Открытый урок по русскому языку "Образование новых слов с помощью морфем"
Открытый урок по русскому языку "Образование новых слов с помощью морфем"
Тема: Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса
Цель: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь.
Оборудование: учебники, Маша, Миша, сова Кира, карточки с корнями слов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку "Образование новых слов с помощью морфем" »
4
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа № 3»
УМК "Школа 2100"
Урок русского языка
Тема: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)
Учитель начальных классов:Ермолова Надежда Викторовна
Абакан 2015
Тема: Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса
Цель: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь.
Оборудование: учебники, Маша, Миша, сова Кира, карточки с корнями слов.
Ход урока
Организационный этап
Чистописание:
Интрига учебника: Маша предложила Мише разгадать слово, которое она «спрятала» в рисунке (изограф – дом).
Сегодня на минутке чистописания мы будем писать это слово с усложнением.
В чем трудность этого задания?
Дополнительно:
придумать слова, начинающиеся на букву д, о, м;
придумать предложение, в котором слова начинаются на эти буквы, например: Дайте Олегу машину.
Проверка: по вариантам.
Звуко-буквенная зарядка:
Если нет скамеек – не беда!
Можно сесть на форточки всегда!
Какое слово не подходит по смыслу?
Какую букву нужно заменить? (Ф - К)
Прочитайте стихотворение с новым словом.
Какими звуками различаются слова форточки и корточки?
Задание:
1 вариант - дать характеристику звуку, обозначенному буквой ф;
2 вариант - дать характеристику звуку, обозначенному буквой к.
Словарная работа
Интрига учебника: Мише так понравилось отгадывать «спрятанные» слова, что он попросил сестру дать ему еще такое же задание.
(изографы – пенал, сорока, яблоко)
Задание: записать слова, обозначить б/гл, проверить по словарю «Пиши правильно».
Логическое задание: как эти слова могут быть связаны между собой.
Повторение о корне и родственных словах.
З
- лес –
- цвет –
- лет –
- лед –
- сад –
- род –
- ход –
- труд –
- дом -
адание совы Киры
Ребята, как вы думаете, что есть общего у кустов, деревьев и слов? (Корень)
Правильно, корень.
Учитель читает стихотворение, дети выделяют на слух корень и находят его в списке корней на доске.
Так же, как и у кустов
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам
Отыщи в них корень сам:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
Летчик, самолет, полет.
Ледяной, ледовый, лед.
Сад, посадка, посадил.
Род, родители, родил.
Ходит, выходка, ходы.
Трудовой, трудись, труды…
Как вы думаете, можно ли к этому списку добавить слово дом?
Почему?
б) Образование родственных слов с корнем -дом-.
дом
ик
овой
ище
С помощью чего образовалось новое слово?
Как называются эти слова? (Родственные)
в) Игра «Да-нет»
Если слова являются однокоренными родственными, надо хлопнуть в ладоши (да), если не является хлопать не нужно (нет).
Зима, зимний, зимушка, зимовка. (Да)
Борьба, борец, бороться, воевать. (Нет)
Час, часовщик, часики, часовая (Да)
Больница, боль, больной, большой (Нет)
Вода, водный, водитель, водяной (Нет)
Соль, солонка, солить, соленый (Да)
Повторение образования слов с помощью суффикса, приставки.
Работа с обратным словарем.
Задание: найти слова на букву К. Найти слова на –ик.
прочитать слова; пронаблюдать с помощью чего они образовались; на примере одного из слов показать как оно образовалось (у доски с комментированием).
С помощью чего образовалось это слово? (Суффикса)
Какая еще часть слова помогает образовывать новые слова? (Приставка)
Работа по теме урока.
Проблемный вопрос: - А как вы думаете, могут ли образовываться новые слова сразу с помощью и приставки и суффикса? Давайте проведем небольшое исследование.
б) Прочитайте тему нашего урока
Образование слов с помощью приставки и суффикса
Задание: открыть содержание, найти там эту тему, определить страницу
в) Работа со стихотворением М. Дружининой
чтение стихотворение учащимися;
беседа по содержанию: Как называется первый весенний цветок? (Подснежник) Почему его так называют? От какого слова оно образовалось?
Подснежник снег
1) снег снег/;
2) под + снеж + ник + = подснежник
С помощью чего образовалось это слово? (С помощью приставки под- и суффикса –ник-)
г) Закрепление.
Задание: узнать слово по описанию: бывает медным, бронзовым, серебряным, стеклянным, керамическим, декоративным и … Подставка для свечи или свечей. Что это? (Подсвечник)
Слово записывается и аналогичным образом разбирается на доске с комментированием.
Индивидуальная работа у доски: показать как образовались слова покраска, заготовка.
Вывод: С помощью чего могут образовываться слова? (С помощью приставки и суффикса) Подтвердилось ваше предположение? (Да)