kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПАМЯТКИ в помощь изучающему русский язык и литературу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Порядок  работы  над  сочинением,написание рецензии,анализ поэтического произведения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПАМЯТКИ в помощь изучающему русский язык и литературу»


ПАМЯТКИ

в помощь изучающему русский язык и литературу

Рецензирование произведения

˜ Выходные данные: автор, название, время появления, история сознания, месть в творчестве автора, протопит и т.д.

˜ Место произведения в литературном контексте эпохи: направление, метод, как приняла признание общественность, критика.

˜ Идейно- тематическая основа произведения:

а) структура содержания;

б) тема, главная проблема, мысль;

в) идея как авторское отношение к изображаемому.

˜ Система образов; главные герои, их портреты, характеры.

˜ Специфика сюжета (сюжетные линии, завязка, кульминация, развяз-ка…).

˜ Авторская позиция.

˜ Языковая структура, средство выразительности, особенности синтаксиса и стиля.

˜ Мое восприятие произведения.

Сочинение - рецензия - это отзыв, критическая оценка творческой работы ( устной или письменной, художественной, научной или публи-цистической; прозаической и стихотворной; концерта, спектакля, кино-фильма и т.п.). Сочинение - рецензия предполагает не только расскоз о чувствах и впечатлениях рецензента, но и серьезный анализ произве-дения с самостоятельными обобщениями и выводами.

Памятка:

1. Вступительная часть.

1. Общее впечатление от работы.

2. Замечания о существе темы и ее реализации в сочинении.

2. Главная часть.

1. Отвечает ли содержание выбранной темы, не вышло ли за ее пределы или, может быть, отступило от нее.

2. Достаточно ли ясно выражена идея сочинения; основная мысль.

3. Композиция сочинения, логика движения мысли, последовательность изложения материала.

4. Все ли суждения аргументированы, какие аргументы используются: эпизоды произведения, цитаты, высказывания критиков и т.д.

5. Какие мысли, по-вашему, пропущены; есть ли фактические ошибки, ошибочные положения.

6. Как выражено отношение самого автора сочинения к тому, о чем он пишет? Какие образные средства использовваны для этого?

7. Имеются ли стилистические ошибки, какие?

8. Внешнее оформление работы.

3. Заключение. Обобщение сказанного, вывода, оценки.

Порядок работы над сочинением

  1. Выберите и обдумайте тему.

  2. Определите ведущую мысль, которую будет развивать и доказывать, придумвйте аргументы.

  3. Вспомните и отберите тот материал, который понадобится для подтверждения основной мысли.

  4. В отобранном материале выберите главное.

  5. Составьте начальный ( черновой) план.

  6. Подберите факты, примеры, цитаты, подтверждающие ваши мысли.

  7. Работайте над черновиком, следуя намеченному плану.

  8. Закончив сочинение (черновик), прочитайте вслух, проверте последовательность изложения, соразмерность частей, грамотность.

  9. Откорректируйте необходимые места, уберите все ошибки.

Редактирование текста сочинения

  1. Соответствует ли сочинение теме.

  2. Совпадает ли сочинение с планом.

  3. Нет ли логических перерывов и переходов.

  4. Соблюдена ли соразмерность составных частей.

  5. Удалось ли вам доказать свои основные положения.

  6. Стоит ли еще привлечь дополнительный материал.

  7. Сохранено ли единство стиля.

  8. Не злоупотребили ли вы цитатами, восклицаниями, вопросами.

  9. Объективны ли выводы.

  10. Грамотно ли написано.

Требования к оформлению сочинения

  1. Работа должна быть написана чисто, четким, понятным подчерком, без исправлений и помарок.

  2. Желательно подобрать эпиграф, соответствующей теме. Эпиграф пишется без кавычек, с середины страницы вправо. Под эпиграфом указываются инициалы и фамилия автора слов (без скобок).

  3. Каждая новая мысль пишется с нового абзаца.

  4. Цитаты в сочинении берутся в кавычки, если оформлены прямой речью, т.е. с указанием автора с соответствующим глаголом (сказал, отметил, утверждает, говорит...). Фамилия автора в скобки не берется. Если цитата оформлена через косвенную речь или с помощью вводного слова, в кавычки берется только черная речт (т.е. собственно цитата) и пишется с маленькой буквы.

  5. Стихи в кавычки не берутся, если этого не требует конструкция предложения (например, Пушкин писал:”Пет, весь я не умру...”), они записываются столбиком посередине страницы. Если в цитате делается пропуск, то отмечайте его многоточием.

Критерии оценки сочинения

  1. Соответствие сочинения теме.

  2. Полнота раскрытия темы.

  3. Правильность фактического материала.

  4. Содержательность и лаконичность, глубина раскрытия темы.

  5. Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвину-того положения.

  6. План и логичность, последовательность изложения.

  7. Самостоятельность мышления.

  8. Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования.

  9. Смысловая точность эпиграфов и цитат.

  10. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамот-ность, соблюдение норм литературного языка.

Анализ поэтического произведения

Анализ - это прежде всего вдумчивое прочтение, которое привело бы к проникновению в мысль и чувства, выраженные писателем.

  1. Вдумчиво прочитайте текст, обратите внимание на то, какие строки вызвали ваш эмоциональный отклик, какие - вопрос и недоумение.

  2. Определите, если можно, место и время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию произведения.

  3. Раскройте тему, идею, композицию (или движение поэтической мысли), строфику стихотворения.

  4. Выделите ключевые слова и фразы, несущие смысловую, эмоциональную нагрузку.

  5. Составьте план, подборку цитат по теме.

  6. Излагая содержание каждой части стиха ( близко к тексту, цитируя), покажите мысли, чувства, душевное состояние лирического героя. Ка-кими художественными средствами передаются мысли и чувства (эпи-теты, сравнения, метафоры, прием контраста, приемы авторского стиля: пафос возвышенная лексика, риторические вопросы).

  7. Лексика, синтаксические конструкции, фонетика стиха, художествен-ные образы и звукообразы, рифмовка.

  8. Есть ли поэтическое обобщения, литературные традиции.

  9. Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Как следует его читать?

Требования к сочинению

1. Соответствие теме. (Чтобы лучше понять тему, нужно выявить ключевое слово (слова) или понятие в ней.

Например. В теме “Евгений Онегин” - энциклопедия русской жизни” главным, ключевым словом является слово “энциклопедия”. Пушкин сумел отразить в своем произведении быт, традиции, нравы, образ жизни русского дворянства первой трети 19 в.)

2. Содержательность и лаконичностью глубина и полнота раскры-тия темы. (Нужно отобрать наиболее важные, яркие эпизоды или ситуации, в которых натура героя (авторская позиция, суть явления) показала наиболее полно. Например, чтобы раскрыть тему “История любви Евгения Онегина” нужно очень хорошо знать сюжет произведения и показать эволюцию чувств главного героя к Татьяне Лариной. Какие же это этапы:

  • отношение к любви как к “страсти нежной”;

  • знакомство с семейством Лариных, высказывания Онегина о Татьяне;

  • письмо Татьяны и отповедь Онегина;

  • бал и дуэль;

  • странствие и духовное перерождение героя;

  • встреча с Татьяной в Петербурге;

  • последнее объяснение.)

3. Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения. (Сочинение должно быть целенаправ-ленным, пронизанным главной мыслью, которой подчиняются все остальные суждения).

4. План и логичность, последовательность изложения. (Наличие плана не даст вам уйти от темы, увлечься ненужными деталями, поможет четко формулировать тезисы и их доказательства. Чер-новик обязательно нужен еще и потому, что, если в чистовом ва-рианте допущена грамматическая или синтаксическая ошибка, а в черновике все написано правильно, эта ошибка может считаться опиской.

5. Самостоятельность мышления.

6. Оригинальность, стилевое единство и выразительность повест-вования.

7. Смысловая точность эпиграфов и цитат. (Эпиграф - ключ к по-ниманию художественного произведения. Но он не обязателен). (Ци-тат же в сочетании должно быть не меньше 4-5. Цитата может использоваться в форме прямой речи; цитируемый отрывок можно пересказать своими словами близко к тексту; допускаются пропус-ки чужих слов в высказывании. Этот пропуск обозначается много-точием.)

8. Достоверность в освещении литературных и исторических фактов.

9. Правильное словоупотребление грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.


Требования к творческому изложению

  1. Передать содержание отрывка, по возможности, близко к тексту, сохраняя его стилистические особенности.

  2. Продолжить текст, развивая любую мысль, намеченную в нем, причем объем продолжения не должен быть меньше прочитанного отрывка.

  3. Озаглавить получившуюся рвботу.

Технология написания изложения.

  1. Определение стилевой и жанровой принадлежности прочитанного отрывка.

  2. Выявление темы и основной мысли отрывка, а также составление содержательного плана.

Как готовиться к изложению (пересказу), близко к тексту.

1. Внимательно прочитайте текст; выясните значение непонятных слов.

2. Ответьте на вопросы, данные в пособии или предложенные учителем.

3. Сформулируйте тему и основную мысль текста.

4. Определите, к какому типу речи относится текст.

5. Разделите текст на компазиционные и смысловые части согласно данному плану или составте план самостоятельно.

6. Определите стиль текста. Постарайтесь сохранить в изложении хотя бы некоторые особенности языка данного, произведения.

7. Прочитайте текст снова, разделяя смысловые части его значительными паузами.

8. Закройте книгу; напишите черновик изложения, затем после проверки и исправления перепишите его.

Как работать над черновиком изложения.

1. Читая черновик про себя, следите, раскрыты ли в нем тема и основная мысль, все ли изложено последовательно, согласно плану. Делайте пометки на полях.

2. Прочитайте черновик в слух; прислушайтесь: нет ли в нем речевых ошибок и недочетов. Устраните их.

3. Проверьте, нет ли орфографических и пунктационных ошибок, исправьте их.

Как готовиться к выборочному изложению (пересказу) текста.

1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.

2. Вдумайтесь в тему выборочного изложения, определите его границы.

3. Внимательно перечитайте текст; выберите то, что относится к теме, сделайте необходимые выписки, закладки в книге.

4. Определите основную мысль изложения (пересказа).

5. Подумайте, какой тип речи будет основным в вашем изложении (пересказе).

6. Определите, какой стиль вы будете использовать.

7. Составьте план.

8. Подумайте, как лучше связать смысловые части выборочного изложения (пересказа); какие слова, обороты, предложения для этого использовать.

9. Напиши черновик выборочного изложения, затем после проверки исправлений перепишите его.

Как составлять план текста.

1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.

2. Определите тему, основную мысль текста.

3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.

4. Напишите черновик плана, выбрав любую форму (простой, сложный, цитатный). Сопоставьте его с текстом. Проследите: все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.

5. Руководствуясь составленным планом, попробуйте воспроизвести или изложить текст.

6. Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.

Как готовиться к устному высказыванию.

1. Подумайте, с какой целью и перед какой аудиторией вы будете говорить.

2. Определите тему, основную мысль, и тон вашего высказывания (торжественный, спокойный, критический, поучительный).

3. Соберите и отберите необходимый для данной темы материал.

4. Решите, какой тип речи будет преобладать в вашем высказывании (повествование, описание, рассуждение). Почему?

5. Определите возможный стиль вашего высказывания (рахговорный, публицистический, научный, официально- деловой).

6. Составьте план (простой, сложный, цитатный).

7. Проговорите свое высказывание перед зеркалом, следя за тоном, логическими ударениями, темпом речи, громкостью голоса, жестами и мимикой. Попросите кого - нибудь прослушать вас, учтите их замечания.

8. Учтите, что кульминации должен соответствовать момент, изображенный на картине, составьте план.

9. Постарайтесь включить диалог, элементы описания (обстановки, природы, внешнего вида людей), чтобы это помогало полнее представить ход событий, характеры героев.

10. Напишите черновик рассказа, затем после проверки и исправлений перепишите его.

Как работать над рассказом.

  1. Подумайте, о каком случае вы будете рассказывать, насколько он интересен и поучителен.

  2. Сформулируйте тему и основную мысль рассказа, озаглавьте его.

  3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников.

  4. Повторите схему композиции рассказа (вступление - завязка - кульминация - развязка - заключение).

  5. Для конкретизации схемы композиции рассказа, составьте план.

  6. При составлении рассказа соблюдайте соразмерность его частей. Помните: наиболее полно в нем должно быть показано главное событие.

  7. В рассказе постарайтесь использовать диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждения) так, чтобы они помогли полнее представить ход событий и характеры людей, о которых вы говорите.

Напишите черновик рассказа, затем после проверки и исправлений перепишите его.

Как работать над рассказом по картине.

  1. Определите жанр картины и сведение о художниках.

  2. Обратите внимание на название картины. Очень часто оно говорит нам о замысле художника, о том, что считал он в своей картине самым главным.

  3. Рассмотрите картину; вдумайтесь в ее содержание (что здесь произошло, почему.)

  4. Постарайтесь представить; что было до момента, изображенного художником, что будет после него.

  5. Подумайте, кого, в чем и как вы будете убеждать своим рассказом.

  6. Сформулируйте тему и основную мысль рассказа; в зависимости от этого озаглавьте его.

О школьном сочинении.

Сочинение - один из основных видов письменных работ в школе по литературе и русскому языку. Приступая к сочинению, надо тщательно продумать формулировку его темы, обращая внимание на каждое слово. Формулировка темы отчасти похожа на теорему. Вы должны “доказать” ее, пользуясь предложенными вам литературными текстами.

Поняв, как именно надо доказать утверждение, заданное темой, вы начинаете подбирать материал для своего сочинения - факты из разбираемого художественного произведения, мнения общественных деятелей и литературных критиков, стихи необходимые для иллюстрации, подтверждения вашей мысли или для ее развития. Злоупотреблять цитатами или пересказом цитат нельзя: сочинение - это ваше рассуждение, а не монтаж чужих текстов.

Затем нужно составить план сочинения. Это важный этап продумывания работы в целом. Вырабатывая план, вы организуете свой текст, порядок, последовательность изложения. План может изменяться в процессе работы, но важно, чтобы первоначальные вехи были намечены, чтобы не было повторов, возвращения к одному и тому же. Не забудьте позаботиться о соразмерности сочинения.

Вступительная часть не должна быть затянутой или далекой от темы. Вступления могут быть самыми разнообразными по содержанию: это и общее положение о предмете сочинения, о писателе, о его произведениях или эпохе; это могут быть и суждения критиков. Но в любом случае начало должно естественно, ограничено приводить к основной части, раскрывающей тему.

Заключение не должно повторять сказанного в работе ранее. Обыкновенно заключение показывает историко-литературные или общественные последствия проанализированного в основной части сочинения. Конечно, темы заключений могут быть самыми различными по содержанию, но общий тип, не повторяющий главную часть, разбивающий ее, - эта тема значения разобранного вами литературного факта, значение для истории, литературы, для ваших современников, для вас лично.


Как работать с книгой.

  1. Систематически веди “Дневник чтения”.

  2. Если тебя заинтересовала какая-то мысль, сделай выписку (понравившиеся мысли, стихи, свои впечатления). Выписки можно делать на отдельные карточки, так ты начнешь собственную картотеку.

  3. Читай систематически. Возьми себе за правила прочитывать каждый день 20-30 страниц. Систематически выучивай стихи наизусть.

Как подготовиться к рассказу.

  1. Хорошо подумай, о чем будешь рассказывать, зачем это надо.

  2. Твоя задача - что-то объяснить, заинтересовать слушателей.

  3. Начать рассказ надо так, чтобы слушателям захотелось тебя слушать.

  4. Определи, что главное в твоем рассказе. Расскажи об этом подробнее, не отвлекайся на второстепенное.

  5. Помогай слушателю понять то, что ты доказываешь, сам делай выводы.

  6. Рассказ должен быть ярким, используй в нем цитаты, прямую речь, различные средства выразительности - эпитеты, сравнения, метафоры и др.

Как работать над конспектом.

Перед тем, как начать конспект, внимательно прочитайте текст конспектируемого произведения, составьте план, выделив внутри каждого отрывка главную мысль и кратко ее сформулировав; получаются как бы распространенные заглавия отрывков. Далее изложите каждый пункт плана подробнее, превратите “заголовки” отрывка в тезис, т.е. в развернутое положение, еще не подтвержденное фактическим материалом конспектируемого произведения. Когда вы расширите тезис, т.е. подтвердите его соображениями и фактами, которые приводит автор, у вас и получится КОНСПЕКТ. Вы можете включить в него цитаты (обязательно с указание страниц, откуда они взяты), можете создать текст, стилистически близкий к конспектируемому, можете сжато изложить конспектируемый текст - все это правомерно. Важно только, чтобы вы не злоупотребляли цитированием и не увлекались подробным пересказом. Основа конспекта - ТЕЗИС.

Формы конспекта различны. Вы можете, например, составить план текста, расчленив конспект пунктами этого плана как подзаголовками. Рекомендуется вписывать цитаты в конспект другим цветом, наиболее важные места подчеркивать или выделять большими буквами. Полезно указывать в конспекте страницы произведения: это облегчит вам работу с книгой.

Особый вид конспектирования - запись за лектором. Уже в школе надо учиться свободно конспектировать устную речь. Не стремитесь к дословной записи. Выделяйте главную мысль и следите за ее развитием. Затем сравните свою запись с записями товарища. Результаты общей работы явится полноценной и точный конспект лекции.

Как пользоваться критической литературой.

Любая работа по литературе - сочинение, доклад, сообщение на литературную тему - требует знакомства с критической литературой, а очень часто и ее использованием. Суждения критика могут переубедить вас, показать новые аспекты художественного произведения.

Читая литературно-критическое произведение, помните, когда, в каких исторических условиях оно было написано, чтобы понять задачи критика, исходя из его взглядов.

Обдумывая различные, порой противоречащие друг другу оценки, учитесь на этих примерах строить систему доказательств. Отдельно взятая критическая статья не должна становиться единственным источником мыслей для вашего сочинения или доклада. Работы по литературе должны быть самостоятельными, основанными на анализе текста и не совпадающих на него точек зрения. Итогом этого анализа должен стать ваш собственный взгляд.

Сопоставляя оценки писателей, постарайтесь выработать собственное, хорошо аргументированное отношение.

Заинтересовавшую вас критическую статью законспектируйте. Критические высказывания цитируйте точно, с указанием автора, названия произведения. Не стоит приводить слишком длинных цитат. Лучше конспективно перескажите точку зрения автора, прибегая к цитированию лишь в тех случаях, когда текст сложен и не поддается пересказу. Ссылки и цитаты либо подтверждают ваши доводы, либо являются предметом полемики. Даже используя критические суждения для обзора истории вопроса или обоснования возможности разных взглядов на одно и то же художественное произведение, не следует ограничиваться одной только информацией. Ведь ваша работа на литературную тему должна быть творческой, а значит, самостоятельной.

Как научиться выразительно читать.

Для того, чтобы научиться выразительно читать, необходимо учитывать темп речи, выразительность, энергичность, тон, манеры.

Темп сам по себе оживляет сообщение. Он подчеркивает значение пауз говорящего. Можно записать небольшой отрывок из газеты, читая его медленно. Потом вновь записать этот же самый отрывок, читая его как можно быстрее, но сохраняя и ясность и смысл. Сравнивая оба варианта, можно обнаружить, что вторая запись звучит живее, профессиональнее, а это поддерживает интерес слушателя. За короткое время должно быть сказано многое. Аудитория сегодня так искушена, что может воспринимать сообщения, которые читаются очень быстро. Никогда не приносите в жертву смысл, не смазывайте ударений и логических пауз, не переходите на монотонную скороговорку.

Выразительность. Одно дело понять текст, другое - преподнести его с наибольшим эффектом. Когда мы понимаем текст, мы знаем, на каких словах делать логическое ударение и какие фразы подчеркивать голосом.

Избежать монотонности помогает изучение различных видов выра-зительной речи. Мы подчеркиваем слово не только усилием голоса. Можно:

  • понизить голос;

  • сделать его звучнее;

  • регулировать интонацию (меняя обычный ритм и тон);

  • регулировать высоту;

  • удлинять начальные звуки ударных слогов;

  • использовать паузы либо перед, либо после слова, которое вы хотите подчеркнуть;

  • измените выражение лица;

  • применить тот или иной жест.

Любой из этих приемов пригодится в подходящий момент. К тому же возможно бесконечное число комбинаций. Главное стремиться к ясности и разнообразию.

Энергичность. Если выступающий энергичен, то это отражается на его лице, голосе, движениях. Энергичность слагается из энтузиазма, правильного отношения к работе и желания общаться со зрителем. Дело не в громкости. Даже шепотом можно говорить энергично.

Тон. Тон самым непосредственным образом связан с пониманием текста. Только правильно понимая то, что написано, говорящий сможет воспроизвести в живой речи все те мысли, которые побудили автора написать текст.

Правильный тон зависит от вас самих. Деланное выражение лица и неестественный голос лишь подчеркивают фальшь. Реально чувствуйте то, о чем говорите. Если выступающий или читающий понимает существо текста, тон явится сам собой. Не играйте. Слова скажут все, что нужно, если ваш тон соответствует смыслу.

Как анализировать текст

Наблюдения над текстом повествовательного характера.

  • Укажите или перечислите события или действия, описанные автором. Все ли необходимые действия указаны? Достаточно ли использовано материала?

  • Каков их порядок? Удобен ли этот порядок?

  • Как начат текст? Готовит ли начало к пониманию события?

  • Окончание текста: в чем его особенности?

  • Есть ли описание? Уместно ли оно?

  • Есть ли диалог? Его назначение.


Наблюдение над текстом описательного характера.

  • Какой объект избран для описания? Цель описания.

  • Какие признаки отобраны для описания? Удачно ли? Все ли отобрано? Нет ли лишнего?

  • Имеются ли общие положения с последующей детализацией?

  • Каков порядок расположения признаков?

  • Как закончено описание?

  • Как сформулирован вывод? Наблюдения над текстом - рассуждением.

  • Найдите тезис (основное положение).

  • Найдите доказательства.

  • Что представляют доказательства? Что еще могло бы быть доказательством (суждение, факт, событие, высказывание автора, чужое высказывание)?

  • Определите порядок доказательств.

  • Вывод и его формулировка.



14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ПАМЯТКИ в помощь изучающему русский язык и литературу

Автор: Гузанова Светлана Викторовна

Дата: 13.10.2019

Номер свидетельства: 522521

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса русского языка в 3 классе "
    ["seo_title"] => string(105) "lichnostnyie-mietapriedmietnyie-i-priedmietnyie-riezul-taty-osvoieniia-kursa-russkogho-iazyka-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "168818"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423306270"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по теме: "Синонимы, антонимы, омонимы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sinonimy-antonimy-omonimy"
    ["file_id"] => string(6) "144503"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418739107"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства