kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Речь как меч (внеурочная деятельность)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие по внецурочной деятельности для учащихся 5-6 классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Речь как меч (внеурочная деятельность)»

( слайд 1)





1. Умен ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы, пока

Ты слово не сказал! Омар Хайам

( слайд 2,3) Актуальность проблемы

(слайд 4) Объект исследования

( слайд 5) Цели и задачи

Цель:

развитие личности ребенка, его коммуникативных способностей через овладение основами культуры речевого общения в коллективе, воспитание любви к родному слову.

Задачи:

- познакомить детей с понятиями правильная и грамотная речь,

- улучшить произносительную сторону речи,

- предупредить ошибки, связанные с употреблением в речи диалектных слов,

- работать над формированием грамотной и правильной речи, хорошей дикции и выразительности речи,

- развивать устную речь,

- воспитывать культуру общения в коллективе.

Обоснование выбора темы – низкая речевая культура учащихся, неумение выбирать нужные речевые средства, излагать свои мысли, строить высказывания, неправомерное использование в речи жаргонизмов, нецензурной лексики, сленга.



( слайд 6) Скажи что-нибудь. Я хочу тебя увидеть.

Сократ



В последние время проблеме культуры речи уделяется особое внимание не только со стороны лингвистов, но и со стороны общественности. Отмечается влияние на литературный язык ненормированной разговорной речи, «вторжение» просторечных слов, жаргонизмов, иностранных слов, диалектизмов, молодежного сленга. Повышение культуры речи является актуальной проблемой современного общества.

( слайд 7) Речь — не просто визитная карточка человека. За каждое слово в жизни нужно платить. Сколько проблем возникает из-за обрывка фразы или из-за неверно истолкованных слов! Крайне нецелесообразно и неправомерно использовать в разговоре нецензурную речь, а «посылать кого-то на три буквы»— непростительная глупость, и простым словом “Извини” здесь не отделаешься.

Говорить не думая – все равно что стрелять не целясь. М.Сервантес


Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Поэтому овладение культурой речи, её совершенствование активно начинается с младенчества и продолжается в школьные годы. Совершенно очевидно, что будущее в значительной мере зависит от того, удастся ли сохранить национальную культуру, нормативный русский язык и образование. Культура и язык, язык и история народа, язык и общество – эти темы всегда волновали умы не только гуманитариев, но и многих представителей так называемых точных наук. В живом языке народа отражается вся его жизнь, история его материальной и духовной культуры.

( слайд 8, 9,10,11,12) Культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический. Культура речи предполагает: правильность, логичность. точность, богатство, чистота, выразительность и уместность. На протяжении всей жизни человек совершенствует свою речь, овладевая богатствами родного языка. Каждый этап вносит что-то новое в свое речевое развитие. Одной из главных составляющих культуры языка являются выразительные средства языка. Знать их, а тем более уметь использовать их в речи – к этому должен стремиться каждый носитель языка.



(слайд 13) ... Зачем,
О смертные, мы всем другим наукам
Стараемся учиться так усердно,
А речь, единую царицу мира,
Мы забываем? Вот кому служить
Должны мы все, за плату дорогую
Учителей сводя, чтоб, тайну слова
Познавши, убеждая - побеждать!
Еврипид



( слайд 14,15,16,17.18,19) Чтобы научить говорить, соблюдая нормы языка, важно уделять внимание формированию культуры речи уже в младшем школьном возрасте. Чтобы развивать культуру необходимо прививать малышам любовь к чтению, читая А.Пушкина, А. Барто, К. Чуковского, С.Маршака и других детских писателей. Это одна из важнейших задач учителя. Учитель должен совершенствовать речь ребенка, обогащать его словарный запас, развивать и повышать культуру речи и всех ее выразительных возможностей, речь – это важная сфера человеческой деятельности. Наиболее значимые ступени в овладении речью приходятся на школьный период. Необходимо и в урочное и внеурочное время, чтобы обучающиеся осваивали то, что очень важно в жизни каждого человека – умение грамотно передавать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать поучительную или смешную историю, найти способ уйти от ссоры во время спора и т. д. Именно на уроках русского языка и литературы:

  • обогащается речевой словарь учащихся;

  • совершенствуется важнейшая форма речевого общения – устная речь;

  • происходит развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

  • происходит развитие коммуникативных умений;

  • осуществляется включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность, связанную с читаемым произведением;

  • происходит углубление навыков по культуре общения.

(слайд 20) Каждый образованный человек должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседника, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Современный мир - ученые, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги остро ощущают «речевую хворь» и задают извечные русские вопросы - Что делать? Кто виноват? Не испытывают стыда люди, не знающие родного языка, засоряют его «модными», на их взгляд, словами? Произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя.

Очень точно выразился борец за чистоту и красоту родного языка К.И.Чуковский: «Теперь малейшее отклонение от правильной речи, допущенное тем или иным человеком, служит для нас неопровержимым доказательством его принадлежности к низменной, отсталой и вульгарной среде, потому что наша речь лучше всякого паспорта определяет личность любого из нас. Пусть ко мне в комнатку войдёт незнакомец, и я по его речи в первые же десять минут определю духовную его биографию и увижу, начитанный ли он человек, вращается ли он в культурной среде или он забулдыга, водящий компанию с невеждами...» 

!!! Понятие культуры речи в лингвистике толкуется двояко. С одной стороны, это понятие используется для обозначения специальной науки и соответствующей учебной дисциплины (1), а с другой стороны – конкретного явления социальной и языковой действительности, являющегося предметом исследования этой науки.

  1. Культура речи – это раздел языкознания (лингвистики), изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху (точка зрения объективно-историческая) и устанавливающий на научной основе правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей (точка зрения нормативно-регулирующая). Сопоставление разных форм устной и письменной речи, раскрытие норм литературного языка на всех уровнях языковой системы (произношение, ударение, грамматические конструкции, словоупотребление, строение словосочетаний и предложений) позволяют не только выявлять тенденции языкового развития, но и оказывать воздействие на этот процесс.

  2. Культура речи – это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатруднённое применение языка в целях общения. Иными словами, под культурой речи понимается такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.



Красна речь пословицей



Часто близкие люди не могут понять друг друга, ссорятся, порой надолго, ссора переходит в затяжную войну, в которой есть и противники и причина конфликта. И оружием в этой войне выступает Слово. Грубое, сказанное в пылу спора, резкая интонация запоминается надолго и оставляет шрам на душе. Доброе, остроумное высказывание, передающее мысль человека, помогает навести мосты, наладить отношения. «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». Слова, словно птицы, быстрые, слетают с уст. Очень сложно уследить за ними. Невозможно буквально забрать их обратно, будьте внимательны к своей речи, неосторожные слова могут больно ранить собеседника, вызвать недопонимание, недосказанность. что приведет к конфликту.

Пословицы и поговорки создавались многими поколениями людей, развивались в течение столетий. Знание пословиц и поговорок страны изучаемого языка обогащает словарный запас, помогает усвоить образный строй языка, приобщает к мудрости народа, развивает память. В коротких, образных предложениях, содержащих законченную мысль, легче запоминаются новые иноязычные слова.

Пословицы и поговорки повышают интерес к языку, помогают развить языковую интуицию, закладывают умение думать лингвистическими понятиями. Многие пословицы и поговорки интернациональны, и к иноязычным пословицам часто можно подобрать русские пословицы, имеющие почти такой же смысл. Однако, пословицы, используемые на занятии,  должны не только иметь воспитательное значение, но и быть простыми по языку, употребительными, а главное - дающими повод к говорению.

Благодаря сжатой, лаконичной форме пословиц, новые незнакомые  слова лучше запоминаются, а затем используются в собственных высказываниях. Пословицу  можно применять как смысловую опору на интерактивных занятиях при обсуждении различных актуальных проблем при проведении «круглого стола», дискуссии. При этом, в группах с высоким уровнем коммуникативной компетенции, пословица может стать темой для самостоятельного высказывания или выступления.

- Лучше скажи мало, но хорошо.

- Какова речь, таков и склад.

- Каков ум, такова и речь.

- Думай дважды, говори раз.

- Лучше споткнуться ногою, нежели словом.

- Недолгая речь хороша, а долгая – поволока.

- Сперва подумай, а там и нам скажи.

- Язык – телу якорь.( и др.)









Если вы хотите преуспевать в жизни, состояться в профессиональном плане, приобрести авторитет, вам необходимо обладать правильной, красивой и выразительной речью, развивать ораторские навыки, умение письменно излагать свои мысли. Чтобы успешно общаться, вы должны:

а) знать и соблюдать правила употребления языковых единиц, понимать, какие единицы находятся за рамками литературного языка и потому не употребляются в деловом и научном общении,

б) учитывать условия, в которых происходит общение, и в соответствии с ними выбирать подходящие языковые единицы, например, слова и словосочетания, характерные для делового, научного или разговорного языка,

в) в общении придерживаться тех норм языкового поведения, которые характерны для данного общества.

Только при выполнении этих условий речевая коммуникация будет эффективной в полной мере.





































Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. Рене Декарт















































«Почему мы так говорим» Ералаш со С. Мишулиным №1 https://www.youtube.com/watch?v=rG2k2Z8IO04



Людмила Петрушевская: рассказ «Про Глокую Куздру и Бокрёнка» Калуша как забирит: - Калушата! Калушаточки! Сяпайте на напушку! Калушата вымзились из бурдысьев: - Йоу? - Сяпайте, сяпайте на напушку! Калушата (Канна, Манна, Гуранна и Кукуся) присяпали. - Ну, калушаточки (водит Калуша), распритюкивайтесь по напушке. Калушата распритюкнулись: Канна, Манна, Гуранна - и наоттырь – Кукуся. А Калуша волит: - Инда побирим про Щербу (Лев Владимирович Щерба [1880-1944] при обучении студентов, для иллюстрации лингвистических закономерностей, использовал придуманную им фразу: «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка» – Прим. И.Л. Викентьева). - Йоу Щерба? - бирят калушата. - А Щерба, - бирит Калуша, - огдысь-егдысь нацирикал: «Глокая куздра кудланула бокра и курдячит бокрёнка». - Ну и йоу? - бирят калушата. - Йоу: куздра кузявая? А, калушаточки? - Ни, - бирят калушата. - Куздра некузявая. - А йоу куздра некузявая? - А куздра некузявая, ибо куздра кудланула бокра, - волят калушата. - Ну! И курдячит бокрёнка! - бирит Калуша. - Ну и бирьте: кузяво ли, егды Канна, Манна и Гуранна курдячат Кукусю? А? Кудланули и курдячат? А? - Некузяво, - бирит Кукуся. - Пуськи бятые, Канна, Манна и Гуранна. А Канна, Манна и Гуранна не бирят ни-ни. Блуки вымзили наотпень и не бирят ни йоу. Инда Канна водит Калуше: - А Кукуся с Бутявчонком бирила, в бурдысьях-то. А Кукуся возбнулась и усяпала с напушки. - К Бутявчонку посяпала, - бирят Манна и Гуранна. - А ну! - водит Калуша. - А ну, сяпайте за Кукусей - и без курдяченья! И Бутявчонка кудланите из бурдысьев! Фьюро! Калушата усяпали с напушки. А Калуша волит: - Щерба бятая. Петрушевская Л.С., Дикие животные сказки. Морские помойные рассказы. Пуськи Бятые, М., «Эксмо», 2003 г., с. 247-248.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Речь как меч (внеурочная деятельность)

Автор: Бояджян Ерануш Мироновна

Дата: 01.10.2020

Номер свидетельства: 558919

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "конспект внеурочной работы для 1 класса  "Полна богатырями Земля русская" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-vnieurochnoi-raboty-dlia-1-klassa-polna-boghatyriami-ziemlia-russkaia"
    ["file_id"] => string(6) "243653"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445781083"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства