Программа факультативного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса
Программа факультативного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и умение пользоваться ими, но и способность учитывать речевую ситуацию и как можно точнее передавать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ, который основывается на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайн;/ рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г.О. Винокур) становится надёжным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, взаимосвязь, существующую между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса »
Программа
факультативного курса по русскому языку
«Русское правописание: орфография и пунктуация»
для 10 класса
Пояснительная записка.
Тематическое планирование факультативного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» составлено в соответствии с программой факультативного курса «Культура речи», автор – составитель С. И. Львова (Русский язык : 7-11 классы : программы факультативных и элективных курсов / С.И. Львова. — М. : Вентана-Граф, 2011г.)
Всего уроков 34; в неделю 1ч.
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и умение пользоваться ими, но и способность учитывать речевую ситуацию и как можно точнее передавать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ, который основывается на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайн;/ рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г.О. Винокур) становится надёжным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, взаимосвязь, существующую между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).
Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей).
На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.
Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография — 10 класс, пунктуация — 11 класс. Такой подход, разумеется, не исключает, а, напротив, предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — совершенствование орфографических умений.
Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме не только дает информацию о происхождении слова, но и обменяет, мотивирует его написание). Кроме того, значительными обучающими возможностями обладает такой приём, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова, или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы: - …истка, …иный, …инный т. п.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учётом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова — функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определённой коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).
№ п/п
Тема
Количество часов
Содержание работы и деятельность учащихся
1 - 2.
Особенности письменного общения (2ч.)
Беседа на актуализацию сведений, известных учащимся: единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи; виды речевой деятельности: говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) — слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) — чтение (смысловая расшифровка графических знаков); формы речевого общения: письменная и устная.
Создание речевой ситуации и языковой анализ речевого высказывания: от смысла к средствам его выражения: в устной речи и в письменной речи.
Выступления учащихся: особенности письменной речи; формы письменных высказываний и их признаки (письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения — разные типы, конспекты, планы, рефераты и т. п.).; возникновение и развитие письма как средства общения.
3 - 4.
Орфография как система правил правописания (2ч)
Беседа на актуализацию сведений, известных учащимся: русское правописание; орфография и пунктуация как разделы русского правописания.
Выступления учащихся: некоторые сведения из истории русской орфографии; роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи.
Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.
Исследовательская работа: разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже — через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена, собственные, со строчной — нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).
5 - 7.
Правописание корней (3ч.)
Исследовательская работа: система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня
8 - 9.
Правописание приставок (2ч.)
Исследовательская работа: деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания
10 - 12.
Правописание суффиксов (3ч.)
Исследовательская работа: система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов. Типичные суффиксы имён существительных и их написание. Типичные суффиксы прилагательных и их написание. Типичные суффиксы глагола и их написание. Образование причастий с помощью специальных суффиксов.
13 - 14.
Правописание окончаний (2ч.)
Исследовательская работа: Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.
15 - 16.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма (2ч.)
Практикум: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ъ и ь .
17.
Правописание согласных на стыке морфем (1ч.)
Практикум: написание сочетаний чк, щн, нч, нщ,рч,рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.
18.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова (1ч.)
Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.
19.
Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи (1ч.)
Орфографический анализ
20 - 21.
Этимологическая справка как приём объяснения написания морфем (2ч.)
Орфографический анализ слов с опорой на этимологический словарь. Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написание слов.
22.
Прием поморфемной записи слов и его практическая значимость (1ч.)
Практикум.
23.
Слитные, дефисные и раздельные написания (1ч.)
Беседа на актуализацию сведений, известных учащимся: система правил данного раздела правописания; роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.
24.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы (1ч.)
Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи.
25.
Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза) (1ч.)
Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания ни с разными частями речи.
26.
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога (1ч.)
Орфографический анализ: слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях. Выступления учащихся: Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
27.
Особенности написания производных предлогов (1ч.)
Исследовательская работа: смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.
28.
Образование и написание сложных слов (1ч.)
Исследовательская работа: образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний.
29.
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи (1ч.)
Орфографический анализ
30.
Словарь «Слитно или раздельно?» (1ч.)
Работа со словарем «Слитно или раздельно?».
31 - 32.
Написание строчных и прописных букв (2ч.)
Смысловой и грамматический анализ при выборестрочной или прописной буквы.
Работа со словарем «Строчная или прописная?».
33.
Практической занятие (1ч.)
Практикум.
34.
Зачётное занятие (1ч.)
Зачёт.
Литература:
Базжина Т.В., Крючкова Т.Ю. Русская пунктуация: Пособие справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. -М., 2000.