жили и местные - их знали и понимали жители одного края. В Вологодской губернии пчелу называли – «медуница», зеркальце – «глядильце». В Архангельске «хрушкий» означало крупный, «выступки» - башмаки.
Страница девятая
«Материалы для словаря».
Ученик 1: Именно с Даля словосочетание «толковый словарь» сделалось термином и прочно вошло в современный научный обиход. «Толковый словарь, дающий какое-либо толкование, корме прямого перевода слов, или расположенный по толкам, объединяющий производство слов…» В словаре Даля, по словам академика А. А. Шахматова, «смешаны два языка – язык письменный и живой язык современных великорусских говоров».
Ученик 2: Домогаешь ли? – так во времена Даля спрашивали о здоровье, самочувствии (здоров ли, как живёшь?). Было когда-то не только слово «домогаться», как сейчас, но и «домоганье». Было прилагательное «домогательный» и существительное «домогатель».
Ученик 3: Слово «самолёт» существует в русском языке с давних времен. У Даля самолёт – это «разного рода устройство, которому приписывается быстрое движение от себя». Это и парОм, дно которого устроено так, что течение переносит парОм с одного берега на другой. Это и ткацкий челнок. Машинный станок назван самолётным станком. В словаре Даля уменьшительным словом «самолётка» названа осветительная ракета.
Слово «самолёт» стоит в одном ряду таких старинных слов, как «самолов» – название охотничьей или рыболовной ловушки, «самопал» – старинное фитильное устройство. С развитием техники старинное русское слово «самолёт» стало использоваться для обозначения скоростного транспорта. Так в 19 веке по Волге ходили скоростные по тем временам пассажирские пароходы компании «Самолёт».
Ученик 4: В каждом языке есть заимствованные слова. Даль горячо сетовал на обильное засорение книжной речи, «чужесловами», заимствованными из западноевропейских языков. Однако он объявляет войну далеко не всем иноязычным словам: «Мы не гоним все иностранные слова из русского языка, мы больше стоим за русский склад и оборот речи, но к чему вставлять в каждую строчку: моральный, оригинальный, натура… Разве: нравственный, подлинный, природа… хуже?»
Ученик 5: В свой словарь Даль обильно ввёл материалы народной речи: пословицы, поговорки, фразеологические обороты. Особо ценным фондом следует считать огромное количество слов, связанных с ремёслами, промыслами, народной медициной, естествознанием. Множество сведений, содержащихся в словаре, - это исключительно ценные этнографические материалы.
Ученик 6: Собирая материалы для словаря, Даль стал одним из первых исследователей тайных языков, которые использовали бродячие торговцы, которые ходили по всей России, скупая шерсть. Записывал Даль и слова из тайного языка петербургских мошенников XIX века.
Ученик 7: Академия наук присудила Далю за его труд Ломоносовскую премию.
Второе издание, «исправленное и значительно умноженное по рукописи автора», вышло в свет в 1880 году.
Страница десятая
«Народные пословицы и сказки».
Ученик 1: Ещё в начале дружбы с Далем Пушкин говорил: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото! А не дается в руки, нет…» Одновременно с работой над словарем Даль всю жизнь собирал народные поговорки, пословицы, скороговорки и загадки.
Ученик 2: Каждую пословицу он переписывал дважды на узких полосках бумаги, Даль называл их «ремешками». Один «ремешок» шел в словарь, как пример для пояснения, а другой в тетрадь, предназначенную для сбора пословиц. 180 тетрадей, куда Даль вклеивал «ремешки», - это 180 тем, среди них «Ум-глупость», «Народ-мир», «Правда–кривда». Даль собрал 30130 пословиц. Если склеить «ремешки» друг с другом, получится лента длиною в 7 километров.
Ученик 3:
Кто хочет много знать, тому надо мало спать;
Чужим умом жить – добра не нажить;
Борода широка, да душа молода;
Женский ум лучше всяких дум;
Не для муки, для науки;
Наука – не мука;
Ум да разум надоумят сразу.
Ученик 4: Сами того не подозревая, мы часто пользуемся лишь обрывками пословиц и поговорок, которые в позапрошлом веке каждый человек знал в полном виде. Вот некоторые из них: «Гора с горой не сходится, а горшок с горшком столкнется»; «Чудеса в решете! Дыр много, а выскочить некуда»; «Собаку съел, а хвостом подавился»; «Утро вечера мудренее, а трава зеленее»; «Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку».
Ученик 5: Даль собирал не только пословицы, он также записал около тысячи русских народных сказок, которые передал собирателю сказок Александру Афанасьеву
Эта пословица характеризует жизнь талантливого и трудолюбивого человека — Владимира Ивановича Даля. Между первым словом «замолаживает», которое записал в свою записную книжку молодой мичман, и четырьмя огромными томами словаря уместилась целая жизнь великого сына России, неутомимого собирателя русских слов, настоящего сеятеля добра. Более 100 лет живет его словарь.
Любовь к родному языку связана с умением «вслушиваться, вдумываться в слово». Умение это надо развивать в себе, чтобы научиться хорошо говорить, писать, понимать произведения великих писателей, наслаждаться красотой их звучания и вдумываться в неисчерпаемую глубину их значения.
Пусть в этом вам помогает «Толковый словарь живого великорусского языка».
Звучит стихотворение И.А. Бунина.
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
Литература:
Порудоминский В.И.Даль. М., Молодая гвардия, 1971. (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Вып. 17)
Литературная игра «Посвящение В.И. Далю». Методическое пособие И.Н. Санниковой. Путь к книге. Оренбург, изд. ОГПУ, 2004.
Урок-игра «Что мы знаем о Дале», Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 уч. года.
«Собирал человек слова». Сценарий лингвистического вечера, посвященного автору «Толкового словаря Живого великорусского языка» Л.А. Климчик.
Александр Ткаченко. Владимир Даль. - Издательский дом «Фома», 2013.
Даль В. И. Пословицы русского народа. – М.: Изд-во ЭКСМО–Пресс, Изд-во ННН, 2000.