Мероприятие по теме "День русского языка" содержит задания по русскому языку. Задания распределены по станциям: "Теоретическая", "Практическая", "Сообразительная", "Творческая". Задания связаны не только со знаниями по разделам "Фонетика", "Лексикология", "Фразеология", но и направлены на речевые умения обучающихся, умения работать с текстом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мероприятие "День Русского языка" »
Мероприятие ко Дню русского языка
Результаты: систематизация знаний по лексикологии, фразеологии, морфологии, исправление речевых ошибок в предложении, создание условий для формирования бережного отношения к русскому языку.
Классы: 7-8.
Ход мероприятия
Мой верный друг! Мой друг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык!
В.Я. Брюсов
Приветствие.
Анализ эпиграфа. Выход на тему.
Объявление темы, целей (совместное формулирование).
2 команды, придумать название, девиз, приветствие команде-сопернице.
Задания.
Станция «Теоретическая»
У каких частей речи нет окончания? (Наречие, деепричастие)
Какую часть речи лингвисты считают самой молодой по времени появления? (Наречие)
Как называется часть слова без окончания? (Основа)
В какой части слова заключено его лексическое значение? (Корень)
Какого рода слово «тюль»?
Когда мы употребляем местоимение Вы?
Сколько гласных букв в русском языке? (10)
Сколько гласных звуков в русском языке? (6+3)
Какие части речи есть в русском языке? (Самостоятельные, служебные, особые части речи)
1 команда перечисляет самостоятельные части речи, 2 команда – служебные, за дополнительные баллы – особые части речи.
Станция «Практическая»
К словам подбери синонимы, в которых уже есть вторые буквы:
главный – 2-ая буква «с» (основной);
мощный - 2-ая буква «и» (сильный);
смышлёный - 2-ая буква «о» (сообразительный);
занимательный - 2-ая буква «н» (интересный);
прекрасный - 2-ая буква «у» (чудесный);
кроткий - 2-ая буква «м» (смирный);
скорый - 2-ая буква «ы» (быстрый);
отчётливый - 2-ая буква «п» (определённый);
притворный - 2-ая буква «ж» (лживый);
жадный - 2-ая буква «л» (алчный);
густой - 2-ая буква «а» (частый);
большой - 2-ая буква «г» (огромный);
смелый - 2-ая буква «т» (отважный);
гостеприимный - 2-ая буква «д» (радушный).
Объясни значение фразеологизмов:
взять себя в руки, в первую голову, браться за ум, не давать покоя, болеть душой, как с гуся вода, тряхнуть стариной, дело в шляпе, ломать голову, сколько душе угодно, тут как тут, поднять на смех, во все лопатки, как снег на голову, сказка про белого бычка, море по колено, играть первую скрипку, положить зубы на полку.
Объясни значение выделенных слов.
Ямщик сидит на облучке, в тулупе. (Ямщик – кучер. 2 б. Облучок – толстая деревянная скрепа, огибающая верхнюю часть саней. 2 б.)
Играют яхонты, как жар. (Яхонты – старинное название рубина и сапфира. 2 б.)
Повсюду ткани парчовые. (Парчовый – см. парча – плотная узорчатая шёлковая ткань, вытканная золотыми, серебряными нитками. 2 б.)
Пётр Иванович был известен как архивариус. (Архивариус – сотрудник архива, хранитель архива. Архив – учреждение для хранения документов. 2 б.)
Кучер был в красном кушаке. (Кушак – пояс обычно широкий, матерчатый. 2 б.)