Просмотр содержимого документа
«Разработка конференции по итогам пробной практики»
Конференция по итогам пробной практики "Практика пробных уроков и занятий как составная часть профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа"
Цель: проанализировать работу студентов, дать объективную информацию об эффективности практики пробных уроков.
Задачи:
Способствовать совершенствованию профессиональных компетенций будущего педагога.
Оценить совместную работу педагогов и студентов.
Раскрыть наиболее сложные моменты практики.
Участники конференции:
преподаватели-методисты Саранского высшего гуманитарно-технического колледжа имени Абая Кунанбаева;
студенты группы ОТА-9-20; ОТА-9-21 специальности «Учитель русского языка и литературы»;
Зам. Директора по УВ работе; зам. Директора по УПработе; зав.отделением, зав. ПЦК и учителя –предметники СВГТК имени А.Кунанбаева. (Конференция проводилась в базовой школе №100.)
Подготовка:
изучение педагогической и психологической литературы;
проверка отчетной документации студентов (дневники, протоколы проведения уроков и занятий);
выведение оценок за пробные уроки;
заполнение студентами карты оценки качества педпрактики;
проведение анкетирования;
подготовка выступлений.
Оформление:
на доске записана тема конференции;
вывешена карта оценки качества педпрактики студентов;
выставка творческих работ и наглядных пособий, выполненных практикантами;
фотовыставка «Вести с практики».
План проведения конференции.
Влияние педагогической практики на формирование профессиональных умений будущих учителей – выступление заведующего практикой.
Выступления преподавателей СВГТК им.А.Кунанбаева и учителей школы о работе практикантов.
Выступления студентов, обмен впечатлениями о пройденном виде практики.
Анализ анкет.
Влияние педагогической практики на формирование профессиональных умений будущих учителей.
Главной целью практики в педколледже является овладение студентами основными умениями педагогической деятельности как основы их педагогической компетентности, а также формирование профессиональных качеств личности учителя.
Основные задачи практики пробных уроков – это совершенствование умений и навыков наблюдения за учебно-воспитательным процессом и анализом его результатов; овладение студентами методами и приемами проведения уроков и внеклассных занятий по предмету и воспитательных мероприятий; обучение творческому применению на практике теоретических знаний.
Современная школа невозможна без педагогов, размышляющих над собственным трудом, продвигающих его и делающих это занятие, в свою очередь, важнейшим фактором образования подопечных, Сейчас требуется профессионально компетентный педагог, владеющий большим творческим потенциалом, обладающий высокими духовно-нравственными качествами, новым педагогическим мышлением, новым видением школы, ученика, окружающего мира. Сегодня на первое место выдвигается вопрос воспитания и образования свободной, гуманной, духовной и практической личности. Чтобы обладать всеми этими качествами у человека должна быть сформирована потребность к самовоспитанию и саморазвитию. Педагогическая практика как раз является важным фактором, стимулирующим самовоспитание и профессиональную подготовку будущего учителя. Именно практика помогает студенту овладеть проектировочными, коммуникативными, гностическими, исследовательскими, интегративными компетенциями.
Выступления преподавателей и учителей школ.
Методисты говорили о высоком уровне дисциплинированности и организованности студентов данной группы. Были отмечены имена тех практикантов, работа которых отличалась разнообразием форм и методов обучения. Их уроки стимулировали интерес, инициативу и творчество школьников. Проводились и нестандартные уроки: проблемные, ролевая игра, урок-размышление, турниры.
Из выступлений преподавателей-методистов.
Преподаватель методики обучения русскому языку:
Практика пробных уроков продолжалась в течение 6 недель. Для профессионального становления студентов этот период очень важен. Мы помним, какими робкими и неуверенными были в первые дни практики студенты, а сегодня видим, что они способны самостоятельно обучать и воспитывать детей. Студенты смогли поработать в разных классах: конспекты уроков тщательно продумывались, подбирался дополнительный материал и индивидуальные задания для учеников.
Не обходилось и без методических ошибок. Хотелось бы, чтобы студенты более умело проводили работу в подгруппах и парах. Больше внимания уделяли культуре речи и ораторскому искусству, избегать речевых ошибок и исправлять их в речи детей.
Студенты в достаточной мере и на хорошем уровне подготовлены к прохождению практики пробных уроков. А работая в школе, на практическом уровне овладели профессиональными умениями: научились планировать уроки, разрабатывать и оформлять конспекты уроков, внеклассных занятий и воспитательных мероприятий. Умело работают с методической литературой, школьными учебниками, творчески отбирают и подбирают материал к урокам и занятиям. Могут выбрать наиболее эффективные формы, методы и приемы проведения уроков. Некоторые самостоятельно разработанные и изготовленные наглядные пособия студенты подарили нам, за что хочется им сказать спасибо. Уроки некоторых студентов отличались такой высокой тщательной разработкой и идеальным проведением, что даже мы учились, узнавая что-то новое из методических приёмов. За это, конечно, хочется поблагодарить преподавателей-методистов УРСПК. В студентах, проходящих у нас практику пробных уроков, чувствуется большой потенциал. Очень приятно, что молодые люди хотят и могут работать учителями. Хорошо развиты коммуникативные навыки: быстро наладили тёплые, доверительные отношения с учениками. Школьники с нетерпением ждут, когда придут студенты. В дальнейшем хочется пожелать такого же задора, огонька и желания работать!
Ответное слово студентов-практикантов.
Каждая подгруппа студентов (работали в классах ОШ имени Абая) поблагодарила своих учителей за терпение, чуткость, мудрость по отношению к ним. Единодушно выразили мнение, что теоретическое изучение методик становится понятно только после применения их на практике. И тут же высказали пожелание преподавателям колледжа ещё больше и строже спрашивать на уроках: тяжело в учении – легко в бою!
Выступления студентов носили различный характер: одни составляли памятки-напутствия, исходя из собственного опыта; другие сочиняли стишки и т.п.
Из выступлений студентов.
Советы будущим практикантам:
приходи в кабинет намного раньше звонка, проверь, все ли готово к уроку;
увлекай учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, помогай слабым поверить в свои силы;
держи в поле зрения весь класс, обращайся с просьбами и вопросами чаще к тем ученикам, кто может заняться посторонним делом;
не задавай ученикам вопрос ,кто не выполнил домашнее задание, т.к. это приучает к мысли, будто невыполнение задания – дело неизбежное;
мотивируй оценки знаний, старайся замечать положительное в работе недисциплинированных ребят;
старайся не делать лишних замечаний;
прекращай урок со звонком.
«Словом можно поднять, словом можно убить…»
чаще употребляй слова поощрительного характера: молодец, хорошо, глубокий ответ и т.п.;
минимум категорических требований: не вертись, не выкрикивай, пиши так и т.д.;
будь для учеников примером во всём, в том числе и в манере говорить: стремись влиять на детей не только содержанием, но и интонацией;
мудрое, сердечное, тёплое слово может вылечить детскую душу, разрушить психологический барьер к уму и сердцу ребенка.
Мы говорим: «Спасибо вам, учителя!» Педпрактика во многом помогла. Нашли здесь помощь, и подсказку, и совет. Поверьте, лучше и мудрей Вас нет. Наших методистов тоже не забудем, Их рекомендациям следовать мы будем!
Сначала я первый учила И, надо сказать, полюбила Пусть слабый, но добрый наш класс. Надолго запомню я вас. В четвёртом ребята другие: Активные, слишком живые. Порой дисциплина хромала, Я даже по парте стучала, И голос пришлось повышать: Ведь надо ж урок продолжать.
Краснея, бледнея, потея, но в срок Закончили первый свой в жизни урок. Но все испытанья прошли мы достойно, Учитель на месте – нам тоже спокойно. Так практика длилась для нас целый год. А впереди – преддипломная ждёт!
Анализ анкетирования.
Итоги практики пробных уроков.
Анкета.
Объем проведенной работы.
Знания, умения, навыки, приобретенные в ходе практики.
Наиболее удачные формы и методы работы в период практики.
Затруднения, возникающие при подготовке и проведении уроков и внеклассных занятий.
Легче (сложнее) было проходить практику в этом семестре, чем в предыдущем.
Что оказалось самым важным во время прохождения практики.
Общие выводы по практике.
Проанализировав и обобщив анкеты студентов, приводятся выдержки наиболее типичных ответов.
Трудности, возникшие при прохождении практики пробных уроков:
трудно справиться с собственным волнением;
не всегда справлялась с дисциплиной;
не получается быть более эмоциональной;
необъективность при выставлении оценок ученикам;
не всегда укладывалась в рамки урока;
урок получался не таким, как задумывался;
тяжело работать с гиперактивными детьми;
неумение выйти из нестандартной ситуации, например, драка во время урока.
Насколько легче (сложнее) проходила практика в этом семестре, чем в предыдущем:
легче, т.к. появилось больше опыта, уже известны требования методистов и учителя;
легче, т.к. знала класс, уровень их знаний;
легче: чувствовала себя намного увереннее, стала более требовательной к ученикам, научилась перестраивать свою деятельность в случае непредвиденных обстоятельств;
легче, т.к. уже могу сама (без помощи методистов) составлять конспект урока, а раньше никак не могла;
легче: чувствую себя увереннее, не страшно выходить на публику, т.к. помогла работа в оздоровительном лагере;
пропал страх перед детьми, научилась их понимать.
В целом, практику пробных уроков студенты оценивают как положительную, многому их научившую, давшую навыки и толчок к профессиональному мастерству.
Итог конференции (рефлексия «Положительный настрой»).
Положительно настроенные люди уверенно чувствуют себя при столкновении с трудностями, не боятся принимать серьёзные решения и редко оглядываются назад. Они не уходят от решения проблем, не делают вид, что трудностей не существует. Просто стараются преодолеть затруднения, разрешить возникшие проблемы. Конечно, на ошибках учатся, и анализ своих ошибок нужно сделать, но это нужно сделать только один раз, а затем постараться забыть всё неприятное. Скажите себе:»Достаточно и того, что неприятное постоянно напоминает о себе в окружающей среде. Зачем же я буду лелеять и взращивать неприятное в самом себе? Долой всё неприятное в прошлом и настоящем, я радуюсь жизни , самому процессу жизни”. Иногда человек, жалуясь на множество забот, на неприятные стороны своей жизни, восклицает: ”О, если бы я мог снова стать ребенком!” Это мечта многих людей. Им хочется не столько освободиться от многочисленных забот, сколько почувствовать радость жизни, стать счастливым. А нам вернуться к прекрасным мироощущениям детства, снова научиться радоваться помогают наши воспитанники, наша профессия, которую можно назвать «Радость жизни».