kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научно – практическая конференция для учащихся 9-11 классов «Великая сила Слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слова - важны. Это информация. Если принять за неоспоримость то, что слово материально. Если верить, что слово - это энергия. А энергия бывает разной: положительной (позитивной) и отрицательной (негативной). Значит, и всё, что мы произносим, можно разделить на эти две большие группы.

- К сожалению, сегодня, в век техники и инноваций, слова потеряли своё истинное предназначение. Сколько пустых, никому не нужных слов осталось висеть в воздухе. Ведь сказанное нами не исчезает. Оно продолжает витать над нами, всё также отдавая свою энергию. А сколько слов, заряженных негативной энергетикой, продолжают разрушать общество? Сколько мата и ругательств мы повседневно слышим на улицах, видим в интернете и СМИ. Негативная энергия этих слов преследует нас и в реальном, и в виртуальном мирах.

- Слово выводит человека из себя, меняет судьбы, разбивает отношения и даже убивает. ".словом можно спасти." Не спорю. И даже поддерживаю это мнение и могу доказать на конкретных фактах. Вспомним, например, святого Серафима Саровского. Он творил чудеса, исцелял людей, которые постоянно тянулись к нему. И значимую роль в этом играло именно слово. "Христос Воскресе, радость моя."-именно этими словами старец встречал всех, пришедших к нему. Эти добрые слова вселяли надежду, исцеляли душу, позволяли по новому взглянуть на жизнь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научно – практическая конференция для учащихся 9-11 классов «Великая сила Слова»

7


Научно – практическая конференция для учащихся 9-11 классов «Великая сила Слова

Цели.

Обучающие: продолжить работу по культуре речи, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой, формировать культуру речевого общения.

Развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей, по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков.

Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к языку, бережное отношение к слову, к культуре речи; совершенствовать навык этичного межличностного общения.

Оборудование : компьютер, презентация, видеозаписи.

Форма работы: конференция

Подготовительная работа

Учащиеся разделились на группы, каждая из которых работала над конкретной проблемой.

Эпиграф

С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом.

В. Даль

(Слайд №1)Учитель. Здравствуйте, уважаемые ученики, вы на сегодняшнем занятии будете выступать в роли моих коллег. Каждый из вас работал над своей темой, и сегодня будет иметь возможность высказаться. А поговорим мы сегодня о Слове.

Слово - звук, живущий доли секунды и пропадающий в пространстве. Слово, казалось бы, почти нематериальное явление. Но обладает оно огромной силой. И созидательной, и разрушительной. Слова, которые мы произносим и слышим, формируют наше сознание, нашу личность, и в конечном итоге, нашу судьбу. Вот об этом, о великой силе Слова, пойдет сегодня речь .

Наибольший акцент мы сделаем на проблеме, которая в наше время является уже не лингвистической, а социальной - на проблеме сквернословия.

Итак, мы рассмотрим следующие вопросы. (Слайд №2).

План занятия

1.«История сквернословия».

2. «Влияние сквернословия на физическое и нравственное здоровье человека».

3. «Культура речи – залог успеха в жизни».

(Слайд №3)В. И. Даль, известный всем как составитель «Толкового словаря живого Великорусского словаря», из далекого XIX века предупреждает: « С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом».

(Слайд №4)Наша страна всегда была страной, гордившейся нравственной высотой нашей литературы, страной, где поклонялись слову, где гордились количеством и качеством наших театров и библиотек, где с уважением относились к языку. А что же происходит с языком сейчас?».

(Слайд №5)Но самое страшное – это тотальное сквернословие, которое охватило буквально все слои населения. Гнилые «матерные» слова настолько прочно вошли в лексикон огромного большинства людей, что сегодня матом уже не ругаются – на мате разговаривают. Происходит замещение, вытеснение литературного языка сквернословием, когда существительные и глаголы, прилагательные, наречия подменяются бранными, как раковыми клетками — здоровые.

Просмотр отрывка из «Ералаша» «Ненормативная лексика»

Не знаю, как вам, а мне не смешно

(Слайд №11) Раздел первый

Учитель. Откуда же сквернословие свалилось на наши головы?

Сообщение учащегося.

(Слайд №12)История возникновения мата уходит в глубину тысячелетий, в далекую языческую древность. Во времена язычества произносить эти слова-заклинания имел право только жрец на праздниках, когда имитировалось зачатие сущего мира. И ни одному человеку не могло прийти в голову, чтобы произнести эти слова мысленно или вслух. Тогда люди знали, какой мощной энергией были наделены эти слова, какую опасность несли, если употреблялись без надобности

Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой.

Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека.(Слайд №13)

Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову свои близких. Количество браных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, на конец, ломается сама жизнь.

Сообщение учащегося.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке.

(Слайд №14) Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.

В указе царя Алексея Михайловича 1648 года подчеркивается недопустимость сквернословия в свадебных обрядах: чтобы «на браках песней бесовских не пели и никаких срамных слов не говорили». Здесь же упоминается и о святочном сквернословии: «А в навечери Рождества Христова и Васильева дня и Богоявления... чтобы песней бесовских не пели, матерны и всякою непотребною лаею не бранилися

Грех сквернословия был осужден и на Карфагенском соборе (правило 71): «Непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие других…

(Слайд №15)При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зерцало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани.

Сообщениеучащегося.

В древнерусской литературе и в народной поэзии запрет на бранную лексику связывался с представлением о том, что матерщина оскорбляет Мать-сыру-землю, Богородицу и родную мать человека.

У русских крестьян было опасно ругать детей, потому что на том свете они отвернутся от своих родителей. Ребенка, которого отчитали «черным» словом, могла унести нечистая сила, т.е. брань притягивает нечисть.

Нельзя было ругаться при иконах, при печке, в лесу. В дом, где матерщина обычна в общении, проникают бесы, а ангел-хранитель покидает такие жилища. В языческие времена на Руси с помощью непристойных слов и выражений изгоняли нечисть, спасали скот от бесплодия, а поля и пашни – от засухи. Слова эти назывались «ЧЕРНЫМИ», и в этом названии они сближались понятия «ЧЕРНОТЫ» и «ЧЕРТА».

По мнению наших предков, произнося нецензурные слова, человек (пусть даже невольно) призывает бесовские силы и участвует в изуверском культе. (Слайд 16)

Сообщениеучащегося.

Известно, что народы, населявшие Ханаан, были завоеваны евреями и беспощадно истреблены по повелению Божию. И это вовсе не необъяснимая жестокость, а праведный гнев Божий, наказание за чудовищное растление и поклонение греху.

Если же посмотреть на историю происхождения и значения самого слова “мат” в изначальном варианте, то оно означает “крик” громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных – “ма” и “мя” – в брачный период. В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений.


(Слайд 17)Раздел второй

«Сквернословие вредит здоровью»

Учитель. Доктор биологических наук, ученый-физик, академик Российской академии наук Пётр Петрович Гаряев, который серьезно занимается речью, словом, звуком как физическим явлением, говорит: «Надо помнить, что любое произнесённое слово — волновая генетическая программа, которая влияет на живой организм». (Просмотр видеофильма с выступлением П. П. Гаряева)

Сообщение учащегося. (Слайд 18)

Академик Петр Гаряев создал аппарат, который «переводил» человеческие слова в электромагнитные колебания, а затем исследовал, как эти колебания влияют на молекулы наследственности - ДНК. С помощью этой чудо - техники ученый решил проверить как отражаются на живом организме злые и добрые слова.

Оказалось, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливали гены, другие травмировали, подобно радиации.  Нецензурные слова были страшнее мин: они «взрывались» в генетическом  аппарате человека, искажая его наследственные программы, вызывая мутации, в конце концов, приводящие к вырождению. (Слайд 19) Во время отборной брани корежатся и рвутся хромосомы.Такпри помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свойнаследственный аппарат. Например, добрыеслова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, апроклятия, мат вызывают мутации, ведущие к вырождению.Любоепроизнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа,влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Сообщение учащегося.

(Слайд 20) Как уже доказано,наша речь - это энерговолны. Ученые доказали, что по своему строению человеческая речь и генетические структуры клеток очень похожи. И оказалось: ДНК воспринимает человеческую речь! Ее волновые «уши» прямо-таки приспособлены к улавливанию звуковых колебаний. Молитвенные слова пробуждают резервные возможности генетического аппарата. Проклятие разрушает волновые программы, а значит, нарушает нормальное развитие организма.

Еще один интересный факт. Если человек при выбросе отрицательной энергии вспоминает половые органы, это оказывает на них негативное влияние. Поэтому матерщинники рано становятся импотентами и приобретают урологические заболевания. Беда еще и в том, что необязательно браниться самому, достаточно нечаянно услышанной ругани, из-за чего страдают заболеваниями и люди, живущие в окружении сквернословов.

Сообщение учащегося.

С матерными словами связано ещё одно интересное наблюдение. В тех странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП, в то время как в России эти заболевания существуют. Интересно и то, что многих заболеваний нет у животных только потому, что они не умеют разговаривать и, тем более, ругаться матом. Матерное антислово делает человека намного хуже животного, которое никогда не сквернословит.(Слайд №»21)

Пушкин когда-то писал своей жене: «Не марай душу чтением французских романов», и не зря. Молекулы наследственности получают и акустическую, и световую информацию: молчаливое чтение доходит до клеточных ядер по электромагнитным каналам. Один текст оздоравливает наследственность, другой ее травмирует.

Известный психофизиолог, врач, член Всемирной экологической академии Леонид Китаев – Смык утверждает, что злоупотребление матом медленно, но верно ведет к гормональным нарушениям, особенно у женщин.(Слайд №»22) Косметологи заметили, что те их клиентки, которые не могут жить без мата, больше других страдают от повышенной волосатости конечностей, у них более низкий голос. Дело в том, что мат способствует выработке мужских половых гормонов.

Сообщение учащегося

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б.

Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они тоже доказали,что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит,потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения ипроявляются различные болезни.

Группа российских физиков сконструировала специальныйаппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные.В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в томчисле и бранных, ученые установили, что почти все обруганные матом семенаарабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способнымипрограммировать развитие здоровой жизни. (Слайд 23)

Во второй части эксперимента исследователи обласкали самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в благословленных семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились!

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Учитель. Подтверждение исследованиям русских ученых мы находим и у японского физика Масару Эмото (Слайд №24)

Сообщение учащегося.

Несколько лет назад японский учёный Масару Эмото поддержал открытие, сделанное российскими учеными. (Слайд 25-26) Оказалось, что замороженная вода при размораживании образует кристаллы, форму которых можно наблюдать под микроскопом. Вид этих кристаллов, в зависимости от произносимых перед ней слов, меняется от безобразной до удивительно красивых. Другими словами, вода является хранителем и носителем информации, меняющей ее свойства. Речь идёт о структурно-информационных свойствах воды — способности воспринимать, запоминать и передавать информацию.

(Просмотр фильма «Влияние слов на кристаллы воды)

Теперь вспомним, что тело человека на 80% состоит из воды и все биохимические, энергетические, физиологические, обменные процессы в организме происходят в водной среде. И от того, каковы свойства этой среды, зависит в конечном счёте, будет ли организм здоровым или больным.

Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд,словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны отскверного слова, он никогда не произнес бы его.


(Слайд №27) Раздел третий

«Мат оскверняет человека, убивает его душу»

Социальное обоснование мата

Сообщение учащегося.

(Слайд №28) Нецензурная брань задевает глубинные слои подсознания и приводит к эскалации насилия. Действительно, драки, погромы, даже убийства в состоянии аффекта никогда не сопровождаются изысканной литературной речью, но всегда самым грубым и отборным матом. У матерщинника развивается такая же зависимость от бранного слова, как у заядлого курильщика — от никотина и алкоголика — от спиртных напитков.

Кандидат философских наук С. Виноградов пишет, что повальное сквернословие – спутник кризисных времен. В качестве примера он приводит слова историка и мыслителя XVII в. дьяка Ивана Тимофеева, который среди пороков и грехов, которые привели к едва не погубившей Россию Смуте, упоминал не только ложь, лицемерие, дерзость клятвопреступлений, потерю любовного союза, ненасытное сребролюбие, безмерное употребление вина и обжорство, но и «зловонное произношение языком и устами матерных скверных слов»…

Сегодня матерный язык перестал быть непечатным, а сквернословие стало приравниваться к просто плохому поведению детей. Уже этого было бы достаточно, чтобы говорить о социальной эволюции, которую на наших глазах претерпевает мат. Но есть и еще более значительные симптомы, которые вызывают интерес у филологов и социальных психологов.

Первый – это исчезновение границ между группами, говорящими между собой на тайном, запретном для других языке. Некогда мат был тайным языком мужчин, который не употреблялся при женщинах и детях. Сами мужчины  неодобрительно относились к нарушению этого запрета. А женщины делились на тех, при ком можно и при ком нельзя. Последние считались порядочными. Ныне филологи отмечают следующий примечательный факт – границы запретов (табуирования) исчезают. Мужчины больше не оберегают женщин, женщины не стесняются употреблять мат при мужчинах и, что еще существеннее, - при детях. Можно сказать, что мы имеем дело с определенной эволюцией общества: мат перестал быть тайным языком посвященных, даже для тех, кто на нем не говорит.

Сообщение учащегося.

В Православном христианском богословии представители животного мира по сравнению с человеком называются тварями бессловесными. Язык у животных — это орган вкуса. Язык в человеческом обществе — основа как проявления отдельной человеческой личности, так и всей общественной жизни.

Слайд №29Академик Д.С. Лихачёв, отбывая в молодости срок на Соловках, создал научный труд, в котором подверг филологическому анализу воровскую речь и пришел к интересным выводам. Сквернословие не является в подлинном смысле человеческим языком. Эти «слова» воздействуют не на интеллект человека, а на чувственную часть души, т.е. подобны сигналам, которыми пользуются животные. Из этого можно заключить, что не только употреблять в своей речи, но даже слушать сквернословие вредно, т.к. можно «испортить вкус» к нормальному человеческому слову.

Слайд №30

Особенно опасно сквернословие для детей. Их интеллектуальное развитие зависит главным образом от того языка, на котором разговаривают окружающие их взрослые. Если ребёнок слышит только речь, состоящую из двух-трёх десятков слов и выражений (в основном неприличных), то ни о каком душевном и умственном развитии этого ребёнка не может быть и речи. Достигнуть впоследствии каких-либо положительных жизненных успехов ему будет стоить огромных волевых усилий.

(Об этом же и песня Светланы Копыловой)

Бездуховность – вот основная причина, как психической, так и физической патологии. Только духовное совершенствование человека может явиться защитой от различных заболеваний.



Учитель. Но как же смотрит христианство на все это? Говорит ли оно что-либо о матерной брани? Есть ли определенный взгляд, прямая заповедь церковная относительно нее? –

Сообщение учащегося.(Слайд №31)

Иоанн Златоуст говорил: “Хочешь ли знать, сколь великое зло - говорить срамное и постыдное? В самом деле, что может быть хуже и презреннее человека, бесстыдно срамословящего? Ничто не делает людей столь наглыми и бесстыдными, как когда они говорят и слушают подобные слова; ничто так легко не расстраивает нервы целомудрия, как возгорающийся от таких слов пламень. Бог вложил в уста твои благовоние, а ты влагаешь в них слова, зловоннее всякого трупа, убиваешь самую душу и соделываешь ее нечувствительною”.
Церковь даже выносила данный вопрос на обсуждение своих соборов, считая необходимым обращаться к содействию и государственной власти.


(Слайд №32)Раздел четвертый

«Культура речи – залог успеха в жизни»

Учитель

В юности роль языковой культуры понятна далеко не всем, и поэтому далеко не все могут вовремя остановиться в деле засорения собственного языка “модной” лексикой. В результате, следуя ложным идеалам “крутизны” и свободолюбия, молодые люди нередко портят себе жизнь, поскольку создают дополнительные трудности, а то и вовсе блокируют пути для собственного роста и развития как в личностном, так и в социальном отношении.Как?- спросите вы? Об этом тоже пойдет речь.

Начнем с того, что такое речевая культура.

Сообщениеучащегося

Языковая культура — способность человека осознанно, произвольно и естественно использовать основные средства языка для достижения поставленных целей общения. Языковое бескультурье, соответственно, — неспособность человека адекватно выражать свои мысли средствами языка и избегать ненужных эффектов, связанных с неправильным толкованием его речи окружающими.

(Слайд №33)Языковая культура является “входным билетом” в те или иные социальные группы, обладающие, кстати сказать, разными уровнями финансового благополучия. Чем выше уровень языковой культуры, тем в большее число групп вхож человек. Так, человек, хорошо владеющий литературным, разговорным и жаргонным языками, легко сможет общаться почти с кем угодно — от президента страны до чернорабочего и от ученого-математика до художника.

(Слайд №34)Человек же, не поднявшийся выше “блатного” языка дворовой шпаны, так всю жизнь и будет общаться только с дворовой шпаной, безработными алкоголиками и мелкими уголовниками.

Теперь подробнее о том, какиепроблемы могут возникнуть в жизни молодого человека, не владеющего в полной мере речевой культурой.

(Слайд №35) Примитивный язык формирует примитивное мышление. Язык, замусоренный грязными словами, порождает такой же замусоренный разум. Избыток в языке злых, депрессивных, безнадежных слов создает такое же злое, депрессивное и безнадежное мировоззрение. Изменить такое мировоззрение во взрослом возрасте безмерно тяжело — даже с помощью психотерапевта. Жить с таким мировоззрением — немногим легче. Такой человек, как правило, бездеятелен и безынициативен, порой откровенно туп, неприятен в общении и, как правило, быстро оказывается на «обочине жизни».

Сообщениеучащегося.

Наше подсознание — очень цепкий “хищник”. Когда человек разрешает себе “вольно выражаться” в повседневной жизни, он отдает себя ему во власть. В результате слова подбирает не сам человек, а его подсознание, которому безразлична всякая “ерунда” типа вежливости, прогнозирования последствий и пр. Когда же становится ясно, что без умения грамотно говорить — никуда, приходится не просто интенсивно учиться грамотной речи, наверстывая то, что было упущено в юные годы (некоторые даже идут на специальные языковые курсы), а вступать в самую настоящую схватку с собственным подсознанием, успевшим набрать огромную силу. Неудивительно, что переделка под силу не каждому. Многие всю жизнь так и говорят на “подростковом сленге”, лишая себя многих перспектив и передавая этот сленг своим детям.

(Слайд №36) Если говорить о том, как воспринимают окружающие любителя “выражаться”, то напрашивается аналогия с грязным человеком, распространяющим вокруг себя зловоние. Понятно, что зловонный грязнуля отталкивает от себя людей и теряет многие возможности, которые дает ему жизнь.

Парадокс сегодняшней жизни состоит в том, что, несмотря на кажущуюся популярность сквернословия, для человека, не умеющего разговаривать культурно и грамотно, закрыты очень многие двери, ведущие к жизненному успеху. Особенно если речь идет о работе в коммерческих структурах (в должностях, имеющих перспективы карьерного и финансового роста).

Например, любой менеджер по персоналу в коммерческой компании, которому приходилось подбирать молодых специалистов, может рассказать, как он отбраковывал толпы кандидатов. Причем после первых же слов, сказанных ими на собеседовании или по телефону. Причина — вопиюще низкая языковая культура, проявляющаяся в первых же сказанных ими фразах — в эмоциональном тоне, в построении предложений, в словах.

С чем связано такое повышение языковых требований, возникшее в последние 10–15 лет?

Сообщение учащегося.

Во-первых: грубый, примитивный язык, с точки зрения современного работодателя, свидетельство грубого, примитивного мышления человека, то есть человека потенциально проблемного и бесперспективного.

Такому важное дело не доверишь — откажется в самый ответственный момент, не поймет, забудет, забросит при первой же необходимости чуть-чуть подумать головой. А проблемы из-за него получишь легко и быстро — нахамит клиенту, прогуляет, создаст напряженную обстановку в коллективе. Итог: ничего интересного и перспективного такому человеку не предложат. И даже в таких профессиях, где “разговор матом” традиционно не считается чем-то предосудительным, его шансы на успех невелики: сегодня даже грузчик в солидном супермаркете должен уметь вести себя и говорить на достойном уровне — не дай бог “ляпнет” что-нибудь в присутствии покупателей.

(Слайд37)Во-вторых, сегодня ведущая позиция управления в бизнесе и в государственных учреждениях заключается в том, что каждый сотрудник должен уметь разговаривать грамотно и вежливо, потому что любой из них может оказаться вынужденным общаться с потенциальным клиентом, спонсором или иным важным лицом. И ошибка любого может стоить потери важного контакта.

Жизненные сценарии

УчительИз всего вышесказанного можно понять, как надо и как не надо себя вести и как надо и не надо говорить. Давайте рассмотрим несколько простых сценариев, по которым такая “ерунда”, как несколько вольный язык, усвоенный в детстве и юности, может постепенно разрушить жизнь или не дать ей развиться.

Сообщение учащегося.

Сценарий первый. Люди иногда не понимают друг друга и ссорятся, даже если говорят на нормальном языке. А сквернословие само по себе провоцирует на конфликт. В итоге - излишне частые конфликты, повышенная агрессивность, дурная репутация, отторжение и вражда со стороны большинства окружающих людей, озлобление, отторжение со стороны общества.

Сценарий второй. Собственное сквернословие в юности нередко создает иллюзию, будто благодаря ему ты становишься “крутым”. Любого можешь “послать”, подавить, подчинить. Вначале это действительно так. Однако сверстники, ранее попадавшиеся на эту удочку, с возрастом умнеют и начинают видеть за маской крутизны внутреннее убожество и слабость “крутого”. Естественно, на этом старые отношения заканчиваются, а новые — полезные для личной, социальной, профессиональной жизни — не возникают. В результате - полный жизненный крах, а затем либо одиночество, либо прозябание в обществе таких же неудачников-сквернословов.

Сценарий третий: сквернословие и мат — изначально примитивный язык, формирующий примитивное мировоззрение, способное ставить только простые, однозначные вопросы и требовать простых, однозначных ответов. Человек, имеющий такое мировоззрение, по самой своей природе не способен полноценно размышлять над сложными многогранными проблемами. В результате, он тоже ничего не добивается в жизни

Сценарий четвертый: разговор преимущественно на жаргоне — очень увлекательная психологическая игра, весьма популярная в подростковых группах. Она стимулирует воображение, гибкость и нестандартность мышления, дает много поводов для шуток и “приколов”, создает доверительную атмосферу в группе. Однако, как и во всякую игру, в нее можно слишком заиграться. Постепенно начинается уход от родного языка как такового. Литературный язык забывается вообще. В итоге человек теряет способность к нормальному общению на понятном большинству людей языке. А когда выходит во взрослую жизнь — сталкивается с соответствующими проблемами.

Приведу пример. Один врач-терапевт однажды пожаловался: “Как же трудно разговаривать с современной молодежью. Как будто их вообще по-русски разговаривать не учат. Приходят на прием и не могут толком объяснить, что у них болит. Двух слов связать не могут. Несут какой-то бред.

Сценарий пятый.

Недостаток языковой культурыостро дает о себе знать при поиске первой в жизни серьезной работы. Перспективных мест, не требующих опыта, всегда мало, а языковая культура кандидатов является одним из важнейших критериев, определяющих выбор работодателя.

Кандидат-сквернослов долгое время ходит по собеседованиям в поисках интересной работы, однако все безуспешно. Постепенно молодой человек впадает в уныние, у него появляется чувство собственной неполноценности, и в конце концов он соглашается на любую работу. Несколько лет работает на низовых должностях, по крупицам приобретает полезный опыт. И лишь затем благодаря ему начинает медленно подниматься по карьерной и финансовой лестнице. В итоге — спустя годы добирается до того уровня, до которого его более вежливые и культурные сверстники добрались через полгода-год после устройства на работу.

И этот вариант сценария самый оптимистичный. Часто, оказавшись в молодости на низовой бесперспективной позиции, молодой человек так и остается на этом уровне и, освоив пораженческую жизненную философию, перестает стремиться вверх.

Любой руководитель, даже очень талантливый в ведении бизнеса, но склонный сквернословить в общении со своими подчиненными, воспринимается ими как хам и из-за этого неизбежно сталкивается с текучкой кадров. Причем в первую очередь самых ценных. А это всегда тормозит развитие бизнеса, что не может не отражаться и на жизни руководителя.

Таким образом, если говорить языком психологии управления, то культура речи является для жизненного успеха своеобразным гигиеническим фактором. То есть ее наличие не слишком сильно повышает вероятность успеха, но отсутствие — резко снижает. (Слайд №38)

(Слайд №39)Учитель.

Писатель А.П. Чехов как-то сказал: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Я бы добавила: «И слово». Гармония прекрасных слов и мыслей рождает прекрасного человека. Человека, с которым хочется общаться, дружить, работать. Позаботьтесь о своих словах и поступках. Не изорвите рта злоречием! И тогда вы добьетесь в жизни и любви, и признания.

И закончить наш семинар я хотела бы словами иермонаха Романа:


Родная речь – Отечеству основа.            Храни себя: душа рождает слово –
           Великий святорусский наш язык!            Не замути Божественный родник,
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Научно – практическая конференция для учащихся 9-11 классов «Великая сила Слова

Автор: Денищук Надежда Васильевна

Дата: 29.02.2016

Номер свидетельства: 300724

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Сценарий вручения аттестатов об окончании 9-го класса"
    ["seo_title"] => string(57) "stsenarii_vrucheniia_attestatov_ob_okonchanii_9_go_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "515094"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1560834306"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Опыт патриотического воспитания в деятельности детских общественных организаций. "
    ["seo_title"] => string(96) "opyt-patriotichieskogho-vospitaniia-v-dieiatiel-nosti-dietskikh-obshchiestviennykh-orghanizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "193142"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427573476"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Разработка внеклассного мероприятия в начальной школе "Алматы - 1000 лет!""
    ["seo_title"] => string(69) "razrabotkavnieklassnoghomieropriiatiiavnachalnoishkoliealmaty1000liet"
    ["file_id"] => string(6) "319257"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460788203"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок - проект "Боремся за чистоту  русского языка""
    ["seo_title"] => string(51) "urok-proiekt-boriemsia-za-chistotu-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "268571"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450640772"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Экологическое воспитание школьников: из опыта работы "
    ["seo_title"] => string(57) "ekologhichieskoie-vospitaniie-shkol-nikov-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "227610"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440836962"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства