Просмотр содержимого документа
«Семейная олимпиада по русскому языку для 10 класса»
Олимпиада по русскому языку 10-11 класс
(семейная олимпиада)
Прочитайте текст и выполните к нему задания.
(1)Вот расстилается пахучий дымок над чьей-то хатой…покойно и буднично…
( 2)Глядя на огоньки и в долину, медленно расходятся старики, и на горе, близ дороги, остаются одни темные ветряки с неподвижно распростертыми крыльями.
(3) Молча идет под гору, улыбаясь своей странной улыбкой старческого горя, Василь Шкуть.(4) Медленно отложил он калитку, медленно прошел через дворик и скрылся в хате.
(5) Хата родная. (6) Но Шкуть в ней больше не хозяин. (7) Ее купили чужие люди и позволили ему только «дожить» в ней. (8) Это надо сделать поскорее…
(9) В теплом и душном мраке хаты выжидательно трюкает сверчок из-за печки…словно прислушивается… (10) Сонные мухи гудят по потолку… (11) Старик, согнувшись, сидит в темноте и безмолвии.
(12) Что то он думает? (13) Может быть, про то, как где-то там, по смутно белеющей дороге тихо поскрипывает обоз? (14)-Э, да что про то и думать!
(И. А. Бунин «На край света»)
Задания:
В тексте много многоточий, как вы думаете, что автор хотел показать читателю, используя это синтаксическое средство выразительности? Напишите. (3б.)
Выпишите из текста слова просторечной лексики.(каждое слово 1б.)
Среди предложений 2-7 выпишите такое (-ие), которое (-ые) связано (-ы) с предыдущим при помощи формы слова. Укажите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). (1б.)
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.(1б.)
Василь Шкуть шел домой счастливый и весело улыбался.
В теплой хате его ждала семья.
Старик сидел в темноте и о чем-то думал.
По едва видной дороге ехал обоз.
В хате было светло.
5)Какой тип речи преобладает в тексте? Аргументируйте свой ответ.(3б.) Какие чувства вызвал этот текста после прочтения? Напишите. (5б.)
II. Написать по определению о каком термине идет речь. (за каждый термин 2б.)
Умение принимать человека таким, какой он есть…
Умение уступать друг другу…
Нежная забота друг о друге…
Уважение и благодарность…
Вы считаетесь с интересами друг друга…
Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте…
III. «Заверши пословицу» (1б.за каждую пословицу).
В гостях хорошо…
Не красна изба углами…
Дом вести…
Не нужен клад…
Вся семья вместе…
Макс. количество 33 б. за всю работу.
Составила учитель русского языка: Василенко Лариса Григорьевна