Лингвистический марафон для 7 классов
Цель: Дать возможность учащимся убедиться в том, насколько развиты их лингвистические способности и над чем им необходимо работать.
Задачи:
Продемонстрировать учащимся уровень их лингвистических способностей.
Развивать умения самоанализа и самооценки к творческой работе над собой.
Оборудование: компьютер, проектор.
Приветствие участников марафона.
- Добрый день, уважаемые семиклассники, знатоки русского языка! Сегодня в рамках декады Дни науки и искусства мы проводим Марафон по русскому языку, с той целью, чтобы вы смогли убедиться в том, насколько развиты ваши лингвистические способности и выявили, над чем необходимо поработать.
- В нашем Лингвистическом марафоне сегодня принимают участие команды 7 «А», 7 «Б», 7 «В», 7 «Г» классов, давайте их поприветствуем.
- А кто знает, что обозначает слово «Лингвистика»? (Наука, изучающая древние и современные языки).
-И сегодня мы с вами выступим в роли лингвистов и тоже будем изучать родной русский язык.
- Вам предстоит справиться с несколькими заданиями из различных разделов русского языка, за выполнение которых вы будете получать определённое количество баллов. Итак, в добрый путь!
1 ЗАДАНИЕ «Собери текст»
- Конечно, русский язык не может существовать без слов, из слов мы составляем предложения, а из предложений… (текст). Ваша задача составить текст из отдельных фраз.
1) В семь часов тридцать две минуты утра веселый, солнечный зайчик проскользнул сквозь дырку в шторе и устроился на носу ученика шестого класса Вольки Костылькова. 2) Волька чихнул и проснулся. 3) Сквозь дырки в брезентовых стенках пробивались тонкие столбики солнечных лучей. 4) Волька прильнул к одной из них. 5) Перед ним, словно на экране, стремительно пробегали веселые и шумные улицы, тихие и тенистые переулки, просторные площади, по которым во всех четырех направлениях двигались в два ряда пешеходы.
2 ЗАДАНИЕ «Назови одним словом»
- Каждой команде я буду по очереди читать фразу, а вы должны заменить её одним словом.
Здание, в котором учат детей – школа
Здание, в котором можно взять книгу – библиотека
Здание, в котором шьют одежду – ателье
Здание, в котором можно сделать фото – фотоателье
Здание, в котором получают высшее музыкальное образование – консерватория
Здание, в котором можно наблюдать звезды – обсерватория
Здание, выпускающее печатную продукцию – типография
Здание, где осуществляется чистка одежды – химчистка.
3 ЗАДАНИЕ «Достройте слова»
- Ваша задача достроить слова с помощью приставок пре- и при-.
…сутствовать, …ключение,
…тяжение, …влекательный,
…глашение, …вычка,
…ручать, …вязанность,
…думывать, …ятель,
…ветливый, …градить, …способление,
…кратить, …чудливый, …ветливый.
- Какой раздел лингвистики повторили? (Морфемика).
4 ЗАДАНИЕ «Подбери антоним»
- Следующая наша станция «Лексика». Вам нужно вспомнить, что такое антонимы и к каждому слову подобрать антоним. Кто быстрее.
Старший храбрость
Позже запрещать
Чистый ссориться
Белый радость
Начало помнить
Высокий центр
Умный покупать
Дальний верх
ЗАДАНИЕ «Перевёрнутое название» (конкурс капитанов)
- А теперь команды могут расслабиться, а капитанам предстоит потрудиться. Прошу капитанов выйти сюда. Вам будут зачитываться название книги абсолютно перевернуто. Подбирая синонимы, вам нужно «расшифровать» название книги. Например: Синяя бейсболка (Красная шапочка)
Квадратик (Колобок)
Мышка в босоножках (Кот в сапогах)
Белый петух, или Надземные мертвецы (Черная курица, или Подземные жители)
Огненная придворная (Снежная королева)
Кар-кар (Му-Му)
Быль об охотнике и дичи (Сказка о рыбаке и рыбке)
Ручные утята (Дикие лебеди)
Старые брюки служанки (Новое платье короля)
Черный лопух (Аленький цветочек)
Подаренная луна (Краденое солнце)
Алёнушкино счастье (Федорино горе)
Бебби – короткий носок (Пеппи – длинный чулок)
ЗАДАНИЕ «Приключения в пунктуационных джунглях»
- Найдите и исправьте пунктуационные ошибки в предложениях.
- Мороз крепчал и щипал уши лицо и руки.
- Деревья и травы летом и в начале осени сочны и свежи.
- Отколе умная бредешь ты голова?
- Ах друг любезный ты кажется прав.
Для всех: Сначала дело казалось было чересчур трудным но потом по-моему наоборот оказалось очень даже пустяковым.
ЗАДАНИЕ «Вылечите предложения»
- Укажите случаи нарушения грамматических норм (исправьте).
«Мой знакомый поэт очень хвалил ихнюю европейскую чистоту».
«Ложи, - говорю, - все взад».
«Как не хочут! Хочут, да стесняются».
Я с ей совсем не знакомый.
«Несуразные вещи»
- К сожалению, небрежное отношение к языку проявляется все чаще и людей, которые (по долгу службы), не имеют право делать такие ошибки.
(реклама)
«Лада» по цене завода.
Гарантируем похудение на 100%
Зубы? Наши стоматологи, сделают все, чтобы навсегда забыли о них!
Делаем полиэтиленовые мешки по размеру заказчика.
Фургоны. Покраска в цвет заказчика.
Пошив курток из кожи заказчика.
Сок (название) + 5 витаминов – это 10 слогаемых здоровья
Наркомания. Ломка. Недорого.
Виртуальный офис.
8 ЗАДАНИЕ «Найдите способ»
к й г а и
ы и о н б
з ч м е ю
я у ш т л
(Любите наш могучий язык. Нужно читать начиная с правого нижнего угла по вертикальным колонкам.)
9 ЗАДАНИЕ «Образуем слова»
- В два столбика записаны имена существительные. Сгруппировав их попарно, можно образовать новые слова.
Пол ежи
Банк оса
Яр точка
Вол кот
Зал рот
Бой марка
Сено рис
Кипа окно
Вес вал.
(полоса, банкрот, ярмарка, волокно, залежи, бойкот, сеновал, кипарис, весточка.)
10 ЗАДАНИЕ «Творчество»
- Составьте рассказ из заданных слов в той последовательности, в которой они записаны. (Заменять слова другими нельзя, можно использовать только словоформы).
Крокодил, девочка, платье, роза, корабль, костюм, остров, дом, радость, ключ, дерево, клад.
Подведение итогов. Награждение команд.