Просмотр содержимого документа
«Материалы к олимпиаде по русскому языку в VII классе»
Материалы к олимпиаде по русскому языку в VII классе
Составила: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Несын Светлана Васильевна
На олимпиадах ученики проверяют свои знания, узнают новое. Это промежуточный этап для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Некоторые задания могут заранее даваться на дом, чтобы приобщить учащихся к работе с научно-популярной и справочной литературой по русскому языку.
Задания
Какие вы знаете словари русского языка, изданные для школьников? Напишите точное название каждого словаря: фамилию, инициалы автора, место и год издания.
Объясните этимологию слов туземец, помидор, пельмени, шахматы. Из каких языков они пришли в русский язык?
Замените словосочетания фразеологизмами, где одним из компонентов было бы слово вода.
Имеющий унылый вид; неразлучные друзья; делать бесполезную работу; скрыть следы неблаговидного дела; бесследно пропасть, исчезнуть; ничем не проймешь, все нипочем; разоблачить, уличить кого-либо.
Объясните значение омонимов.
Бобер, в Лисе души не чая,
К ней заглянул на чашку чая
И вежливо спросил: «Не помешал?»
Лиса в ответ: «Ах, что вы, друг, напротив!»
И села в кресло мягкое напротив,
И ложечкою чай он помешал.
В церковнославянском и древнерусском языках каждая буква алфавита имела свое название в виде слова. Назовите те, которые вы знаете.
Вспомните русские соответствия пословиц, смысл которых у других народов выражен таким образом:
И в хорошем огороде есть гнилые тыквы (осетинская)
И на хорошем дереве бывают плохие сучья (мордовская)
И на хорошем нефрите есть пятна (вьетнамская)
Даже в пруду с лотосами водятся лягушки (сенегальская)
Определите значение словообразовательных элементов: агро-, архи-, теле-,эндо-, моно-. Из какого языка они пришли? Приведите примеры содержащих их слов.