развивать коммуникативные умения (работа в группе)
Воспитательные:
воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников при работе в группе;
помочь осознать нравственные ценности человеческих отношений.
Оборудование: презентация, , книжная выставка,
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Постановка цели урока.
- С каким произведением мы работали на протяжении нескольких уроков?
- А сегодня на уроке мы обобщим наши знания о сказе П.П. Бажова «Серебряное копытце».
Что значит, обобщим? (1 слайд)
Добрый волшебник с Урала, Павел Петрович Бажов, Чтоб нам грустно не стало, Сказочный отпер засов. Только засов отворился, В сказку открылася дверь: Запах лесов заструился, - В мир ты волшебный поверь. Чтоб Огневушка смешная К кладам открыла нам путь, Или змея голубая, - Книги прочесть не забудь.
-Сегодня мы проведём литературную игру по этому произведению. Для этого мы разделились на две группы.
III. Литературная игра по произведению П.П.Бажова « Серебряное копытце»
1. Блиц-турнир. Кто больше и быстрее?
- Ребята сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете текст.
Каждая группа за 2 минуты ответит на вопросы.
У вас на столах шкатулочки, в которые мы будем складывать самоцветы за каждый правильный ответ .
1) Сколько лет было Дарёнке ?(6)
.2) Какой окраски была кошка девочки, Мурёнка? (бурая)
3) Из скольких веточек были рога у козлика? (5)
4) На какой ноге у козлика было серебряное копытце? (на правой передней)
5) Какое полное имя было у девочки? (Дарья Григорьевна)
6) Сколько мешков сухарей взял с собой в балаган Кокованя? (2)
7) Сколько раз Серебряное копытце показался Даренке?
8) Какого цвета были камни, которые находили люди на покосном
ложке? (зелёные)
9) Как звали отца Дарёнки? (Григорий)
10) Как Дарёнка осталась без родителей? (Они умерли) 11) Назовите фамилию Дарёнки (Потопаева) 12) Назовите прозвище старика, героя сказа (Кокованя) 13) Какая кличка была у кошки ? (Мурёнка) 14) Какая с виду была кошка (Ободранная) 15) Почему хозяйских ребятишек кошка исцарапала? (Неласковые они) 16) Чему удивилась Дарёнка при встрече с Кокованей? (Что он имя еёугадал) 17) Чем летом занимался Кокованя? (Пески промывал, золото добывал) 18) Какая была по виду Дарёнка?(Махонькая, носишко пуговкой) 19) Чем занималась Дарёнка в доме у Коковани, когда он был на работе? (В избе прибирала, похлебку да кашу варила)
2.Выборочное чтение.
1) – Прочитать как жили Кокованя, Дарёнка и Мурёнка, какое у каждого было дело. 2) – Какие припасы взяли с собой в лес Кокованя и Дарёнка? 3) – Какие наставления давала Даренка Мурёнке? 4) – Чему удивлялись соседи? 5) – Почему собаки подняли лай, когда дедушка с девочкой шли из завода? 6) – Зачем Кокованя ушел в село? 7) – Кого увидела Даренка в первый день в окне? 8) – Какое чудо увидела Даренка?
- Ребята предлагаю вам еще раз насладиться языком сказа Бажова. Я буду показывать иллюстрации, нарисованные вами дома, а вы найдите в тексте отрывок к иллюстрации и выразительно прочитаете его.
Взаимопроверка текста. Поменяйтесь работами. За правильный ответ – ставьте «+», не правильный – «–»
5. Математическая загадка
-Скажите, что обозначают эти цифры в сказе «Серебряное копытце»
2, 4, больше 10, 5
6. Охарактеризовать главных героев.
Дед Кокованя и Даренка сидят у печки. Рядом свернулась калачиком кошка Муренка. Они сидят и смотрят на огонь. Тихо и спокойно.
– Давайте охарактеризуем главных героев
Серебряное копытце: особенный, на правой передней ноге серебряное копытце, ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, рожки на пять веточек, с рожками и зимой, травой да листом кормится, зимой сено в стоках поедает, шерстка летом буренькая, а зимой серенькая, пахнет лесом.
Даренка
Кокованя
1. Семейное положение.
Сирота
1. Семейное положение.
Одинокий
2. Внешность
По шестому году, маленькая, носишка пуговкой.
2. Внешность
Старик большой да бородатый.
3. Характер
Любопытная, веселая, смелая, ласковая, трудолюбивая, любит природу, ценит красоту.
3. Характер
Веселый, ласковый, добрый, трудолюбивый, любознательный, любит природу, ценит красоту.
4. Чем занимается
В избе прибирала, похлебку да кашу варила, кукле платье шила, любила сказки слушать.
4. Чем занимается
Охотник. Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает. Мастер сказки сказывать.
Итак, у каждого было своё Доброе дело - оно направлено на благо другого человека. - Почему хорошо жили? Были и добрые слова, и добрые дела. - Общение в семье было добрым. Добрые отношения, добрые сказки. А в сказке всегда есть чудо.
- Что общего вы заметили в их описании?
Почему им так хотелось увидеть Серебряное копытце?
-Почему это чудо произошло именно с ними?
– У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает,искушает героев богатством, но они не подаются искушению, не жадничают на дармовщинку, прекрасно понимая, что богатство не синоним счастья. – Почему всё-таки “чудо” произошло именно с Дарёнкой и Кокованей? (Герои были вознаграждены за любовь и доброту, за душевность и ласку.)
7. Сравнение понятий «сказка» и « сказ».
Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование ведется от лица рассказчика. (В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно) Сказ – рассказ – сказка. - Назовите еще слова с таким же корнем. (сказочник, рассказывать, присказка, подсказка). Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда есть назидательный смысл. Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло) Рассказ – это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, в котором происходят реальные события. Получается, что в сказе сочетаются жанры сказа и рассказа. Отличие сказа от сказки Отличительные черты сказа: • Герои – люди обыкновенные. • Фольклорная первооснова. • Присутствие рассказчика – человека из народа. • Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования. Отличительные черты сказки: 1. Волшебные герои - добрые или злые. 2. Нет рассказчика. 3. Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание. 4. Не имеют реальной основы.
«Серебряное копытце» - это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность.
8. Подведение итогов игры.
Давайте посчитаем, сколько камушков у вас в шкатулочках.
IV. Итог урока.
-Какие черты характера главных героев близки вам или хотели бы их иметь?
-Какие выводы, сделанные на этом уроке вам пригодятся в жизни?
( н-р: мы разумные существа и в ответе за того кого приручили; все добро что мы делаем обязательно вернется бумерангом; относись к людям так, как хочешь чтоб они относились к тебе; главное в жизни не богатство и т.д.)
Я уверена, ребята, что мудрый сказитель Бажов для этого и писал свои книги ( показываю на выставку), чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать добрее, мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем. - Почему всё-таки “чудо” произошло именно с Дарёнкой и Кокованей? (Герои были вознаграждены за любовь иласку, за душевность и доброту.
Герои сказа заслужили это чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела. Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камень. Поэтому и была усыпана избушка драгоценными камнями.)
И я желаю вам, чтобы вы всегда шли по жизни только дорогою ДОБРА. Ведь доброта помогает людям жить, творить, делать жизнь красивой и даже прекрасной.
Как бы жизнь ни летела –
Дней своих не жалей.
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
VI. Оценивание.
-Ребята ваша работа на уроке мне очень понравилась. Все достойны отличных оценок. Но я хочу посмотреть, как вы оцениваете свою работу. Поставьте оценки в каждой группе.
YII. Рефлексия
- Ребята, на ваших столах светофорчики. Если вам понравился урок, покажи зелёный, если вам было трудно, то красный , а если вы хотите узнать еще что-то новое о творчестве П. П. Бажова, то желтый.