Просмотр содержимого документа
«Разработка мероприятия по русскому языку для 9 класса "Знатоки фразеологии"»
МОУ «Салтыковская средняя общеобразовательная школа
Ртищевского района Саратовской области»
«Знатоки
фразеологии»
(конкурсная игра для учащихся 9 класса)
Провела Гаврюшина О.Н.
учитель русского языка
и литературы
Март 2022 год
«Знатоки фразеологии»
(Лингвистический конкурс)
…Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко.
Так вырвалось бы из-под самого сердца,
Так бы кипело и животрепетало,
Как метко сказанное русское слово.
Н.В. Гоголь
Вступительное слово учителя. В середине 20 века, учёные, изучающие наш язык, увидели, что кроме огромного количества слов, составляющих язык, есть ещё особый пласт – несколько десятков тысяч устойчивых сочетаний слов, которые, как и слова, помогают нам строить речь. Причём речь образную, особенно ёмкую. Так родился новый раздел науки о языке – фразеология.
Фразеологизм обычно не терпит не только перестановки слов и замены слов, но и вставок внутрь.
Итак, фразеологический оборот, или фразеологизм, - это устойчивое сочетание, которое мы воспроизводим в памяти целиком в том виде, в котором оно всегда употребляется.
И наш сегодняшний конкурс посвящён фразеологии.
ХОД ИГРЫ.
1. Ученики делятся на команды (по 2-3 человека). Выбирается жюри. Объявляется название команд, связанное с фразеологическим оборотом:
1 конкурс. Объяснить значение фразеологизма, который лежит в основе названия команды.
2 конкурс. Дело мастера боится
Задание. Одним словом замените фразеологический оборот. Например: с гулькин нос (мало).
1. Семи пядей во лбу (умный)
2. От горшка два вершка (маленький)
3. Яблоку негде упасть (тесно)
4. Тютелька в тютельку (точно)
5. Тяп – ляп (небрежно)
6. Хоть глаз выколи (темно)
7. Когда рак на горе свистнет (никогда)
Учитель. Все мы знаем произведения А.С. Пушкина. Язык произведений этого писателя отличается лёгкостью, образностью. Следующий конкурс мы проведём, используя материалы из произведений А. Пушкина
3 конкурс. В гостях у Пушкина
Задание. Прочитайте предложения, найдите в них фразеологические обороты, подчеркните их. Объясните их значение.
1. – Слушай, брат, Андрей Гаврилович: коли в твоём Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром, что он гол как сокол.
2. Он вышел из себя и в первую минуту гнева хотел было со всеми дворовыми учинить нападение на Кистенёвку.
3. Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат.
4. Марья Кириловна была ни жива ни мертва.
5. – Враньё,- решил Кирила Петрович,- сейчас я всё выведу на чистую воду.
6. Кроме приказных, никто в доме не смыкал глаз.
4 конкурс. Играем в лото.
Задание. На маленьких карточках написано начало фразеологизма, на больших - его окончание. Задача игроков найти продолжение фраз и положить ответ на соответствующую клеточку таблицы. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все клетки таблицы.
1 разрезанные карточки. 1. Изо дня. 2.Ломать. 3. Лакомый. 4. Зарубить. 5. От нечего. 6. Спустя. 7. Калачом. 8. Как рукой. 9. Брать себя. 10. Ни рыба. 11. Мастер. 12. Не долго. 13. Ни жив. 14. До поры. 15. Несолоно. 16. С горем. 17. Как снег. 18. Выбиться.
2 Целый лист. 1. В день 2. Голову 3. Кусок 4. На носу 5. Делать. 6. Рукава. 7. Не заманишь 8. Сняло 9. В руки 10. Ни мясо 11. На все руки 12. Думая 13. Ни мёртв 14. До времени 15. Хлебавши.
16. Пополам 17. На голову 18. Из сил
5 конкурс. «Бестолковый» вернисаж.
Задание. Посмотрите на картинки, которые нарисовал забавник-художник. На них он изобразил фразеологизмы русского языка, и сделал он это своеобразно. Догадайтесь, какие фразеологизмы изобразил художник.
(Листы с картинками раздаются командам)
6 конкурс. Не покладая рук
Задание. Найдите к каждому фразеологизму в левой колонке противоположное по смыслу в правой. Соедини их стрелочкой.
Камень за пазухой держать Куры не клюют
Лясы точить С открытой душой
Сидеть сложа руки Держать язык за зубами
На чужой шее сидеть Своим горбом жить
Кот наплакал Не покладая рук
Держать ухо востро Ворон считать
7 конкурс. Хоть из-под земли достань
Так говорят, требуя чего-либо, особенно уплаты денег. Это выражение ведёт начало от старого обычая зарывать деньги в землю, чтобы воспользоваться ими в случае крайней необходимости. Источники фразеологических выражений различны. Одни возникли из наблюдений человека над общественными и природными явлениями, другие появились в связи с историческими событиями.
Задание. Распределите фразеологизмы по конвертам, определив, откуда пришло выражение.
1. Из сельскохозяйственной жизни: поднять целину; снимать сливки; подготовить почву; телячий восторг; взять быка за рога.
2. Из истории: открывать Америку; великое переселение народов.
3. Из устного народного творчества: по щучьему велению; за тридевять земель; рожки да ножки.
4. Из различных ремёсел: шито белыми нитками; без сучка, без задоринки; канитель тянуть.
8 конкурс. Гордиев узел.
У царя Гордия был узел, который никто не мог распутать. Эту задачу предложили Александру Македонскому, знаменитый полководец тоже не справился с задачей, тогда он просто разрубил сложный узел, оставив миру пример решительного подхода к сложному делу. Фразеологизм Гордиев узел обозначает трудно разрешимую проблему. Вам предстоит распутать свой Гордиев узел. Восстановите фразеологизмы.
Маланьина коза На Маланьину свадьбу -очень много
Дамоклов кафтан Как сидорову козу -жестоко наказывать
Тришкина свадьба Тришкин кафтан – плохо сделанная работа
Сидоров меч Иерихонская труба – громкий голос
Филькина труба Филькина грамота – не имеющая значения бумажка.
Все команды сегодня были на высоте, не ударили в грязь лицом, вот еще несколько фразеологизмов…. А теперь жюри подводит итоги, мы ждем награждения победителей
Жюри объявляет результаты конкурса.
Игра со зрителями.
I. «Мешочек фразеологизмов»
Ведущие вносят мешочек с предметами, вытягивает, не глядя, по одному предмету. Зрители называют фразеологизм с этим словом.
Ответ: делать из мухи слона, не в коня корм, ложка дегтя в бочке меда, яблоку негде упасть, кот наплакал, вешать собак, нем,как рыба, как об стенку горох, белыми нитками шито, держать камень за пазухой)
2. «Отгадай фразеологизм»
- Что вешают, приходя в уныние? (нос)
- Не ладоши, а ими хлопают. (уши)
- На него бросают слова и деньги, кто их не ценит (ветер)
- В каких рукавицах держат озорников? (в ежовых)
- На них сидят, если очень нервничают (как на иголках)
- Ее теряют и от счастья, и от горя (голова)
- Чью грамоту никто не принимает всерьез? (Филькину)
-Чем не испортишь кашу? (маслом)
- В чем рождаются везучие и счастливчики? (в рубашке)
- За чем не лезут в карман остроумные люди? (за словом)
- В какой ящик кладут не очень срочные дела? (в долгий)
- На какую воду выводят обманщиков? (на чистую)
3. Закончи фразеологизм
1. Дрожит как …(осиновый лист)
2. Катается как …(сыр в масле)
3. Стреляный…(воробей)
4. Кривить…(душой)
5. Закадычный…(друг)
6. Морочить…(голову)
4. Конкурс «Откуда фразеологизм».
В сердце льстец всегда отыщет уголок – Басня «Ворона и лисица»
А ларчик просто открывался - Басня «Ларчик»
А воз и ныне там – басня «Лебедь, щука и рак»
Шемякин суд - древнерусская повесть «Шемякин суд»
Нить Ариадны – мифология (указание на выход из трудной ситуации)